Осетинский святой или православный мученик
Учредитель религиозной организации традиционных верований осетин Марат Цагараев убежден, что издревле это был праздник изобилия и окончания полевых работ, и отмечается он по завершению сельскохозяйственных работ, когда заготовлено сено, убрано зерно, фрукты и овощи приготовлены к хранению. По-осетински этот праздник называется «хоры барагбон» или «баркады барагбон». Сегодня за столом в молитвах старших эти эпитеты, но уже приуроченные к Джеоргуыба, все еще звучат, хоть и не осмысленно. Этот праздник, по мнению Цагараева, и получил название «Джеоргуыба». В то же время грузинская православная церковь отмечает один из почитаемых для дней поминовения — колесование Святого Георгия. 23 ноября официально именуется в грузинском церковном календаре как Георгоба. Это же название, считает Цагараев, грузинские миссионеры перенесли и на осетинский осенний праздник изобилия.
Святилище Мыкалгабырта
Находится святилище в Уалладжыры коме (Алагирском ущелье). Согласно легенде, одному человеку Высшими силами было доверено быть в нём жрецом − дзуары лæг. Жил он недалеко от святилища вместе со своей семьей. А около святилища был медный котёл для варки пива, пиво в котором никогда не кончалось. Этим пивом и возносились молитвы Мыкалгабыртан.
ХОХЫ ДЗУАР
Ацы бæрæгбон уыдис нæлгоймæгты стырбон. Моймæцыд сылгоймæгтæ дзы архайдтой. Бæрæгбон арæзтой Хохы дзуары номыл цалдæргай хъæутæй иумæ, йæ кувæндон уыдис бæрзонд хохыл. Хохы дзуары тыххæй ацы зонæнтæ сбæрæг кодта Д. Я. Лавров, фæлæ бæрæгбон чи арæзта, кæнæ йæ кæд арæзтой,
Хохы дзуар у хæххон адæмы стырбон. Йæ кувæндон ис Нары кæмттæй иуы, Гуыркъуымты комы, тæккæ рæбинаг хъæу Тъæпæнхъæуы сæрмæ Тъеплейы цъуппы бын. Дзуары агъуыст у Нузалы аргъуаны хуызæн, ис фидар æмбонды мидæгæй. Йæ сисы гайлайы ис дзæнгæрæг, дзуары ныв, саджы сыкъатæ æмæ мысайнæгты къопп. Ацы бæрзонд кувæндонмæ куывды цыдысты Нары кæмтты æппæт цæрджытæ, Туалгомы бирæ хъæуты куывддонтæ. Алы хæдзар дæр йæ кусарты æвдасарм, арахъ, бæгæны æмæ физонæг хаста дзуары бынмæ. Сылгоймæгтæн дзуары бынмæ ссæуын нæ фæтчыдис æмæ-иу баззадысты бынæй комы, Майрæмы кувæндоны бын. Скувыны фæстæ-иу фæсивæды зард, хъазты æмдзæгъд æмæ фæндыры зæлтæ уадысты комы цæрджыты хъустыл. Тъæпæнхъæуы, Бырнацты æхгæд мусы къухбакæнæн нæ уыдис кафтмондаг фæсивæдæй. Цалдæр боны нарон хæдзæрттæ нæ цух кодтой уазæгæй. Алы хъæуæй дæр хъуыстис зард æмæ хъазты хъæр.
Возрождение древних традиции празднования Дзуары бон (фото)
Селение Борджнис расположено в 5 километрах от поселка Дзау. Здесь словно забытая человеческим вмешательством девственная природа производит на впервые попавшего сюда некое магическое действие, словно окунаешься в параллельную реальность и весь ежедневный быт кажется таким мелким и пустым на фоне этого совершенства природы.
Вот и в в этом году две семьи Бетеевых - Роланда и Юрия, организовали куывд для представителей своей фамилии. Дзуарыбон был организован в стиле народных традиций наших предков. Трое из старейших представителей фамилии Бетеевых произносили молитвы , восседая на оригинально высеченных из стволов деревьев стульях, больше напоминающих трон и круглым столом, напоминающим "Тымбыл фынг" на трёх ножках, как и во времена наших предков. Под крышей навеса был представлен некий музей под открытым небом - изображения богов из Нартского эпоса - Уастырджи (покровитель воинов и путников ), Уацилла (плодородия ), Тутыр (зверей), Фалвара (покровитель домашнего скота) и т. п. Это все непроизвольно обогащало всех присутствующих, вызывая в них гордость за нашу историю. После того, как каждая семья помолилась Дзуару , произнесли куывд со стаканом осетинского домашнего пива и зажгли свечи, люди сели за стол.
Тылаттатæ Чермены зараг
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Æрнæджытæ, гæмæхтæ.
Черменæн дзы хай равзæрстой:
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Цъыфдзæстытæ, къæдзæхтæ.
Бадти йæ мад æнкъардæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Арты фарсмæ къонайыл:
«Сайдзысты дæ мæнгардæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Ма-иу баууæнд Хъобаныл».
Куы фæтæрсон æз мe знæгтæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Мæ хъару ’мæ мæхæдæг,
{Уæд фæхъæуон æз мe ’мгæрттæй,
Ой, уæрæйдæ, уæй!
Хæрам мын уæд дæ фæдæг!} x2
ИЧЪЫНА
В Южной Осетии 21 сентября празднуют Рождество Пресвятой Богородицы
Этот праздник известен с IV века. Все древнейшие памятники духовной письменности Востока и Запада свидетельствуют о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, святая равноапостольная царица Елена построила храм в честь и память Рождества Пресвятой Богородицы. Указания на этот праздник находятся в писаниях святителя Иоанна Златоуста. Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (V век), написал некоторые песнопения на богослужение в праздник Рождества Богородицы, которые мы можем слышать в храмах и в наши дни.
Видео репортаж с празднования в святилище "Реком"
К Реком обращались с просьбой послать богатый урожай, удачный сенокос и охоту. Реком являлся многофункциональным божеством, кроме просьб, связанных с сельским хозяйством, к нему обращались для исцеления от болезней и защиты от злых сил. Культ почитания Реком был широко распространен в Алагирском ущелье и праздник, посвящённый Реком, отмечался в июне. Во время этого праздника, который длился целую неделю, совершалось жертвоприношение Реком многочисленного скота. При жертвоприношении могли присутствовать только мужчины, потому что святилище Рекома являлось центром культа Уастырджи, являвшегося покровителем мужчин.
Священный Реком
http://www.youtube.com/watch?v=bCwAvfC1HU8[/center]
Празднование Дауджытæ как отголосок глубокой старины
Дауæг, дауджытæ (дух, покровитель) - в религиозном воззрении осетин общее наименование всякого рода небесных сил. Под Дауджытæ обычно подразумевается не какое-то определенное божество, а весь сонм покровителей природного мира. В числе других древних святых они постоянно упоминаются в осетинской мифологии, нартовских сказаниях и молитвах как небесные духи низшей категории, в отличие от духов высшей категории (Уацилла, Фæлвæра).
Праздник в честь Дауджытæ отмечается и сегодня, он обычно приходится на субботу или воскресенье июня. Но бывают и исключения. Например, в селении Ерцо Кударского ущелья празднество справляется во вторник.
Колонка редактора газеты "Южная Осетия"
Собственно говоря, раньше период празднования начинался уже в воскресение, предшествовавшее началу Великого поста. В этот день сельское общество закалывало откормленного быка, чтобы вдоволь полакомиться мясом перед длительным воздержанием. Но полный запрет не наступал сразу. В начальный период Великого поста еще можно было есть рыбу и пироги, что также было учтено. Тогда отмечалось празднование «Тутырта». Интересно оно проходило в селении Уанел (Ванел) Дзауского района. Селение это расположено на Транскаме, да и раньше эта дорога была оживленным трактом, соединяющим горные села с Цхинвалом. Так вот, с воскресенья по пятницу любой путник, проезжающий через село, становился пленником хлебосольных хозяев. Но если вы ненароком проезжали через Уанел в пятницу - то быть вам битым. Такая уж была традиция.
Сегодня отмечается день святых мучеников Сукиасянцев
Между тем, лишившись царя, Армения через несколько лет была разорена, поскольку сын Вагарша Артаван и армянский царь Хосров были убиты персидским царем. Движимый местью за отца, он [Шапух] хотел погубить Армению и говорил: «Опустошу страну сию и тем отомщу ей по обычаю отцов моих». И, набрав войско, стал он разорять и опустошать области Армении.
АБОН У БЫНАТЫХИЦАУ
С Рождеством Христовым!
Открытки анимация С Рождеством
Леонид Тибилов подписал указ об утверждении календаря праздничных дней
Согласно документу праздничными днями в Южной Осетии являются:
1-6 января – Новогодние каникулы
7 января – Рождество Христово
13 февраля – День работника уголовно-исполнительной системы
23 февраля – День защитника Отечества
8 марта – Международный женский день
17 марта – День работника торговли, бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства
8 апреля – День Конституции
- День Пасхи (по церковному календарю)
21 апреля – День науки
26 апреля – День работника промышленности и транспорта
1 мая – Праздник весны и труда.
Джеоргуыбайы бон!
Уастырджийы бæрæгбон ирон адæм кодтой æмæ кæнынц, Майрæмыкуадзæнæй дыууадæс къуырийы куы рацæуы, уый фæстæ, æмæ вæййы ноябры дыккаг æмбисы. Райдыдта-иу уый æмæ-иу ахаста иу-дыууæ къуырийы бæрц. Ирыстоны хæххон хъæуты (Цæгаты дæр æмæ Хуссары дæр) Уастырджийы номыл кувæндæттæ ис алы ран дæр. Уыдонæй се ’ппæтæй зындгонддæр уыдысты Рекомы дзуар (Цъæйы комы), Ныхасы Уастырджи (Уæлладжыры комы), Дзывгъисы дзуар (Куырттаты комы), Найфат (Дзомагъы), Джеры дзуар (Джеры комы), Къуайсайы дзуар (Къуыдаргомы), Дигори изæд (Дыгургомы).
В Южной Осетии 21 сентября празднуют Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии празднуется церковью как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете.
РАЙСОМ У МАЙРÆМ КУАДЗÆН
В.Абаев «Историко-этимологический словарь осетинского языка»
Majræm | Majræn: Мариам, богоматерь. Из семитического Mariam евр., сир., араб. Mariam
Majræmy kwaʒæn | majrænti kowwaʒæn: праздник Успения
Буквально «разговенье (kwaʒæn) богоматери», так как в день Успения разговлялись после двухнедельного предшествующего поста.
Майрæмы куадзæн ирон адæммæ уыд тынг зындгонд æмæ кадджын стырбон. Афтæ у ныр дæр. Аразынц æй 28 августы, зæронд нымадæй 15 августы. Мады Майрæмы номыл кувæндæттæ Ирыстоны хæххон хъæуты бирæ рæтты ис: Зруг гомы (Хозиты Майрæм), Цъæйы комы, Чеселтгомы, Мæздæджы æмæ а. д. Культон бынæттæ вæййынц хицæнæй иу бæлас, дурты цæнд, хохы цъупп (Арвыкомы — Мады хох). Ацы стырбоны фæкувынц мæрдтæн, уымæ гæсгæ йæ Мæрдты бон дæр хонынц.
Смотреть всем. Правила поведения в святых местах
АБОН У ХЕТӔДЖЫ КЪОХ
Сом у ДАУДЖЫТӔ
КУАДЗÆН
Религия Осетин
Пять сестер Аланского женского монастыря приняли монашеский постриг
В преддверии великого праздника Рождества Христова, в Богоявленском Аланском женском монастыре произошло знаменательное событие: сразу пять сестер обители приняли монашеский постриг.
В присутствии игумении Нонны, старших сестер и постоянных прихожан монастыря священные монашеские обеты принесли четыре инокини — Анастасия (Плиева), Неонилла (Дзицоева), Любовь (Мамиева), Елисавета (Икаева), и послушница Елена (Кулумбекова).
ДАУДЖЫТÆ
Ирон адæмон бæрæгбонты ‘хсæн ахсджиаг бынат ахсы Дауджыты стырбон. Уый дæр нымад у, ирон адæмы хæдзарадон-культурон царды гуылфæны чи равзæрд, ахæм сыгъдæг ирон бæрæгбоныл, кæнынц æй июны мæйы. Иуæй-иу этнографион æрмæджытæ куыд амонынц, афтæмæй Дауджыты стырбон ирæттæ арæзтой хуымгæрдæнты-найгæнæнты заманы дæр. Йæ боныл Ирыстоны фылдæр хъæуты нымад цыдис дыццæг. Дзомагъгомы йæ кодтой æнæмæнг хуыцаубоны. Дауджыты стырбон тынгдæр зыдтой Цъалагомы, Къуыдаргомы, Куырттаты, Уæлладжыры æмæ Дыгургомы. Стырбоны куывд кодтой, куыд алчи хицæнæй, хæдзары куывд, афтæ æнæхъæн хъæуæй иумæ дæр. Дауджыты бæрæгбон цы бардуæгты номыл арæзтой, цахæм динон нысан, функци йын уыд, уый фæдыл ахуыргæндтæм нæй иу æмхуызон хъуыды. Г. Ф. Чурсин Дауджыты стырбон хоны бынæттон, ома Кавказы равзæргæ бæрæгбон, фæлæ йын йæ функцион нысан раст нæ фæлгъауы: хæхтæ æмæ, дам, къæдзæхтæн цыт кæныны стырбон у. Зæрæдты хъуыдымæ гæсгæ, Даудхсыты стырбон арæзт цыдис хор æмæ тыллæгæрзады бардуаджы номыл, кæнгæ та йæ кодтой уалдзыгон куыстыты фæуд æмæ хуымты фыццаг æвзарты фæзынды цытæн.
Светлое Христово Воскресение
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Назвать Пасху праздником, даже самым большим праздником - слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события в мировой истории. В этот день все человечество, а значит - каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит - "переход", и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году. В Пасхе - вся суть христианства, весь смысл нашей веры.
Назван же так этот праздник, торжественнейший из праздников, в ветхозаветной Церкви - в воспоминание исхода сынов Израилевых из Египта и вместе с тем избавления их от рабства, а в Церкви новозаветной - в ознаменование того, что Сам Сын Божий, чрез Воскресение из мертвых, перешел от мира сего к Отцу Небесному, от земли на Небо, освободив нас от вечной смерти и рабства врагу, даровав нам "власть быть чадами Божиими".