«Узунаг» – почитаемый праздник в селе Вакац
Более ста лет назад, по преданию, сюда явился святой Уастырджи. Первым его увидел молодой парень Узунаг, сын бедного горца Фарна. Место, где побывал святой, отец и сын благоустроили, возвели из камней небольшую часовню, а Узунага селяне причислили к лику святых. С тех пор ежегодно в середине июля отмечается «Узунаг».
Как рассказал корреспонденту «СО» старейший житель Вакаца Лалау Хадаев, отметивший в день праздника свой 85-й день рождения, к святилищу женщины не ходили.
Границы Северной Осетии облетят с православными святынями
Пресс-конференция прошла на территории Кафедрального собора Святого Георгия. Василий Шауэрман рассказал о Крестном ходе, который впервые состоится 17 июля, в день памяти святых Царственных Страстотерпцев – семьи последнего императора России Николая II. Параллельно с Крестным ходом пройдет облет границ Северной Осетии с православными святынями.
Жители Северной Осетии отметили праздник Реком
Реком массовый праздник с танцами и традиционным застольем. Важнейшая, сакральная часть праздника, отмечаемого в Горной Санибе, восхождение к святилищу Малый Реком, расположенному на вершине горы. Сначала паломники, это обязательно мужчины, переходят горную речку Кауридон с прозрачной водой. Для многих она, своеобразное напоминание того, что к святому месту надо идти с чистыми помыслами. К Рекому подходят босыми. С собой несут традиционные три пирога и пиво, для того, чтобы совершить обряд их освящения. Молят Бога о здоровье, мире и благополучии. Путь на вершину продолжительный и трудный. Но на священной земле усталость, на самом деле исчезает.
Сегодня день Святой Троицы.(Кæрдæгхæссæн )
Сегодня, на пятидесятый день после Пасхи, православная церковь празднует день сошествия Святого духа на апостолов - день Святой Троицы.
В этот день в храмах совершается одна из наиболее торжественных и красивых служб в году. После литургии служится великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие сошествие Святого Духа, а священник читает три специальных пространных молитвы о Церкви, о спасении всех молящихся и о упокоении душ всех усопших.
Кто он, Святой Хетаг?
Посвящается Дню памяти великомученика Георгия Победоносца (6 мая)
О том, как легенда о Святом Хетаге связала осетин и адыгов
Каждый год во второе воскресенье июля в окрестностях рощи Хетага (осет. — Хетæджы къох) жители Северной и Южной Осетии празднуют священный день Хетага. Эта роща, почитаемая осетинами как святое место, расположена в Алагирском районе Северной Осетии у трассы Владикавказ—Алагир. Она практически идеально круглой формы и занимает площадь около 13 га (островной реликтовый лес).
Благодатный огонь впервые доставлен в Южную Осетию
Благодатный огонь возгорелся в храме Гроба Господня в Иерусалиме, его частицу получила и российская делегация Фонда Андрея Первозванного, возглавляемого В.И. Якуниным.
В аэропорту "Внуково" среди встречавших благодатный огонь находился Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Южная Осетия в Российской Федерации Д.Н. Медоев в сопровождении сотрудников Фонда. По прилету делегации Благодатный огонь был получен и наутро 4-го апреля отправлен в Южную Осетию.
Сретение Господне. Великий пост
15 февраля православные христиане отмечают один из великих православных праздников - Сретение Господне. События праздника Сретения имеют свою предысторию. Согласно Преданию, еще за 270 лет до Рождества Христова жил святой Симеон, который состоял в числе 70 переводчиков (толковников), которые переводили священные книги Библии с еврейского на греческий язык для библиотеки египетского царя Птоломея Филадельфа. Св. Симеон при переводе пророчества Исайи о рождении Еммануила (Мессии) от Девы усомнился в точности пророчества и хотел исправить слово "дева" на "жена". Но тут же он получил весть от Духа Божия, что он не умрет до тех пор, пока не увидит исполнения этого пророчества. Святой старец в течение долгих лет жил ожиданием исполнения этого пророчества до Рождества Христова.
Урсы къуыри Ирыстоны
В очередном выпуске передачи ГТРК «Ир» об осетинских традициях рассказывается о том, как наши предки справляли Урсы къуыри, совпадающий по времени с православной Масленицей.
Урсы къуыри празднуют в Осетии
В воскресный вечер готовили праздничный стол, на котором последний раз перед Пасхой ели мясную пищу. Как правило, ее готовили из мяса соответствующих жертвоприношений предыдущих дней. В понедельник население держало пост до вечера, а потом готовили ужин, состоявший только из кисломолочных продуктов, выпечки, яичницы. Этот день назывался Фæстаг Аларды / Алардыйы комбаеттаен.
В Северной Осетии состоялось массовое Крещение на реке Фиагдон
С утра в церквях Владикавказа многолюдно - верующие приходят на праздничное богослужение. У каждого в руках бутылки для освященной воды. По учению церкви, святая вода способна исцелять от болезней и очищать от духовных грехов.
Частью священной реки Иордан в Крещение становится и небольшая горная река Фиагдон в Северной Осетии. Святой водой из нее стараются наполнить всю имеющуюся тару. В 100 метрах от Фиагдона расположен Аланский Свято-Успенский мужской монастырь - самый высокогорный в России. Эта обитель стала одним из духовных центров Северной Осетии.
Святое Богоявление
Крещение Господа Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста. В пятнадцатый год правления кесаря Тиверия в Риме, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, пророк Иоанн, сын Захарии и Елисаветы, родственницы Пресвятой Девы Марии, повинуясь повелению Божию, выступил с проповедью покаяния. До того времени он жил в пустыне и вел строгую подвижническую жизнь. Иоанн возвещал народу о скором пришествии Спасителя мира и проповедовал крещение покаяния для получения от Бога прощения грехов. "Покайтесь! - говорил он, - ибо приблизилось Царство Небесное". К пророку Иоанну приходили жители Иудеи и других мест и крестились в реке Иордане, исповедуя свои грехи.
в Cеверной Осетии пройдет массовое Крещение на реке Фиагдон
Сегодня православные России празднуют крещенский сочельник. Центром торжеств в Северной Осетии по традиции станет Успенский мужской монастырь в Фиагдонском ущелье республики. Здесь Божественную литургию и чин великого освящения воды совершит Архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
В праздничную ночь на Фиагдон (эту реку называют Кавказским Иорданом- примечание автора) по традиции съезжаются несколько тысяч верующих не только из Северной Осетии, но и из других регионов России. Тех, кто решил совершить обряд омовения, не страшит ни минусовая температура, ни ледяная вода горной реки.
Осетинские праздники
В статье использованы материалы книги Гастана Агнаева "Осетинские обычаи".
Еще несколько слов о Святом Георгии
Джеоргуыба - неделя поклонения Уастырджи
Уастырджи - популярнейшее божество осетинского пантеона.
В посвященных ему легендах он рисуется как всадник на белом коне в белой бурке. Уастырджи считается мужским божеством, женщинам запрещалось вслух произносить его имя, они почтительно называли его богом мужчин. Уастырджи является покровителем путников, защитником бедных и обездоленных, наставником молодежи. Он наделен также чертами солнечного божества. Где бы осетин ни был и что бы с ним ни случилось, он обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин.
В Осетии отмечают Дни Уастырджы
Мероприятия по этому случаю будут проходить в течение недели. По древней традиции во всех домах пекут три пирога, совершается жертвоприношение, за столом собираются представители всего рода, и старшие возносят молитвы к Всевышнему с просьбой о мире, процветании и благополучии Осетии. Праздник отмечается всеми жителями Осетии, вне зависимости от национальности.
Праздник длится неделю с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джиуаергуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи и поручает его попечительству свою семью.
Рождество Пресвятой Богородицы
Пресвятая Богородица особо почитается в Южной Осетии. На территории республики очень много Храмов построено именно в честь Рождества Богородицы.
Этот праздник известен с IV века. Все древнейшие памятники духовной письменности Востока и Запада свидетельствуют о праздновании Рождества Пресвятой Богородицы. По преданию, святая равноапостольная царица Елена построила храм в честь и память Рождества Пресвятой Богородицы. Указания на этот праздник находятся в писаниях святителя Иоанна Златоуста. Святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (V век), написал некоторые песнопения на богослужение в праздник Рождества Богородицы, которые мы можем слышать в храмах и в наши дни.
В Северной Осетии покрестились более 1200 человек
Впервые массовое крещение состоялось в Аланской обители в сентябре 2005 года, когда здесь приняли крещение более тысячи человек. С тех пор массовое крещение повторяется ежегодно, а людей, приезжающие принять таинство, становится все больше. Последние два года массовое крещение приурочено к престольному празднику Аланского женского монастыря, дню памяти святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
Установлен Крест Господень у въезда в Южную Осетию
В 9 часов утра желающих принять участие в мероприятии освящения тоннеля и установления Креста у Церкви, ждали 2 автобуса. По пути к тоннелю был совершен краткий молебен в Храме святого Тирона, расположенном в селе Уанел
В Москве состоятся массовые гуляния в честь празднования Дня Святого Хетага
В программе: Кувд; песни и танцы (осетинские, русские и другие); спортивные состязания; игры; выступление конников. В празднике принимают участие: Феликс Царикати, Зарина Малити, Ахсар Дзарагасов, Зарина Бугаева, Жанна Плиева, Дзерасса Туганова, Анатолий Дзиваев, Вадим Цаллати, Центр эстетики «Катюша» и другие.
Дорогие соотечественники, приглашаем вас принять участие в общенародном празднике. По древней доброй осетинской традиции вы можете принести и освятить молитвой старшего приготовленные дома три пирога.
Начало мероприятий в 12 часов, торжественное открытие в 14 часов 45 минут. Справки по телефонам: 8-499-973-17-23; 8-499-973-30-31. СХЕМА ПРОЕЗДА
БАЛСАГ
Мифический персонаж осетинского нартовского эпоса, обладатель все сокрушающего огненного колеса – колеса Балсага. По указанию бога-солнца Хура Балсаг отправляет на землю свое огненное колесо, которое убивает знаменитого нарта Сослана, оскорбившего дочь солнца; в некоторых вариантах колесо Балсага убивает и другого нартовского героя – Батраза.
ГАЛАГОН
КУЫРДАЛАГОН
Уациллайы стырбон
ДОНБЕТТЫР
Донбеттыр считался покрвителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные обряды (подобно тому, как было с Афсати). Надо полагать, что в древние времена у осетин существовал и более обширный культ Донбеттыра, отмечавшийся особым праздником "Кае ф т ы к у ы в д".
Возможно также, что осетинское название месяца октябрь - К ае ф т ы м ае й - восходит также к древнему культу рек и морей и их обитателей. С верованием в водяного духа связано и верование в существование водяных девиц (доны чызытае ), считавшихся дочерьми Донбеттыра. abon.by.ru
АФСАТИ
Афсати посвящено много народных песен, он является также героем различных сказаний. Образ Афсати, которым он наделен в фольклоре, еще раз свидетельствует о значительном распространении охотничьего занятия среди осетинского населения на протяжении веков.
На охоте нельзя было показывать на какой-либо предмет пальцем, чтобы не обидеть Афсати. Поэтому охотник-осетин должен был в случае нужды указать на предмет или зверя кулаком. Нарушившего запрет ударяли палкой по пальцам, приговаривая "Да обретешь ты благоволение Афсати. Не коли Глаз доброго Афсати!".
САФА
Очаг - святилище семьи, алтарь, у которого потомки приносили предкам жертвы, посвящали им поминальную пищу. У очага совершались и освящались важнейшие события в жизни семьи, все ее начинания. Очаг служил символом единения семьи, неразрывности рода. Очагом как святыней клались, под защиту его приходил даже враг, кровник семьи.
Надочажная цепь как принадлежность очага сделалась также священной. Более того, она объединила в себе всю совокупность понятий об очаге, перенесла на себя целиком его значение.
ФАЛВАРА
Скотоводческое хозяйство породило также многочисленные верования и обряды. Покровителем домашнего (мелкого рогатого) скота считался Ф ае л в аер а.
Он представляет искаженное название христианских святых Флор и Лавр, считавшихся покровителями домашнего скота. Но Фалвара, являясь по сути древнеосетинским языческим божеством-покровителем домашнего скота, а именно овец, не потерял своих первоначальных функций. Он имел свой особый культ.
Овцеводческому хозяйству, как известно, самый большой урон наносили волки, которые имели тоже своего покровителя - Тутыр.http://abon.by.ru
УАЦИЛЛА
Уацилла - аграрное божество уже более развитого культа: он не только покровитель хлебных злаков, но и всего земледельческого труда, а также повелитель стихийных сил природы - грома, молнии и дождя. К нему обращались с молениями, чтобы хорошо уродился хлеб.
Уацилла имеет сложную природу. По мере развития хозяйства и мировоззрения древних предков он объединил в себе кроме указанной функции еще и функции других божеств или духов, влиявших в той или другой степени на результаты земледельческого труда. Под именем "Уацилла" очевидно скрывается древнеосетинское божество природы. http://abon.by.ru/