Еще несколько слов о Святом Георгии
7 декабря 2009 Религиозные праздники [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [7121 просмотр]
О жизни святого Георгия известно весьма мало достоверного, многое противоречиво, но сопоставление разных источников позволяет утверждать, что родился он в древней Каппадокии, ставшей регионом массового туризма современной Турции. Всякий, побывавший там, имеет возможность ознакомиться с катакомбами скрывавшихся от нашествий христиан, с множеством катакомбных церквей, культура которой наложила отпечаток на дальнейшее развитие христианства. Из Каппадокии же происходят и многие из тех, кого причисляют к Отцам церкви. И в Южной Осетии, если поговорить со здешним иеромонахом Серапионом, сохранились следы отправления христианами культа той эпохи, когда богослужение велось стоя на коленях. Так что родился Георгий, скорее всего, в каппадокийской христианской семье во второй половине III века, правда, год рождения неизвестен. Различные спекуляции на этот счёт опускаем.
Вполне вероятно, что Георгий был талантливым военачальником, который, как говорится в апокрифической литературе, со временем дослужился до тысячника или, по-гречески, хилиарха, что соответствовало, вероятно, старшему центуриону. Поклонение святому Георгию в Сирии и общая канва исторических событий позволяет предположить, что он участвовал в сирийском походе Диоклетиана, очистившего в 290 году Сирию от арабов (аравийских бедуинов). В 299 году Диоклетиан вновь прибыл в Северную Сирию, возвращаясь с войсками, шедшими из Персии после войны с нею. Известно, что в тот период он занялся укреплением восточной границы и, вероятно, в силу этого в 303 году мы обнаруживаем Георгия в палестинском Диосполисе или, как он впоследствии назывался, Лидде, что под нынешним Тель-Авивом. В Диосполисе 6 мая (23 апреля по старому стилю) того же года он был казнён за веру в Христа. 303 и 304 годы были временем диоклетиановых гонений на христиан, а погиб Георгий в их самом начале. Это совпало с более продолжительным периодом борьбы с христианством нового для Рима верования - митраизма, имевшего все признаки тайного мужского союза, весьма распространенного в римской армии и вместе с ней распространившегося от Англии до нынешнего Таджикистана. При этом считается, что в Италию митраизм принесли легионеры, служившие в Месопотамии и воспринявшие его от персов. Это молодое верование тогда успешно конкурировало с христианством и, как это нередко случается в подобных ситуациях, вступило с ним в противоборство, а Диоклетиан симпатизировал митраизму, хотя митраисты и называли себя участниками персидских мистерий. И это при том, что персы были врагами римлян. Примеры жестокого искоренения христианства в римской армии известны: помимо Георгия, это - 40 севастийских мучеников-легионеров, перебитых в Себастии (современный город Сивас в Турции) за приверженность к вере, это и покровитель греческого Трапезунта (теперь турецкий Трабзон) святой Евгений, командир в римском легионе в городе Сатале (сейчас одноимённая деревня в турецкой провинции Эрзинджан на развалинах города и стоянки легиона). Есть и другие случаи истребления за веру легионеров-христиан.
Культ почитания святого Георгия возник достаточно рано и широко распространился. Святой почитался католиками и православными, особенно Византией, позднее Англией, Грузией, Литвой, Мальтой, Палестиной, Сербией, другими известными читателю странами. Есть свидетельства о паломничестве к его могиле в Лидде уже в V веке. Византийцы воздвигли над ней храм, разрушенный в 1010 году. Особо святой Георгий почитался крестоносцами, которые, завоевав город в 1099 году, построили рядом с развалинами старого храма новый, разрушенный курдом Салах-ад-Дином в 1191 году, успешным объединителем арабов. Сейчас над развалинами византийской церкви стоит мечеть, а над развалинами церкви крестоносцев греческий православный храм, в крипте которого показывают могилу святого Георгия. Легенда об убийстве им змея и спасении от него девицы (или даже целого народа сам по себе весьма распространённый сюжет у многих народов) родилась, по-видимому, в эпоху крестовых походов как чудо, совершённое им после смерти. Символом святого Георгия стал красный крест на белом фоне, использовавшийся крестоносцами, а традиционным изображением - всадник, убивающий копьём дракона. Эта фигура присутствует в гербе России и Москвы.
В русском языке греческому имени Георгий соответствуют Юрий и Егор. Юрьев или Егорьев день - церковные праздники, отмечаемые в память святого Георгия. Причём их два - весенний, отмечаемый 6 мая, и осенний - 26 ноября. С осеннего Юрьева дня крепостным на Руси разрешалось переходить от одного феодала к другому. В Юрьев день 26 ноября 1769 года Екатериной II был учреждён военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, упразднённый в 1917 году и учреждённый вновь в 2000 году для награждения военнослужащих за подвиги в боях при защите Отечества. В связи с операцией российских войск по принуждению к миру в Южной Осетии президент России изменил его статут, позволяющий теперь награждать и за подвиги в боевых действиях на территориях других государств при поддержании или восстановлении мира и безопасности.
Вполне вероятно, что Георгий был талантливым военачальником, который, как говорится в апокрифической литературе, со временем дослужился до тысячника или, по-гречески, хилиарха, что соответствовало, вероятно, старшему центуриону. Поклонение святому Георгию в Сирии и общая канва исторических событий позволяет предположить, что он участвовал в сирийском походе Диоклетиана, очистившего в 290 году Сирию от арабов (аравийских бедуинов). В 299 году Диоклетиан вновь прибыл в Северную Сирию, возвращаясь с войсками, шедшими из Персии после войны с нею. Известно, что в тот период он занялся укреплением восточной границы и, вероятно, в силу этого в 303 году мы обнаруживаем Георгия в палестинском Диосполисе или, как он впоследствии назывался, Лидде, что под нынешним Тель-Авивом. В Диосполисе 6 мая (23 апреля по старому стилю) того же года он был казнён за веру в Христа. 303 и 304 годы были временем диоклетиановых гонений на христиан, а погиб Георгий в их самом начале. Это совпало с более продолжительным периодом борьбы с христианством нового для Рима верования - митраизма, имевшего все признаки тайного мужского союза, весьма распространенного в римской армии и вместе с ней распространившегося от Англии до нынешнего Таджикистана. При этом считается, что в Италию митраизм принесли легионеры, служившие в Месопотамии и воспринявшие его от персов. Это молодое верование тогда успешно конкурировало с христианством и, как это нередко случается в подобных ситуациях, вступило с ним в противоборство, а Диоклетиан симпатизировал митраизму, хотя митраисты и называли себя участниками персидских мистерий. И это при том, что персы были врагами римлян. Примеры жестокого искоренения христианства в римской армии известны: помимо Георгия, это - 40 севастийских мучеников-легионеров, перебитых в Себастии (современный город Сивас в Турции) за приверженность к вере, это и покровитель греческого Трапезунта (теперь турецкий Трабзон) святой Евгений, командир в римском легионе в городе Сатале (сейчас одноимённая деревня в турецкой провинции Эрзинджан на развалинах города и стоянки легиона). Есть и другие случаи истребления за веру легионеров-христиан.
Культ почитания святого Георгия возник достаточно рано и широко распространился. Святой почитался католиками и православными, особенно Византией, позднее Англией, Грузией, Литвой, Мальтой, Палестиной, Сербией, другими известными читателю странами. Есть свидетельства о паломничестве к его могиле в Лидде уже в V веке. Византийцы воздвигли над ней храм, разрушенный в 1010 году. Особо святой Георгий почитался крестоносцами, которые, завоевав город в 1099 году, построили рядом с развалинами старого храма новый, разрушенный курдом Салах-ад-Дином в 1191 году, успешным объединителем арабов. Сейчас над развалинами византийской церкви стоит мечеть, а над развалинами церкви крестоносцев греческий православный храм, в крипте которого показывают могилу святого Георгия. Легенда об убийстве им змея и спасении от него девицы (или даже целого народа сам по себе весьма распространённый сюжет у многих народов) родилась, по-видимому, в эпоху крестовых походов как чудо, совершённое им после смерти. Символом святого Георгия стал красный крест на белом фоне, использовавшийся крестоносцами, а традиционным изображением - всадник, убивающий копьём дракона. Эта фигура присутствует в гербе России и Москвы.
В русском языке греческому имени Георгий соответствуют Юрий и Егор. Юрьев или Егорьев день - церковные праздники, отмечаемые в память святого Георгия. Причём их два - весенний, отмечаемый 6 мая, и осенний - 26 ноября. С осеннего Юрьева дня крепостным на Руси разрешалось переходить от одного феодала к другому. В Юрьев день 26 ноября 1769 года Екатериной II был учреждён военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия, упразднённый в 1917 году и учреждённый вновь в 2000 году для награждения военнослужащих за подвиги в боях при защите Отечества. В связи с операцией российских войск по принуждению к миру в Южной Осетии президент России изменил его статут, позволяющий теперь награждать и за подвиги в боевых действиях на территориях других государств при поддержании или восстановлении мира и безопасности.
Олег ЛОГИНОВ
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.