Джеоргуыба - неделя поклонения Уастырджи
Уастырджи - популярнейшее божество осетинского пантеона.
В посвященных ему легендах он рисуется как всадник на белом коне в белой бурке. Уастырджи считается мужским божеством, женщинам запрещалось вслух произносить его имя, они почтительно называли его богом мужчин. Уастырджи является покровителем путников, защитником бедных и обездоленных, наставником молодежи. Он наделен также чертами солнечного божества. Где бы осетин ни был и что бы с ним ни случилось, он обязательно заручится поддержкой Уастырджи. А уж за пиршественным или свадебным столом второй тост непременно произносят во славу покровителя мужчин.
Люди наделили любимое божество лучшими человеческими качествами и называют его "золотым", "золотокрылым", "доблестным" и т.д. В воображении людей он предстает высоким, стройным мужчиной, восседающим на белом коне.
Образ Уастырджи пришел к нам из нашего далекого прошлого, от наших предков-нартов. Уастырджи дал жизнь и героине нартовского эпоса - Сатане, являющейся олицетворением мудрости и красоты осетинской женщины.
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, такого селения, где бы не было святилища в честь Уастырджи. Особенно известны Реком, Згъудеры дзуар, Ныхас, Коб, Роща Хетага, Джер, Дзывгис и др.
Уастырджи был так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходится этот праздник, называли "Джеоргуыбайы мæй" и так как праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название "Уастырджийы къуыри" - "Неделя поклонения Уастырджи". Начинается он в воскресенье с заклания быка, которого специально откармливают к этому дню.
Праздник длится неделю - с воскресенья по понедельник. В понедельник устраивают проводы Джеоргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджи и поручает его попечительству свою семью. Просит здоровья и счастья младшему поколению и высказывает пожелание встретить следующий праздник еще более достойно, с большими почестями. Обилие за праздничным столом с ритуальными тремя пирогами - тоже традиция.
Джеоргуыба приходится на осень, когда собран хлеб и закончены все осенние работы: начинается время отдыха, время свадеб и куывдов.
Джеоргуыба стал национальным всеосетинским праздником. Каждая семья готовится к нему заранее. В каждом доме, в зависимости от достатка приносят жертву в честь праздника, приглашают друзей, соседей, родственников.
Йае хорзаех уeае уаент!
М. ГУЫБЕТЫ
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.