Обращение Левитана 22 Июня 1941 года. Объявление о начале войны.
Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!
95 лет геноциду осетинского народа (6 материалов)
В конце прошлого месяца, 24 апреля, в Армении отмечали 100 лет геноцида армянского народа. В результате преступных действий турецких властей в апреле 1915 года началось преследование армян, проживающих в Турции. В течение нескольких лет было убито более 1,5 млн. мужчин, женщин, детей и стариков.
Геноцид армян 1915-17 годов в Османской Турции считается первым в современной истории человечества широкомасштабным международным преступлением, совершенным с целью убийства целого народа по политическим и этническим мотивам. Преднамеренные действия турецкого правительства, отраженные в объективно констатируемых бесспорных фактах и подтверждаемые неопровержимыми документами и свидетельствами из самых различных источников, полностью соответствуют составу преступления геноцида и подпадают под его определение в международном праве. Не вызывает сомнения то, что геноцид армян со временем будет признан большинством стран мира. Было бы правильным, если бы и наша страна признала геноцид армянского народа.
Жительница Цхинвала Дзерасса Джиоева рассказала о событиях, происходивших с её семьёй во время Первого Геноцида осетин 1919-1920-го годов со стороны меньшевистской Грузии.
Анатолий Бибилов: Подписанный документ о признании укрепит отношения двух государств и пойдет на благо народам обеих республик
Спикер югоосетинского парламента находится в Донецке с официальным визитом в связи с годовщиной провозглашения независимости ДНР.
"Исходя из искреннего стремления народов Донбасса и Южной Осетии установления полноценных дружественных взаимоотношений, постановляю признать Республику Южную Осетию в качестве суверенного и независимого государства", - говорится в указе Захарченко.
Он также поручил внешнеполитическому ведомству республики провести переговоры с югоосетинским руководством об установлении дипломатических отношений на уровне посольств и оформить достигнутые договоренности соответствующими документами.
Забыть Герострата
Я вспомнила сию древнюю историю о Герострате, об этом античном выскочке, узнав, как недавно один историк из Владикавказа, работающий старшим научным сотрудником в исследовательском центре, кстати сказать, специализирующийся на античности, точнее, сосредоточивший свой научный интерес на изучение ранней Греции: микенского, гомеровского и архаического периодов, вдруг резко потерял тягу к ним. А причина тому – активное увлечение православных жителей РСО-Алании личностью Великой просветительницы земли Русской – Марии-Ясыни. Она была аланкой по происхождению. Наш же фигурант (историк античности, как я выше упомянула) решил обратить на себя взор общественности и доказать вопреки и всем обратное в статье «Казус Марии Всеволожей: версия осетинского происхождения русской княгини», притом, натихую от жителей Осетии, в Интернете (на мало известном сайте independent.akademia.edu).
Сессия не состоялась
Завершающим пунктом повестки дня значилось повторное вынесение вопроса о недоверии министру иностранных дел Давиду Санакоеву.
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Геродот, древнегреческий историк (427 г. до н.э.):
«В случае смерти одного из скифов, ближайшие родственники обвозят покойника на повозке по всем его друзьям. Каждый из них устраивает угощение провожатым. Частных лиц возят, таким образом, 40 дней, а затем хоронят…
Владычество над Азией скифы добивались трижды. Сами они постояннооставались нетронутыми... Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии, царя Кира перерезали со всем войском. Зопириона, полководца Александра Македонского, точно также уничтожили со всей армией. Оружие же римлян они знали только по слухам, но не испытали… Все племя отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой. Они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять…». сознается всею христианскою Осетиею».
Идентификация картинки из прошлого
Вот и эта интересная фотография, на которой изображена картинка из быта горцев Южной Осетии. Единственное, что мы знаем наверняка это имя фотографа. Все другое можно только предполагать.
Попытаемся провести реконструкцию события, изображенного на старой фотографии. Однозначно это праздничное мероприятие, об этом свидетельствует гармоника в руках одной из девушек в левой части фотографии. Столы стоят по традиции, «мужской» справа, а «женский слева». По обычной традиции женщинам стол накрывают по левую руку от кувæга.
Студенческий клуб «Аполлон». 43 года любви, поэзии и гор
Заседания «Аполлона» проходят каждую неделю и собирают ветеранов клуба, преподавателей, студентов, школьников, людей отзывчивых, сопереживающих. Вечера клуба посвящены самым разным темам: спорт, наука, культура, экология, выдающиеся деятелям Южной Осетии. Но, несомненно, самой привлекательной, романтичной и завораживающей стороной деятельности аполлоновцев остается горный туризм – походы разного уровня сложности во все ущелья Южной Осетии, покорение прекрасных горных вершин и переходы через многие, порой смертельно-опасные перевалы.
С Днем защитника Отечества!
Несмотря на исторические и судьбоносные решения, принятые народом Юга Осетии в начале 90-х, реально строить свою государственность мы начали фактически в 1992-м году, после ввода миротворческих сил и соответствующего прекращения боевых действий. Именно в этот период стали создаваться структуры, без которых невозможно функционирование самостоятельного государства – Министерство иностранных дел, Министерство информации… Министерство обороны. Понятно, что Министерство обороны создавалось не на пустом месте. Защиту своего Отечества народ Южной Осетии начал с первых же часов начала грузинской вооруженной агрессии. Пока стихийно, потом более организованно, создавая отряды самообороны.
Кошты Бега - народный герой Осетии (видео)
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
«Их оружие состоит из длинного крымского или черкесского ружья с двумя дулами, привязанными ремнями к стволу; из легкой хорошей сабли, которая более прямая, чем изогнутая; из кинжала и ножа на ремне. Они имеют на груди кафтана от 5 до 8 патронов в деревянных или костяных цилиндриках и большую деревянную, обитую кожей пороховницу с 5 фунтами пороха. Пороховница, кинжал, нож, огниво, кожаный мешочек с пулями, другой с кремнем и прочими мелкими вещами, бадейка с жиром или маслом для чистки ружья – все это прикрепляется узким ремнем у пояса. Небольшая пороховница с охотничьим порохом висит на перевязи на шее, и прячется в карман на груди. Они носят свое ружье всегда в чехле из барсучьего меха.
Хаджимурза Заурбекович Мильдзихов (1919—1998)
Кануков Темирболат по прозвищу “Хъазыбеджы-Хох"
Легендарный силач-великан, цирковой борец-профессионал начала XX века. Родился в селении Кобан, Северной Осетии.
С детства был приучен к тяжёлому физическому труду. Но исполинские данные и необычайная природная физическая сила, о которой в народе до сих пор ходят легенды, привлекли к нему внимание цирковых деятелей того времени. Будучи скромным, добрым по характеру осетином-горцем, Бола не раз побеждал именитых борцов, и вызывал бурное восхищение публики. Выступал в тяжёлом весе. Был победитель многих международных соревнований.
В историю спорта вошёл под именем “Казбек-Гора”. Оставаясь преданным тогдашним нормам приличия своего народа, он никогда не выходил на арену без одежды.
Национальная почтовая марка – крошечный посол нашей страны
Понятно, что само определение марки достаточно обыденное. Как гласят энциклопедии, «почтовая марка – это специальный знак почтовой оплаты, выпускаемый и продаваемый национальными (и иными) почтовыми ведомствами и обладающий определенной номинальной стоимостью (номиналом). Служит для облегчения сборов за пересылку предметов (отправлений), осуществляемых почтой. Обычно марка представляет собой листок бумаги небольшого размера, преимущественно прямоугольной формы, как правило, с зубцовкой и клеем, нанесенным на оборотную сторону. Помимо номинала, на марках может указываться наименование почтовой администрации, их выпустившей; зачастую на ней изображены различные символы, декоративные элементы и рисунки». Словом, вот такая сухая констатация факта и никаких эмоций. Но жизнь, безусловно, намного интереснее и красочнее канцелярских определений. Так было и когда мы познакомились с первыми марками Республики Южная Осетия. Многим из нас казалось, что теперь весь мир от мыса Доброй Надежды до Гренландии узнает о нашем молодом государстве.
Уважаемый цхинвальцы и сталинирцы!
27 января – Цхинвал был освобожден
Наверно только поколение наших дедов и отцов — очевидцев событий 20-х годов, борцов за сохранение осетинского языка, истории, культуры с ухмылкой и внутренним недоверием наблюдали деятельность советского государства по укреплению дружбы народов, не смея оспорить происходящее – сильна была диктатура партии, жива была память о репрессиях, сдерживал страх за жизнь близких.
Да и поколение 70-х, играя роль интернационалистов, по большому счёту к «друзьям-грузинам» в общем-то, относилось с недоверием. Что-то сдерживало...
23 года назад, 19 января, Южная Осетия проголосовала за свой суверенитет
Это был шаг, который юго-осетинский народ сделал в соответствии с международным правом и своим правом на свободу и независимость. Следующим шагом было принятие Акта государственной независимости РЮО, который напрямую вытекал из итогов референдума. Акт этот был принят на сессии Верховного Совета Республики 29 мая 1992 года. Тем самым, юридически было завершено оформление государства – Республики Южная Осетия.
Спасибо за помощь в восстановлении Аланской крепости
В наступившем году Цхинвалу исполняется 1750 лет или Не пора ли уже официально вводить празднование Дня города
Ос-багатар как опыт государственного конструирования
В истории Осетии всегда были периоды, когда страна и народ находились на грани исчезновения. Это нашествие гуннов и монголо-татар, это эпидемия XVII века и карательные экспедиции последующего столетия, это геноцид 1920 года и нашествие грузинских фашистов в новое время. Территория и население сокращались до минимума, гибли ремесленные и культурные центры, терялась письменность. Но высшие силы всегда останавливали губительную волну у невидимой черты. И после этого вновь начиналось возрождение.
В судьбе народа всегда значимую роль играют отдельные личности, в руки которых Господь вручает силы и возможности для того, чтобы народ и страна могли вновь обрести свое могущество. В XIII веке мир средневековья подвергся величайшему испытанию – нашествию орд Чингисхана. Под ударами свирепых кочевников пала Китайская империя, среднеазиатские ханства, русские княжества. Монгольская конница вытоптала европейские степи на границах с Венгрией. Были разрушены и основы средневекового Аланского государства: сожжены десятки городов и сотни селений, разорены сельскохозяйственные угодья, которые превратились в пастбища для монгольских коней и скота, погибли или были уведены в рабство сотни тысяч людей, среди которых были просветители и мастера. Равнинная часть постепенно обезлюдела, только в предгорной и горной части сохранились очаги аланского населения. Экономика и культура страны, ее государственность были подорваны. Алания распалась на отдельные области, находящиеся в той или иной степени в вассальной зависимости от монголо-татарской Орды.
Фотография из прошлого с генеалогическим мостиком в день сегодняшний
Цхинвал всегда был многонациональным городом. Преобладание того или иного этнического компонента зависело от степени вовлечения в формы хозяйствования, к которым была предрасположена жизнь в городе: торговля, образование, медицина, ремесла.
В Южной Осетии существовала своеобразная этническая специализация. Осетинское население занималось преимущественно скотоводством и заготовкой леса. Евреев привлекала исключительно торговля, армяне торговлю сочетали с садоводством, грузины были земледельцами, греки были хорошими строителями, русские были заняты в технической части и образовании. Понятно, что общение на бытовом уровне было тесное. Национальные различия никогда не были препятствием для совместного дела, дружеских отношений, брачных и родственных связей.
Из Рук - в эргнетские долины, позорно бросив поле брани, бежали робкие студенты…
Попытку существенно дестабилизировать ситуацию и взять под контроль Южную Осетию власти шовинистской Грузинской ССР предприняли незадолго до 23 ноября. Об этом нам рассказал участник тех событий депутат Парламента Южной Осетии Георгий Келехсаев.
«В 1989 году я учился на 2-м курсе филологического факультета. И хотя трагические события начались в 1989 году, но уже в 1988 году мы явственно ощущали неприязненное отношение к Южной Осетии со стороны Грузии. Уже в 1988 году появились первые сполохи националистического движения в Грузии, - рассказывает Георгий Келехсаев. - К примеру, мы часто ездили в Тбилиси в театр Грибоедова. И как-то раз мы с Мулдаром Кулаевым и Сергеем Плиевым решили посмотреть спектакль в театре. Каково было наше удивление, когда в фойе театра нам отказались выдавать театральные бинокли по той лишь причине, что мы осетины.
Белла Плиева: «Националистическая политика Грузии, бездействие «советского» руководства Южной Осетии конца 90-х способствовали поднятию национально-освободительного движении…»
Война за независимость Южной Осетии 1989 – 2008 гг.
Пролетел год с тех дней, когда народ Южной Осетии пережил самое страшное, когда ребром стоял вопрос: быть ему или не быть? И возобладало первое. И это закономерно и справедливо. Южные осетины генетически настроены на отражение всех нападок на свою независимость, всегда готовы дать отпор на любое посягательство на свои национальные интересы. Веками, находясь во враждебном окружении, они не потеряли доверчивость и веру в справедливость, за что приходилось переносить лишения, страдать, нести потери. Но правда всегда оказывалась на нашей стороне, а потому с нами был Всевышний.
Чему учат учебники ингушских детей?
«Осетинский учебник для старших классов общеобразовательных школ "История Осетии. ХX век" Василия Кучиева возмутил ингушскую общественность. Члены организации "Мехк-Кхел" обратились к прокурору Ингушетии Павлу Белякову с просьбой проверить книгу на экстремизм и запретить ее к распространению».
Праведное негодование «Мехк-Кхел» вызвала глава из этой книги, посвященная конфликту 1992 г. под названием «Вторжение ингушских бандформирований на территорию Северной Осетии».
«Третий параграф главы № 10 этого издания носит явно экстремистский характер, - говорится в обращении Идриса Абадиева и Магомеда Хазбиева. - Он направлен на возбуждение национальной розни и пропаганду неполноценности человека по национальному признаку».
Я несколько раз перечитал данный параграф, и не нашел там ни слова о «пропаганде неполноценности человекаа по национальному признаку», которую находят Абадиев и ко. Зато этой самой пропаганды с лихвой хватает в книге самого Абадиева. Да, той самой, о «динозаврах-воздухоочистителях» и «хурдельных народах», окружающих ингушей.
Этногенез осетин
Значимость 23 ноября 1989 года обсудили в Южной Осетии
Встречу открыл эксперт Юрий Вазагов, отметив, что 23 ноября имеет «центральное значение в истории Южной Осетии».
«23 ноября не уступает по значимости ни одной государственно значимой дате, - сказал Вазагов. - Решение отстоять свободу было принято народом и сегодняшний статус нашей Республики как независимого и признанного государства – результат того подвига, который совершил наш народ, встав плечом к плечу, преградив противнику дорогу в город».
В этот день, уточнил он, и началась война Грузии на уничтожение Южной Осетии как государства и попытка лишения будущего ее граждан как этноса.
Председатель Госкомитета информации и печати Вячеслав Гобозов подчеркнул, что 23 ноября 1989 самая неоценённая по важности дата в истории Южной Осетии.
«Этот день для народа Южной Осетии стал переломным, народ лишился последних иллюзий, связанных с Советским Союзом и понял, что рассчитывать можно только на собственные силы», - пояснил Гобозов.
Журналист Залина Цховребова предложила проводить с подрастающим поколением мероприятия, на которых бы с ними делились воспоминаниями очевидцы событий 90-ых годов.
ПАМЯТНИКИ КУРТАТИНСКОГО УЩЕЛЬЯ КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
памятников:
1. Здания. В основной своей массе они небольшие, прямоугольной формы (в среднем 3 х 4 м) и высотой несколько выше человеческого
роста (ок. 2 м). Крыша таких сооружений была сланцевой с небольшим двойным скатом. Входной проем расположен обычно в боковой стене.
2. Кубические камерные строения. Размеры ок. 1,5 х 1,5 х 1,5. Сверху имеющие сланцевое перекрытие.
3. Столпообразные капища. Размеры ок. 1 х 1 х 1,5 м. С нищей в одной из сторон.
4. Башни. Родовые башни считались местом обитания духа – покровителя фамилии и поэтому почитались святынями.
5. Деревья и кустарники. Обычно такими деревьями являются одиночные дубы, иногда объектами почитания являются целые рощи.
6. Пещеры. Они считались местом обитания духов и располагались в отвесных скалах.
GNUH ÆMÆ ÆHUYZATÆ
Kaesdaertaej ci jae cong aembondyl auahta, ci ta daerdzaef Iaeuuyd, uajsadaeg cyndzau, aemae xisdaertaem aftaemaej quysta.
Ualyndzy maejrux daer skastis Khaxyry xoxaej, aemae faezzy-gon izasr rajdzast uyd.
Nyxasy adasmaen-iu sae dzuryn kuy femaexst, kuy ta-iu fae-abyr Aftaemaej jae dymasg nal skhuyd.
Æbpyn aeraedziau systad se’gasy xisdaer Nyxasy adaemaen aemae zahta: „Maxaen nae card nicy ual u, xisty aemae nyn kuyvdy nuazasn nae armmae nici ual radtdzaen, nae faestadzy faestaegtae daer fidissagaen bazzajdzysty adaemy ‘xsaen, acy aevy-don quydtag nae uaelae kuy nyuuadzaem, uaed. Nae saeryl usy kaelmaerzaen ma nykkaenaein: kaenae maelaet, kaennod ta nae tug tugaej.»