Осетины глазами русских и иностранных путешественников
11 апреля 2015 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3757 просмотров]
Осетины глазами русских и иностранных путешественников
Вчера, 13:55, История [просмотров 13] [версия для печати] Нравится0
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Геродот, древнегреческий историк (427 г. до н.э.):
«В случае смерти одного из скифов, ближайшие родственники обвозят покойника на повозке по всем его друзьям. Каждый из них устраивает угощение провожатым. Частных лиц возят, таким образом, 40 дней, а затем хоронят…
Владычество над Азией скифы добивались трижды. Сами они постояннооставались нетронутыми... Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии, царя Кира перерезали со всем войском. Зопириона, полководца Александра Македонского, точно также уничтожили со всей армией. Оружие же римлян они знали только по слухам, но не испытали… Все племя отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой. Они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять…».
В.Переваленко, русский путешественник (1849 год):
«В 25 верстах от местечка Они тянется Кударское ущелье, населенное осетинами. 14 числа настоящего месяца в 7 часу утра, пользуясь прекрасной погодой, я отправился туда… с начальником уезда и многими князьями… Спустившись вниз мы въехали в селение Часовал, первое при въезде в Кударское ущелье. Каждые три или четыре дома здесь защищены сверху башнями, эти башни теперь все разрушены и только уцелели еще две… В Часовал я с большим трудом смог убедить показать мне работу так называемых осетинских шалей, шаль эта превосходит добротою черкесское сукно, но цвет имеет одинаковый. Штука продается лучшей выделки по 10 руб. серебром, а худшей по 7 руб. серебром. Осетинки ткут их на станках, имеющих сходство с нашими малороссийскими. Так же осетинки довольно хорошо выделывают ковры; замечателен их работы сыр, так называемый: осетинский…
Наутро мы направились в селение Киста, это селение замечательно углекислою водою и силою газа. Вода пробивается из скалы, над отвесом которой у самого источника устроен бассейн, в который стекает вода и жители всех деревень пьют ее, а иногда в ней и купаются».
Евгений Марков, российский писатель и этнограф (1887 год):
«Я познакомился с несколькими разумными и наблюдательными осетинами, хорошо говорившими по-русски и вполне испробовавшими успехи нашей европейской цивилизации. К моему удивлению, они с большею сердечностью говорили не о Петербурге или Тифлисе, а о патриархальных нравах своей Родины, и в этой похвальбе горца, не сбитого с толку мишурной цивилизацией, много справедливого и много поучительного...».
А.Краснов, профессор (1898 год):
«Одной из причин быстрого распространения культуры среди осетин, надо признать, врожденный у осетин демократизм. В то время как у нас, в большинстве случаев, по крайней мере, выхваченные из народа единицы с высшим или даже средним образованием сторонятся от односельчан, стремятся усвоить городской костюм, городские привычки, относятся с пренебрежением ко всему своему, в Осетии мы с изумлением видели дочерей офицеров, лиц, окончивших гимназию и даже университет, наравне с простыми осетинами, принимавших участие в народных играх, ничем не отличавшихся ни по покрою одежды, ни по обращению от остальных. Вместе с тем нельзя было не видеть, что люди эти были гордостью своего народа. Имена их знал наперечет каждый осетин и с гордостью говорил нам, что такой-то кончил курс в Москве и теперь работает врачом в Петербурге, а такой-то – генералом во Владикавказе. Этот демократизм, устраняющий сословия и разницу образования, кидается в глаза не менее, чем замечательная патриархальность строя жизни у осетин».
Газета «Иверия» (1900 год):
«Из селения Едыс передают. Здесь на днях умер житель села осетин Пепа Бегизов. Ему было 153 года. В течение всей своей жизни он ни разу не напивался допьяна, кушал и работал умеренно. До конца своих дней Пепе работал в поле. Он еще помнил о вторжении в Грузию шаха Ирана Ага Магомед хана, был знаком с наместником Кавказа генералом Цициановым. При его жизни выросло шесть поколений потомков».
Газета «Иверия» (1900 год):
«В апреле в Цхинвал прибыл Тифлисский губернатор Свечин. Депутация от местных жителей осетины, армяне, грузины и евреи преподнесли ему прошение с просьбой дать местечку городовое положение. Однако губернатор на то согласие не дал».
Газета «Кавказ» (1905 год):
«30 июля в селении Алагир было собрано духовенство Северной Осетии Владикавказской Епархии…
В истекшем столетии под покровительством России христианство в Осетии поднялось: за это время образовалось из осетин 38 приходов в Северной Осетии и более 45 приходов в Южной. В этих приходах насчитывается в настоящее время более 200 000 христианских душ осетин. Чтобы усилить христианскую проповедь между осетинами, высшим кавказским начальством было признано необходимым открыть в Ардоне миссионерскую духовную семинарию-рассадницу духовного просвещения среди осетин.
Собрание духовенства Осетии находит,что вправе сказать о нуждах церкви и народа, и заявляет, что справедливо соединить церкви Северной Осетии с церквами Южной Осетии, образовав из них одно епископство, дабы тем восстановить утраченную самостоятельность осетинской церкви. Местом пребывания епископа избрать селение Нузал Владикавказского округа, как древнее пребывание митрополита всея Осетии. Для обеспечения управления церквями проектируемого осетинского епископа настаивать на проведение шоссейных дорог через перевалы Кавказских гор, отделяющих Южную от Северной Осетии. Признать справедливым содержание его от казны, причем, епископство в Осетии в административном отношении должно находиться под покровительством российской церкви. Необходимость образования отдельного осетинского епископства сознается всею христианскою Осетиею».
Вчера, 13:55, История [просмотров 13] [версия для печати] Нравится0
Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди, волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.
Геродот, древнегреческий историк (427 г. до н.э.):
«В случае смерти одного из скифов, ближайшие родственники обвозят покойника на повозке по всем его друзьям. Каждый из них устраивает угощение провожатым. Частных лиц возят, таким образом, 40 дней, а затем хоронят…
Владычество над Азией скифы добивались трижды. Сами они постояннооставались нетронутыми... Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии, царя Кира перерезали со всем войском. Зопириона, полководца Александра Македонского, точно также уничтожили со всей армией. Оружие же римлян они знали только по слухам, но не испытали… Все племя отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой. Они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять…».
В.Переваленко, русский путешественник (1849 год):
«В 25 верстах от местечка Они тянется Кударское ущелье, населенное осетинами. 14 числа настоящего месяца в 7 часу утра, пользуясь прекрасной погодой, я отправился туда… с начальником уезда и многими князьями… Спустившись вниз мы въехали в селение Часовал, первое при въезде в Кударское ущелье. Каждые три или четыре дома здесь защищены сверху башнями, эти башни теперь все разрушены и только уцелели еще две… В Часовал я с большим трудом смог убедить показать мне работу так называемых осетинских шалей, шаль эта превосходит добротою черкесское сукно, но цвет имеет одинаковый. Штука продается лучшей выделки по 10 руб. серебром, а худшей по 7 руб. серебром. Осетинки ткут их на станках, имеющих сходство с нашими малороссийскими. Так же осетинки довольно хорошо выделывают ковры; замечателен их работы сыр, так называемый: осетинский…
Наутро мы направились в селение Киста, это селение замечательно углекислою водою и силою газа. Вода пробивается из скалы, над отвесом которой у самого источника устроен бассейн, в который стекает вода и жители всех деревень пьют ее, а иногда в ней и купаются».
Евгений Марков, российский писатель и этнограф (1887 год):
«Я познакомился с несколькими разумными и наблюдательными осетинами, хорошо говорившими по-русски и вполне испробовавшими успехи нашей европейской цивилизации. К моему удивлению, они с большею сердечностью говорили не о Петербурге или Тифлисе, а о патриархальных нравах своей Родины, и в этой похвальбе горца, не сбитого с толку мишурной цивилизацией, много справедливого и много поучительного...».
А.Краснов, профессор (1898 год):
«Одной из причин быстрого распространения культуры среди осетин, надо признать, врожденный у осетин демократизм. В то время как у нас, в большинстве случаев, по крайней мере, выхваченные из народа единицы с высшим или даже средним образованием сторонятся от односельчан, стремятся усвоить городской костюм, городские привычки, относятся с пренебрежением ко всему своему, в Осетии мы с изумлением видели дочерей офицеров, лиц, окончивших гимназию и даже университет, наравне с простыми осетинами, принимавших участие в народных играх, ничем не отличавшихся ни по покрою одежды, ни по обращению от остальных. Вместе с тем нельзя было не видеть, что люди эти были гордостью своего народа. Имена их знал наперечет каждый осетин и с гордостью говорил нам, что такой-то кончил курс в Москве и теперь работает врачом в Петербурге, а такой-то – генералом во Владикавказе. Этот демократизм, устраняющий сословия и разницу образования, кидается в глаза не менее, чем замечательная патриархальность строя жизни у осетин».
Газета «Иверия» (1900 год):
«Из селения Едыс передают. Здесь на днях умер житель села осетин Пепа Бегизов. Ему было 153 года. В течение всей своей жизни он ни разу не напивался допьяна, кушал и работал умеренно. До конца своих дней Пепе работал в поле. Он еще помнил о вторжении в Грузию шаха Ирана Ага Магомед хана, был знаком с наместником Кавказа генералом Цициановым. При его жизни выросло шесть поколений потомков».
Газета «Иверия» (1900 год):
«В апреле в Цхинвал прибыл Тифлисский губернатор Свечин. Депутация от местных жителей осетины, армяне, грузины и евреи преподнесли ему прошение с просьбой дать местечку городовое положение. Однако губернатор на то согласие не дал».
Газета «Кавказ» (1905 год):
«30 июля в селении Алагир было собрано духовенство Северной Осетии Владикавказской Епархии…
В истекшем столетии под покровительством России христианство в Осетии поднялось: за это время образовалось из осетин 38 приходов в Северной Осетии и более 45 приходов в Южной. В этих приходах насчитывается в настоящее время более 200 000 христианских душ осетин. Чтобы усилить христианскую проповедь между осетинами, высшим кавказским начальством было признано необходимым открыть в Ардоне миссионерскую духовную семинарию-рассадницу духовного просвещения среди осетин.
Собрание духовенства Осетии находит,что вправе сказать о нуждах церкви и народа, и заявляет, что справедливо соединить церкви Северной Осетии с церквами Южной Осетии, образовав из них одно епископство, дабы тем восстановить утраченную самостоятельность осетинской церкви. Местом пребывания епископа избрать селение Нузал Владикавказского округа, как древнее пребывание митрополита всея Осетии. Для обеспечения управления церквями проектируемого осетинского епископа настаивать на проведение шоссейных дорог через перевалы Кавказских гор, отделяющих Южную от Северной Осетии. Признать справедливым содержание его от казны, причем, епископство в Осетии в административном отношении должно находиться под покровительством российской церкви. Необходимость образования отдельного осетинского епископства сознается всею христианскою Осетиею».
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.