Посвящается 1500-летию ироно-славянского мировоззрения
С учетом того, что Кавказ является зоной жизненно важных геостратегических, геоэкономических интересов многих государств и даже военно-политических блоков, повышается значимость выработки нового политического курса России на Кавказе. Актуальность скорейшего решения данного вопроса возрастает, поскольку именно на Кавказе сегодня происходит проверка зрелости государственных институтов власти Российской Федерации. Через практикуемые ею подходы к разрешению сложнейших межнациональных, межгосударственных проблем в этом регионе определяется ее политическая состоятельность.
Нужно отметить, что в истории российского Кавказа было все: и многочисленные карательные экспедиции против горских народов, стимулировавших длительную Кавказскую войну, и вынужденная эмиграция горцев Кавказа на чужбину в Турцию и другие страны, насильственная русификация, грузификация и депортация целых народов в годы советской власти, произвольное нарезание административных границ, зачастую приводящих к разделению по географическому принципу отдельных народов и уничижительное огульное выделение выходцев с Кавказа за рамки российского гражданского поля с присвоением им политических ярлыков типа – «туземец», «инородец», «лицо кавказской национальности». Старый, как мир, политический принцип, «разделяй и властвуй», стоит и сегодня в основе российской политики на Кавказе. Не отрицая его объективного содержания, в то же время надо сказать о том, что он не должен был становиться основным и главным аргументом в проводимой Россией национально-государственной политике в этом регионе.
Святость осетинской надочажной цепи
Рис. 1. Осетинская надочажная цепь (современная копия)
Дзанайты Х. Г. " Духовное мировоззрение народа Ир"
Ацы чиныг фыст æрцыди, фыдæдты ном чи нæ рох кæны æмæ ирон æгъдауыл хæст чи у, уыдонæн.
ДУХОВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАРОДА ИР
Народ ир (осетины) переступив черту, отделяющую век ХХ от ХХI века, вступил в новое тысячелетие своей многотысячелетней истории. На пройденном историческом пути он не раз подвергался тяжелым испытаниям. Здесь было все: и радость от блистательных побед и взлетов человеческой мысли, и горечь от тяжелых потрясений и утрат. Тем не менее, несмотря на потрясения, которые не раз разрывали на части единое национальное тело народа ир (ир – ас – алан), ему удалось сохранить свою национальную идентичность, отстоять сакральную часть своей священной родины. В изучении сущности данного феномена, обуславливающего преемственность поколений народа ир, и лежит основное проблемное поле представленной работы.
В Южной Осетии строят фамильное святилище и православный храм
В Знаурском районе Южной Осетии, в селе Цорбис ремонтируют фамильное святилище Тедеевых. А невдалеке началось строительство православного храма. Религиозные объекты строятся на средства главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева.
Святилище Тедеевых находится на холме над селом Цорбис, там же построят фамильную башню, православный храм и арку на входе к церкви Святой Троицы (Гомарт). Здесь трудятся две группы строителей.
Фамильное святилище находится посреди сельского кладбища, на котором, в основном, хоронят представителей фамилии Тедеевых, здесь нашли последнее пристанище отец и брат Дзамболата Тедеева.
Национальное самоопределение как феномен политики
Следует отметить, что одним из важнейших источников самоопределения как политического феномена применительно к этнонациональным сообществам является проблема дискриминации их коллективных и индивидуальных прав. По оценкам исследователей: «Обращаясь к этносоциальной сфере, к этническим процессам, к национальному самосознанию и национальным движениям, мы просто не можем не касаться коллективных интересов и коллективных прав, ибо сама этничность проявляется и функционирует в сфере коллективной жизни, определяется понятием «мы». И дискриминация по этническому признаку предполагает, прежде всего, нарушение групповых, коллективных прав» .
К 100-летию ВЕЛИКОГО ГОРЦА!
«Он сумел отыскать Золотой ключ к генетическому коду этноса, задав тем самым стандарты для визуальной культуры народа, продолжая славные традиции кобано-тлийского, скифо-сарматского искусства»
Это о нем – Азанбеке Васильевиче Джанаеве, выдающемся представители мирового изобразительного искусства и мировой культуры, Народном художнике РСФСР повествует коллектив авторов Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара, Благотворительного фонда культуры им. Азанбека Джанаева и Художественнного музея им. Махарбека Туганова (З. Г. Джанаев, А. А. Джанаева, Л. Г. Фидарати, Х. Г. Дзанайты). Издание подготовлено по замыслу профессора Георгия Георгиевича Джанаева.
Кому принадлежал Пригородный район
В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ. 4 июня 1992 года Верховный совет РФ принял закон "Об образовании Ингушской республики в составе РФ" без демаркации границ. 31 октября 1992 года в Пригородном района произошел вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. 1 ноября Борис Ельцин ввел в зону конфликта войска, во враждующих республиках была создана временная администрация. 4 ноября столкновения прекратились. Всего с обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.
В ближайшее время в Северной Осетии появится центр народно-художественных промыслов.
Его создадут по инициативе главы республики Вячеслава Битарова. Туда войдут лучшие ремесленники республики, которые будут делиться своим опытом и развивать осетинские традиции в различных направлениях. Среди них и мастерская «Арион» - там воссоздают скифо-сарматское оружие.
Работа начинается с эскиза. Художник изучает историческую литературу и археологические находки, только после этого приступает к разработке предмета. В мастерской «Арион» не просто изготавливают оружие. Здесь занимаются возрождением скифо-сарматской культуры. Все работы максимально приближены к предметам, которыми пользовались в те времена. Даже делают их из тех же материалов: дерево, кость, оленьи и буйволиные рога и бивни мамонта. В арсенале ритуальный скифский нож, женские и мужские мечи, кольчуги и луки.
Мастерской уже больше 30-ти лет. За это время ремесленники создали больше тысячи ручных работ. Но специализируется мастерская не только на вооружении скифов.
Оружие скифов
Вячеслав Битаров: Нужно наладить работу по восстановлению объектов культурного наследия
- Когда выезжаем на встречи с жителями, в каком бы населённом пункте мы ни побывали - клуб в ненадлежащем состоянии, кроме тех, где их недавно построили и отремонтировали, - сказал Вячеслав Битаров.
В связи с этим глава республики поручил полпреду республики при президенте РФ Борису Джанаеву обсудить данный вопрос с профильным ведомством и с федеральными министерствами, чтобы изыскать возможность для возведения новых объектов культурного досуга.
Также Вячеслав Битаров отметил значимость объектов культурного наследия для республики и необходимость их включения в соответствующие программы. Северная Осетия - одна из первых республик, возглавляющая список субъектов РФ по количеству памятников культуры.
Оперон зарӕггӕнӕг Хуссар Ирӕй: мӕхи нымайын амондджын адӕймагыл
Ӕхсӕнадӕмон сылгоймӕгты боны размӕ Цхинвалы ацӕудзӕн концерт, цы ран кӕсджыты раз ралӕудзӕн зындгонд оперон зарӕггӕнӕг Хуссар Ирыстонӕй Хӕбӕлаты Лали.
Зарӕггӕнӕг бацыд Sputnik пресс-центрмӕ РХИ мыхуыр ӕмӕ информацийы комитеты сӕргълӕууӕг Хъотайты Марияйы брифингмӕ. Музыкант радзырдта йӕ сфӕлдыстадон фӕндаджы лыстӕгдзинӕдтӕ ӕмӕ фидӕны нывӕзтыты тыххӕй.
"Ӕз мӕхи нымайын амондджын адӕймагыл, уый тыххӕй ӕмӕ мӕ царды ахсджиаг этапты мӕ фарсмӕ лӕууыдысты хӕларзӕрдӕ адӕм", - загъта Хӕбӕлаты Лали.
Хӕбӕлаты Лали райста фыццаг музыкалон ахуырад Цхинвалы, уый фӕстӕ бацыд Мӕскуыйы Гнесинты номыл музыкалон ахуыргӕнӕндонмӕ.
Зарӕггӕнӕг нӕ фӕнд кӕны фидӕны кусын ахуыргӕнӕгӕй, фӕнды йӕ фӕбӕрзонд кӕнын йӕ фӕлтӕрддзинад.
Искусство жить и танцевать Майи Четион
Одной из самых известных хореографов в Республике Южная Осетия является Майя Четион. Ее смело можно назвать выдающимся хореографом наших дней. Она, являясь солисткой Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской Автономной Республики, также является дизайнером – создателем национальных костюмов, педагогом-хореографом, воспитавшим десятки поколений детей. Майя Иорамовна руководит хореографической студией «Кафт», функционирующей при средней школе №2.
Цитаты и афоризмы про лесть, лицемерие, ханжество
Отсутствующих хвалят без лести.
Ж. Грессе
Приторная похвала не делает чести ни тому, кто ее говорит, ни тому, к кому она относится. Ф. Гримм
Лесть — это фальшивая монета, которая лишь обедняет того, кому она достается. Л. Дабрантес
Скромность порой бывает лицемерной, но простодушие — никогда. Ж. Даламбер
Похвалы, подобно золоту и алмазу, имеют цену лишь тогда, когда они редки. Б. Джонсон
Хозяйка нашего дома
Увы, годы берут свое. В свои без малого девяносто Эмма Артемовна вынуждена перейти на более щадящий режим жизнедеятельности. Хотя по-прежнему остается душой того самого Дома национальных культур, у истоков которого и стояла. Еще в 70-х годах минувшего столетия, когда в Пятигорске появилось общество советско-болгарской дружбы, Эмму Дзитиеву избрали его секретарем. Побратимские связи подкреплялись письмами, приходившими в городской Дом дружбы с болгарской стороны. Были и встречи, и обмен делегациями. В вихре перестройки связи с братушками испытания на прочность не выдержали, переписка оборвалась. Не только отдельные индивидуумы, но и целые народы не смогли достойно пережить шоковые реформы и прочие катаклизмы. Однако здравый смысл восторжествовал. Рассказывают, что, когда спустя годы иностранные туристы вновь потянулись в наши края, болгары испытали настоящее потрясение. В самые тяжелые времена хозяйка Дома дружбы в Пятигорске сумела сохранить и тепло побратимских встреч, и письма, и архивы, и фотографии. А главное, сам старинный особняк в центре проспекта Кирова.
Мухтарбек Кантемиров, народный артист России
Передача "Имена". Эфир 20.03.2005. Первый образовательный канал. © Телекомпания СГУ ТВ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯ?
В год Коста сезон был открыт постановкой по поэме К. Хетагурова «Фатима»
«Фатима». Снова на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра имени Коста Хетагурова сорок лет спустя. И первый спектакль на сцене возрожденного национального театра. Одна из несомненных жемчужин осетинской классики, велением времени, постановка, по одноименной поэме, стала символом возрождения театрального искусства юга Осетии. Зрелищно, масштабно, пронизывающе. Масштаб режиссера, актерский ансамбль и изначально заданная планка в успешности постановки сомневаться не заставляли. Сомнения были несколько другие – известное произведение, по мотивам которого еще в 1958 году была снята одноименная картина, фактически массовое знакомство и с оригиналом, и с кинофильмом «Фатима», в любом случае не смогли бы нивелировать параллели, ассоциации, которые невольно воздействовали бы на зрительское восприятие. И все же режиссеру и актерскому ансамблю удалось отойти от общеизвестного прочтения «Фатимы». И это несмотря на то, что за основу спектакля режиссер взял оригинал поэмы Коста. Сказать, что спектакль Тамерлана Дзудцова выстрелил – не сказать ничего.