Посвящается 1500-летию ироно-славянского мировоззрения

15 августа 2019, Культура, [3 540 просмотров]
РОССИЙСКИЙ КАВКАЗ
С учетом того, что Кавказ является зоной жизненно важных геостратегических, геоэкономических интересов многих государств и даже военно-политических блоков, повышается значимость выработки нового политического курса России на Кавказе. Актуальность скорейшего решения данного вопроса возрастает, поскольку именно на Кавказе сегодня происходит проверка зрелости государственных институтов власти Российской Федерации. Через практикуемые ею подходы к разрешению сложнейших межнациональных, межгосударственных проблем в этом регионе определяется ее политическая состоятельность.
Нужно отметить, что в истории российского Кавказа было все: и многочисленные карательные экспедиции против горских народов, стимулировавших длительную Кавказскую войну, и вынужденная эмиграция горцев Кавказа на чужбину в Турцию и другие страны, насильственная русификация, грузификация и депортация целых народов в годы советской власти, произвольное нарезание административных границ, зачастую приводящих к разделению по географическому принципу отдельных народов и уничижительное огульное выделение выходцев с Кавказа за рамки российского гражданского поля с присвоением им политических ярлыков типа – «туземец», «инородец», «лицо кавказской национальности». Старый, как мир, политический принцип, «разделяй и властвуй», стоит и сегодня в основе российской политики на Кавказе. Не отрицая его объективного содержания, в то же время надо сказать о том, что он не должен был становиться основным и главным аргументом в проводимой Россией национально-государственной политике в этом регионе.

Святость осетинской надочажной цепи

15 августа 2019, Культура, [3 401 просмотр]
Исследователи этнической традиции осетин не раз обращали внимание на такой связанный с культурой жизнеобеспечения элемент, как надочажная цепь (ræxys / ræxis), отличавшуюся весьма интересной эстетикой. Она представляла собой соединенные между собой кованные железные звенья, имевшие форму восьмерки. Иногда форма звена могла меняться, сохраняя, однако, исходную хорошо распознаваемую восьмеричную форму. Хотя длина цепи могла меняться, в среднем она состояла из двенадцати звеньев. На одном своем конце цепь имела крюк (или кольцо), которым она обычно крепилась к центральной потолочной балке (матице). Там же могли находиться и два продольных крюка, на которые для копчения от дыма очага прикрепляли сетки с нутряным жиром животных (fīw / few). На другом конце цепи, то есть снизу, она имела лапку, позволявшую подвешивать на нее различные элементы кухонной утвари: котелки, плоские сковородки и пр. После третьего снизу (девятого сверху) звена цепи, на ней располагалось кольцо со специальным небольшим крючком, использовавшимся для того, чтобы при необходимости регулировать длину цепи. Кроме того, от этого кольца могли также отходить и дополнительные отрезки цепи, увеличивавшие количество точек подвески и тем самым ее «производительность». Таково в самых общих чертах достаточно незамысловатое устройство этого элемента старого осетинского быта, идущего из тех далеких времен, когда огонь в жилище еще был открытым.
Рис. 1. Осетинская надочажная цепь (современная копия)

Дзанайты Х. Г. " Духовное мировоззрение народа Ир"

31 июля 2019, Культура, [1 691 просмотр]
В работе рассмотрены сущностные особенности духовного мировоззрения народа ир (ир – ас – алан). Определено место сакрального понятия «агъдау» в духовной эволюции человечества. Для специалистов в области культурологи и для самого широкого круга читателей.
Ацы чиныг фыст æрцыди, фыдæдты ном чи нæ рох кæны æмæ ирон æгъдауыл хæст чи у, уыдонæн.

ДУХОВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ НАРОДА ИР

Народ ир (осетины) переступив черту, отделяющую век ХХ от ХХI века, вступил в новое тысячелетие своей многотысячелетней истории. На пройденном историческом пути он не раз подвергался тяжелым испытаниям. Здесь было все: и радость от блистательных побед и взлетов человеческой мысли, и горечь от тяжелых потрясений и утрат. Тем не менее, несмотря на потрясения, которые не раз разрывали на части единое национальное тело народа ир (ир – ас – алан), ему удалось сохранить свою национальную идентичность, отстоять сакральную часть своей священной родины. В изучении сущности данного феномена, обуславливающего преемственность поколений народа ир, и лежит основное проблемное поле представленной работы.

В Южной Осетии строят фамильное святилище и православный храм

29 июля 2019, Культура / Фото, [1 998 просмотров]
Строительство ведется в родном селе главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева
В Знаурском районе Южной Осетии, в селе Цорбис ремонтируют фамильное святилище Тедеевых. А невдалеке началось строительство православного храма. Религиозные объекты строятся на средства главного тренера сборной России по вольной борьбе Дзамболата Тедеева.

Святилище Тедеевых находится на холме над селом Цорбис, там же построят фамильную башню, православный храм и арку на входе к церкви Святой Троицы (Гомарт). Здесь трудятся две группы строителей.

Фамильное святилище находится посреди сельского кладбища, на котором, в основном, хоронят представителей фамилии Тедеевых, здесь нашли последнее пристанище отец и брат Дзамболата Тедеева.

Национальное самоопределение как феномен политики

27 июня 2019, Культура, [1 165 просмотров]
Национальное самоопределение как феномен политики представляет из себя одну из наиболее сложных проблем политической практики. Зачастую она оказывается связанной с этническими и конфессиональными конфликтами, сепаратистскими движениями, дей¬ствиями террористических организаций. Такая ситуация обусловлена тем, что парадигма самоопределения отно¬сится к числу наиболее политизированных вопросов, касающихся так называемых эт¬нических отношений. Она активно эксплуатируется во всевозможных политических комбинациях, и поэтому заинтересованным сторонам оказывается чрезвычайно трудно найти взвешенный, научно обоснованный подход к ее четкой категоризации.
Следует отметить, что одним из важнейших источников самоопределения как политического феномена применительно к этнонациональным сообществам является проблема дискриминации их коллективных и индивидуальных прав. По оценкам исследователей: «Обращаясь к этносоциальной сфере, к этническим процессам, к национальному самосознанию и национальным движениям, мы просто не можем не касаться коллективных интересов и коллективных прав, ибо сама этничность проявляется и функционирует в сфере коллективной жизни, определяется понятием «мы». И дискриминация по этническому признаку предполагает, прежде всего, нарушение групповых, коллективных прав» .

К 100-летию ВЕЛИКОГО ГОРЦА!

22 апреля 2019, Культура / Фото, [1 723 просмотра]
Санкт-Петербургское издательство «ПОЩАДЬ ИСКУССТВ» выпустило в свет первую книгу первого академического издания «Азанбек Джанаев жизнь в искусстве», посвященного летописи жизни и творчества гения иронского (осетинского) народа.
«Он сумел отыскать Золотой ключ к генетическому коду этноса, задав тем самым стандарты для визуальной культуры народа, продолжая славные традиции кобано-тлийского, скифо-сарматского искусства»
Это о нем – Азанбеке Васильевиче Джанаеве, выдающемся представители мирового изобразительного искусства и мировой культуры, Народном художнике РСФСР повествует коллектив авторов Института национального развития им. Царазон Ас-Багатара, Благотворительного фонда культуры им. Азанбека Джанаева и Художественнного музея им. Махарбека Туганова (З. Г. Джанаев, А. А. Джанаева, Л. Г. Фидарати, Х. Г. Дзанайты). Издание подготовлено по замыслу профессора Георгия Георгиевича Джанаева.

Кому принадлежал Пригородный район

12 апреля 2019, Культура, [1 805 просмотров]
До конца XIV века на спорной территории жили аланы — предки осетин, с конца XVIII века до 50-60-х годов XIX века — ингуши, затем до 1922 года — казаки, покинувшие район в результате репрессий со стороны большевиков и коренного местного населения(ингушей). С 1922 года это территория Ингушской автономной области, а с 15 января 1934 года — Чечено-Ингушской АССР. 7 марта 1944 года, после принятия постановления о переселении чеченцев и ингушей, район включили в состав Северо-Осетинской АССР. 24 ноября 1956 года президиум ЦК КПСС принял постановление о восстановлении национальной автономии чеченского и ингушского народов, но Пригородный район остался в составе Осетии. В качестве компенсации в состав ЧИ АССР включены три района Ставропольского края — Наурский, Шелковской и Каргалинский.

В 1963 году руководство Северной Осетии частично изменило границы района, исключив из него часть поселков с ингушским населением и присоединив территории на левом берегу Терека. Тогда же ингуши впервые поставили вопрос о возвращении территории, но получили отказ. 4 июня 1992 года Верховный совет РФ принял закон "Об образовании Ингушской республики в составе РФ" без демаркации границ. 31 октября 1992 года в Пригородном района произошел вооруженный конфликт между ингушами и осетинами. 1 ноября Борис Ельцин ввел в зону конфликта войска, во враждующих республиках была создана временная администрация. 4 ноября столкновения прекратились. Всего с обеих сторон погибли 583 человека, 939 были ранены.

В ближайшее время в Северной Осетии появится центр народно-художественных промыслов.

3 апреля 2019, Культура, [1 905 просмотров]

Его создадут по инициативе главы республики Вячеслава Битарова. Туда войдут лучшие ремесленники республики, которые будут делиться своим опытом и развивать осетинские традиции в различных направлениях. Среди них и мастерская «Арион» - там воссоздают скифо-сарматское оружие.

Работа начинается с эскиза. Художник изучает историческую литературу и археологические находки, только после этого приступает к разработке предмета. В мастерской «Арион» не просто изготавливают оружие. Здесь занимаются возрождением скифо-сарматской культуры. Все работы максимально приближены к предметам, которыми пользовались в те времена. Даже делают их из тех же материалов: дерево, кость, оленьи и буйволиные рога и бивни мамонта. В арсенале ритуальный скифский нож, женские и мужские мечи, кольчуги и луки.

Мастерской уже больше 30-ти лет. За это время ремесленники создали больше тысячи ручных работ. Но специализируется мастерская не только на вооружении скифов.

Оружие скифов

3 апреля 2019, Культура, [6 512 просмотров]
Ручная работа в зверином стиле: мастера-оружейники в Северной Осетии пытаются возродить древнее скифское ремесло 4 сентября, 2017 1343 Мечи, луки, кольчуги и более восьми сотен ножей — за 35 лет из мастерской Алборовых во Владикавказе вышли тысячи изделий. Все — ручная работа. Здесь стремятся воссоздать элементы вооружения древних воинов, когда-то живших на Кавказе, — скифов.

Вячеслав Битаров: Нужно наладить работу по восстановлению объектов культурного наследия

2 апреля 2019, Культура, [1 076 просмотров]
Вячеслав Битаров нацелил органы исполнительной власти на своевременную подачу документов для включения республиканских объектов в ФЦП на 2020-2021 годы. Особое внимание в ходе оперативного совещания руководитель республики уделил деятельности министерства культуры Северной Осетии.

- Когда выезжаем на встречи с жителями, в каком бы населённом пункте мы ни побывали - клуб в ненадлежащем состоянии, кроме тех, где их недавно построили и отремонтировали, - сказал Вячеслав Битаров.

В связи с этим глава республики поручил полпреду республики при президенте РФ Борису Джанаеву обсудить данный вопрос с профильным ведомством и с федеральными министерствами, чтобы изыскать возможность для возведения новых объектов культурного досуга.

Также Вячеслав Битаров отметил значимость объектов культурного наследия для республики и необходимость их включения в соответствующие программы. Северная Осетия - одна из первых республик, возглавляющая список субъектов РФ по количеству памятников культуры.

Сегодня исполняется 130лет Борису Александровичу Галаеву(аудио)

Благодаря его деятельности были записаны и сохранены народные песни многих ущелий Осетии

Оперон зарӕггӕнӕг Хуссар Ирӕй: мӕхи нымайын амондджын адӕймагыл

6 марта 2019, Культура, [1 320 просмотров]
Sputnik пресс-центрмӕ бауазӕг ирон оперон зарӕггӕнӕг Хӕбӕлаты Лали: уый радзырдта йӕ концерт ӕмӕ музыкалон карьерӕйы тыххӕй
Ӕхсӕнадӕмон сылгоймӕгты боны размӕ Цхинвалы ацӕудзӕн концерт, цы ран кӕсджыты раз ралӕудзӕн зындгонд оперон зарӕггӕнӕг Хуссар Ирыстонӕй Хӕбӕлаты Лали.

Зарӕггӕнӕг бацыд Sputnik пресс-центрмӕ РХИ мыхуыр ӕмӕ информацийы комитеты сӕргълӕууӕг Хъотайты Марияйы брифингмӕ. Музыкант радзырдта йӕ сфӕлдыстадон фӕндаджы лыстӕгдзинӕдтӕ ӕмӕ фидӕны нывӕзтыты тыххӕй.

"Ӕз мӕхи нымайын амондджын адӕймагыл, уый тыххӕй ӕмӕ мӕ царды ахсджиаг этапты мӕ фарсмӕ лӕууыдысты хӕларзӕрдӕ адӕм", - загъта Хӕбӕлаты Лали.
Хӕбӕлаты Лали райста фыццаг музыкалон ахуырад Цхинвалы, уый фӕстӕ бацыд Мӕскуыйы Гнесинты номыл музыкалон ахуыргӕнӕндонмӕ.
Зарӕггӕнӕг нӕ фӕнд кӕны фидӕны кусын ахуыргӕнӕгӕй, фӕнды йӕ фӕбӕрзонд кӕнын йӕ фӕлтӕрддзинад.

Искусство жить и танцевать Майи Четион

25 февраля 2019, Культура, [1 522 просмотра]
Танец – прочная основа национальной культуры

Одной из самых известных хореографов в Республике Южная Осетия является Майя Четион. Ее смело можно назвать выдающимся хореографом наших дней. Она, являясь солисткой Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской Автономной Республики, также является дизайнером – создателем национальных костюмов, педагогом-хореографом, воспитавшим десятки поколений детей. Майя Иорамовна руководит хореографической студией «Кафт», функционирующей при средней школе №2.

Цитаты и афоризмы про лесть, лицемерие, ханжество

20 февраля 2019, Культура, [3 108 просмотров]
Цитаты и афоризмы про лесть, лицемерие, ханжество
Отсутствующих хвалят без лести.
Ж. Грессе
Приторная похвала не делает чести ни тому, кто ее говорит, ни тому, к кому она относится. Ф. Гримм

Лесть — это фальшивая монета, которая лишь обед­няет того, кому она достается. Л. Дабрантес

Скромность порой бывает лицемерной, но просто­душие — никогда. Ж. Даламбер

Похвалы, подобно золоту и алмазу, имеют цену лишь тогда, когда они редки. Б. Джонсон

Хозяйка нашего дома

19 февраля 2019, Культура, [1 408 просмотров]
Есть люди, без которых Пятигорск представить невозможно. Их даже называют целой эпохой — настолько тесно вплели они свои судьбы в историю малой родины. В ряду таких знаковых фигур для пятигорчан — Эмма Дзитиева. Эту удивительную женщину горожане знают как хранительницу дружбы и мира в многонациональном пространстве столицы СКФО.

Увы, годы берут свое. В свои без малого девяносто Эмма Артемовна вынуждена перейти на более щадящий режим жизнедеятельности. Хотя по-прежнему остается душой того самого Дома национальных культур, у истоков которого и стояла. Еще в 70-х годах минувшего столетия, когда в Пятигорске появилось общество советско-болгарской дружбы, Эмму Дзитиеву избрали его секретарем. Побратимские связи подкреплялись письмами, приходившими в городской Дом дружбы с болгарской стороны. Были и встречи, и обмен делегациями. В вихре перестройки связи с братушками испытания на прочность не выдержали, переписка оборвалась. Не только отдельные индивидуумы, но и целые народы не смогли достойно пережить шоковые реформы и прочие катаклизмы. Однако здравый смысл восторжествовал. Рассказывают, что, когда спустя годы иностранные туристы вновь потянулись в наши края, болгары испытали настоящее потрясение. В самые тяжелые времена хозяйка Дома дружбы в Пятигорске сумела сохранить и тепло побратимских встреч, и письма, и архивы, и фотографии. А главное, сам старинный особняк в центре проспекта Кирова.

Мухтарбек Кантемиров, народный артист России

18 февраля 2019, Культура, [3 361 просмотр]

Передача "Имена". Эфир 20.03.2005. Первый образовательный канал. © Телекомпания СГУ ТВ.

ВОЗВРАЩЕНИЕ БЫЛОГО ВЕЛИЧИЯ?

18 февраля 2019, Культура / Фото, [2 050 просмотров]
На сцене возрожденного здания Госдрамтеатра состоялась долгожданная премьера.
В год Коста сезон был открыт постановкой по поэме К. Хетагурова «Фатима»
«Фатима». Снова на сцене Юго-Осетинского Госдрамтеатра имени Коста Хетагурова сорок лет спустя. И первый спектакль на сцене возрожденного национального театра. Одна из несомненных жемчужин осетинской классики, велением времени, постановка, по одноименной поэме, стала символом возрождения театрального искусства юга Осетии. Зрелищно, масштабно, пронизывающе. Масштаб режиссера, актерский ансамбль и изначально заданная планка в успешности постановки сомневаться не заставляли. Сомнения были несколько другие – известное произведение, по мотивам которого еще в 1958 году была снята одноименная картина, фактически массовое знакомство и с оригиналом, и с кинофильмом «Фатима», в любом случае не смогли бы нивелировать параллели, ассоциации, которые невольно воздействовали бы на зрительское восприятие. И все же режиссеру и актерскому ансамблю удалось отойти от общеизвестного прочтения «Фатимы». И это несмотря на то, что за основу спектакля режиссер взял оригинал поэмы Коста. Сказать, что спектакль Тамерлана Дзудцова выстрелил – не сказать ничего.

Найдена, считавшаяся утерянной, партитура к первому осетинскому мюзиклу

17 февраля 2019, Культура, [1 638 просмотров]
Борис Александрович Галаев. Человек – легенда. Наравне с гениальным Махарбеком Тугановым – один из незабвенных столпов осетинской национальной культуры. Наследие Галаева до сих пор не изучено до конца, а потому периодически становится известно о каких-то новых уникальных находках в его личных архивах, многие годы хранящихся в его доме на улице Пушкина в Цхинвале. Напомним, что известный композитор жил и творил на юге Осетии почти сорок лет, оставив поистине великое наследие. Вот и на минувшей неделе среди его архивных документов обнаружилась, считавшаяся давно утерянной, партитура к первому, выражаясь современным языком, осетинскому мюзиклу. Музыкальная драма по мотивам величественной Нартиады, была поставлена на сцене Госдрамтеатра в далёком военном 1942 году. Годы спустя, в планах труппы было реанимирование первой национальной музыкально-песенной постановки, однако заветной партитуры не было найдено… И вот, спустя десятилетия, нотная многоголосная запись в партиях,о которой все давно уже благополучно подзабыли, обнаружилась. И что примечательно, случилось это в юбилейный год самого композитора. Поэтому есть надежда, что к концу 2019-го, а работа предстоит немалая, удастся воссоздать первый национальный мюзикл и таким образом торжественно и неординарно отметить 130-летие Бориса Галаева. Однако обо всем по порядку.

 

Мегафон

 

хлеб

 

 

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 8098595 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***

Все комментарии

Энергоресур

 

Энергоресур

 

Энергоресур

 

Энергоресур

Объявления

Продается 3-х комнатная квартира на 5 этаже 5 этажного кирпичного дома по адресу: г. Цхинвал, ул.Мамсурова 5. Звонить в рабочие дни с 18:00 до 20:00, в выходные с 11:00 до 20:00 по телефону: +7 928 488 61 17, Сослан.
***
Каждый месяц с сентября по декабрь, два раза в месяц из Цхинвала в Москву будет отправляться грузовой авто транспорт. 1 -го выезд, 4-5 го в Москве, а 6-го в Цхинвал. Следущий выезд 15-го в Москву, 18-19 в Москве, и 20-го обратно в Цхинвал. Тел 8 929 804 55 31 Тел в Москве 8 928 857 55 50. Вова
***

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия