Искусство жить и танцевать Майи Четион
25 февраля 2019 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [926 просмотров]
Танец – прочная основа национальной культуры
Одной из самых известных хореографов в Республике Южная Осетия является Майя Четион. Ее смело можно назвать выдающимся хореографом наших дней. Она, являясь солисткой Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской Автономной Республики, также является дизайнером – создателем национальных костюмов, педагогом-хореографом, воспитавшим десятки поколений детей. Майя Иорамовна руководит хореографической студией «Кафт», функционирующей при средней школе №2.
Майя Четион – заслуженная артистка Южной Осетии, и, наконец, просто замечательный человек.
Танцы – мечта детства
Майя Четион с самого детства росла в атмосфере, где вся повседневная жизнь была насыщенна осетинской культурой и многовековыми национальными традициями.
«Я воспитывалась в осетинской среде. Хотя село, в котором я родилась и выросла, располагалось в Грузий. Мы жили в атмосфере, где трепетно соблюдались осетинские традиции. Весь наш быт был окружен осетинской национальной культурой. Начиная с рассказов и сказок бабушки, мамы, с обрядов, которые соблюдались у нас в доме – всё было пронизано осетинскостью, если так можно выразиться и, конечно же, впитывалось нами», – вспоминает Майя Четион.
Еще в школьные годы маленькая Майя впервые увидела по телевизору выступление балетной труппы. В тот момент, словно что-то перевернулось внутри девочки: волшебный мир танца стал ее мечтой.
Стартовой площадкой Майи Четион к хореографическому искусству стала детская танцевальная студия в Каспи. После окончания средней школы она поступила в Тбилисское хореографическое училище им. Серго Закариадзе.
«В танцевальную студию в Каспи меня повела мама. Она всегда поддерживала мое безудержное стремление к танцам и вместе со мной ездила на репетиции в райцентр. А по ночам, моя мама, которая вела еще и огромное хозяйство, шила для меня концертные платья, чтобы я выглядела не хуже остальных девочек», – поделилась воспоминанием Четион.
В начале был танец…
Танец – это самый древний и богатый вид искусства, несущий в себе огромный эмоциональный заряд положительных эмоций.
С осетинской хореографией Четион познакомилась во время обучения в училище. «Я увидела выступление государственного ансамбля «Симд» и меня поразило все: то с какой грацией выходила ведущая, как она объявляла осетинские народные танцы, песни и, наконец, сами величественные и уникальные по пластике танцы. Это настолько впечатлило меня, что стало судьбоносным моментом.
Именно через любовь к своим корням, через знание архаичных традиций проявляется удивительный мир танца, появляется возможность выразить свои эмоции и чувства, обжигающие изнутри», – говорит Майя Четион.
Симд – жемчужина осетинской хореографии
Танец «Симд» является жемчужиной осетинской хореографии. Горцы издавна выражали в танцах не только свои чувства, но и собственное отношение к миру, неся генетическую память о том, чем жили наши предки. Осетинские танцы являются прекрасным инструментом для воспитания дисциплины и трудолюбия в детях. Сила осетинского танца волшебна.
О том, насколько грациозны движения кавказских танцоров, сколько души в них вкладывается, хорошо известно. И народный танец «Симд» является своеобразной призмой, которая отражает социальные роли женщины и мужчины в Осетии. Это не просто танец, а сгусток движений, передающий национальный характер.
«В танце отражается идеал осетинской женщины. Женская партия в «Симде» воплощает нежность и грацию, скромность, понятие «ӕгъдау». Что касается мужской партии, то мы видим в первую очередь защитника женщины – мужественного, смелого и храброго.
Когда мужчина поднимает руки выше плеч и танцует вокруг женщины, то мы созерцаем эту первозданную красоту мужчины и женщины – их место в обществе, их гармонию в природе. Эта гармония удивительным образом преломляется и отражается в танце. Мне кажется, что величие танца сокрыто именно в социальных ролях сильного и храброго мужчины, защищающего девушку – нежную и грациозную, скромную.
«Симд» во всем мире известен как танец земных богов, самые красивые слова, касающиеся танца можно соотнести с ним. Он синтезирует в себе наши национальные черты.
В этом и есть своеобразие осетинского танца и в этом ее неповторимость – если хотите, даже гениальность», – отметила Майя Четион.
«Симд» - глава из жизни танцовщицы
После окончания училища в1980 году Майя Четион приехала в Южную Осетию. Так и начиналась ее карьера в Государственном ансамбле песни и танца «Симд».
Творческая жизнь в «Симде» – это целая глава из жизни Майи Четион, которая продолжалась 20 лет.
«Приезд в Южную Осетию был моим сознательным выбором. Я переехала и начала работать в Государственном ансамбле «Симд».
В те далекие теперь уже советские времена «Симд» давал 130 концертов в год. За эти 20 лет еженедельно на базе Государственного драматического театра «Симд» давал концерты в Цхинвале и во всех районах Южной Осетии.
Мы также много гастролировали по миру, по всему Советскому Союзу. Каждый раз ансамбль «Симд» представлял Южную Осетию с триумфом, неся, как говорится, искусство в массы.
Я не помню, чтобы когда-нибудь на нашем выступлении в зале были пустые места», – вспоминает Майя Четион.
Каждый раз концерт Государственного ансамбля «Симд» становился культурным событием. С одной стороны – это было буднично, а с другой стороны – интересно. Стоит отметить что в «Симде», Майя Четион танцевала вплоть до середины девяностых годов, до того момента пока она не начала работать в хореографической студии в СОШ №2.
Из танцовщицы – в хореографы
Как сказал известный хореограф, положивший начало современному балету, Джордж Баланшайн, «танцоры – это инструменты, как пианино, на котором играет хореограф».
Роль хореографа в танце очень велика. Это не только человек, который ставит танец для своих танцоров, но и придает их движениям завершенность, которая предстает перед зрителями в виде танцевального произведения.
В начале девяностых годов, в Южной Осетии сложилась сложная, а, вернее сказать, критическая политическая ситуация. Почти всё взрослое население, в первую очередь, интеллигенция, думали о выживании. А музы, как говорят, в таких моментах, молчат. Практически ничего, можно сказать, не создавалось, наоборот, действовавшие культурные учреждения, тоже закрывались. Но именно в этот период Майя Четион начинает работать с детьми, в хореографической студии средней образовательной школы №2.
После окончания своей сценической карьеры, продолжительностью в 20 лет, в тяжелые годы, которые переживала Южная Осетия в 90-х годах, для Четион было важно сохранить и передать будущим поколениям культуру хореографии.
«Когда я танцевала, я была молодой, неопытной, но очень многому научилась у художественного руководителя «Симда» Павла Битиева, у своих замечательных педагогов и коллег: Аслана Кабисова, Хазби Гаглоева, Володи Чибирова, у моих, которые со мной работали в ансамбле «Симд». Они были настоящими артистами. Все, то ценное, что я переняла у них, мне хотелось донести до детей, подрастающих поколений. Мне казалось важным, чтобы знания, касающиеся традиционной хореографической культуры, продолжали жить в наших детях. Мне хотелось передать свои знания молодёжи. Ведь артист является лицом народа, и он должен быть на высоком уровне», – говорит Четион.
Кроме того, если перескакивать немножко в другую плоскость, то «танец снимает комплексы, которыми часто страдают дети. На уроках хореографии, мы изучаем также осетинские традиции, этику и эстетику. Все элементы этих дисциплин, фактически, воплощаются в осетинском национальном танце» – добавила худрук «Кафт».
В связи со сложившейся в обществе в целом тяжелой ситуацией, для работы с детьми в школах в те годы не было элементарных условий.
«В 90-х у нас не было ни танцевального станка, ни зеркал, ни сценических костюмов. Но со временем, пошагово, мы добились того, что сегодня у нас есть зал, есть костюмы…», – поделилась Четион.
Процесс рождения танца
По словам Четион, работа над танцем происходит практически также как и любой учебный или творческий процесс.
«У танца есть своя азбука. Также как чтению, так и хореографии мы начинаем обучать ребенка с азбуки.
Если ребенок наделен чувством ритма, то в первую очередь мы его учим ходить под музыку, стоять, правильно двигаться и только после этого начинается изучение элементов движения. Это очень продолжительный процесс. Фактически искусству танца можно учиться всю жизнь, и так и не научиться. Как и любой профессии, всю жизнь, если вы хотите стоящего результата, нужно работать над собой.
Что касается конкретно постановки танца, то это совершенно другой процесс. Потому что каждый танец – это как отдельное произведение искусства. Там не должно быть беспрерывных движений. Танец – это маленькая история со своей композицией, сюжетом и развитием. У него есть начало, есть кульминация танца и обязательно есть финал. И каждый танец, безусловно, должен о чем-то рассказывать языком пластики и движения», – пояснила Майя Четион.
Главная проблема
В студии «Кафт» под руководством заслуженной артистки Южной Осетии и Абхазии Майи Четион, помимо нее преподают искусство танца ее вчерашние ученики – Коста Джиоты, Алена Каркусова и Ирма Бестаева.
Хореографический ансамбль «Кафт», является обладателем Гран-при в номинации «Народный танец» Международного фестиваля-конкурса «Черноморский Олимп», награжден Гран-при Международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Розы обзора» в номинации «Народная хореография». Очень многое и на сегодняшний день в хореографической детской студий «Кафт» далеко от совершенства, но немало сделано.
Однако, серьезной проблемой остается вопрос со штатными единицами. До сих пор, музыканты и хореографы, которые работают вместе с Майей Четион, получают зарплату только благодаря родительским взносам.
«Нам нужны штатные единицы, чтобы музыкант и хореограф получали заработную плату. Они все мои бывшие ученики, ставшие ныне взрослыми людьми, преподавателями, а получают плату только с родительских взносов, до сих пор у нас нет даже штатных единиц», – отметила Четион.
В хореографической студии «Кафт» при средней школе №2 в настоящее время здесь (не смотря на объявленный в школах карантин) кипит работа. Младшая танцевальная группа готовится к гастрольной поездке на международный конкурс, который в марте состоится в Санкт–Петербурге. Пожелаем им всем новых успехов и самых высоких вершин!
Подготовила Алана Цахилова
Источник: https://south-ossetia.info/iskusstvo-zhit-i-tancevat-maji-chetion/?fbclid=IwAR0V2g4B_Zjx5vfj9ZWUcgY2VT3cvj3leiATf6KqXla3t4RNg2EyBqIO4lw
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
Одной из самых известных хореографов в Республике Южная Осетия является Майя Четион. Ее смело можно назвать выдающимся хореографом наших дней. Она, являясь солисткой Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» еще в советское время одной из первых наших деятелей искусства стала заслуженной артисткой Абхазской Автономной Республики, также является дизайнером – создателем национальных костюмов, педагогом-хореографом, воспитавшим десятки поколений детей. Майя Иорамовна руководит хореографической студией «Кафт», функционирующей при средней школе №2.
Майя Четион – заслуженная артистка Южной Осетии, и, наконец, просто замечательный человек.
Танцы – мечта детства
Майя Четион с самого детства росла в атмосфере, где вся повседневная жизнь была насыщенна осетинской культурой и многовековыми национальными традициями.
«Я воспитывалась в осетинской среде. Хотя село, в котором я родилась и выросла, располагалось в Грузий. Мы жили в атмосфере, где трепетно соблюдались осетинские традиции. Весь наш быт был окружен осетинской национальной культурой. Начиная с рассказов и сказок бабушки, мамы, с обрядов, которые соблюдались у нас в доме – всё было пронизано осетинскостью, если так можно выразиться и, конечно же, впитывалось нами», – вспоминает Майя Четион.
Еще в школьные годы маленькая Майя впервые увидела по телевизору выступление балетной труппы. В тот момент, словно что-то перевернулось внутри девочки: волшебный мир танца стал ее мечтой.
Стартовой площадкой Майи Четион к хореографическому искусству стала детская танцевальная студия в Каспи. После окончания средней школы она поступила в Тбилисское хореографическое училище им. Серго Закариадзе.
«В танцевальную студию в Каспи меня повела мама. Она всегда поддерживала мое безудержное стремление к танцам и вместе со мной ездила на репетиции в райцентр. А по ночам, моя мама, которая вела еще и огромное хозяйство, шила для меня концертные платья, чтобы я выглядела не хуже остальных девочек», – поделилась воспоминанием Четион.
В начале был танец…
Танец – это самый древний и богатый вид искусства, несущий в себе огромный эмоциональный заряд положительных эмоций.
С осетинской хореографией Четион познакомилась во время обучения в училище. «Я увидела выступление государственного ансамбля «Симд» и меня поразило все: то с какой грацией выходила ведущая, как она объявляла осетинские народные танцы, песни и, наконец, сами величественные и уникальные по пластике танцы. Это настолько впечатлило меня, что стало судьбоносным моментом.
Именно через любовь к своим корням, через знание архаичных традиций проявляется удивительный мир танца, появляется возможность выразить свои эмоции и чувства, обжигающие изнутри», – говорит Майя Четион.
Симд – жемчужина осетинской хореографии
Танец «Симд» является жемчужиной осетинской хореографии. Горцы издавна выражали в танцах не только свои чувства, но и собственное отношение к миру, неся генетическую память о том, чем жили наши предки. Осетинские танцы являются прекрасным инструментом для воспитания дисциплины и трудолюбия в детях. Сила осетинского танца волшебна.
О том, насколько грациозны движения кавказских танцоров, сколько души в них вкладывается, хорошо известно. И народный танец «Симд» является своеобразной призмой, которая отражает социальные роли женщины и мужчины в Осетии. Это не просто танец, а сгусток движений, передающий национальный характер.
«В танце отражается идеал осетинской женщины. Женская партия в «Симде» воплощает нежность и грацию, скромность, понятие «ӕгъдау». Что касается мужской партии, то мы видим в первую очередь защитника женщины – мужественного, смелого и храброго.
Когда мужчина поднимает руки выше плеч и танцует вокруг женщины, то мы созерцаем эту первозданную красоту мужчины и женщины – их место в обществе, их гармонию в природе. Эта гармония удивительным образом преломляется и отражается в танце. Мне кажется, что величие танца сокрыто именно в социальных ролях сильного и храброго мужчины, защищающего девушку – нежную и грациозную, скромную.
«Симд» во всем мире известен как танец земных богов, самые красивые слова, касающиеся танца можно соотнести с ним. Он синтезирует в себе наши национальные черты.
В этом и есть своеобразие осетинского танца и в этом ее неповторимость – если хотите, даже гениальность», – отметила Майя Четион.
«Симд» - глава из жизни танцовщицы
После окончания училища в1980 году Майя Четион приехала в Южную Осетию. Так и начиналась ее карьера в Государственном ансамбле песни и танца «Симд».
Творческая жизнь в «Симде» – это целая глава из жизни Майи Четион, которая продолжалась 20 лет.
«Приезд в Южную Осетию был моим сознательным выбором. Я переехала и начала работать в Государственном ансамбле «Симд».
В те далекие теперь уже советские времена «Симд» давал 130 концертов в год. За эти 20 лет еженедельно на базе Государственного драматического театра «Симд» давал концерты в Цхинвале и во всех районах Южной Осетии.
Мы также много гастролировали по миру, по всему Советскому Союзу. Каждый раз ансамбль «Симд» представлял Южную Осетию с триумфом, неся, как говорится, искусство в массы.
Я не помню, чтобы когда-нибудь на нашем выступлении в зале были пустые места», – вспоминает Майя Четион.
Каждый раз концерт Государственного ансамбля «Симд» становился культурным событием. С одной стороны – это было буднично, а с другой стороны – интересно. Стоит отметить что в «Симде», Майя Четион танцевала вплоть до середины девяностых годов, до того момента пока она не начала работать в хореографической студии в СОШ №2.
Из танцовщицы – в хореографы
Как сказал известный хореограф, положивший начало современному балету, Джордж Баланшайн, «танцоры – это инструменты, как пианино, на котором играет хореограф».
Роль хореографа в танце очень велика. Это не только человек, который ставит танец для своих танцоров, но и придает их движениям завершенность, которая предстает перед зрителями в виде танцевального произведения.
В начале девяностых годов, в Южной Осетии сложилась сложная, а, вернее сказать, критическая политическая ситуация. Почти всё взрослое население, в первую очередь, интеллигенция, думали о выживании. А музы, как говорят, в таких моментах, молчат. Практически ничего, можно сказать, не создавалось, наоборот, действовавшие культурные учреждения, тоже закрывались. Но именно в этот период Майя Четион начинает работать с детьми, в хореографической студии средней образовательной школы №2.
После окончания своей сценической карьеры, продолжительностью в 20 лет, в тяжелые годы, которые переживала Южная Осетия в 90-х годах, для Четион было важно сохранить и передать будущим поколениям культуру хореографии.
«Когда я танцевала, я была молодой, неопытной, но очень многому научилась у художественного руководителя «Симда» Павла Битиева, у своих замечательных педагогов и коллег: Аслана Кабисова, Хазби Гаглоева, Володи Чибирова, у моих, которые со мной работали в ансамбле «Симд». Они были настоящими артистами. Все, то ценное, что я переняла у них, мне хотелось донести до детей, подрастающих поколений. Мне казалось важным, чтобы знания, касающиеся традиционной хореографической культуры, продолжали жить в наших детях. Мне хотелось передать свои знания молодёжи. Ведь артист является лицом народа, и он должен быть на высоком уровне», – говорит Четион.
Кроме того, если перескакивать немножко в другую плоскость, то «танец снимает комплексы, которыми часто страдают дети. На уроках хореографии, мы изучаем также осетинские традиции, этику и эстетику. Все элементы этих дисциплин, фактически, воплощаются в осетинском национальном танце» – добавила худрук «Кафт».
В связи со сложившейся в обществе в целом тяжелой ситуацией, для работы с детьми в школах в те годы не было элементарных условий.
«В 90-х у нас не было ни танцевального станка, ни зеркал, ни сценических костюмов. Но со временем, пошагово, мы добились того, что сегодня у нас есть зал, есть костюмы…», – поделилась Четион.
Процесс рождения танца
По словам Четион, работа над танцем происходит практически также как и любой учебный или творческий процесс.
«У танца есть своя азбука. Также как чтению, так и хореографии мы начинаем обучать ребенка с азбуки.
Если ребенок наделен чувством ритма, то в первую очередь мы его учим ходить под музыку, стоять, правильно двигаться и только после этого начинается изучение элементов движения. Это очень продолжительный процесс. Фактически искусству танца можно учиться всю жизнь, и так и не научиться. Как и любой профессии, всю жизнь, если вы хотите стоящего результата, нужно работать над собой.
Что касается конкретно постановки танца, то это совершенно другой процесс. Потому что каждый танец – это как отдельное произведение искусства. Там не должно быть беспрерывных движений. Танец – это маленькая история со своей композицией, сюжетом и развитием. У него есть начало, есть кульминация танца и обязательно есть финал. И каждый танец, безусловно, должен о чем-то рассказывать языком пластики и движения», – пояснила Майя Четион.
Главная проблема
В студии «Кафт» под руководством заслуженной артистки Южной Осетии и Абхазии Майи Четион, помимо нее преподают искусство танца ее вчерашние ученики – Коста Джиоты, Алена Каркусова и Ирма Бестаева.
Хореографический ансамбль «Кафт», является обладателем Гран-при в номинации «Народный танец» Международного фестиваля-конкурса «Черноморский Олимп», награжден Гран-при Международного конкурса-фестиваля хореографического искусства «Розы обзора» в номинации «Народная хореография». Очень многое и на сегодняшний день в хореографической детской студий «Кафт» далеко от совершенства, но немало сделано.
Однако, серьезной проблемой остается вопрос со штатными единицами. До сих пор, музыканты и хореографы, которые работают вместе с Майей Четион, получают зарплату только благодаря родительским взносам.
«Нам нужны штатные единицы, чтобы музыкант и хореограф получали заработную плату. Они все мои бывшие ученики, ставшие ныне взрослыми людьми, преподавателями, а получают плату только с родительских взносов, до сих пор у нас нет даже штатных единиц», – отметила Четион.
В хореографической студии «Кафт» при средней школе №2 в настоящее время здесь (не смотря на объявленный в школах карантин) кипит работа. Младшая танцевальная группа готовится к гастрольной поездке на международный конкурс, который в марте состоится в Санкт–Петербурге. Пожелаем им всем новых успехов и самых высоких вершин!
Подготовила Алана Цахилова
Источник: https://south-ossetia.info/iskusstvo-zhit-i-tancevat-maji-chetion/?fbclid=IwAR0V2g4B_Zjx5vfj9ZWUcgY2VT3cvj3leiATf6KqXla3t4RNg2EyBqIO4lw
Все права защищены © МИА Южная Осетия Сегодня
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.