Премия «Буламаргъ» назвала победителей четвертого сезона
Церемонию по традиции открыл президент Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов. Глава республики поздравил гостей и участников с важным событием в культурной жизни Осетии — завершением 4 сезона премии.
«Приятно, что уже в четвертый раз посольство Южной Осетии в Москве оказывает столь пристальное внимание молодым дарованиям и развитию осетинской культуры. Я искренне поздравляю лауреатов премии и желаю им дальнейших творческих успехов. Хочется, чтобы любителей Осетии, ее литературы и культуры становилось больше, – отметил Бибилов.
Национальные блюда, сценки и танцы: мероприятие в Дзау посвятили традициям осетин
"У каждого народа есть свои традиции, обычаи и своя культура. Осетия очень богата этим, что ярко продемонстрировали ребята. В число представленных мероприятий вошли интересные инсценировки, осетинские песни и танцы, демонстрация разнообразия и изобилия национальной кухни, - задын ( сладкий пирог из проросшей пшеницы), къæлыуа, традиционных осетинских пирогов, пива и многих других блюд", - сказали в пресс-службе.
Учащиеся соревновались в первую очередь в красноречии в произнесении осетинских праздничных тостов, а также показали инсценировку о том, "как черт поил осетинским араком Уастырджи".
До трагической даты – 100-летия геноцида осетинского народа – осталось чуть больше шести месяцев. Какова степень нашей готовности?
Похороны в Южной Осетии (краткий обзор в помощь организации похоронных мероприятий)
Стоит ли говорить, что у нас, осетин, поминкам всегда придавалось особое значение, возводя их в ранг национальной традиции. В свое время существовала притча: «Родиться надо грузином, потому, что, так как они отмечают рождение ребенка, так не отмечает никто. Жениться надо на армянке, потому что армянская свадьба самая пышная в мире, жить – русским, потому что они умеют жить ярко, сегодняшним днем. Ну а умереть надо осетином, потому, что поминки по своей пышности, затмевают все эти застолья».
Бæрзонд аивады хъомыс
Уæдæ цæй диссаг у æнæмæлгæ поэмæ «Фатимæ»! Йæ трагикон мидис, йæ диссаджы фæлгонцтæй, йæ национ хæдхуыз, ныхмæвæрд сурæттæй цал æмæ цал зæрдæйы банкъуысын кодта! Фæлтæртæн дæнцæгæн ныууагъта æцæг уарзты сыгъдæгдзинад, рæстæджы мылазон тыхты æвирхъаудзинад, уды рæсугъддзинад æмæ æгъдау, зондахаст æмæ æфсарм, лæгдзинад æмæ ныфс.
Уацмысмæ гæсгæ 1959 азы гуырдзиаг кинематографисттæ систой лентæ «Фатимæ», æмбал кæмæн нæй, ахæм киноуацмыс дзы рауад. Дзыллæты зæрдæтæм сæхимæ арф айстой хохаг чызджы трагикон фæлгонц; йæ уды фарн, адæймаджы агайынц тыхджын æнкъарæнтæ, ахуыр æй кæнынц табуйаг æмæ бæрзонд уарзты мидисыл, хæрзуддзинадыл, бæрнон, æнæхин уæвыныл.
Идеолог чеченской революции Муса Темишев о том, как группа ингушских провокаторов спровоцировала войну между народами.
Актуальные проблемы прошлого
М.Гуриев. Газета «Терек», 1914 год:
«Кому хоть немного приходится прикасаться по служебной ли обязанности, или по личному интересу, к вопросу о курении и потреблении араки осетинами, кому приходится быть свидетелем, какая масса протоколов, и чинами акцизного ведомства и полицией всех категорий, составляется за курение, хранение, провоз или другой вид промысла аракой – со всеми штрафами, конфискациями, наказаниями и другими разорительными последствиями, кому приходится видеть, с каким безобразным азартом потянулась осетинская молодежь к потреблению араки и, вообще, спиртных напитков, во что превратились светложизнерадостные осетинские праздники «кувд» или свадьба, «хист-харнаг» или поминки, до какого унижения дошла и без того униженная осетинка всех возрастов в процессе изготовления и, главное, промысла аракой, словом, кто видит, как разносторонне и притом прогрессивно деморализующее действует арака на жизнь и характер осетин, тот поймет, какое зло эта арака для осетин, тот не только не сможет остаться равнодушным зрителем, но и обязан принять деятельное участие в серьезном деле искоренения курения и потребления араки осетинами.
Сармат Кабисов стал лауреатом международного конкурса в Италии
Кабисов исполнил концерт для гармоники с оркестром (ч.3) в переложении для гармоники с фортепиано, партию фортепиано исполнила Заслуженный деятель культуры республики Жанетта Гагиева.
Международный конкурс-фестиваль искусств «Italian Break» проходил в Сан-Марино с 30 октября по 2 ноября.
В Фестивале приняли участие творческие коллективы и отдельные участники из разных стран, в том числе из Италии, России, Казахстана, Арцаха, Португалии, Шри-Ланки.
Формат конкурса включает в себя различные номинации в области хореографии, вокала, инструментального творчества, цирка, театрального жанра и т.д.
А. Л. Чибиров АЛАНЫ НА СЛУЖБЕ ИМПЕРИИ ЮАНЬ. ВОСТОЧНЫЕ ХРОНИКИ
Осетинский культурный центр возможно появится в Волгограде - интервью
- Баймат Шотаевич, когда структурно оформилась Ваша диаспора? Осетины из каких городов в нее входят и есть ли у диаспоры свое помещение, где проводятся мероприятия, есть ли твердое членство или осетины в проводимых мероприятиях участвуют по мере необходимости?
- Волгоградская региональная общественная организация осетин "Алания" (ВРОО "Алания" образовалась 29 октября 2004 года. В нее входят все осетины, проживающие на территории Волгоградской области. Это всего около 1025 человек. Приблизительно 80% из них проживает в городе Волгограде. Свое помещение у нашей организации есть, здесь мы проводим наши встречи, собрания, различные мероприятия. Установленного размера членских взносов нет, но каждый старается помогать по мере возможности. То же касается и проводимых мероприятий, можно уверенно сказать, что волгоградские осетины тесно связаны с родной Осетией.
АЛАНОФОБИЯ.
В развернутой против алан и Алании психоисторической войне аланофобами используется ряд стратегий. Первая стратегия предполагает не только физическое истребление алан, но и уничижительную трактовку их этносоциальной истории. Здесь аланы представляются обывателю полудикими племенами, несущими в себе, исключительно деструктивное начало. Вторая стратегияобусловила открытие широкого фронта по скрытому и явному присвоению главных вех героической истории алан, их культурного наследия. При этом главный упор АЛАНОФОБАМИделается на обезличивание аланской нации. В зависимости от складывающихся конкретных обстоятельств на первый план выходит либо первая, либо вторая стратегия.
Выявленные стратегии позволили конкретизировать структурную иерархию АЛАНОФОБИИ, как социально-политического явления. Данная иерархия состоит из следующих взаимосвязанных уровней: глобальный; субрегиональный; региональный; местный.
День духовного обогащения. Как в Осетии возрождают старинные традиции
Общественный деятель Юрий Бетеев мечтает вернуть былые традиции осетинского народа, он не первый год занимается этим на деле. Все началось с того, как он впервые посетил святилище Реком на севере Осетии.
Бетеев стал свидетелем того, как люди поднимаются к храму босиком, дойдя до святилища, возносят молитву, танцуют и поют. Это его настолько вдохновило, что решил возродить такие обряды и в Южной Осетии. С тех пор он занялся организацией поездки в Реком. Лет пять назад Юрий стал отмечать дзуарыбон (религиозный праздник) в духе народных осетинских традиций в своем родном селе Борджнис.
"Когда я увидел в Реком, как мужчины танцуют, поют, произносят молитвы, то решил внедрять подобное в своем селе. Впервые так устроил в 2014 году, тогда я сам был принимающей стороной (фысым). А после этого уже подтянулись и другие", - рассказывает Бетеев.
Село Борджнис расположено в пяти километрах от поселка Дзау. В конце октября фамилия Бетеевых ежегодно отмечает в селе праздник Горийы дзуарыбон. По обычаю, гости собираются на опушке леса. Одна часть из них с тремя пирогами и пивом направляется на возвышенность в лесу. Там расположено святилище, которому возносят молитвы, зажигают свечи. Первой, по традиции, бывает молитва к богу, а потом и собственно святому месту. Местные жители верят, что святилище помогает бездетным, а также оберегает от бед и напастей.
Некоторые гости, как и сам Юрий, пришли на праздник в осетинских головных уборах и в национальной одежде.
Во время застолья на суд фамилии были представлены два образца Флага Бетеевых, которые разработал Роберт Бетеев. Из них был выбран флаг с гербом Бетеевых.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН АЛАНИИ.
Закрепление в 90-х гг. XX столетия в законодательном порядке государственных символов (флаг, герб)РЮО – Государство Алания, РСО- Алания, стало важным свидетельством единства этнической и политической культуры нашего народа. Однако, по-другому сложились события связанные с конституциированием государственного гимна Алании («Осетии»). Если в случае с флагом и гербом было принято единственно правильное и, что немаловажно, консолидированное решение, то в случае с гимном, этого сделать не удалось. Данное обстоятельство привело к отсутствию общенационального государственного гимна Алании.
СОВРЕМЕННЫЙ ОСЕТИН СПОКОЙНО БЫ СМОГ ПОГОВОРИТЬ СО СВОИМ ПРЕДКОМ СКИФОМ НА РОДНОМ ДЛЯ НЕГО ЯЗЫКЕ.
Скифо-сарматские наречия, 1979 г.
Предлагаю вашему вниманию некоторые скифские слова с переводом на русский язык.
Все они сохранились в современном осетинском языке.
Осетины, гордитесь своим древним и красивым языком!
Abra - небо, Madu - мед,
Adari - внизу,
Agar - избыток,
Agdak - обычай, Man - хотеть,
Akasa - невредимый, Mang - ложный,
Aluth - пиво, Mar- убивать, Marz - сметать
Amay - строить, Masta - гневный, ярый,
Ambust - возвеличенный, Mata - мать,
В Москве состоится выставка югоосетинского художника Вадима Каджаева
"21 октября в Музее Русского Искусства состоится церемония открытия выставки, на которой будут представлены работы известного художника. Выставка продлится неделю - до 28 октября. Вход свободный", - сообщили "Рес" в пресс-службе посольства.
Вадим КАДЖАЕВ Член Союза художников России, Заслуженный художник Республики Южная Осетия и Республики Северная Осетия-Алания Родился 28 ноября 1984 года в г.Цхинвал, Южная Осетия.
Выпускник Цхинвальского лицея искусств им. Колиева. С отличием окончил Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Трижды был награждён золотыми медалями за успехи в учебе, лучший выпускник 2009 года. Награждён почетной грамотой Министерства культуры РЮО, а также золотым знаком за достижения в области изобразительного искусства правительства ЧР. Обладатель премии «Музы Санкт-Петербурга», лауреат премии Санкт-Петербурга в номинации «Живопись».
Церемония награждения лауреатов премии имени Нафи Джусойты прошла в ЮОГУ
В Юго-Осетинском государственном университете состоялась торжественная церемония награждения лауреатов литературной премии им. Нафи Джусойты. Конкурс на соискание премии имени Нафи был приурочен "Году Коста Хетагурова в Южной Осетии".
В церемонии награждения приняли участие президент Южной Осетии Анатолий Бибилов, председатель правительства Эрик Пухаев, глава администрации г. Цхинвал Алан Кочиев, члены правления фонда«Амонд», президент группы компаний «Амонд», председатель Самарского областного национально-культурного центра осетинской диаспоры «Алания» Ростик Хугаев, общественный деятель, автор энциклопедии «Осетия и осетины» Казбек Челехсаты, ректор ЮОГУ Вадим Тедеев, профессорско-преподавательский состав и студенты ЮОГУ.
Дирижер и художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев намерен создать Северо-Кавказский культурный центр на своей малой родине во Владикавказе. ⠀
⠀С оркестром Мариинского театра он выступает в городе каждый год и пообещал быть еще чаще.
⠀О планах создания культурного центра во Владикавказе он говорил еще в 2003 году в день своего 50-летия. Тогда музыкант пообещал привлечь к этому архитекторов с мировыми именами и инвесторов.
⠀Проект стоимостью свыше 9 млрд рублей, разработанный знаменитым британским архитектором Норманом Фостером, был представлен на Международном инвестфоруме в Сочи в 2007 году. Тогда Северной Осетии пришлось отказаться от его реализации. Согласно новому плану создание центра должно обойтись в два раза меньше — не более 4 млрд рублей.
⠀Новый проект центра имени Валерия Гергиева разрабатывает французский архитектор Ксавье Фабр.
⠀Градус Осетии
Наперсток из золота и серебра: Хох Бекоев удостоен престижной награды «Золотой наперсток»
«Показ прошел хорошо, я участвовал на этом фестивале в третий раз. Свои коллекции представили также более 30 модельеров из Северной Осетии», - сказал агентству «Рес» Бекоев.
Он отметил, что через неделю собирается на показ моды "Подиум" в Сочи, куда также повезет эту коллекцию.
На фестивале во Владикавказе коллекции югоосетинского дизайнера занимали призовые места и раньше.
Первые среди лучших: цхинвальский колледж занял первое место на фестивале осетинских пирогов
"Для нас самих победа стала приятной неожиданностью. Звонил с приглашением директор Владикавказского колледжа, поэтому решили,что фестиваль проводится среди колледжей, средне-специальных образовательных учреждений. Оказался масштабный фестиваль с участием профессионалов из Осетии, Турции. Первое место приятно вдвойне. Действовали особые правила, оценивались не только вкусовые качества, красота выпечки, но были и особые требования к технологии, санитарным нормам и многим другим профессиональным нюансам. Кроме того, нужно было печь разновидности пирогов, которые не очень популярны на юге Осетии. Тем не менее, справились.Большая заслуга в успехе мастера нашего колледжа Валентину Келееву, которая готовила Аллу", - рассказала Бежанова.
Помимо главного конкурса - выпечки пирогов, был еще и неофициальный конкурс на лучшее оформление этнографического уголка, который был признан лучшим также у Цхинвальского многопрофильного колледжа.
«Не без способностей» Народный (к 50-летию артиста Госдрамтеатра Сослана Бибилова)
Он влюбился в театр еще в детстве. Когда его, совсем еще маленького, в Храм культуры в центре Цхинвала за руку приводили родители. Большой зрительный зал, интересные росписи на потолке, огромная люстра, сверкающая многими сотнями огней и занавес, который раскрывался перед ним, унося в какой-то мир таинственности и волшебства – театр манил и притягивал его, еще не совсем понимающего искусство, но восхищенного всем тем, что происходило там, на сцене. Классе в восьмом со свойственным его ровесникам подростковым максимализмом он уже озвучил родителям свое намерение стать артистом. «Сказать, что мое желание вызвало дома протест – не сказать ничего. И отец, и мать фактически объявили мне самую настоящую войну, пытаясь выбить, как им казалось, эту дурь из головы и направить мои мысли в более приземленное русло, – с улыбкой вспоминает Сослан. – Строительный техникум в Цхинвале, потом поступление во Владимирский политехнический институт на строительный факультет – казалось бы, вот она близость к родительским идеалам будущего для сына. Для меня же тот год, который я выдержал в названном ВУЗе, был настоящей мукой. Поэтому, закрыв первый курс, я уезжал в Цхинвал с твердой уверенностью в том, что возвращения обратно не будет».