Информационное агенство ОСИНФОРМ

Главные новости


Георгий Кабисов с Осетинским народным фронтом

Аналитика

Стоит ли винить французского президента?

Георгий Кабисов: «При должном финансировании нам нужно менее полутора лет, чтобы решить все вопросы по любым видам связи в республике…»

Как пресса оказывалась под прессом или деяния правительственных «червей»

Начата интернет-трансляция из города-герой Цхинвал

Дайджест

В грузинском парламенте произошла драка из-за Саакашвили

Специалисты создадут 3D-модель Транскавказской магистрали

Несогласованность действий «Южной дирекции» с мэриэй Цхинвала привела к проблемам

Грузии отказали от дома

«Дельфинарий» прикрыт

Сейчас на сайте

Пользователей онлайн: 2
Гостей: 0
Зарегистрированных: 2
AAA
KatrinPopec

Осетины глазами русских и иностранных путешественников

 

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

Аммиан Марцеллин, римский историк. (378 год до н.э.):

«В другой стороне, близ поселений амазонок, живут аланы, обращенные к востоку и состоящие из многолюдных и обширных племен. Разделенные таким образом по обеим частям света, аланы, живя на далеком расстоянии друг от друга, как кочевники, передвигаются на громадные пространства. У них нет хижин, нет заботы о хлебопашестве, питаются они мясом и в изобилии молоком, живут в кибитках с изогнутыми покрышками из древесной коры и перевозят их по беспредельным степям. На этих кибитках мужчины соединяются с женщинами, на них рождаются и воспитываются дети. Гоня перед собой упряжь животных и стада, они пасут их. Наибольшую заботу они прилагают к уходу за лошадьми… Все что по возрасту и полу непригодно для войны держится около кибиток и занимается мирными делами, а молодежь, с раннего детства сроднившись с верховой ездою, считает позором ходить пешком. Все они являются хорошими воинами. Поэтому-то и персы, по происхождению скифы, очень опытны в военном деле… Почти все аланы высоки ростом и красивы; с умеренно белокурыми волосами… очень подвижны вследствие легкости вооружения и во многом похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни… Как мирный образ жизни приятен людям спокойным и тихим, так им доставляют удовольствие опасности и войны. У них считается счастливым тот, кто испускает дух в сражении… Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все благородного происхождения. В правители они до сих пор выбирают лиц, долгое время отличавшихся военными подвигами…»

 

Амвросий, епископ Медиоланский (Миланский) (397 г.):

«В то же время аланы, племя долгое время неизвестное нам, …обрушилось на племя мидян и, добыв себе быстрых коней, а равным образом привязав справа других, чтобы поочередно перескакивать на них по своему желанию, они объехали почти всю страну, чтобы сперва привести в замешательство и произвести впечатление большей толпы, чем на самом деле, от которой невозможно убежать, а потом окружив всех и устроив битву, угнать какую угодно добычу. Ибо страна (Мидия – ред.) была многолюдна и изобиловала скотом. Без сопротивления она была  доступна  грабежу. Сам же царь мидян Пакор удалился в недоступные места, заботясь скорее о своем спасении, чем о царстве, так что жена, дети и наложницы его были захвачены аланами и впоследствии выкуплены за 100 талантов…».

 

К. Красницкий, российский исследователь (1865 г.):

«Большая часть духовенства постоянно обращается с просьбами к местным властям о принятии полицейских мер для того, чтобы заставить осетинский народ ходить в церковь, соблюдать посты, говеть, крестить младенцев и прочее. Полицейские меры, само собою, разумеется, не приносят пользы, а наоборот крайний вред делу религии… говорят, духовенство негодуя на свою паству за уважение к священным местам-дзуарам, не раз просило местные гражданские власти уничтожить их часовни. Но это значило бы поставить… осетин во враждебное к православию отношение. По моему мнению, можно было бы воспользоваться глубоким уважением осетинского народа к своим священным местам для привлечения его в храмы. Переход не представлял бы затруднений, если устроить на священных для народа местах приличные часовни и поставить в них иконы чтимых святых. Почему бы священникам вместо того, чтобы смотреть с предубеждением на сборы там народа в дни праздничные, не идти туда за ними и не отслужить молебен перед иконой и не освятить все приготовленное для пиршества.

Скажете, что пиршество близ часовни с иконой неуместно? А разве у нас близ церквей в ярмарочные дни не пирует народ? Если в суеверных обрядах есть что-нибудь, напоминающее язычество, разве это мешает делу? И русский простолюдин придерживается многих языческих обрядов. Но, тем не менее, он вполне предан исповедуемой религии. Уверяйте теперь мужика, что такой-то обряд не христианский, а языческий, он рассмеется вам в лицо… Каждый знающий осетинский народ, согласится со мною, что предложенная мера была бы хороша, если бы привела осетин с чтимых священных мест в церковь добровольно, без всяких взысканий и штрафов».

 

И. Константинов, статья «Характерные обычаи у осетин, кабардинцев и чеченцев» в газете «Кавказ» (1876 г):

- Осетин снимает шапку только тогда, когда старший молится, перед началом трапезы.  Сняв шапки, осетины во время молитвы старшего произносят несколько раз слово «оммен» (аминь).

- Европейцы едят бульон первым блюдом, а осетины последним.

- Спрашивая о здоровье жены, осетин говорит: как поживает твоя семья?

- У осетин резать хлеб считается почему-то грехом.

- В прежнее время траур мужчин заключался в том, что ими отпускались длинные волосы.

- Европейцы встречают друг друга поклонами; осетины – сгибанием правой руки в локте и обменом фраз: да будет день твой хороший!

- У осетин существует пожелание молодой: семь сыновей и одну дочь!

- У осетин принято рассаживать по старшинству лет. Предпочтение гостю.

- Европеец приглашает даму, а у горцев сперва выходит танцевать девушка, а за ней уже кавалер. Но перестает танцевать прежде девушка, а потом кавалер. Считается позором для кавалера, если он перестает танцевать раньше дамы: значит, женщина переломила мужчину.

- Когда перестает есть старший, то все младшие по возрасту, сидящие за столом должны последовать его примеру, если даже будут умирать с голоду.

- Пожелать кому-нибудь убить оленя, значит пожелать ему очень хорошего. Отсюда пожелание: не убью даже оленя прежде тебя.

 

Н. Леваневский, российский чиновник (1877 г.):

«…Утром 8 июня я с учителем ближайшей Ванатской школы и проводником отправился верхом на эту гору. Проехав около 3 верст по горной тропинке, мы увидели, что на северо-восточном скате этой горы, на оригинально выдвинутой из ската скалы, имеющей форму почти правильного параллелепипеда, высятся когда-то выстроенные башни и стены монастыря святого Саввы – ныне все это наполовину разрушено…

В этой пещере, служащей церковью, есть иконостас и в алтаре на престоле, в ковчеге, хранится часть ступни, лет 40 назад убитой монахини при нападении лезгин. Говорят, года 3 тому назад здесь жили еще 4 монахини, прежде же их бывало до 20 и больше…».

 

Подготовил Кошты Х.

(Продолжение. Началов №25-26, 35-36, 49-50, 55-56) 

Юго-осетинская газета «Республика»

Случайные материалы: (показать/скрыть)
Система Orphus
Поделиться
  • 0
    --
    интересно читать. Спасибо автору идеи!

Информация

Для того, чтобы оставить комментарий, вам необходимо зарегистрироваться.
Если вы уже зарегистрированы, введите логин и пароль: