Осетины глазами русских и иностранных путешественников(часть2)

6 сентября 2011 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5248 просмотров]

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих хроникальных свидетельств мы продолжаем публиковать на страницах нашей газеты.

 

Геродот, древнегреческий историк (427 г.до н.э.):

«В случае смерти одного из скифов, ближайшие родственники возят покойника на повозке по всем его друзьям. При этом каждый из них устраивает угощение провожатым. Покойников возят таким образом 40 дней, а затем хоронят…

…Владычеством над Азией скифы добивались трижды. Сами же они постоянно оставались непобежденными чужим владычеством. Персидского царя Дария они с позором выгнали из Скифии, царя Кира перерезали со всем войском. Зопириона, полководца Александра Македонского, точно также уничтожили со всей армией. Оружие римлян же они знали только по слухам, но не испытали… Все племя отличается выносливостью в трудах и на войне и необычайной телесной силой. Они не приобретают ничего такого, что боялись бы потерять…».

 

Плутарх, древнегреческий ученый (127 г. до н.э.):

«Садиться на шкуру. Это делалось у скифов, когда кто-нибудь получив обиду от другого и желал отомстить, но не считал себя одного достаточно сильным для этого. Тогда он приносил в жертву быка и, разрезав мясо его на куски, варил их, а шкуру расстилал на земле и садился на нее, заложив руки назад – это считается у скифов мольбой. Каждый желающий мог брать часть бычьего мяса и, наступая правою ногой на шкуру, давал обещание помогать обиженному по мере сил. Это действие считалось клятвой».

 

Ибн Эль-Асир, арабский писатель (1234 г):

«Татары (монголы) прибыли к аланам, народу многочисленному, к которому уже дошло известие о них. Аланы употребили все свое старание, собрали у себя толпу кипчаков и сразились с татарами. Ни одна сторона не одержала верха над другой. Тогда татары послали к кипчакам сказать: «Мы и вы одного рода, а эти аланы не из ваших, так что нечего помогать им; вера ваша не похожа на их веру, и мы обещаем вам, что не нападем на вас,  а  принесем вам золота и одежд столько, сколько хотите; оставьте нас с ними».

Уладилось дело между ними на деньгах, которые они принесут. Татары действительно принесли им то, что было выговорено, и кипчаки оставили алан. Тогда татары напали на алан, произвели между ними избиение и бесчинства, совершили все что было в их силах по части убийств и грабежа.

И пошли на кипчаков, которые спокойно разошлись  на основании мира, заключенного между ними и узнали о татарах, только тогда, когда те вторглись в их земли. Тут стали татары нападать на них раз за разом и отобрали у них вдвое больше того, что сами им принесли. Услышав эту весть, оставшиеся вдали кипчаки бежали без боя и удалились; одни укрылись в болотах, другие в горах, а иные ушли в страну руссов. Татары остановились в Кипчаки».

 

Н.Бердзенов, российский журналист (1854 г):

«Законы дигорского рыцарства, как у всех осетин, основываются на трех главных началах: исполнении гостеприимства, уважении к старшим и праве возмездия. Хозяин защищает своего гостя с опасностью собственной жизни. Убийство того, кому оказано было гостеприимство, отмщается с такою же яростью, как и убийство самого близкого родственника.

Уважение к старшим и, вообще, к людям пожилых лет простерто у осетин так далеко, что каждый из них считает непременною обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его хотя бы он был из низшего сословия.

Всякая пролитая кровь должна быть отомщена; самый близкий родственник наследует долг – умертвить рано или поздно убийцу своего родственника. Он должен отомстить за кровь, открытою силою или хитростью, как угодно, но не исполняющий этой обязанности подвергается презрению, а если во время преследования преследователь умирает, мщение этим не прекращается, оно переходит на другого родственника покойного.

У осетин всякое общественное дело предоставляется  решением  нихаса (ныхас-ред) – совета, который устраивают на площадке в центре селения, и где старшие по летам пользуются перед другими преимуществом; но, несмотря на то, все без исключения имеют право подавать в этом собрании совещательный голос. Тяжебные дела, несогласия между семействами, воровство, убийства судятся и решаются на этих собраниях созываемых посредством фидивагов (фидиуæг-ред)-герольдов, без всяких церемоний. Непослушные приговору или определению суда подвергаются коди (хъоды) т.е.штрафу и изгнанию».

 

И.Беридзе, грузинский  общественный деятель (1855 г.):

«…осетины Джавского ущелья до того уже успели проникнуться духом гражданственности, что недавно сами за свой счет воздвигли в укреплении Джава прекрасный одноэтажный деревянный дом под училище с голландскими печками в двух больших комнатах; здание построено под наблюдением подрядчика из местного же общества. В короткое время в училище набралось около сорока мальчиков, и все они дети из разных окрестных аулов. С книжками за пазухой стекались сюда для получения образования; их не остановило ни дальнее расстояние родных аулов, ни свойственные горам морозы, ни снег, выпавший в настоящую зиму более чем на поларшина глубиной.

Любопытство заставило посетить меня школу, и каково было мое удивление, когда при входе в класс все встали, чинно поклонились мне и старший очень внятно прочитал наизусть молитву «Царю небесный». Еще больше удивился я, когда каждый из них, по моей просьбе с одинаковой отчетливостью, бегло и не запинаясь, прочел заданный урок и целые периоды из незнакомых пока страниц церковной и гражданской печати, а также из русской азбуки. И успехи эти - результат каких-нибудь двух месяцев. Без сомнения, эта маленькая семья питомцев, с таким жаром и с самого младенчества принявшихся за учение в духе истинной веры много обещает в будущем».

 

Подготовил Коцты Х.

Юго-осетинская газета «Республика»

 

Источник - ИА Осинформ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Май 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Обсуждаемые новости