Алан Касоев: «Сейчас уже хочется спокойно заниматься серьезными вещами…»

3 октября 2010 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4572 просмотра]

Алан Касоев: «Сейчас уже хочется спокойно заниматься серьезными вещами…»

Человек, с которым мы сегодня поведем беседу, во многом интересный, с любознательным, дружелюбным характером и насыщенной творческой биографией. Алан Касоев еще в школьные годы обзавелся весьма современной, по тем временам, видеокамерой и стал оказывать художественные услуги государственному телевидению. После появилась телепрограмма «Чъреба ньюс», составившая впоследствии костяк команды КВН «Цхинвальские шутники», первого чемпиона РЮО. Жители Цхинвала же помнят сегодняшнего гостя редакции больше как директора независимой телекомпании «Арт», весьма красочно вещавшего с наших экранов лет десять назад. Сейчас Алан живет в столице Российской Федерации городе Москве, и успешно продолжает те начинания, которые он прервал в свое время в «Арте». Воспользовавшись его недельным присутствием на земле Осетии, мы задали Алану несколько вопросов о временах былых и о планах на времена грядущие.

 

– Алан, расскажи, пожалуйста, как образовалась студия «Арт»?

– Студия «Арт» начиналась со студии «Скиф», которая образовалась еще в 1995 году. Это была студия молодежных программ, основным продуктом которой была, несомненно, юмористическая передача «Чъреба ньюс». Мы с иронией затрагивали животрепещущие вопросы и проблемы, касающиеся жизни и быта нашей молодой Республики, и надо сказать, эффект передача имела – поднятые нами проблемы решались. Хотя, поначалу нас не раз вызывали, что называется, «на ковер». Я тогда был еще школьником, но уже обладал очень ценной и редкой по тем временам вещью – видеокамерой, с которой и началось мое увлечение киноискусством. У нас был коллектив замечательных энтузиастов. Вова Харебов, Игорь Джиоев, Олег Икаев, Вадим Газзаев – знаменитый «Десант», Вася Мирзашвили, Сергей (Гоце) Гаглоев, Эдик Тибилов и многие другие ребята, – мы занимались тогда всем, что было интересно цхинвальскому, не особо в те годы искушенному, телезрителю. Тогда же мы сдружились с коллективом газеты «Молодежь Осетии», поменявшее впоследствии свое название на более солидное – «Республика», работники которой также работали, по сути, на голом энтузиазме. Была у нас и музыкальная программа «Клип-коктейль», ведущим которой был Вова Харебов, и которая также пользовалась популярностью. Помню, Тома Папелешвили делала графику на заставку наших передач, весьма достойную, надо сказать, по тем временам. Большую поддержку и помощь оказывал Роберт Кулумбегов. Это были наши первые шаги и то, что наши творения вызывали у общества интерес, являлось несомненным стимулом к росту. Вообще, то время было тяжелое, я бы даже сказал, бедное, периодически, по несколько месяцев, не бывало ни света,  ни газа,  о  воде  я вообще молчу. Но я вспоминаю те годы с особым трепетом, это добрые воспоминания. Сам народ Республики еще не был обременен восемнадцатилетним состоянием «вечной войны», выстояв и победив в отечественной войне 1989-1992 гг., никто не знал, что впереди еще 2004-й и 2008-й, а также сопутствующие все эти годы потери, лишения, слезы, экономическая блокада… Народ тогда был более энергичным, добрым что ли, несмотря на три года первой войны. Сейчас же невидимая тяжесть висит, кажется, над каждым, мы еще не вышли из состояния «вечной тревоги», да это так быстро и не проходит, и два года мира и спокойствия, безусловно, малый срок...

Мы же в те годы часто собирались на площади, у кого-то дома, в других местах, общались, шутили, а потом эти шутки превращались в реальные сюжеты. Было осуществлено множество различных, как сейчас принято говорить, проектов, к примеру, мы часто работали с актерами нашего Госдрамтеатра, которые тоже нам активно и бескорыстно помогали… Ну, а финальным результатом всего этого стала студия «Арт»…

– Расскажи подробнее, как она создавалась технически?

– Студия начала работать, когда получила помещение в новом здании Лицея искусств им. Аксо Колиева, а трансляции временно шли из Гостелевидения. Самое интересное, что у нас не было практически никакой специальной техники. У Давида Зассеева я попросил камеру, еще какую-то маленькую камеру мы раздобыли общими усилиями и в итоге установили в студии три камеры. Не было у нас и пульта, чем все это «добро» в нужном направлении необходимо было регулировать. Решение нашлось оригинальное и в некоторой степени криминальное. Под нашим жилым корпусом был шкаф АТС, который не работал, и я нашел там какой-то блок с тумблерами. Юра  Давитян, хороший специалист по всякого рода технике, объяснил каким образом все это можно «запустить», но предупредил, что в промежутке  переключений будет скачок электричества. Это меня не смутило, и за ночь я все собрал, спаял все эти выходы-входы, попробовал – вроде работает. Установили его, по необходимости пользовались, а со временем еще кое-что подмонтировали, подкорректировали, и в результате получилась достаточно интересная на тот момент передача. Первое ток-шоу в Южной Осетии. С участием студентов факультета журналистики ЮОГУ и экспертов ряда местных изданий.

 

– Вы в основном занимались молодежной проблематикой, потом эта маленькая студия переросла в солидную по нашим меркам телекомпанию. Как это происходило?

 

– Мы были единственным независимым телеканалом в Южной Осетии. Естественно, к нам было повышенное внимание со стороны большинства иностранных и российских фондов. Нам часто предлагали денежные гранты на развитие и расширение. Но из всего спектра предложений, а большинство из них имели под собой несомненную политическую подоплеку, и мы их попросту отметали, мы выбрали устраивающий нас проект, приобрели необходимую для работы технику и самое главное, с помощью наших земляков в России – собственный передатчик, и стали вещать уже полностью автономно. В этом нам тогда очень помог нынешний глава Госкомитета информации, связи и массовых коммуникаций Георгий Кабисов, а также Юра Давитян, Вася Джиоев…

Первый эфир у нас состоялся 7 августа 1999 году. Он вышел на волне канала РенТВ. В принципе, могу с уверенностью сказать, что появление канала вызвало у населения живейший интерес, что  меня,  безусловно, очень  радовало. Как и то, что наша работа была по достоинству оценена, по результатам ежегодного рейтинга местных СМИ, мы серьезно потеснили Гостелевидение сразу в нескольких номинациях.

В то время мы стали готовить уже и информационные передачи. К примеру, у нас была интересная недельная программа «Авд бон», которой «рулила» Ирина Келехсаева. Все было достаточно эффективно, не было цензуры. Курьезные и злободневные вещи мы освещали вплоть до парламентских разборок. Проблемные вещи остро поднимались в сюжетах, и все это на тот момент руководством приветствовалось.

 

– Насколько мне известно, ты в свое время был довольно активным КВНщиком. Расскажи, пожалуйста, про тот КВН. Про те игры…

 

– Это также отдельная страница и очень приятно, что к появлению КВНа республиканского уровня мы имели непосредственное отношение. Первенство проходило под патронажем молодежного Комитета, хотя по сути всем рулила газета «Молодежь Осетии», она инициировала саму идею, и, по сути, организовала сами игры КВН. Вообще, тот КВН – еще одна «золотая» страничка. Наша команда «Цхинвальские шутники» («Чъреба news») проиграв в стыковой игре сильной команде студенческого клуба «Аполлон», в итоге вышла в финал и вновь попала на… «Аполлон». Был очень сложный и эмоциональный финал, была ровная борьба и после заключительного «Домашнего задания» для определения победителя пришлось прибегать к разминке, но с участием лишь капитанов. В итоге мы выиграли, но важнее не этот факт, а то, что данные игры КВН дали серьезный толчок для развития данной игры в Республике. К примеру, наша команда, провела ряд концертов, как в самом городе, так и в районах республики. Кстати, нынешний Президент РЮО Эдуард Кокойты, тогда просто Джабелич, презентовал победителю финала, в данном случае нашей команде, денежную сумму, большую половину которой мы, прямо не сходя со сцены, передали власть имущим того времени на обустройство памятника выдающемуся осетинскому певцу и композитору Валерию Сагкаеву, но, как нам потом стало известно, деньги по назначению не пошли.

Что же касается КВНа, то после потрясающегося финала, мы объединились с другими командами, в основном, конечно, с «Аполлоном» и стали готовиться к поездке в Сочи, на масляковский КВН. Уже в Сочи наша команда волею случая стала носить гордое, но не совсем справедливое название «Убежденные трезвенники», что не помешало нам с первого же раза попасть во вторую лигу КВН (в Сочи тогда около 100 команд вообще вылетели). Пару раз мы потом ездили на игры в Воронеж, но на самом интересном, как говорится, месте, все неожиданно закончилось. Причина – невнимание тогдашних чиновников, хотя на КВН финансы отпускались, просто они не доходили по назначению. В любом случае, печально, ведь и идея и ее реализация были на должном уровне… Думаю, того уровня и всплеска мы достигнем еще не скоро.

 

– На твой взгляд, если бы тебе не пришлось уезжать отсюда, много бы изменилось в твоей творческой жизни?

 

– Скорее всего, да. В жизни есть периоды, когда всякому начинанию приходит конец. Нужна была подпитка, энтузиазм заканчивался. Хотя и сейчас есть желание расти в творческом плане, но все-таки хотелось бы, и жить, и кушать, и семью кормить…

– До того как попасть в Москву ты еще успел поработать где-нибудь?

 

– В очень многих местах. Вначале, естественно, я остановился во Владикавказе. Работал с первого дня у Алексея Шавлохова в магазине. Не по профилю, конечно, но жить как-то надо было. Я делал ему оформление, рисовал и т. п. Потом разные рекламные штучки мы делали с Вадимом Пухаевым, художником. После меня пригласили через старых друзей КВНшиков в телекомпанию ТВЦ Классика во Владикавказе. Это стандартный, информационно-развлека-тельный канал на котором мы с Тамерланом Бутаевым выпускали передачу под названием «Вперед, Алания», и кое-что еще по мелочи. Кстати, именно этим каналом, 1 сентября 2004-го года в 10 часов утра, я был командирован в Беслан и одни из первых кадров, которыми потом пользовались федеральные каналы, были моими. Я своими глазами и через глазок своей камеры видел весь этот ужас от начала до конца. Кстати, могу лично подтвердить, что грузинский телеканал «Рустави 2» до момента захвата почему-то находился уже в Беслане, также как СNN, ВВС и «Аль-Джазира», которые были в Беслане даже до моего приезда… Видимо тема Беслана, вообще, отдельная тема и предмет долгого разговора. Вкратце же могу сказать, что мы находились в нескольких метрах от стен школы, видели, как фактически с каждого окна шел шквальный огонь, как внутрь проникали спецподразделения, чтобы спасти детей, и многих спасли. Там же видел, кстати, Эдуарда Кокойты, который вместе со своей охраной делал все возможное, и непосредственно участвовал в спасении детей. Что же касается, репортажей федеральных каналов, то эти съемки проходили далеко от школы, и было потом смешно пересматривать, как имитируя близость к месту боестолкновений, они ничком падали и пригинались от «мнимых» пуль. Впрочем, на их дальнейший карьерный рост эти манипуляции возымели роль.

 

– Как же ты попал в Москву?

 

– Все весьма банально. Мне не заплатили на «ТВЦ Классика» мои деньги, и я рассорившись уехал в Санкт-Петербург к родственникам. Денег у меня не было, поэтому пока поработал в салоне компьютерных игр, после чего по телефону вышел на небезызвестного Константина Абаева, и он пригласил меня в Москву. Я, оставил жену в Питере, рванул в столицу, признаться честно, с 500 рублями в кармане. И хотя с работой еще долго не получалось, сразу почувствовал, что здесь надо задержаться. В принципе, я долго мучался без работы и без жилья, жил то у одних родственников, то у других. Жена работала в Питере и все заработанные деньги присылала мне в Москву. Полгода я не мог найти ничего стоящего. В январе 2005 года меня пригласили в одно районное телевидение. Я там проработал месяца три с грехом пополам, и вдруг мне звонят с достаточно серьезной телекомпании ДТВ. Я до сих пор не знаю, как это получилось и через кого это произошло. Меня пригласили, попробовали мои способности и через пару дней взяли на штат. Здесь я проработал  достаточно  долго, и что немаловажно набирался бесценного опыта. К примеру, участвовал в съемках цикла передач «Как уходили кумиры». Как оператор-постановщик снимал передачи о Никулине, Высоцком, Бероеве, Кантемирове… Очень интересно было притрагиваться к жизни и тайнам великих людей. Однако, вскоре, проект был закрыт, и Константин Абаев предложил мне поработать в холдинге «Рикор», при котором создавалась компания «Водный мир». Признаться, было сложно, но очень интересно, я много ездил, особенно по России, многое видел. Был на Баренцевом море, Соловецких островах, во многих других экзотических местах, снимали все, что связано с водой. Потом эта идея, к сожалению, была продана ВВС...

Сейчас у меня совместно с компаньоном студия «Элани продакшн», на которой мы занимаемся изготовлением рекламы. Работаем с такими компаниями как VISA, Медиа Макс и др. Иногда я делаю документальные фильмы, к примеру, на сегодня, это моя основная деятельность. Но, если честно, чувствую, в себе силы и способности замахнуться уже на художественное кино. Более того, хочу сказать, что первая работа должна быть о событиях августа 2008 года. Думаю, просто необходимо, сделать свой фильм, свое видение, чтобы уже не обсуждать различные «инферно» и другие интерпретации пятидневной войны и со всей правдой показать мужество и героизм осетинских ополченцев, показать, что город был отбит исключительно собственными силами.

 

– Ты можешь сказать, что пройдя такой  длинный путь через разные каналы и трудности, ты не исчерпал себя?

 

– Наоборот, сейчас наступает именно тот период, когда вся эта молодежная балдежка, тусовки – это уже абсолютно не интересно. Хочется спокойно заниматься серьезными вещами, чтобы когда человек, не знаю через сколько лет, ушел в мир иной, хоть кто-то сказал бы, что он не зря прожил жизнь. Думаю не только России, но и Западу мы интересны, потому что они мало о нас знают, но могут узнать гораздо больше... Поэтому если продолжать тему художественного кино, то пока это война, а потом, безусловно, культура.

 

– Около семи лет тебя фактически нет в Южной Осетии. Какие изменения, на твой взгляд, с тех пор произошли в культурной жизни?

 

– Какие-то изменения, безусловно, есть, но это, к сожалению, не глобальные изменения, которые еще тогда были необходимы. В плане выхода на мировую сцену элементов нашей культуры, к примеру, они отсутствуют. Ряд участий в фестивалях, пусть даже с получением Гран-при, согласитесь, ничтожно мало. Нужна периодичность и массовость. Необходимо делать хорошего, качественного уровня клипы для наших национальных ансамблей и исполнителей. Мелочь, скажете вы, но это необходимый кирпичик развития. И самое главное, во всем необходима конкретная поддержка на государственном уровне, иначе мы потеряем в нашей культуре и то, что смогли спасти и пронести через все эти тяжелейшие годы борьбы.

 

                 Инал Тибилов

Юго-осетинская газета «Республика»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
3 октября 2010 22:42
Интересное время было. Алан, собирал вокруг себя таких же творческих людей какон  сам.  Кадры нам надо обратно привлекать и не за мизерные суммы . Пропаганда культуры никогда дешёвой не была и не будет. Кто видит далёкую перспективу он сделает как надо!

--------------------

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Апрель 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия