Актуальные проблемы прошлого
4 ноября 2019 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [589 просмотров]
Всем, кто интересуется прошлым осетинского народа, известен научно-популярный сборник «Периодическая печать об Осетии и осетинах». Его составителем является известный осетинский историк, этнограф, доктор исторических наук, профессор Л.А. Чибиров. При этом важность данного издания не только в том, что мы можем получить дополненный источник историко-этнографических фактов, но и в сохраняющих актуальность приведённых в нем тем и для дня сегодняшнего. Как подтверждение этого приводим вашему вниманию статью М.Гуриева начала прошлого века, посвященную вредным привычкам, распространенным в среде народа.
М.Гуриев. Газета «Терек», 1914 год:
«Кому хоть немного приходится прикасаться по служебной ли обязанности, или по личному интересу, к вопросу о курении и потреблении араки осетинами, кому приходится быть свидетелем, какая масса протоколов, и чинами акцизного ведомства и полицией всех категорий, составляется за курение, хранение, провоз или другой вид промысла аракой – со всеми штрафами, конфискациями, наказаниями и другими разорительными последствиями, кому приходится видеть, с каким безобразным азартом потянулась осетинская молодежь к потреблению араки и, вообще, спиртных напитков, во что превратились светложизнерадостные осетинские праздники «кувд» или свадьба, «хист-харнаг» или поминки, до какого унижения дошла и без того униженная осетинка всех возрастов в процессе изготовления и, главное, промысла аракой, словом, кто видит, как разносторонне и притом прогрессивно деморализующее действует арака на жизнь и характер осетин, тот поймет, какое зло эта арака для осетин, тот не только не сможет остаться равнодушным зрителем, но и обязан принять деятельное участие в серьезном деле искоренения курения и потребления араки осетинами.
Не нужно быть чиновником и ходить за статистикой по осетинским селениям, простой подсчет, здравый смысл подскажет, какой вред причиняет теперь производство араки не пьянствующей уже, а даже промышляющей ею семье осетина. Если еще в то время, когда араку гнали еще из лесных, дикорастущих фруктов, куколя и других хлебных отбросов, когда за пуд или меру кукурузы не давали более 20, 25 коп., и топлива было вдоволь, а рабочих рук некуда было девать, пьяных в осетинском селении нельзя было встретить, и оскорбление «ты пьян» – смывалось кровью оскорбителя, и со стороны властей не было никакого запрета – если даже тогда было материально не экономно и нравственно предосудительногнать араку, то теперь, когда цена кукурузы поднялась в два, три раза выше, топливо и рабочие руки вздорожали неимоверно, за аракой потянулись чуть не младенческие руки, когда из-за араки репрессии увеличиваются ежечасно, когда исковерканная, расшатанная наша жизнь и без того подвергается всевозможным искусам и испытаниям… надо бы посмотреть, как на народное зло, с которым надо начать борьбу, как с народным бедствием.
История богата примерами, как назывались целые народы и отдельные личности, которые злоупотребляли спиртными напитками. Гегемония умственно духовная и материально-стратегическая до тех пор находилась в руках персов, афинян, римлян, пока они не знали спирта и виноградное вино смешивали водой. Все законодатели и мыслители осудили его, как таящий в себе опасный яд для тела и души. Пророк Магомет проклял вино как тягчайший грех: «Если капнуть вином на хлеб, то уже десятый (хлеб) под ним не пригоден для еды».
Во время завоеваний Транс-Атлантических краев европейская водка сыграла и продолжает до сих пор играть самую губительную роль там, где огонь и меч оказывались недостаточно разрушительным орудием. На наших глазах краса и гордость Кавказских наций, доблестный и благородный кабардинский народ начал было вступать на путь чувствительного падения, соединенного, быть может, с выражением с того именно момента, когда он, дедовский напиток, махсыме, заменил казенной монополкой и осетинской аракой. И чуткие кабардинцы, и осетины, думается, поняли, что нелогично упускать чрезвычайно благоприятного момента, когда волна всеобщего движения за великую идею: «Долой спиртные напитки!» – докатилось и до нас, когда с высоты престола государь, с кафедры Таврического дворца лучшие представители народа, в приказах и циркулярах министры, управляющие акцизными сборами громко, неумолчно и без обиняков призывают граждан к отрезвлению, и когда на арачников надо бы посмотреть отныне, не только как на покусителей на казенные интересы, но что не менее важно, как на покусителей на нравственное и умственное благополучие сограждан... Лучшие представители медицины, великие мыслители и реформаторы всех стран и веков признают спирт-алкоголь ядом и потребление его вредным в физиологическом, психическом, религиозном, нравственном, общественном и во всех других отношениях. Потребление спиртных напитков можно бы теперь назвать матерью всех пороков и преступлений. Если изготовление араки кто и пытался оправдать грошевыми соображениями о выгодах ее промысла, которое скорее похоже было на оправдание развратника и грабителя, то уже питье, современное потребление араки ни с какой стороны нельзя оправдывать.
В брошюре «Богу или маммоне» Л. Н. Толстого приведен интересный рассказ о том, как инок поспорил с дьяволом, что он его не впустит в свою келью, если же впустит, то исполнит то, что предпишет ему дьявол. Рассказывается, будто дьявол принял вид раненого ворона с повисшим правым крылом и жалобно прыгал у двери кельи. Инок пожалел и взял его в свою келью, и тогда дьявол, войдя в келью, предложил иноку выбрать одно из трех преступлений: убийство, прелюбодеяние или опьянение. Монах выбрал опьянение, думая, что, напившись, он сделает вред только самому себе. Но когда он выпил, то потерял разум, пошел в село и там, поддавшись соблазну жены, совершил прелюбодеяние, а потом и убийство, защищаясь от возвратившегося и набросившегося на него мужа. Так описываются, продолжает великий философ, последствия употребления спиртных напитков. Редкий вор, убийца совершает свое дело в трезвом состоянии. По записям в судах видно, что девять десятых преступлений совершается в пьяном состоянии. В некоторых штатах Америки, где совсем запрещено вино, ввоз и продажа всяких пьяных напитков, преступления почти прекратились: нет ни воровства, ни грабежей, ни убийств, и тюрьмы стоят пустые. Министр Маклаков констатирует: опыт закрытия казенных лавок показал, что беспорядки тесно связаны с продажей водки. По железнодорожному, военному и другим ведомствам изданы строгие приказы о мерах борьбы против потребления спиртных напитков. Словом, всюду идет «великая борьба за великую благую идею: «Долой спиртные напитки!» и отрадно, что кавказские горцы и в этом не отстают от остальной империи, прибавив к этому лозунгу: «Да будет проклята арака!» Во многих селениях плоскостной Осетии даже на больших общественных пирах-кувдах уже отсутствует традиционная, родная было, арака.
В добрый час. Не это ли чрезвычайно отрадное явление порукой, что с победой над вековечным, народным, внутренним врагом – победа над врагом внешним будет легче, и почти наполовину обеспечена.
М.Гуриев. Газета «Терек», 1914 год:
«Кому хоть немного приходится прикасаться по служебной ли обязанности, или по личному интересу, к вопросу о курении и потреблении араки осетинами, кому приходится быть свидетелем, какая масса протоколов, и чинами акцизного ведомства и полицией всех категорий, составляется за курение, хранение, провоз или другой вид промысла аракой – со всеми штрафами, конфискациями, наказаниями и другими разорительными последствиями, кому приходится видеть, с каким безобразным азартом потянулась осетинская молодежь к потреблению араки и, вообще, спиртных напитков, во что превратились светложизнерадостные осетинские праздники «кувд» или свадьба, «хист-харнаг» или поминки, до какого унижения дошла и без того униженная осетинка всех возрастов в процессе изготовления и, главное, промысла аракой, словом, кто видит, как разносторонне и притом прогрессивно деморализующее действует арака на жизнь и характер осетин, тот поймет, какое зло эта арака для осетин, тот не только не сможет остаться равнодушным зрителем, но и обязан принять деятельное участие в серьезном деле искоренения курения и потребления араки осетинами.
Не нужно быть чиновником и ходить за статистикой по осетинским селениям, простой подсчет, здравый смысл подскажет, какой вред причиняет теперь производство араки не пьянствующей уже, а даже промышляющей ею семье осетина. Если еще в то время, когда араку гнали еще из лесных, дикорастущих фруктов, куколя и других хлебных отбросов, когда за пуд или меру кукурузы не давали более 20, 25 коп., и топлива было вдоволь, а рабочих рук некуда было девать, пьяных в осетинском селении нельзя было встретить, и оскорбление «ты пьян» – смывалось кровью оскорбителя, и со стороны властей не было никакого запрета – если даже тогда было материально не экономно и нравственно предосудительногнать араку, то теперь, когда цена кукурузы поднялась в два, три раза выше, топливо и рабочие руки вздорожали неимоверно, за аракой потянулись чуть не младенческие руки, когда из-за араки репрессии увеличиваются ежечасно, когда исковерканная, расшатанная наша жизнь и без того подвергается всевозможным искусам и испытаниям… надо бы посмотреть, как на народное зло, с которым надо начать борьбу, как с народным бедствием.
История богата примерами, как назывались целые народы и отдельные личности, которые злоупотребляли спиртными напитками. Гегемония умственно духовная и материально-стратегическая до тех пор находилась в руках персов, афинян, римлян, пока они не знали спирта и виноградное вино смешивали водой. Все законодатели и мыслители осудили его, как таящий в себе опасный яд для тела и души. Пророк Магомет проклял вино как тягчайший грех: «Если капнуть вином на хлеб, то уже десятый (хлеб) под ним не пригоден для еды».
Во время завоеваний Транс-Атлантических краев европейская водка сыграла и продолжает до сих пор играть самую губительную роль там, где огонь и меч оказывались недостаточно разрушительным орудием. На наших глазах краса и гордость Кавказских наций, доблестный и благородный кабардинский народ начал было вступать на путь чувствительного падения, соединенного, быть может, с выражением с того именно момента, когда он, дедовский напиток, махсыме, заменил казенной монополкой и осетинской аракой. И чуткие кабардинцы, и осетины, думается, поняли, что нелогично упускать чрезвычайно благоприятного момента, когда волна всеобщего движения за великую идею: «Долой спиртные напитки!» – докатилось и до нас, когда с высоты престола государь, с кафедры Таврического дворца лучшие представители народа, в приказах и циркулярах министры, управляющие акцизными сборами громко, неумолчно и без обиняков призывают граждан к отрезвлению, и когда на арачников надо бы посмотреть отныне, не только как на покусителей на казенные интересы, но что не менее важно, как на покусителей на нравственное и умственное благополучие сограждан... Лучшие представители медицины, великие мыслители и реформаторы всех стран и веков признают спирт-алкоголь ядом и потребление его вредным в физиологическом, психическом, религиозном, нравственном, общественном и во всех других отношениях. Потребление спиртных напитков можно бы теперь назвать матерью всех пороков и преступлений. Если изготовление араки кто и пытался оправдать грошевыми соображениями о выгодах ее промысла, которое скорее похоже было на оправдание развратника и грабителя, то уже питье, современное потребление араки ни с какой стороны нельзя оправдывать.
В брошюре «Богу или маммоне» Л. Н. Толстого приведен интересный рассказ о том, как инок поспорил с дьяволом, что он его не впустит в свою келью, если же впустит, то исполнит то, что предпишет ему дьявол. Рассказывается, будто дьявол принял вид раненого ворона с повисшим правым крылом и жалобно прыгал у двери кельи. Инок пожалел и взял его в свою келью, и тогда дьявол, войдя в келью, предложил иноку выбрать одно из трех преступлений: убийство, прелюбодеяние или опьянение. Монах выбрал опьянение, думая, что, напившись, он сделает вред только самому себе. Но когда он выпил, то потерял разум, пошел в село и там, поддавшись соблазну жены, совершил прелюбодеяние, а потом и убийство, защищаясь от возвратившегося и набросившегося на него мужа. Так описываются, продолжает великий философ, последствия употребления спиртных напитков. Редкий вор, убийца совершает свое дело в трезвом состоянии. По записям в судах видно, что девять десятых преступлений совершается в пьяном состоянии. В некоторых штатах Америки, где совсем запрещено вино, ввоз и продажа всяких пьяных напитков, преступления почти прекратились: нет ни воровства, ни грабежей, ни убийств, и тюрьмы стоят пустые. Министр Маклаков констатирует: опыт закрытия казенных лавок показал, что беспорядки тесно связаны с продажей водки. По железнодорожному, военному и другим ведомствам изданы строгие приказы о мерах борьбы против потребления спиртных напитков. Словом, всюду идет «великая борьба за великую благую идею: «Долой спиртные напитки!» и отрадно, что кавказские горцы и в этом не отстают от остальной империи, прибавив к этому лозунгу: «Да будет проклята арака!» Во многих селениях плоскостной Осетии даже на больших общественных пирах-кувдах уже отсутствует традиционная, родная было, арака.
В добрый час. Не это ли чрезвычайно отрадное явление порукой, что с победой над вековечным, народным, внутренним врагом – победа над врагом внешним будет легче, и почти наполовину обеспечена.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.