Национальный костюм. Возвращение в повседневность или ряд предложений от редакции
Вчера, 16:00 Общество / Фото [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [334 просмотра]
Пару лет назад пришлось побывать на похоронах родственника в селении Ногир Северной Осетии. В числе пришедших проводить в последний путь покойного был и местный житель из фамилии Баззаевых. Среди других односельчан он отличался тем, что был одет в осетинскую национальную одежду: черкеска, каракулевая папаха, кинжал… Как оказалось, для похорон у него одежда темного окраса, праздничная состоит из белой черкески и светлого головного убора. Повседневная его одежда также выдержана в традиционном стиле.
Казбег Баззаев на добровольных началах возрождает интерес к осетинскому традиционному одеянию на протяжении нескольких лет. Но пока последователей не нашел. Правда, в последнее время появилась надежда на то, что интерес к национальному одеянию получит новый импульс. Все больше молодежи (хотя суммарно это все же пока только единицы) на различные религиозные и светские празднества предпочитают традиционному костюму стильную национальную рубашка. Пытаются не отставать от данного веяния и политические лидеры. Так, глава севера Алании Вячеслав Битаров поздравляет свой народ с каким-либо празднеством неизменно в национальном костюме. Национальная рубашка постепенно становится признаком хорошего тона и на юге. Помнится, на последних президентских выборах три президента нашей страны, будущий, действующий и предыдущий на экзамен по госязыкам пришли именно в национальном стиле. А время спустя, когда делегация во главе с главой государства А. Бибиловым находился с официальным визитом в Сирии, на встречу с местной осетинской диаспорой большинство представителей юга Алании пришли в национальных сорочках, что было символично.
Вообще возвращение к традиции носить национальную одежду не является просто данью моде. В этом моменте следует искать и возможности для национальной консолидации на основе возрождения традиций. И традиционный осетинский костюм может сыграть в этом деле свою роль, поскольку во многом является частью мироощущения у каждого народа.
Понятия «костюм» и «одежда» в современном представлении близки, но не идентичны. Если термином «одежда» обозначается некая материальная функция платья, то термином «костюм» мы создаем себе некий устойчивый образ. Исследователи национальных традиций полагают, что костюм, наряду с языком, эпосом и обрядом, чаще всего образует единую знаково-символическую систему, своеобразный социальный код культуры.
Процесс формирования костюма охватывает длительный период с древнейших времен до наших дней, оказавшись связанным с рядом факторов, определяющих его развитие. Благодаря костюму, можно судить о занятиях предков: землепашцев и скотоводов, воинов и служителей культа и жречества; о климате и идеалах красоты; проследить контакты с другими народами. Среди всехвидов костюмов (народный, элитарный (сословный), официальный, бытовой, будничный,праздничный, домашний, рабочий, профессиональный, театральный) народный национальный костюм занимает особое место. Именно он является своеобразным хранителем культурных ценностей и смыслов. В нем сосредоточены наиболееважные черты иособенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этические идеалы, образ жизни.
Традиционный костюм включал одежду и характерные дополнения – головной убор, обувь, пояс, ювелирные украшения и устойчивые виды прически и даже косметики. Показаться в обществе без головного убора, пояса и кинжала на нем было равнозначно утере социальных прав. Ведь, к примеру, расположение, количество и орнаментация поясных бляшек и подвесок указывали на этническую, социальную принадлежность и боевые заслуги. И нормативная культура строго следила за выполнением всех этих норм. Да и в недалеком еще прошлом осетин-алан считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды они не заботились так, как о своей шапке. Он мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовым. Да и как не заботиться о шапке, когда, по мнению осетин и вообще горцев, шапка показатель принадлежности мужчины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пускай сменит ее на женский платок! Тогда и спрашивать будут не как с мужчины. До сих пор появление на людях без головного убора, особенно в ритуальной обрядности, относится к числу явных нарушений внешних проявлений социальных норм. Идентичное отношение и к неподпоясанному человеку.
У осетин давно сложился идеал человеческой красоты. Стройность, подтянутость, гибкость и выправка были чуть ли не этикетными нормами. Все эти особенности эстетических воззрений отразились в народном костюме, подчеркивая физическое строение. Поэтому в костюме преобладали вертикальные линии и почти отсутствовали горизонтальные.
Археологические материалы свидетельствуют о том, что костюмы наших предков алан были богато украшены золотым шитьем и аппликациями из кожи или ткани. Очень часто одежда была расшита золочеными бляшками, бубенчиками и бисером, вышитый узор украшался полудрагоценными камнями.
Особенностью осетинского костюма было то, что аппликации и вышивка никогда не располагались плотно и не создавали подобия насыщенного коврового узора. Они играли роль подчиненную и всегда располагались в строгом соответствии с линиями кроя, не выпадая из общего стиля костюма. Кроме того, орнаментальные мотивы выполняли важные сакральные функции, оберегая носителей костюма от воздействия демонических сил.
Социально-сакральные функции традиционного костюма выражались и в цветовом символизме. Скажем, в культовой практике выделялись белый, красный, желтый и черный цвета как наиболее информативные в визуальной сфере. Этот факт нашел свое воплощение и в цветовой символике средневековых алан, которая отражала духовную энергию и связанную с ней троичную структуру индоиранского общества. Наибольшей значимостью обладали белый, черный и красный цвета. Остальные, такие как синий, зеленый, серый и коричневый были производными от первых и менее значимыми. В то же время следует подчеркнуть доминанту неярких цветов в одежде осетин. Для традиционного костюма были характерны сдержанные и практически полностью отсутствовали яркие тона и пестрые расцветки.
Безусловно, костюм, помимо сообщений о социальном положении, транслирует информацию о национальной, религиозной принадлежности. Костюм в косвенной форме позволяет судить и об уровне демократических свобод в том или ином обществе, предстает перед нами не столько в практическом, сколько в социально-символическом смысле. Мы уже не первый год предлагаем идею введения в начальных классах школьной формы, которая была бы стилизована под традиционное осетинское одеяние. Это наряду с изучением осетинского языка развивало бы в детях чувство национального достоинства.
Не должны оставаться в стороне и взрослые. Конечно же, требовать от людей ходить каждый день в национальной форме было бы несправедливо. Но устроить раз в год День национального костюма – вполне реально. В этот день представители народов, проживающих в Республике, такжемогли бы продемонстрировать традиционное одеяние. К тому же в дни религиозных праздников, фамильных дзуаров и общенациональных святилищ, как это недавно можно было проследить в дни празднования святилища Реком, более чем приветствовалось бы. Кстати, в мае прошлого года, глава государства А. Бибилов в Цхинвальском музыкальном училище им. Ф. Алборова на фестивале осетинской песни предложил ввести День осетинского национального костюма, но та инициатива пока не получила воплощения.
И еще один момент. Когда, к примеру, в столице Российской Федерации в Кремле главы дипломатических представительств иностранных государств вручают копии верительных грамот Президенту России, то часть послов бывает одета в традиционные одежды: бурнусы, накидки и т.п. Было бы интересно увидеть и осетинского посла, одетого в черкеску с газырями.
В деле пропаганды национального костюма главное не только возродить традиции его бытования, но и избежать излишеств. Например, рота почетного караула РЮО при полном параде: черкески, газыри, папахи, сапоги… Но вот орнамент, размещенный на одеянии, кажется каким-то вычурным. Идея хорошая, однако, ее реализация продумана не до конца.
Впрочем, это только начало. Со временем шероховатости будут устранены, традиции ношения национального костюма восстановятся и он, возвратясь из этнографической и сценической сферы, снова станет частью национального мироощущения. Лично я в это верю.
Казбег Баззаев на добровольных началах возрождает интерес к осетинскому традиционному одеянию на протяжении нескольких лет. Но пока последователей не нашел. Правда, в последнее время появилась надежда на то, что интерес к национальному одеянию получит новый импульс. Все больше молодежи (хотя суммарно это все же пока только единицы) на различные религиозные и светские празднества предпочитают традиционному костюму стильную национальную рубашка. Пытаются не отставать от данного веяния и политические лидеры. Так, глава севера Алании Вячеслав Битаров поздравляет свой народ с каким-либо празднеством неизменно в национальном костюме. Национальная рубашка постепенно становится признаком хорошего тона и на юге. Помнится, на последних президентских выборах три президента нашей страны, будущий, действующий и предыдущий на экзамен по госязыкам пришли именно в национальном стиле. А время спустя, когда делегация во главе с главой государства А. Бибиловым находился с официальным визитом в Сирии, на встречу с местной осетинской диаспорой большинство представителей юга Алании пришли в национальных сорочках, что было символично.
Вообще возвращение к традиции носить национальную одежду не является просто данью моде. В этом моменте следует искать и возможности для национальной консолидации на основе возрождения традиций. И традиционный осетинский костюм может сыграть в этом деле свою роль, поскольку во многом является частью мироощущения у каждого народа.
Понятия «костюм» и «одежда» в современном представлении близки, но не идентичны. Если термином «одежда» обозначается некая материальная функция платья, то термином «костюм» мы создаем себе некий устойчивый образ. Исследователи национальных традиций полагают, что костюм, наряду с языком, эпосом и обрядом, чаще всего образует единую знаково-символическую систему, своеобразный социальный код культуры.
Процесс формирования костюма охватывает длительный период с древнейших времен до наших дней, оказавшись связанным с рядом факторов, определяющих его развитие. Благодаря костюму, можно судить о занятиях предков: землепашцев и скотоводов, воинов и служителей культа и жречества; о климате и идеалах красоты; проследить контакты с другими народами. Среди всехвидов костюмов (народный, элитарный (сословный), официальный, бытовой, будничный,праздничный, домашний, рабочий, профессиональный, театральный) народный национальный костюм занимает особое место. Именно он является своеобразным хранителем культурных ценностей и смыслов. В нем сосредоточены наиболееважные черты иособенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этические идеалы, образ жизни.
Традиционный костюм включал одежду и характерные дополнения – головной убор, обувь, пояс, ювелирные украшения и устойчивые виды прически и даже косметики. Показаться в обществе без головного убора, пояса и кинжала на нем было равнозначно утере социальных прав. Ведь, к примеру, расположение, количество и орнаментация поясных бляшек и подвесок указывали на этническую, социальную принадлежность и боевые заслуги. И нормативная культура строго следила за выполнением всех этих норм. Да и в недалеком еще прошлом осетин-алан считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды они не заботились так, как о своей шапке. Он мог ходить в рваной черкеске и рваных чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовым. Да и как не заботиться о шапке, когда, по мнению осетин и вообще горцев, шапка показатель принадлежности мужчины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он не достоин носить шапку, и пускай сменит ее на женский платок! Тогда и спрашивать будут не как с мужчины. До сих пор появление на людях без головного убора, особенно в ритуальной обрядности, относится к числу явных нарушений внешних проявлений социальных норм. Идентичное отношение и к неподпоясанному человеку.
У осетин давно сложился идеал человеческой красоты. Стройность, подтянутость, гибкость и выправка были чуть ли не этикетными нормами. Все эти особенности эстетических воззрений отразились в народном костюме, подчеркивая физическое строение. Поэтому в костюме преобладали вертикальные линии и почти отсутствовали горизонтальные.
Археологические материалы свидетельствуют о том, что костюмы наших предков алан были богато украшены золотым шитьем и аппликациями из кожи или ткани. Очень часто одежда была расшита золочеными бляшками, бубенчиками и бисером, вышитый узор украшался полудрагоценными камнями.
Особенностью осетинского костюма было то, что аппликации и вышивка никогда не располагались плотно и не создавали подобия насыщенного коврового узора. Они играли роль подчиненную и всегда располагались в строгом соответствии с линиями кроя, не выпадая из общего стиля костюма. Кроме того, орнаментальные мотивы выполняли важные сакральные функции, оберегая носителей костюма от воздействия демонических сил.
Социально-сакральные функции традиционного костюма выражались и в цветовом символизме. Скажем, в культовой практике выделялись белый, красный, желтый и черный цвета как наиболее информативные в визуальной сфере. Этот факт нашел свое воплощение и в цветовой символике средневековых алан, которая отражала духовную энергию и связанную с ней троичную структуру индоиранского общества. Наибольшей значимостью обладали белый, черный и красный цвета. Остальные, такие как синий, зеленый, серый и коричневый были производными от первых и менее значимыми. В то же время следует подчеркнуть доминанту неярких цветов в одежде осетин. Для традиционного костюма были характерны сдержанные и практически полностью отсутствовали яркие тона и пестрые расцветки.
Безусловно, костюм, помимо сообщений о социальном положении, транслирует информацию о национальной, религиозной принадлежности. Костюм в косвенной форме позволяет судить и об уровне демократических свобод в том или ином обществе, предстает перед нами не столько в практическом, сколько в социально-символическом смысле. Мы уже не первый год предлагаем идею введения в начальных классах школьной формы, которая была бы стилизована под традиционное осетинское одеяние. Это наряду с изучением осетинского языка развивало бы в детях чувство национального достоинства.
Не должны оставаться в стороне и взрослые. Конечно же, требовать от людей ходить каждый день в национальной форме было бы несправедливо. Но устроить раз в год День национального костюма – вполне реально. В этот день представители народов, проживающих в Республике, такжемогли бы продемонстрировать традиционное одеяние. К тому же в дни религиозных праздников, фамильных дзуаров и общенациональных святилищ, как это недавно можно было проследить в дни празднования святилища Реком, более чем приветствовалось бы. Кстати, в мае прошлого года, глава государства А. Бибилов в Цхинвальском музыкальном училище им. Ф. Алборова на фестивале осетинской песни предложил ввести День осетинского национального костюма, но та инициатива пока не получила воплощения.
И еще один момент. Когда, к примеру, в столице Российской Федерации в Кремле главы дипломатических представительств иностранных государств вручают копии верительных грамот Президенту России, то часть послов бывает одета в традиционные одежды: бурнусы, накидки и т.п. Было бы интересно увидеть и осетинского посла, одетого в черкеску с газырями.
В деле пропаганды национального костюма главное не только возродить традиции его бытования, но и избежать излишеств. Например, рота почетного караула РЮО при полном параде: черкески, газыри, папахи, сапоги… Но вот орнамент, размещенный на одеянии, кажется каким-то вычурным. Идея хорошая, однако, ее реализация продумана не до конца.
Впрочем, это только начало. Со временем шероховатости будут устранены, традиции ношения национального костюма восстановятся и он, возвратясь из этнографической и сценической сферы, снова станет частью национального мироощущения. Лично я в это верю.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.