Этнография, как инструмент познания быта и обрядности народа
Колонка редактора: Аланская этническая деревня
Действительно, сегодня множество понятий старины известно нам лишь по названиям, рисункам, фотографиям, да еще по экспозиции Национального музея. Но предназначение значительной их части в реальной жизни известно лишь небольшому количеству людей. В большинстве своем в их числе те, кто живет или жил в деревне. А вместе с тем это интересная часть истории осетинского народа.
Реком — центр духовного возрождения
Несмотря на почти двухвековое изучение этого древнего памятника, многие стороны исследований до сих пор еще не раскрыты или являются спорными; в частности: датировка сооружения, этимология названия, философское и религиозное содержание храма. В марте 1995 года храм-святилище Реком сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Последующая реконструкция храма-святилища и сопутствующая ей изыскательская работа дала новые научные исследования, позволила обогатить историческое, философское и религиозное значение храма.
Уже несколько лет в день празднования сюда приезжают представители Южной Осетии. Более подробно обо всем этом нам рассказал Юрий Бетеев:
«В 2014 г. я впервые побывал на праздновании Рекома. Тогда со мной произошел своеобразный культурный шок. Я почувствовал, что попал в какое-то другое измерение, получил какую-то невероятную силу, которой у меня не было ранее. Там я увидел настоящий осетинский обычай-æгъдау!
Судебные приставы сносят «незаконный» дом у Дзивгисской крепости
Леонид Тибилов: Самое главное - сохранить лучшие традиции, обычаи наших предков
«Это начало того пути, который должен стать возрождением истории Алании,- сказал Леонид Тибилов.- Самое главное, сохранить лучшие традиции, обычаи наших предков, язык, это те составляющие, без которых нам называться Аланией будет недостаточно. И сегодня я могу сказать, касательно нашего названия - это символ нашего народа».
Глава государства подчеркнул, что возвращение названия «Алания» это важный шаг в развитии нашей государственности.
Выставка сирийских художников состоится в Цхинвале
«К участию приглашаются все заинтересованные группы, общественные организации, предприятия, учебные заведения, персоны: художники и артисты, музыканты и исследователи, теоретики и практики. В конкурсной программе фестиваля принимают участие все желающие», — сообщила нам пресс-служба Министерства культуры РЮО.
По словам представителя Министерства культуры, в экспозиции сирийских художников представлены серии работ, отображающих художественный анализ образов в стиле экспрессионизма и импрессионизма. Эксперименты и аллегории — размышления о жизни, о войне, о смерти — не оставят равнодушными гостей выставки.
На выставке представлены художники:
Дефицит учителей осетинского языка в в Северной Осетии составил более 27%
Министр по вопросам национальных отношений Аслан Цуциев, в свою очередь, назвал эту цифру «тревожной» и требующей скорейшего «исправления». Минобрнауки планирует решать кадровый вопрос комплексно. В частности, в районе будет организовано дистанционное обучение осетинскому языку и литературе. Такую возможность предоставит Северо-Осетинский региональный институт повышения квалификации работников образования.
О социальной терминологии Нартского эпоса
Наряду с этим, в тех же сказаниях четко выделяется еще одна группа среди Ахсартаггата, своего рода элита среди нартской элиты. Представители этой группы, крайне незначительные по сравнению с общей массой Ахсартаггата, выделяются своими составными именами, общим эпитетом которых служит термин схъæл «гордый». В нартских сказаниях фиксирует всего лишь три персонажа, в состав собственных имен которых входит данный эпитет. Этими персонажами являются Схъæл-Бесон, Схъæл -Бицо и Схъæл-Вæрæз.
Угаснет ли очаг народной культуры?
– Расскажи о «Къона». В каком направлении вы работаете?
В Алагире прошла встреча представителей молодежи с местными депутатами и советом старейшин
Арсен Бутаев, глава Алагирского района Северной Осетии: «В общем, для Осетии не новые проблемы. Они как бы накапливаются, с годами просто обостряется актуальность этих вопросов. И, как мы сегодня убедились, те молодые люди, которые инициировали вот это собрание, они всерьез озабочены состоянием нашей культуры, традиционной, скажем так, æгъдау».
Члены общественной организации «Иудзинад» подготовили новую версию осетинского календаря
Батрадз Кучиев, председатель правления общественной организации «Иудзинад»: «Точка отсчета календаря – мы очень много спорили по этому вопросу. Там были и элементы земледельческого календаря, многие настаивают на начале отсчета от Цыппурса. Мы пришли к одному и взяли нечто среднее. Что характеризует наш календарь, это то, что мы по ущельям разбивку праздников сделали».
«Нартский эпос» экранизируют в Северной Осетии
Это уже третья попытка снять фильм о легендарных богатырях страны нартов. На этот раз инициатором экранизации мечты всей Осетии выступил крымский благотворительный фонд «Сила мысли», представительство которого работает и во Владикавказе. По словам руководителя филиала фонда Станислава Шевлякова, фильм представят зрителям в обычном и 3D формате.
Памятник защитникам Южной Осетии установили в центре Ленингора
В центре поселка Ленингор установили памятник защитникам Отечества. Высота мемориала составляет пять метров, монумент представляет собой скульптуры двух вооруженных мечами воинов — аланского и русского, а над головами у них — осетинский герб. Памятник установлен возле здания районной администрации и древнего музея князей Эристави, вокруг него в настоящее время обустраивается сквер.
Памятник установлен, теперь благоустраивается территория вокруг него. Мемориал построен по проекту югоосетинского художника Феликса Багаева. Два вооруженных героя представляют собой образы аланского и русского воинов",
Страсти по уæлибыхам (рубрика вопрос-ответ)
М. Гассиева
Обращение по поводу создания детского камерного театра кукол Нартского эпоса
Мы наследники Аланской культуры. Будучи прямыми потомками, у нас должна быть еще одна оригинальная площадка для реализации культурного наследия и такой площадкой станет Детский камерный театр кукол Нартского эпоса, который является таким же значимым, как Государственный академический ансамбль «Симд» и Государственный академический драматический театр им. К.Л. Хетагурова. Мы обязаны развивать наследие для будущих поколений.
Я, Сиукаев Тамерлан Шалвович уроженец г. Цхинвал РЮО, режиссер, музыкант, композитор. Не стану перечислять всю творческую деятельность - достаточно набрать в поисковике - Тамерлан Сиукаев.
Юбилей Героя южной части Осетии. Сергею Ивахненко — 50!
О тех кто мало говорит
ЗЫЛДЫ МÆСЫГ
Зылды мæсыгы бæстыхайы арæзтад, лæууы Урстуалгомы — Гæлыуатæ æмæ Ходзы хъæуы æхсæн цы уæлхох дурджын быдыр ис — Хуыртæ, уый астæу, Гæлыуаты хъæумæ хæстæгдæр, тæккæ айнæг былы сæрмæ.
ФЫНЫ ФӔСТИУӔГ…
ДЗАУАГ САХЪГУЫРДТТӔ
(Номдзыд боксгӕнӕг Мурат
ӕмӕ йӕ тренер Виталикӕн)
Дзауы уӕрдӕттӕ
Тулын райдыттой,
Дзауаг Сахъгуырды
Дуне базыдтой.
Мурат Гасситы
Махӕн раскъуыхти,
ДОНЫХЪАЗ-ы фырт
Йӕ разы ‘рфӕлдӕхти.
Мухтарбек Кантемиров, народный артист России
Передача "Имена". Эфир 20.03.2005. Первый образовательный канал. © Телекомпания СГУ ТВ.
Ощутить Республику в полном смысле этого слова (Alania solo Гала-концерт)
Думаю, аншлаг говорит о повышенном интересе людей не только к исполнителям из районов, но и к своим корням. Ведь, все мы знаем, что наша интеллигенция, которая задавала высокий культурный уровень города Цхинвал, которым мы по праву гордимся, - это уроженцы села. Сколько прославленных имен в науке, искусстве, музыке, театре, спорте! Да и наверно у каждого из нас - дедушки и бабушки - выходцы из глубинки.
Ансамбль «Амонд» - обладатель Гран-при XII Всероссийского конкурса по хореографии «Терпсихора России»
Как сообщил ИА «Рес» главный балетмейстер ансамбля «Амонд», заслуженный деятель искусств Южной Осетии, заслуженный артист Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии Сослан Санакоев, на фестивале югоосетинский ансамбль представил осетинский народный танец «Симд» и «Горский».
«Ребята выступили очень хорошо, и большинству из них присвоили звания “Лучший танцор года”, - сказал Санакоев. – Ребята и в дороге и на конкурсе показали свою культуру и мастерство».
ЧТО ОБЩЕГО И ОТЛИЧИТЕЛЬНОГО У ОСЕТИНСКОГО УАСТЫРДЖИ–УАСГЕРГИ И СВЯТОГО ГЕОРГИЯ?
В многовековой истории Осетии Уасгерги (Уастырджи по-иронски) был и остается наиболее почитаемым и любимым божеством (после Бога). Он является покровителем мужчин, воинов, всех путников, независимо от возраста, вероисповедания и социального положения. В знаменитом Нартовском эпосе (разумеется, в осетинском варианте) Уасгерги-Уастырджи является небожителем и изображается в виде могучего воина на белом коне. Современные осетинские художники создали немало интересных портретов Уасгерги-Уастырджи в виде седобородого могучего мужчины на большом коне, как правило, на трех ногах. У Уасгерги-Уастырджи были хорошие отношения с нартами. Он участвовал даже в их походах, в результате которых им доставалась большая добыча. По представлениям осетин Уасгерги-Уастырджи является отцом противоречивой и легендарной Сатаны и выполняет самые ответственные функции посредника между Богом и людьми. Иногда Уасгерги-Уастырджи появляется среди людей в облике бедного старика и таким образом узнает реальный уровень жизни, радостей и проблем людей. Женщинам не разрешалось произносить его имя. Они его называли и продолжают называть «лёгти изёд» – «покровитель мужчин» (по-иронски «лёгты дзуар» – «Бог мужчин»). Каждый год в ноябре, после окончания сельскохозяйственных работ, по всей Осетии отмечали и продолжают отмечать праздник Уасгерги- Уастырджи. У многих осетин-дигорцев этот праздник назывался «Лёгти ёхсёвё» (буквальный перевод – «вечер мужчин»). Фактически это был праздник, который в остальной части Осетии известен как Джеоргуыба (праздник в честь Уастырджи; по-дигорски Уасгерги). Этот праздник приходился на вторую половину ноября и продолжался, как и сейчас, целую неделю. Устраивали его, как подчеркивалось выше, после окончания всех сельскохозяйственных работ. Замечу, что во многих дигорских селах никогда не увязывали праздник «лёгти ёхсёвё» – Джеоргуба с именем святого Георгия (в переводе с греческого это имя означает «земледелец»).
Мы хотим вернуть национальным композициям их первоначальный смысл, - участник ансамбля «Къона»
По его словам, история создания ансамбля «Къона» связана с Северо-Осетинским краеведческим музеем.
«Началось все с того, что на базе музея краеведения в Северной Осетии, где работал наш старший наставник Сослан Моураов стала собираться молодежь, - сказал Берозты. – Я попал туда случайно, куда также привел своих друзей. Инструменты, на которых мы сегодня играем Сослан делал на наших глазах. Со временем у нас с ребятами появилась идея создать ансамбль для танцевального коллектива. Идея была такая. Мы играем, воссоздаем старые осетинские мелодии на старых инструментах. Начали репетировать, вроде бы договорились с какими-то ансамблями, но с ними не срослось. И мы начали заниматься в принципе тем, чем мы сейчас занимаемся».
16 ноября в 18.00 ГККЗ "Чермен" состоится творческий вечер Заслуженного артиста РСО- Алания Алана Догузова
Киевлянин сделал из подъезда своего дома дворец
В Киеве пенсионер Владимир Чайка превратил три лестничные площадки своего дома на ул. Радужной, 11-а во дворец: украсил стены лепниной с "позолотой" и портретами в золотых рамках. Об этом сообщает "Сегодня".
"Хочу закончить все начатое с 6 по 8 этаж, а там будем думать, что делать дальше. Если люди попросят, буду делать! Кстати, позолота на стенах — это обычная декоративная краска. Я когда-то предлагал переделать наш первый этаж, который был обшарпанным, но люди не захотели", — отметил Владимир Чайка.