Кобанская культура в Нартиаде

7 июня 2011 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8205 просмотров]

Кобанская культура в НартиадеФактически любой выпуск «Сказаний о нартах» начинается с Уархага, который отождествляется с прародителем нартов. Однако по Туганову до Уархага был целый свод славных нартских богатырей с сопутствующими им походами и битвами. К древнейшим нартовским героям Махарбек Туганов относит Басты-Сары-Тыха, первого нарта, Сауассу, Бора-Болат-Курда, Болат-Барзай, Дзлау, Уархага и Уархтанага.

Одним из древнейших циклов эпоса считается цикл о Сауасса. В картине Туганова «Нарт Сауасса убивает маликов» главный герой сказания изображен в момент своей последней битвы. Не вдаваясь в целом в описание картины, хотелось бы обратить внимание на три главных атрибута вооружения нарта: палицу, кинжал и топор. Палица эта в эпосе названа металлической, в некоторых случаях – медной, в некоторых – железной. Среди вооружения археологических культур Кавказа эпохи поздней бронзы, металлические палицы встречаются как весьма распространенный вид оружия, типичны они и для кобанской культуры, в которой распространены и как вид вооружения и как символ власти. На поясе нарта М.Туганов изобразил кинжал совмещающий в себе черты кинжалов характерных для разных культур и исторических эпох, от кобанской (роговидное навершие) – до позднесредневекового и в целом типичного общекавказского наконечника ножен. Наиболее интересен в картине, в этом плане топор, расположенный на кожанной петле сбоку у пояса, как это и устанавливается исследователями для кобанских бронзовых боевых топоров. Характерный изгиб лезвия топора, в целом его форма, и наконец характерная для кобанских топоров короткая рукоять, не оставляет сомнений в том, что художник изобразил здесь именно данный культурный атрибут. Акцентация художником внимания на данный предмет подтверждается и расположением топора, изображенного не вдоль бедра или за поясом, где он был бы виден лишь частично, а представленного в своей наиболее широкой плоскости. В целом, изображенный топор являются наиболее типичным боевым и парадным оружием племен кобанской археологической культуры. Неслучайно и то, что на картине изображена триада вооружения, наиболее характерная для кобанской культуры: бронзовый топор, кинжал, и палица или булава. Если добавить к вышесказанному отсутствие защитного вооружения, столь обильного в большинстве образов других нартов, то можно сделать вывод о том, что в представлении М.Туганова Сауасса предстает одним из первых нартов, однозначно соотносимых художником с эпохой бронзы (поздней бронзы) Кавказа.

К древнейшему поколению нартовских героев относил М.Туганов и Бора-Болат-Курда, что значит в переводе: «Медью сильный кузнец». В подстрочном переводе отрывка из сказания о нем приво-димом Тугановым, говорится:

 

Одной рукой он, как кузнец, ковал,

Другой же сам себе горящий уголь подавал.

Когда он сделал себе новый меч,

Старое оружье повесил на стену:

Кровью запачканный однажды меч

Они (нарты) вторично в бой не брали“.

 

Отдельный разговор это присутствие в оформлении оружия, предметов и одежд Нартов изображений баранов или бараньих голов. Биограф Махарбека Туганова Мусса Хаким прямо пишет: «Головные уборы, оружие персонажей украшены бараньими головками – типичным украшением кобанской культуры. Как известно, на Кавказе в отдаленные времена процветал культ божества, олицетворявшегося фигурой барана. В Осетии вплоть до тридцатых годов прошлого столетия сохранились храмы, воздвигавшиеся в честь этого божества “Фыры дзуар”. В этом плане любопытно оформление в селение Монастыр древнего храма, где даже над самих зданием с одного края возвышается баранья голова, расположенная над крестом.

Кобанские мотивы в виде упомянутых бараньих голов с витыми рогами присутствуют и среди атрибутов украшения оружия «старейшины Нартов» – Урызмага. Это навершия меча и посоха-копья. Аналогичные кобанские мотивы присутствуют на шапочке Шатаны. Кобанскими являются также навершия мечей на картине "Смерть Ахсара и Ахсартага", при этом интересно, что на последней картине одно навершие меча оформлено в виде бараньей головы, а другое – в виде бычьей, с характерным вытянутым ромбом в виде орнамента на лбу круторогой головы последнего. Примеров с изображением мечей с кобанским зооморфным навершием в картинах Туганова можно привести множество от «Пира Нартов« до «Похищения Дзылау и Болатбарзаем сестры гумиров».

Кроме того кобанские атрибуты присутствуют у Туганова, также в образе Сослана. Наиболее яркий пример этому топор в руке героя на картине “Сослан в загробном мире” или навершие меча Сослана в картине “Смерть Тотрадза”.

Глубокой архаикой, с кобанскими мотивами веет и от образа нарта Дзлау с картины М.Туганова "Нарт Дзлау на оленях", на которой герой эпоса изображен верхом на двух оленях. Аналогичный сюжет (олень с сидящим на нем человеком имеется на кобанской керамике) Вообще, олень – один из излюбленных представителей фауны для кобанских мастеров. Он представлен и в бронзе и в керамике, в лепном и в гравированном виде. Однако наибольшее количество кобанских оленей выполнено в технике литой металопластике.

Любопытно в этом плане в обоих вариантах "Смерти Ахсара и Ахсартага" украшение платья Дзерассы изображениями рыб в характерном для кобанской иконографии. Причем в первой, ранней работе (акв., тушь, 20-е гг.) изображения рыб нанесены на платье Дзерассы в виде точек и линий совершенно аналогичных по технике пунсона и гравировки на кобанских бронзовых предметах.

…М.С.Туганов не имел ученых степеней по истории, археологии или фольклористике. В его научных работах возможны отдельные неточности. Однако, его огромный практический и теоретический опыт в таких областях знания как осетинский фольклор, материальная культура и искусство осетин, позволили ему создать лучшие на данный момент, а возможно и, в обозримом будущем, художественные иллюстрации к нартовскому эпосу осетин.

 

Юго-осетинская газета «Республика»

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия