В Музее Пушкина каждый день - Пушкинский
6 июня 2010 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3499 просмотров]
Разговор с художественным руководителем, режиссёром-постановщиком Государственного музея А.С. Пушкина, народным артистом Северной и Южной Осетии, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Акимом Салбиевым.
- Расскажите, как Вы оказались, будучи кинорежиссёром, выпускником ВГИКа, прославленной актёрско-режиссёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, в музее Пушкина?
- Шли съёмки фильма о Пушкине в Мемориальной квартире на Арбате. Я играл в этом фильме роль великого поэта. Через некоторое время после съёмок я получил предложение от дирекции музея прийти и служить Пушкину… и музею.
Согласился без раздумий, и не только потому, что в начале девяностых российский кинематограф был мёртв, а чтобы сохранить в себе человеческое, нравственное, если хотите - мировоззренческое - равновесие. За это я очень благодарен музею, который стал моим вторым домом.
- Понятно, что дал Вам музей. А что дали Вы ему?
- Дал многое. Я пришёл за два года до юбилея поэта. Мы начали готовиться к двухсотлетию, и весь 1999 год был посвящён А.С. Пушкину: выставками, новыми книгами, исследующими ранее закрытые страницы жизни поэта, а также грандиозными гала-концертами. Кстати, я впервые тогда столкнулся с мнением, что музей - это пыль, тишина и сонное царство. И всем скептикам доказывал, что наш музей - это живой организм, дышащий молодостью, находящийся в мэйнстриме и выпускающий в год не один десяток новых выставок, кроме, безусловно, нашей постоянной экспозиции, которая является качественным продуктом вот уже более полувека. И мне удалось переубедить скептиков.
- Аким, по-вашему, Пушкин живее всех живых! А какая современная книга на Вашем рабочем столе?
- Времени у меня достаточно, и я просматриваю разную современную литературу. Это и Пелевин, и Мураками, и Дина Рубина, Дэн Браун… Но уверен, что Пушкин сегодня намного современнее всего перечисленного, не в обиду вышеназванным авторам. У Пушкина неповторимый язык и сюжет. Отсюда и нравственная актуальность. Именно поэтому он грандиозен и велик!
- Кто же участники Ваших проектов, концертов и фестивалей?
- Это первые лица нашей культуры: Василий Лановой и Сергей Юрский, Михаил Козаков и Рафаэль Клейнер, Елена Камбурова и Жанна Бичевская, Александр Филиппенко и Павел Любимцев, Юлий Ким и Александр Городницкий, Хибла Герзмава и Денис Мацуев. Список длинный. В музее также своя театральная антреприза. Вот лишь несколько названий в постановке моего коллеги, режиссёра Андрея Беркутова: "Торквато Тассо" Гёте, "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина с Валерием Золотухиным, "Жизнь с императором" - моноспектакль Агриппины Стекловой по воспоминаниям и дневникам фрейлины двора Анны Фёдоровны Тютчевой, премьерный спектакль "Портрет" Гоголя с Максимом Авериным.
В музее свой Детский центр, который готовит праздники для детей, а новогодние представления центра признаются лучшими в Москве вот уже много лет. Нам есть, что показать и чем гордиться!
- Что пока не реализовано?
- В Москве свыше ста театров. Почти в половине из них идёт что-то по Пушкину. Хочется добавить ко всем нашим грандиозным мероприятиям ежегодный Пушкинский театральный фестиваль. Представляете, на одной афише - известные театры, играющие самые разные произведения поэта! И всё это у нас, в музее на Пречистенке.
- В своём художественном фильме "Одиннадцать писем к Богу" Вы проводите линию Пушкина на Кавказе. Это дань музею?
- Не только. Во-первых, я родом из Осетии. В конце мая - в начале июня 1829 года А.С. Пушкин был во Владикавказе. И мне интересны эти 72 часа, проведённые на моей родине. Я задумал об этом большой фильм.
Что касается "Одиннадцати писем к Богу", то в фильме рассказывается, что Пушкин останавливался на ночлег высоко в горах Осетии. Именно это помогает героям фильма сохранить историческое здание.
- Аким, согласитесь, нет в современном российском кино, да и в советском, пожалуй, не было фильма, или большого сериала о жизни Пушкина.
- Вы правы. Хочу сказать, что такой проект мною подготовлен. В авторы сценария в то время был приглашён Андрей Битов. Но тогдашнее руководство телеканала "Россия", в лице председателя Николая Сванидзе и руководителя кинопоказа Бориса Бермана не поддержали проект даже с рекомендацией академика Д.С. Лихачёва.
Мы хотели сделать фильм, состоящий из 12-ти серий, посвящённый жизни и творчеству поэта от рождения до дуэли. Лет двадцать назад подобный проект о Михайло Ломоносове был снят и с успехом идёт по телеканалам до сих пор.
Мы настойчиво, долгое время пробивали наш сериал, и не потому, что приближался двухсотлетний юбилей Пушкина, а потому, что считали это необходимым сегодня современной России. В итоге на корню зарубил проект Михаил Лесин, один из тогдашних руководителей телеканала "Россия".
- Наверняка Вы видели фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль". Что Вы скажете о нём?
- Премьерный показ фильма был у нас в музее. Хочу сказать, что чем больше о Пушкине сделано, тем лучше!
Как говаривал Сергей Герасимов, наш с Натальей Сергеевной учитель, всё имеет место быть, кроме контрреволюции и порнографии.
Мы все в этой жизни "на любителя", равно как и наше творчество.
- У Вас в музее проходит столько мероприятий - выставки, фестивали, концерты. Сколько же людей работает над этим?
- Много. Чуть более четырёхсот. Это и в Государственном литературном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, в Мемориальной квартире Пушкина на Арбате, там же у нас Музей-квартира Андрея Белого, наш новый Музей И.С. Тургенева на Остоженке и на Басманной - Музей Василия Львовича Пушкина, дяди А.С. Пушкина. И всем этим творческим коллективом многие годы руководит директор Евгений Богатырёв, весьма либеральный человек.
- Аким, не обидно бывает, когда Ваш музей путают с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина?
- Справедливости ради, Музей изобразительных искусств должен носить имя своего основателя Ивана Владимировича Цветаева, отца Марины Цветаевой. Те, кто путает два музея, очевидно, ходят в музеи в десять лет один раз. Именно поэтому они заглядывали к нам в поисках выставки Пикассо. Не умаляя достоинств наших коллег, скажу, что у нас совершенно разные задачи и дороги. Мы молодой музей, нам чуть более полувека и впереди у нас очень много новых открытий, выставок и новых смелых проектов.
- Чем порадуете 6 июня, в день рождения Пушкина, в день, ставший Пушкинским днём России?
- В Музее Пушкина каждый день - Пушкинский! В этот день у нас большое количество концертных программ.
Начнём на Пушкинской площади. Далее перейдём на Арбат, в Мемориальную квартиру. И завершим гала-концертом на Пречистенке, с участием давних друзей музея, оркестра и многих звёзд. Короче говоря, будут все! Двери для всех открыты!
- Расскажите, как Вы оказались, будучи кинорежиссёром, выпускником ВГИКа, прославленной актёрско-режиссёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, в музее Пушкина?
- Шли съёмки фильма о Пушкине в Мемориальной квартире на Арбате. Я играл в этом фильме роль великого поэта. Через некоторое время после съёмок я получил предложение от дирекции музея прийти и служить Пушкину… и музею.
Согласился без раздумий, и не только потому, что в начале девяностых российский кинематограф был мёртв, а чтобы сохранить в себе человеческое, нравственное, если хотите - мировоззренческое - равновесие. За это я очень благодарен музею, который стал моим вторым домом.
- Понятно, что дал Вам музей. А что дали Вы ему?
- Дал многое. Я пришёл за два года до юбилея поэта. Мы начали готовиться к двухсотлетию, и весь 1999 год был посвящён А.С. Пушкину: выставками, новыми книгами, исследующими ранее закрытые страницы жизни поэта, а также грандиозными гала-концертами. Кстати, я впервые тогда столкнулся с мнением, что музей - это пыль, тишина и сонное царство. И всем скептикам доказывал, что наш музей - это живой организм, дышащий молодостью, находящийся в мэйнстриме и выпускающий в год не один десяток новых выставок, кроме, безусловно, нашей постоянной экспозиции, которая является качественным продуктом вот уже более полувека. И мне удалось переубедить скептиков.
- Аким, по-вашему, Пушкин живее всех живых! А какая современная книга на Вашем рабочем столе?
- Времени у меня достаточно, и я просматриваю разную современную литературу. Это и Пелевин, и Мураками, и Дина Рубина, Дэн Браун… Но уверен, что Пушкин сегодня намного современнее всего перечисленного, не в обиду вышеназванным авторам. У Пушкина неповторимый язык и сюжет. Отсюда и нравственная актуальность. Именно поэтому он грандиозен и велик!
- Кто же участники Ваших проектов, концертов и фестивалей?
- Это первые лица нашей культуры: Василий Лановой и Сергей Юрский, Михаил Козаков и Рафаэль Клейнер, Елена Камбурова и Жанна Бичевская, Александр Филиппенко и Павел Любимцев, Юлий Ким и Александр Городницкий, Хибла Герзмава и Денис Мацуев. Список длинный. В музее также своя театральная антреприза. Вот лишь несколько названий в постановке моего коллеги, режиссёра Андрея Беркутова: "Торквато Тассо" Гёте, "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина с Валерием Золотухиным, "Жизнь с императором" - моноспектакль Агриппины Стекловой по воспоминаниям и дневникам фрейлины двора Анны Фёдоровны Тютчевой, премьерный спектакль "Портрет" Гоголя с Максимом Авериным.
В музее свой Детский центр, который готовит праздники для детей, а новогодние представления центра признаются лучшими в Москве вот уже много лет. Нам есть, что показать и чем гордиться!
- Что пока не реализовано?
- В Москве свыше ста театров. Почти в половине из них идёт что-то по Пушкину. Хочется добавить ко всем нашим грандиозным мероприятиям ежегодный Пушкинский театральный фестиваль. Представляете, на одной афише - известные театры, играющие самые разные произведения поэта! И всё это у нас, в музее на Пречистенке.
- В своём художественном фильме "Одиннадцать писем к Богу" Вы проводите линию Пушкина на Кавказе. Это дань музею?
- Не только. Во-первых, я родом из Осетии. В конце мая - в начале июня 1829 года А.С. Пушкин был во Владикавказе. И мне интересны эти 72 часа, проведённые на моей родине. Я задумал об этом большой фильм.
Что касается "Одиннадцати писем к Богу", то в фильме рассказывается, что Пушкин останавливался на ночлег высоко в горах Осетии. Именно это помогает героям фильма сохранить историческое здание.
- Аким, согласитесь, нет в современном российском кино, да и в советском, пожалуй, не было фильма, или большого сериала о жизни Пушкина.
- Вы правы. Хочу сказать, что такой проект мною подготовлен. В авторы сценария в то время был приглашён Андрей Битов. Но тогдашнее руководство телеканала "Россия", в лице председателя Николая Сванидзе и руководителя кинопоказа Бориса Бермана не поддержали проект даже с рекомендацией академика Д.С. Лихачёва.
Мы хотели сделать фильм, состоящий из 12-ти серий, посвящённый жизни и творчеству поэта от рождения до дуэли. Лет двадцать назад подобный проект о Михайло Ломоносове был снят и с успехом идёт по телеканалам до сих пор.
Мы настойчиво, долгое время пробивали наш сериал, и не потому, что приближался двухсотлетний юбилей Пушкина, а потому, что считали это необходимым сегодня современной России. В итоге на корню зарубил проект Михаил Лесин, один из тогдашних руководителей телеканала "Россия".
- Наверняка Вы видели фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль". Что Вы скажете о нём?
- Премьерный показ фильма был у нас в музее. Хочу сказать, что чем больше о Пушкине сделано, тем лучше!
Как говаривал Сергей Герасимов, наш с Натальей Сергеевной учитель, всё имеет место быть, кроме контрреволюции и порнографии.
Мы все в этой жизни "на любителя", равно как и наше творчество.
- У Вас в музее проходит столько мероприятий - выставки, фестивали, концерты. Сколько же людей работает над этим?
- Много. Чуть более четырёхсот. Это и в Государственном литературном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, в Мемориальной квартире Пушкина на Арбате, там же у нас Музей-квартира Андрея Белого, наш новый Музей И.С. Тургенева на Остоженке и на Басманной - Музей Василия Львовича Пушкина, дяди А.С. Пушкина. И всем этим творческим коллективом многие годы руководит директор Евгений Богатырёв, весьма либеральный человек.
- Аким, не обидно бывает, когда Ваш музей путают с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина?
- Справедливости ради, Музей изобразительных искусств должен носить имя своего основателя Ивана Владимировича Цветаева, отца Марины Цветаевой. Те, кто путает два музея, очевидно, ходят в музеи в десять лет один раз. Именно поэтому они заглядывали к нам в поисках выставки Пикассо. Не умаляя достоинств наших коллег, скажу, что у нас совершенно разные задачи и дороги. Мы молодой музей, нам чуть более полувека и впереди у нас очень много новых открытий, выставок и новых смелых проектов.
- Чем порадуете 6 июня, в день рождения Пушкина, в день, ставший Пушкинским днём России?
- В Музее Пушкина каждый день - Пушкинский! В этот день у нас большое количество концертных программ.
Начнём на Пушкинской площади. Далее перейдём на Арбат, в Мемориальную квартиру. И завершим гала-концертом на Пречистенке, с участием давних друзей музея, оркестра и многих звёзд. Короче говоря, будут все! Двери для всех открыты!
Источник - Регнум.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.