В Музее Пушкина каждый день - Пушкинский |
Разговор с художественным руководителем, режиссёром-постановщиком Государственного музея А.С. Пушкина, народным артистом Северной и Южной Осетии, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации Акимом Салбиевым.
- Расскажите, как Вы оказались, будучи кинорежиссёром, выпускником ВГИКа, прославленной актёрско-режиссёрской мастерской Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, в музее Пушкина? - Шли съёмки фильма о Пушкине в Мемориальной квартире на Арбате. Я играл в этом фильме роль великого поэта. Через некоторое время после съёмок я получил предложение от дирекции музея прийти и служить Пушкину… и музею. Согласился без раздумий, и не только потому, что в начале девяностых российский кинематограф был мёртв, а чтобы сохранить в себе человеческое, нравственное, если хотите - мировоззренческое - равновесие. За это я очень благодарен музею, который стал моим вторым домом. - Понятно, что дал Вам музей. А что дали Вы ему? - Дал многое. Я пришёл за два года до юбилея поэта. Мы начали готовиться к двухсотлетию, и весь 1999 год был посвящён А.С. Пушкину: выставками, новыми книгами, исследующими ранее закрытые страницы жизни поэта, а также грандиозными гала-концертами. Кстати, я впервые тогда столкнулся с мнением, что музей - это пыль, тишина и сонное царство. И всем скептикам доказывал, что наш музей - это живой организм, дышащий молодостью, находящийся в мэйнстриме и выпускающий в год не один десяток новых выставок, кроме, безусловно, нашей постоянной экспозиции, которая является качественным продуктом вот уже более полувека. И мне удалось переубедить скептиков. - Аким, по-вашему, Пушкин живее всех живых! А какая современная книга на Вашем рабочем столе? - Времени у меня достаточно, и я просматриваю разную современную литературу. Это и Пелевин, и Мураками, и Дина Рубина, Дэн Браун… Но уверен, что Пушкин сегодня намного современнее всего перечисленного, не в обиду вышеназванным авторам. У Пушкина неповторимый язык и сюжет. Отсюда и нравственная актуальность. Именно поэтому он грандиозен и велик! - Кто же участники Ваших проектов, концертов и фестивалей? - Это первые лица нашей культуры: Василий Лановой и Сергей Юрский, Михаил Козаков и Рафаэль Клейнер, Елена Камбурова и Жанна Бичевская, Александр Филиппенко и Павел Любимцев, Юлий Ким и Александр Городницкий, Хибла Герзмава и Денис Мацуев. Список длинный. В музее также своя театральная антреприза. Вот лишь несколько названий в постановке моего коллеги, режиссёра Андрея Беркутова: "Торквато Тассо" Гёте, "Сказка о рыбаке и рыбке" Пушкина с Валерием Золотухиным, "Жизнь с императором" - моноспектакль Агриппины Стекловой по воспоминаниям и дневникам фрейлины двора Анны Фёдоровны Тютчевой, премьерный спектакль "Портрет" Гоголя с Максимом Авериным. В музее свой Детский центр, который готовит праздники для детей, а новогодние представления центра признаются лучшими в Москве вот уже много лет. Нам есть, что показать и чем гордиться! - Что пока не реализовано? - В Москве свыше ста театров. Почти в половине из них идёт что-то по Пушкину. Хочется добавить ко всем нашим грандиозным мероприятиям ежегодный Пушкинский театральный фестиваль. Представляете, на одной афише - известные театры, играющие самые разные произведения поэта! И всё это у нас, в музее на Пречистенке. - В своём художественном фильме "Одиннадцать писем к Богу" Вы проводите линию Пушкина на Кавказе. Это дань музею? - Не только. Во-первых, я родом из Осетии. В конце мая - в начале июня 1829 года А.С. Пушкин был во Владикавказе. И мне интересны эти 72 часа, проведённые на моей родине. Я задумал об этом большой фильм. Что касается "Одиннадцати писем к Богу", то в фильме рассказывается, что Пушкин останавливался на ночлег высоко в горах Осетии. Именно это помогает героям фильма сохранить историческое здание. - Аким, согласитесь, нет в современном российском кино, да и в советском, пожалуй, не было фильма, или большого сериала о жизни Пушкина. - Вы правы. Хочу сказать, что такой проект мною подготовлен. В авторы сценария в то время был приглашён Андрей Битов. Но тогдашнее руководство телеканала "Россия", в лице председателя Николая Сванидзе и руководителя кинопоказа Бориса Бермана не поддержали проект даже с рекомендацией академика Д.С. Лихачёва. Мы хотели сделать фильм, состоящий из 12-ти серий, посвящённый жизни и творчеству поэта от рождения до дуэли. Лет двадцать назад подобный проект о Михайло Ломоносове был снят и с успехом идёт по телеканалам до сих пор. Мы настойчиво, долгое время пробивали наш сериал, и не потому, что приближался двухсотлетний юбилей Пушкина, а потому, что считали это необходимым сегодня современной России. В итоге на корню зарубил проект Михаил Лесин, один из тогдашних руководителей телеканала "Россия". - Наверняка Вы видели фильм Натальи Бондарчук "Пушкин. Последняя дуэль". Что Вы скажете о нём? - Премьерный показ фильма был у нас в музее. Хочу сказать, что чем больше о Пушкине сделано, тем лучше! Как говаривал Сергей Герасимов, наш с Натальей Сергеевной учитель, всё имеет место быть, кроме контрреволюции и порнографии. Мы все в этой жизни "на любителя", равно как и наше творчество. - У Вас в музее проходит столько мероприятий - выставки, фестивали, концерты. Сколько же людей работает над этим? - Много. Чуть более четырёхсот. Это и в Государственном литературном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, в Мемориальной квартире Пушкина на Арбате, там же у нас Музей-квартира Андрея Белого, наш новый Музей И.С. Тургенева на Остоженке и на Басманной - Музей Василия Львовича Пушкина, дяди А.С. Пушкина. И всем этим творческим коллективом многие годы руководит директор Евгений Богатырёв, весьма либеральный человек. - Аким, не обидно бывает, когда Ваш музей путают с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина? - Справедливости ради, Музей изобразительных искусств должен носить имя своего основателя Ивана Владимировича Цветаева, отца Марины Цветаевой. Те, кто путает два музея, очевидно, ходят в музеи в десять лет один раз. Именно поэтому они заглядывали к нам в поисках выставки Пикассо. Не умаляя достоинств наших коллег, скажу, что у нас совершенно разные задачи и дороги. Мы молодой музей, нам чуть более полувека и впереди у нас очень много новых открытий, выставок и новых смелых проектов. - Чем порадуете 6 июня, в день рождения Пушкина, в день, ставший Пушкинским днём России? - В Музее Пушкина каждый день - Пушкинский! В этот день у нас большое количество концертных программ. Начнём на Пушкинской площади. Далее перейдём на Арбат, в Мемориальную квартиру. И завершим гала-концертом на Пречистенке, с участием давних друзей музея, оркестра и многих звёзд. Короче говоря, будут все! Двери для всех открыты! Опубликованно: 06-06-2010, 11:35 |
Вернуться назад |