Праздник с тысячелетней историей
21 ноября 2016 Религиозные праздники [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [653 просмотра]
В воскресенье, 20 ноября, отмечается главный религиозный праздник осетинского народного пантеона - Джиуаргуыба. Посвящен он небожителю, покровителю Осетии Уастырджы/Уасгерги. Это традиционное празднество, имеющее тысячелетнюю традицию, отмечается, впрочем, осетинами вне зависимости от места текущего проживания. С одинаковым восторгом в этот день за стол сядут в Москве, Нью-Йорке, Париже или Оттаве. Празднование Джиуаргуыба не только объединяет всех осетин, но и дает им возможность вспомнить о своих национальных корнях.
Если человек, приехавший в Осетию или общающийся с осетинами за пределами их родины, хочет получить их признательность, достаточно сказать одну фразу: «Да поможет вам Уастырджи!». Отношение к вам мгновенно изменится в лучшую сторону.
Долгие годы, как и сегодня, в обществе было принято отождествлять осетинского Уастырджы и православного святого Георгия, пока исследователи не указали на коренное отличие этих двух образов.
Действительно, определенная идентичность наличествует. Это и близость дней празднования Уастырджы (20 ноября) и святого Георгия (23 ноября), схожи и визуальные воплощения: оба представлены мужчинами, сидящими на коне, оба олицетворяют силу и справедливость.
В этот период в Осетии отмечаются два основных праздника, и посвящены они в действительности двум разным событиям и двум разным религиозным персонажам. Христианская часть населения отмечает день колесования святого великомученика Георгия Победоносца. В церквях проходят богослужения, мероприятия, которые являются данью памяти этому святому. Одновременно в Осетии отмечается и традиционный национальный праздник, посвященный Уастырджы, персонажу осетинской мифологии и представителю осетинской традиционной религиозной системы. При этом, если св. Георгий - это конкретный человек, живший в 4 веке н.э. в Восточной Римской империи, казненный за веру в Христа и причисленный церковью к лику святых, то Уастырджы в осетинском религиозном мире - это небожитель, это святой в смысле ангела. В этом и заключается принципиальное различие между св. Георгием и Уастырджы.
При всей схожести и внешнего облика отличия существенны. Святой Георгий - молодой воин, поражающий дракона. Уастырджы - это зрелый мужчина с окладистой бородой. Для того, чтобы повергнуть нечистую силу, ему достаточно одной плети, которую он держит в руке.
Святой Георгий в сознании своих почитателей обычный человек, который обрел святость. Уастырджы в понимании осетин - сакральная сущность, которая обретается не только на небе, но и среди людей. Так, он может самолично прибыть в селение в Дигории, часто становится героем сказаний, порой даже с эротическим подтекстом. Понятно, что представить последнее в связи с святым Георгием невозможно.
Почитание Уастырджы у осетин можно назвать именно культом, настолько оно глубоко и постоянно. Этот небесный покровитель считается вторым после Бога, на любом мало-мальски значимом застолье второй тост, после тоста в честь Создателя, посвящается ему. Таким же тостом осетинское застолье и завершается. Впрочем, у южных осетин оба - Создатель и Уастырджы - упоминались первым тостом, настолько большое значение придавали ему в сообществе.
Только во время тризн Уастырджы не упоминается, в этом скорбном ритуале его заменяет небесный покровитель Мыкалгабыр. Ведь Уастырджы - символ жизни, хотя, согласно легендам, может оживить и мертвых.
Празднование Джиуаргуыба приходится на осень неспроста. К этому времени заканчиваются все сельскохозяйственные работы: жатва, обмолот урожая, осенняя пахота. День празднования означал, что завершается свободный выпас скота и ее необходимо перевести на зимнее стойловое содержание. К этому же времени надо было закончить и заготовку дров на зиму. Таким образом, у сельчан завершался очередной годовой трудовой цикл и можно справлять свадьбы и устраивать пиршества.
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, где бы не было святилища в честь Уастырджы. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уасгерги и святилище Джер в Южной Осетии. Путники на Транскаме проезжают мимо одного из них - Ныхасы Уастырджи у поселка Тамиск. Здесь на скале установлена гигантская статуя небожителя, восседающего на коне.
Уастырджы был так почитаем, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джиуаргуыбайы май» - месяц Джиуаргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то она носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на промежуток 19 - 21 ноября. Начинается он в воскресенье и заканчивается в понедельник через неделю.
В воскресенье, в первый день праздника, режут быка, поэтому этот день называют «Галыаргавдан» (букв. заклание быка). К праздничному дню жертвенное животное подбирается заранее. Здесь важно соблюдать несколько условностей. Животное должно быть определенного окраса и без физических изъянов. Такое животное посвящалось определенному празднику, божеству или конкретному случаю, связанному, например, с выздоровлением или окончанием невзгод.
Для праздников, посвященных небесным покровителям, выбирались быки, бараны и ягнята светлого окраса, для ритуалов, связанных с необходимостью задобрить темные силы, - козлы темного окраса или козлята, черный петух. Все остальные употребляемые в пищу домашние животные и птица годились лишь для обыденной, но никак не ритуальной пищи. Свинина не должна присутствовать на столе не только в такие празднества, но и на обычном застолье при вознесении молитвы Богу, Уастырджы и святым.
Раньше в день Джиуаргуыба обычно организовывалось общесельское пиршество-кувд. Следующий за воскресеньем понедельник особенный в праздничной неделе. С заходом солнца устраивается застолье, на котором присутствуют исключительно взрослые мужчины. Называется это пиршество «Лагты ахсав» (букв. ночь мужчин). Люди собираются в доме одного из сельчан. В качестве жертвенного животного закалывают козла темного окраса. И пир продолжается до утра.
В течение всей праздничной недели люди ходят друг к другу в гости. Следующий понедельник - проводы Джиуаргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджы, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Считается, что традиционные верования и, в частности, празднование Джиуаргуыба стали возрождаться только в постсоветское время, когда ослабли атеистические ограничения. Действительно, советская система постаралась, чтобы у нее не было конкурентов в борьбе за умы членов социалистического общества. Бог для советского человека - это глава СССР, святые - министры, ангелы - комсомольцы и пионеры, а демоны - тунеядцы, нарушители трудовой дисциплины и расхитители государственной собственности. Другие образы коммунистическая идеология считала неприемлемыми.
Но в Южной Осетии все эти догмы воспринимались условно. Долгое время запрещалось посещать церкви и святилища. Во время праздников на их территории дежурили милиционеры и общественные активисты, которые записывали фамилии непоколебимых ревнителей веры. Но все это делалось для галочки. В семьях ни один религиозный праздник не оставался неотмеченным. А любое застолье не обходилось без тостов-молений Богу, Уастырджы и всем святым. Даже если это застолье было посвящено Международному дню трудящихся - 1 Мая или годовщине Октябрьской Социалистической революции - 7 ноября.
Доходило до смешного. Как-то в преддверии очередного религиозного праздника в районном комитете партии в поселке Дзау Южной Осетии прошло заседание актива. Участники собрания громко клеймили старые традиции поклонения святилищам, призывали приобщаться к новым советским праздникам: 8 Марта, Дню молодежи и др. Подведя общий оптимистический итог, все разошлись. Еще одна встреча участников этого собрания произошла в тот же день…на шумном застолье у местного святилища. Только теперь активисты просили небесные силы о покровительстве, обильно выпивая и плотно закусывая. Все бы обошлось как всегда, да только весть об этих двойных стандартах получила огласку, и пришлось вышестоящему руководству скрепя сердце устроить дзауским богоборцам выволочку с взысканиями.
Да что там рядовые активисты! Даже высокие партийные руководители не чурались просить помощи у божественной сути. Рассказывают, что однажды под покровом ночи, оставив служебные автомашины у подножия горы, к святилищу Джеры-дзуара пешком поднялись руководители, представляющие в автономной области партийную и советскую власти.
Даже в Цхинвале, несмотря на тотальную урбанизацию, люди старались придерживаться заветов предков. В нашей семье в воскресенье праздника Джиуаргуыба с самого утра мужчины отправлялись на городской базар покупать козла. В этот день здесь были целые стада, наибольшей ценностью пользовалась порода скота из североосетинского селения Нар. Шерсть у нее была не прямая как у местной разновидности коз, а была подобна руну: мягкая, кучерявая и переливалась на свету. Шкура этого животного после становилась прекрасным украшением интерьера квартиры, напоминая о прошедшем празднике.
Сегодня Джиуаргуыба стал общенациональным праздником, и хотя этот день не внесен в календарь знаменательных дат, как на севере Осетии, так и на юге в этот день первые лица официально обращаются к народу с добрыми напутствиями и пожеланиями покровительства Уастырджы.
Р. КУЛУМБЕГОВ
Если человек, приехавший в Осетию или общающийся с осетинами за пределами их родины, хочет получить их признательность, достаточно сказать одну фразу: «Да поможет вам Уастырджи!». Отношение к вам мгновенно изменится в лучшую сторону.
Долгие годы, как и сегодня, в обществе было принято отождествлять осетинского Уастырджы и православного святого Георгия, пока исследователи не указали на коренное отличие этих двух образов.
Действительно, определенная идентичность наличествует. Это и близость дней празднования Уастырджы (20 ноября) и святого Георгия (23 ноября), схожи и визуальные воплощения: оба представлены мужчинами, сидящими на коне, оба олицетворяют силу и справедливость.
В этот период в Осетии отмечаются два основных праздника, и посвящены они в действительности двум разным событиям и двум разным религиозным персонажам. Христианская часть населения отмечает день колесования святого великомученика Георгия Победоносца. В церквях проходят богослужения, мероприятия, которые являются данью памяти этому святому. Одновременно в Осетии отмечается и традиционный национальный праздник, посвященный Уастырджы, персонажу осетинской мифологии и представителю осетинской традиционной религиозной системы. При этом, если св. Георгий - это конкретный человек, живший в 4 веке н.э. в Восточной Римской империи, казненный за веру в Христа и причисленный церковью к лику святых, то Уастырджы в осетинском религиозном мире - это небожитель, это святой в смысле ангела. В этом и заключается принципиальное различие между св. Георгием и Уастырджы.
При всей схожести и внешнего облика отличия существенны. Святой Георгий - молодой воин, поражающий дракона. Уастырджы - это зрелый мужчина с окладистой бородой. Для того, чтобы повергнуть нечистую силу, ему достаточно одной плети, которую он держит в руке.
Святой Георгий в сознании своих почитателей обычный человек, который обрел святость. Уастырджы в понимании осетин - сакральная сущность, которая обретается не только на небе, но и среди людей. Так, он может самолично прибыть в селение в Дигории, часто становится героем сказаний, порой даже с эротическим подтекстом. Понятно, что представить последнее в связи с святым Георгием невозможно.
Почитание Уастырджы у осетин можно назвать именно культом, настолько оно глубоко и постоянно. Этот небесный покровитель считается вторым после Бога, на любом мало-мальски значимом застолье второй тост, после тоста в честь Создателя, посвящается ему. Таким же тостом осетинское застолье и завершается. Впрочем, у южных осетин оба - Создатель и Уастырджы - упоминались первым тостом, настолько большое значение придавали ему в сообществе.
Только во время тризн Уастырджы не упоминается, в этом скорбном ритуале его заменяет небесный покровитель Мыкалгабыр. Ведь Уастырджы - символ жизни, хотя, согласно легендам, может оживить и мертвых.
Празднование Джиуаргуыба приходится на осень неспроста. К этому времени заканчиваются все сельскохозяйственные работы: жатва, обмолот урожая, осенняя пахота. День празднования означал, что завершается свободный выпас скота и ее необходимо перевести на зимнее стойловое содержание. К этому же времени надо было закончить и заготовку дров на зиму. Таким образом, у сельчан завершался очередной годовой трудовой цикл и можно справлять свадьбы и устраивать пиршества.
Наверное, в Осетии нет такого ущелья, где бы не было святилища в честь Уастырджы. Особенно известны Реком, Ныхас, Коб, Хурхор, Дзывгис, Роща Хетага, святилище Дигорского Уасгерги и святилище Джер в Южной Осетии. Путники на Транскаме проезжают мимо одного из них - Ныхасы Уастырджи у поселка Тамиск. Здесь на скале установлена гигантская статуя небожителя, восседающего на коне.
Уастырджы был так почитаем, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джиуаргуыбайы май» - месяц Джиуаргуыба. Поскольку праздник продолжается неделю, то она носит название «Неделя поклонения Уастырджи». Чаще всего праздник приходится на промежуток 19 - 21 ноября. Начинается он в воскресенье и заканчивается в понедельник через неделю.
В воскресенье, в первый день праздника, режут быка, поэтому этот день называют «Галыаргавдан» (букв. заклание быка). К праздничному дню жертвенное животное подбирается заранее. Здесь важно соблюдать несколько условностей. Животное должно быть определенного окраса и без физических изъянов. Такое животное посвящалось определенному празднику, божеству или конкретному случаю, связанному, например, с выздоровлением или окончанием невзгод.
Для праздников, посвященных небесным покровителям, выбирались быки, бараны и ягнята светлого окраса, для ритуалов, связанных с необходимостью задобрить темные силы, - козлы темного окраса или козлята, черный петух. Все остальные употребляемые в пищу домашние животные и птица годились лишь для обыденной, но никак не ритуальной пищи. Свинина не должна присутствовать на столе не только в такие празднества, но и на обычном застолье при вознесении молитвы Богу, Уастырджы и святым.
Раньше в день Джиуаргуыба обычно организовывалось общесельское пиршество-кувд. Следующий за воскресеньем понедельник особенный в праздничной неделе. С заходом солнца устраивается застолье, на котором присутствуют исключительно взрослые мужчины. Называется это пиршество «Лагты ахсав» (букв. ночь мужчин). Люди собираются в доме одного из сельчан. В качестве жертвенного животного закалывают козла темного окраса. И пир продолжается до утра.
В течение всей праздничной недели люди ходят друг к другу в гости. Следующий понедельник - проводы Джиуаргуыба: накрывают стол, и глава семьи возносит молитву Уастырджы, поручает его попечительству свою семью, просит здоровья и счастья младшему поколению, высказывает пожелание встретить следующий праздник более достойно, с большими почестями.
Считается, что традиционные верования и, в частности, празднование Джиуаргуыба стали возрождаться только в постсоветское время, когда ослабли атеистические ограничения. Действительно, советская система постаралась, чтобы у нее не было конкурентов в борьбе за умы членов социалистического общества. Бог для советского человека - это глава СССР, святые - министры, ангелы - комсомольцы и пионеры, а демоны - тунеядцы, нарушители трудовой дисциплины и расхитители государственной собственности. Другие образы коммунистическая идеология считала неприемлемыми.
Но в Южной Осетии все эти догмы воспринимались условно. Долгое время запрещалось посещать церкви и святилища. Во время праздников на их территории дежурили милиционеры и общественные активисты, которые записывали фамилии непоколебимых ревнителей веры. Но все это делалось для галочки. В семьях ни один религиозный праздник не оставался неотмеченным. А любое застолье не обходилось без тостов-молений Богу, Уастырджы и всем святым. Даже если это застолье было посвящено Международному дню трудящихся - 1 Мая или годовщине Октябрьской Социалистической революции - 7 ноября.
Доходило до смешного. Как-то в преддверии очередного религиозного праздника в районном комитете партии в поселке Дзау Южной Осетии прошло заседание актива. Участники собрания громко клеймили старые традиции поклонения святилищам, призывали приобщаться к новым советским праздникам: 8 Марта, Дню молодежи и др. Подведя общий оптимистический итог, все разошлись. Еще одна встреча участников этого собрания произошла в тот же день…на шумном застолье у местного святилища. Только теперь активисты просили небесные силы о покровительстве, обильно выпивая и плотно закусывая. Все бы обошлось как всегда, да только весть об этих двойных стандартах получила огласку, и пришлось вышестоящему руководству скрепя сердце устроить дзауским богоборцам выволочку с взысканиями.
Да что там рядовые активисты! Даже высокие партийные руководители не чурались просить помощи у божественной сути. Рассказывают, что однажды под покровом ночи, оставив служебные автомашины у подножия горы, к святилищу Джеры-дзуара пешком поднялись руководители, представляющие в автономной области партийную и советскую власти.
Даже в Цхинвале, несмотря на тотальную урбанизацию, люди старались придерживаться заветов предков. В нашей семье в воскресенье праздника Джиуаргуыба с самого утра мужчины отправлялись на городской базар покупать козла. В этот день здесь были целые стада, наибольшей ценностью пользовалась порода скота из североосетинского селения Нар. Шерсть у нее была не прямая как у местной разновидности коз, а была подобна руну: мягкая, кучерявая и переливалась на свету. Шкура этого животного после становилась прекрасным украшением интерьера квартиры, напоминая о прошедшем празднике.
Сегодня Джиуаргуыба стал общенациональным праздником, и хотя этот день не внесен в календарь знаменательных дат, как на севере Осетии, так и на юге в этот день первые лица официально обращаются к народу с добрыми напутствиями и пожеланиями покровительства Уастырджы.
Р. КУЛУМБЕГОВ
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.