Некоторые пространные размышления с вершины горы Бурсамдзел (фельетон)
20 марта 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1631 просмотр]
Вглядываешься порой из своего далека в нынешнее положение дел и невольно задаешься вопросом: а что же, собственно, произошло за последние века? Понятно, что поменялось многое. Хотя бы то, что нас, нартов, произвели в образы мифические. Только мы с этим мириться не хотим. В чем миф? Да, мы неповторимые и особенные. Нас ставят в пример. Но мы живы и нам было, есть и всегда будет чем ответить на внешние вызовы и внутренние междоусобицы. Нарты, по определению, всегда были народ простой, но амбициозный. Каждый знает свое место, и это наводит порядок. Пришлые и местные бузотеры призывались к порядку, причем самым суровым образом, после которого желание проявлять своеволие теряло всякий смысл. Старейшины придумывали новые законы, рабочая дружина вносила в них коррективы, а подрастающая молодежь – подворачивала рукава под себя. Так было долго, если не сказать, всегда, и одна поросль сменялось другой. Оставались только Герои.
К чему преамбула? Сегодня всех нас больше всего интересует процесс президентских выборов в стране постнартовской цивилизации – Республики Южная Осетия, без пяти минут Государство Алания, между прочим. Это международно признанное государство, где есть Президент, Парламент, Конституция и вооруженные силы. И, тем не менее, выборы главы такой отлаженной системы гладко не проходят.
У нас, нартов, все было проще и некоторые нынешние нюансы страны алан-осетин потому не понятны. Скажем, у нас как было – созывался общий Ныхас, самый мудрый старейшина – Урузмаг, по причине зрелости ума, практичности и умению находить верные решения – назначался главным. Кроме того, в политсовет общины также обряжали и других почетных нартов. Определялись и заместители, в том числе и из молодых – Сослан, Батрадз и т.д... А теперь среди алан стали образовываться иные порядки по определению старейшины. И всяк потому и посягает на роль лидера... Не знаю, насколько это верно, как-никак практика жизни многого стоит. Мы это на себе не раз познавали. В том числе и в балцах. Правда, радует, что наше наследие в стране алан пока еще живо. К примеру, недавно здесь вспоминали имя одного из таких мудрейших Знаура Гассиева. И это правильно. Умудренных людей опытом жизни надо почитать, безусловно, и ходить к ним за советом. А сейчас как выбирают главных в Южной Осетии? Зачем-то придумывают разные новшества, отказываются от наработанной веками схемы, перенимают «сумасбродства» иных народов и по их примеру создаются различные препоны. К примеру, для претендентов создался некий «ценз оседлости». Мне объяснили, что это такая штука, что если покинешь нартские земли на некий срок, то потом тебя и рубщиком мяса не возьмут… Это точно не наше. Мы, нарты, порой даже годами находились в балцах. И возвращались с победами. Понятное дело, что за время нашего «фактического отсутствия» здесь мужали другие мужи. Но насколько правильно, чтобы на Большой Трон могли претендовать люди, не способные пойти в балц?! Этого, с нашей высокой нартской башни нам не понять. Или другой момент, когда претенденты на высший пост как школьники должны сдавать экзамен на знание языков? Странно все это. Язык нартов у нас знали все, с детства ведь учили, а многие, как Ацамаз, даже складывали стихи и пели песни. Как второй – государственный – у нас тогда проходил хатиагский язык, но его, кроме нас – сырдонитов – никто не знал, да и не надо. Толмачами мы проходили по всем известным языкам, потому нас и терпели. Что касается этой нормы, то она, конечно же, по сути, нужна, чтобы разные приезжие «волки в овечьих шкурах» даже не думали о своих притязаниях. Общество то за века поменялось. Это у нас в нартском селении жили только нарты, а сейчас возьмешь древний Синхвал, и кого только тут не найдешь. И ведь еще прибывают. Словом норма нужная, но только для чужаков, негоже своих же сородичей за парту сажать. Только представьте, чтобы кто-то из наших прописных умников рискнул бы мудрейшему Урузмагу предложить диктант написать!.. Да он бы его только за эту идею сразу нартским мечом да с разворота…
Нет, конечно же, понятно, что все это формальные составляющие, призванные показать, что молодая, возрожденная страна освоила принципы демократии. Но не стоит спешить уподобляться, надо в первую очередь сохранить исторические основы, благодаря которым этнос и выжил, по сути. Тем более, что страна алан-осетин в этом плане превосходит иные мировые державы. Взгляните хотя бы на успехи, которых достигла Республика в плане недопустимости фальсификации итогов голосования. Тут даже мировой пуп «цивилизации» Соединенные Штаты могут брать пример. Да только им самим этого не надо. А как же по-другому держать население за дураков? Последние президентские выборы в США, кстати, четко показали, что здесь до сих пор в ходу пресловутые «карусели». В некоторых штатах голос отдается через машинку, напоминающую кассовый аппарат советских времен, и который вполне в состоянии вместо нужного ответа дать любой другой...
Однако вернемся в Аланию. Важнейшая часть каждого из претендентов заключается в их планах и устремлениях, что чаще всего называют политической программой. Здесь, по определению, надо сказать о том, что думаешь сейчас, что планируешь на завтрашний день, а еще, о чем мечтаешь в перспективе. Выстраивание такого видения говорят, крайне важно для окончательного успеха. Не знаю. Нарты никогда подобными бумагами не замарачивались, поскольку в нашем обществе другие ценности. Ведь куда важнее учитывать личные качества и достижения каждого из претендентов: общественную активность, участие в боях, заслуги перед Отечеством, авторитет и признание со стороны земляков, профессиональную состоятельность, ну и еще многое другое. Написать же можно все что угодно и красивыми фразами, но судят людей по их поступкам, а не по желаниям. Ведь обещать можно абсолютно все – если до финиша не дойдешь, то кто с тебя спросит? А если добьешься цели, то можно потом корректировать обещания, до полного их забвения. У нас, нартов, подобное строго каралось. Поэтому обещать следует то, что можно, образно говоря, потрогать руками. А людям, больше смотреть не на величавые слова, а на пройденный жизненный путь кандидата и проанализировать его заслуги перед страной.
Рубрика «Улыбка Сырдона»
К чему преамбула? Сегодня всех нас больше всего интересует процесс президентских выборов в стране постнартовской цивилизации – Республики Южная Осетия, без пяти минут Государство Алания, между прочим. Это международно признанное государство, где есть Президент, Парламент, Конституция и вооруженные силы. И, тем не менее, выборы главы такой отлаженной системы гладко не проходят.
У нас, нартов, все было проще и некоторые нынешние нюансы страны алан-осетин потому не понятны. Скажем, у нас как было – созывался общий Ныхас, самый мудрый старейшина – Урузмаг, по причине зрелости ума, практичности и умению находить верные решения – назначался главным. Кроме того, в политсовет общины также обряжали и других почетных нартов. Определялись и заместители, в том числе и из молодых – Сослан, Батрадз и т.д... А теперь среди алан стали образовываться иные порядки по определению старейшины. И всяк потому и посягает на роль лидера... Не знаю, насколько это верно, как-никак практика жизни многого стоит. Мы это на себе не раз познавали. В том числе и в балцах. Правда, радует, что наше наследие в стране алан пока еще живо. К примеру, недавно здесь вспоминали имя одного из таких мудрейших Знаура Гассиева. И это правильно. Умудренных людей опытом жизни надо почитать, безусловно, и ходить к ним за советом. А сейчас как выбирают главных в Южной Осетии? Зачем-то придумывают разные новшества, отказываются от наработанной веками схемы, перенимают «сумасбродства» иных народов и по их примеру создаются различные препоны. К примеру, для претендентов создался некий «ценз оседлости». Мне объяснили, что это такая штука, что если покинешь нартские земли на некий срок, то потом тебя и рубщиком мяса не возьмут… Это точно не наше. Мы, нарты, порой даже годами находились в балцах. И возвращались с победами. Понятное дело, что за время нашего «фактического отсутствия» здесь мужали другие мужи. Но насколько правильно, чтобы на Большой Трон могли претендовать люди, не способные пойти в балц?! Этого, с нашей высокой нартской башни нам не понять. Или другой момент, когда претенденты на высший пост как школьники должны сдавать экзамен на знание языков? Странно все это. Язык нартов у нас знали все, с детства ведь учили, а многие, как Ацамаз, даже складывали стихи и пели песни. Как второй – государственный – у нас тогда проходил хатиагский язык, но его, кроме нас – сырдонитов – никто не знал, да и не надо. Толмачами мы проходили по всем известным языкам, потому нас и терпели. Что касается этой нормы, то она, конечно же, по сути, нужна, чтобы разные приезжие «волки в овечьих шкурах» даже не думали о своих притязаниях. Общество то за века поменялось. Это у нас в нартском селении жили только нарты, а сейчас возьмешь древний Синхвал, и кого только тут не найдешь. И ведь еще прибывают. Словом норма нужная, но только для чужаков, негоже своих же сородичей за парту сажать. Только представьте, чтобы кто-то из наших прописных умников рискнул бы мудрейшему Урузмагу предложить диктант написать!.. Да он бы его только за эту идею сразу нартским мечом да с разворота…
Нет, конечно же, понятно, что все это формальные составляющие, призванные показать, что молодая, возрожденная страна освоила принципы демократии. Но не стоит спешить уподобляться, надо в первую очередь сохранить исторические основы, благодаря которым этнос и выжил, по сути. Тем более, что страна алан-осетин в этом плане превосходит иные мировые державы. Взгляните хотя бы на успехи, которых достигла Республика в плане недопустимости фальсификации итогов голосования. Тут даже мировой пуп «цивилизации» Соединенные Штаты могут брать пример. Да только им самим этого не надо. А как же по-другому держать население за дураков? Последние президентские выборы в США, кстати, четко показали, что здесь до сих пор в ходу пресловутые «карусели». В некоторых штатах голос отдается через машинку, напоминающую кассовый аппарат советских времен, и который вполне в состоянии вместо нужного ответа дать любой другой...
Однако вернемся в Аланию. Важнейшая часть каждого из претендентов заключается в их планах и устремлениях, что чаще всего называют политической программой. Здесь, по определению, надо сказать о том, что думаешь сейчас, что планируешь на завтрашний день, а еще, о чем мечтаешь в перспективе. Выстраивание такого видения говорят, крайне важно для окончательного успеха. Не знаю. Нарты никогда подобными бумагами не замарачивались, поскольку в нашем обществе другие ценности. Ведь куда важнее учитывать личные качества и достижения каждого из претендентов: общественную активность, участие в боях, заслуги перед Отечеством, авторитет и признание со стороны земляков, профессиональную состоятельность, ну и еще многое другое. Написать же можно все что угодно и красивыми фразами, но судят людей по их поступкам, а не по желаниям. Ведь обещать можно абсолютно все – если до финиша не дойдешь, то кто с тебя спросит? А если добьешься цели, то можно потом корректировать обещания, до полного их забвения. У нас, нартов, подобное строго каралось. Поэтому обещать следует то, что можно, образно говоря, потрогать руками. А людям, больше смотреть не на величавые слова, а на пройденный жизненный путь кандидата и проанализировать его заслуги перед страной.
Рубрика «Улыбка Сырдона»
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.