Заметки об амазонках
4 февраля 2017 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1868 просмотров]
Об амазонках впервые поведал еще Гомер (VIII в. до н.э.) в поэме «Илиада»: «как мужам подобные, ратью шли амазонки». Также ранние сведения об амазонках обобщил Геродот. По его данным, часть воительниц в давние времена оказалась в северном Приазовье; там они смешались с жившими здесь скифами, в результате чего появились савроматы (сарматы). «С того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжают на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья. Языком пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, т.к. амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, так и не выйдя замуж, что, впрочем, случалось крайне редко».
Сходные обычаи бытовали и у части массагетских племен. Во всяком случае, описывая исседонов, Геродот счел необходимым подчеркнуть: «женщины у них совершенно равноправны с мужчинами», а в разделе о собственно массагетах поместил предание о «царице» Томирис. «У массагетов после смерти (своего) мужа царствовала женщина. Имя ей было Томирис». Она возглавила сопротивление массагетов нашествию персидской армии Кира.
Третью войска массагетов командовал сын царицы Спаргапиф. Персы заманили его в ловушку и взяли в плен. Томирис обратилась к Киру: «прими во внимание мои слова, так как я даю тебе хороший совет: отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно, хотя ты дерзко поступил с третьей частью массагетов. Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Однако сам Спаргапиф предпочел плену смерть. Он попросил «Кира освободить его из оков; когда же был освобожден и как только смог владеть руками, (тут же) лишил себя жизни».
Томирис собрала все войско и вступила с Киром в бой. По свидетельству античных авторов, эта битва была «самой жестокой» из всех известных в ту эпоху. Сначала стороны «стреляли друг в друга из луков»; когда кончились стрелы, стали биться «врукопашную копьями и кинжалами». Так они сражались в течение долгого времени и никто не хотел «спасаться бегством, но, в конце концов, массагеты одержали верх. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир погиб». Далее по Геродоту Томирис голову мертвого Кира опустила в бурдюк с кровью, и сказала: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью». Любопытно, что при всей фольклорности и красочности сюжета о Томирис, В.И. Абаев считает его лишь эпизодом, фрагментом обширного скифского эпоса.
Надо сказать, что фольклористы выявили с десяток вариаций одного и того же имени, сравнимого с Томирис у некоторых народов; причем во всех случаях речь идет о царицах (предводительницах) воинственных женщинах. Антропоним Томирис и его модификации встречаются на огромной территории от Приаралья до Восточного Средиземноморья. Кроме того, это имя в глубокой древности связывалось и со жречеством. В наиболее архаических случаях именно этим именем нередко назывались религиозные служительницы.
Помимо Томирис, античные авторы оставили свидетельства еще о нескольких знатных «амазонках». Так, Ктесий поведал о том, что «у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина, которая при этом привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов…». После смерти Зарины ее подданные «в знак признательности за ее благодеяния и в память ее добродетели» соорудили гробницу, намного превосходившую остальные – грандиозную пирамиду с колоссальной золотой статуей царицы на вершине. Любопытно, что имя сакской царицы в переводе означает именно «золото», «золотая». При этом, по убеждению лингвистов, многие названия в своей форме носят явные черты сако-массагетского, а точнее, скифского происхождения.
Свидетельства античных авторов об «амазонках» дополняются археологическими материалами. В этой связи отметим последние раскопки скифских курганов V-IVвв. до н.э. на Среднем Дону. В 3-х из 4-х исследованных курганах были погребены молодые женщины из богатых семей; в том числе в некоторых случаях их сопровождал набор оружия. Всего же в южнороссийских лесостепях между Доном и Днепром на 1991 г. обнаружено 112 таких погребений.
При этом следует отметить, что в тех случаях, когда удалось определить возраст, оказалось, что большинство вооруженных скифянок принадлежало к возрасту от 16 до 30 лет (69% таких захоронений). Многие погребенные относились к высшим слоям общества.
Любопытно, что в нартовском эпосе фольклорных «амазонок», включая прославленную Шатану, нередко называют afsin «хозяйка», «госпожа», и именно таким является одноименный титул и среднеазиатских правителей.
Сходные обычаи бытовали и у части массагетских племен. Во всяком случае, описывая исседонов, Геродот счел необходимым подчеркнуть: «женщины у них совершенно равноправны с мужчинами», а в разделе о собственно массагетах поместил предание о «царице» Томирис. «У массагетов после смерти (своего) мужа царствовала женщина. Имя ей было Томирис». Она возглавила сопротивление массагетов нашествию персидской армии Кира.
Третью войска массагетов командовал сын царицы Спаргапиф. Персы заманили его в ловушку и взяли в плен. Томирис обратилась к Киру: «прими во внимание мои слова, так как я даю тебе хороший совет: отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно, хотя ты дерзко поступил с третьей частью массагетов. Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Однако сам Спаргапиф предпочел плену смерть. Он попросил «Кира освободить его из оков; когда же был освобожден и как только смог владеть руками, (тут же) лишил себя жизни».
Томирис собрала все войско и вступила с Киром в бой. По свидетельству античных авторов, эта битва была «самой жестокой» из всех известных в ту эпоху. Сначала стороны «стреляли друг в друга из луков»; когда кончились стрелы, стали биться «врукопашную копьями и кинжалами». Так они сражались в течение долгого времени и никто не хотел «спасаться бегством, но, в конце концов, массагеты одержали верх. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир погиб». Далее по Геродоту Томирис голову мертвого Кира опустила в бурдюк с кровью, и сказала: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью». Любопытно, что при всей фольклорности и красочности сюжета о Томирис, В.И. Абаев считает его лишь эпизодом, фрагментом обширного скифского эпоса.
Надо сказать, что фольклористы выявили с десяток вариаций одного и того же имени, сравнимого с Томирис у некоторых народов; причем во всех случаях речь идет о царицах (предводительницах) воинственных женщинах. Антропоним Томирис и его модификации встречаются на огромной территории от Приаралья до Восточного Средиземноморья. Кроме того, это имя в глубокой древности связывалось и со жречеством. В наиболее архаических случаях именно этим именем нередко назывались религиозные служительницы.
Помимо Томирис, античные авторы оставили свидетельства еще о нескольких знатных «амазонках». Так, Ктесий поведал о том, что «у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина, которая при этом привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов…». После смерти Зарины ее подданные «в знак признательности за ее благодеяния и в память ее добродетели» соорудили гробницу, намного превосходившую остальные – грандиозную пирамиду с колоссальной золотой статуей царицы на вершине. Любопытно, что имя сакской царицы в переводе означает именно «золото», «золотая». При этом, по убеждению лингвистов, многие названия в своей форме носят явные черты сако-массагетского, а точнее, скифского происхождения.
Свидетельства античных авторов об «амазонках» дополняются археологическими материалами. В этой связи отметим последние раскопки скифских курганов V-IVвв. до н.э. на Среднем Дону. В 3-х из 4-х исследованных курганах были погребены молодые женщины из богатых семей; в том числе в некоторых случаях их сопровождал набор оружия. Всего же в южнороссийских лесостепях между Доном и Днепром на 1991 г. обнаружено 112 таких погребений.
При этом следует отметить, что в тех случаях, когда удалось определить возраст, оказалось, что большинство вооруженных скифянок принадлежало к возрасту от 16 до 30 лет (69% таких захоронений). Многие погребенные относились к высшим слоям общества.
Любопытно, что в нартовском эпосе фольклорных «амазонок», включая прославленную Шатану, нередко называют afsin «хозяйка», «госпожа», и именно таким является одноименный титул и среднеазиатских правителей.
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.