Osinform

Заметки об амазонках

Заметки об амазонкахОб амазонках впервые поведал еще Гомер (VIII в. до н.э.) в поэме «Илиада»: «как мужам подобные, ратью шли амазонки». Также ранние сведения об амазонках обобщил Геродот. По его данным, часть воительниц в давние времена оказалась в северном Приазовье; там они смешались с жившими здесь скифами, в результате чего появились савроматы (сарматы). «С того времени жены савроматов придерживаются древнего образа жизни, выезжают на охоту на лошадях и вместе с мужьями и отдельно от мужей; они также ходят на войну и носят ту же одежду, что и мужья. Языком пользуются скифским, но говорят на нем издавна с ошибками, т.к. амазонки усвоили его неправильно. Относительно брака у них установлено следующее: никакая девушка не выходит замуж прежде, чем не убьет мужчину из числа врагов. Некоторые из них, не способные исполнить обычай, умирают в преклонном возрасте, так и не выйдя замуж, что, впрочем, случалось крайне редко».
Сходные обычаи бытовали и у части массагетских племен. Во всяком случае, описывая исседонов, Геродот счел необходимым подчеркнуть: «женщины у них совершенно равноправны с мужчинами», а в разделе о собственно массагетах поместил предание о «царице» Томирис. «У массагетов после смерти (своего) мужа царствовала женщина. Имя ей было Томирис». Она возглавила сопротивление массагетов нашествию персидской армии Кира.
Третью войска массагетов командовал сын царицы Спаргапиф. Персы заманили его в ловушку и взяли в плен. Томирис обратилась к Киру: «прими во внимание мои слова, так как я даю тебе хороший совет: отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно, хотя ты дерзко поступил с третьей частью массагетов. Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен». Однако сам Спаргапиф предпочел плену смерть. Он попросил «Кира освободить его из оков; когда же был освобожден и как только смог владеть руками, (тут же) лишил себя жизни».
Томирис собрала все войско и вступила с Киром в бой. По свидетельству античных авторов, эта битва была «самой жестокой» из всех известных в ту эпоху. Сначала стороны «стреляли друг в друга из луков»; когда кончились стрелы, стали биться «врукопашную копьями и кинжалами». Так они сражались в течение долгого времени и никто не хотел «спасаться бегством, но, в конце концов, массагеты одержали верх. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, и сам Кир погиб». Далее по Геродоту Томирис голову мертвого Кира опустила в бурдюк с кровью, и сказала: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью». Любопытно, что при всей фольклорности и красочности сюжета о Томирис, В.И. Абаев считает его лишь эпизодом, фрагментом обширного скифского эпоса.
Надо сказать, что фольклористы выявили с десяток вариаций одного и того же имени, сравнимого с Томирис у некоторых народов; причем во всех случаях речь идет о царицах (предводительницах) воинственных женщинах. Антропоним Томирис и его модификации встречаются на огромной территории от Приаралья до Восточного Средиземноморья. Кроме того, это имя в глубокой древности связывалось и со жречеством. В наиболее архаических случаях именно этим именем нередко назывались религиозные служительницы.
Помимо Томирис, античные авторы оставили свидетельства еще о нескольких знатных «амазонках». Так, Ктесий поведал о том, что «у саков царствовала женщина с совершенно воинственными наклонностями по имени Зарина, которая при этом привела в культурное состояние большую часть земли, построила много городов…». После смерти Зарины ее подданные «в знак признательности за ее благодеяния и в память ее добродетели» соорудили гробницу, намного превосходившую остальные – грандиозную пирамиду с колоссальной золотой статуей царицы на вершине. Любопытно, что имя сакской царицы в переводе означает именно «золото», «золотая». При этом, по убеждению лингвистов, многие названия в своей форме носят явные черты сако-массагетского, а точнее, скифского происхождения.
Свидетельства античных авторов об «амазонках» дополняются археологическими материалами. В этой связи отметим последние раскопки скифских курганов V-IVвв. до н.э. на Среднем Дону. В 3-х из 4-х исследованных курганах были погребены молодые женщины из богатых семей; в том числе в некоторых случаях их сопровождал набор оружия. Всего же в южнороссийских лесостепях между Доном и Днепром на 1991 г. обнаружено 112 таких погребений.
При этом следует отметить, что в тех случаях, когда удалось определить возраст, оказалось, что большинство вооруженных скифянок принадлежало к возрасту от 16 до 30 лет (69% таких захоронений). Многие погребенные относились к высшим слоям общества.
Любопытно, что в нартовском эпосе фольклорных «амазонок», включая прославленную Шатану, нередко называют afsin «хозяйка», «госпожа», и именно таким является одноименный титул и среднеазиатских правителей.

Опубликованно: 04-02-2017, 01:21
Документ: Новости > http://alaniainform.org/59920-zametki-ob-amazonkah.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад