Традиционная вера осетин. Размышления вслух

Размышления вслухС распадом СССР возникли не только новые национально-территориальные объединения, сгенерировались не только новые идеологии, но был дан импульс и к возрождению религиозной жизни людей. Говоря о необходимости развития и сохранения национальной культуры и языка, мы обычно не подразумеваем в этой системе национальных ценностей традиционную веру. Наверное, объяснение этого кроется в том, что традиционные верования осетин всегда воспринимались как абстрактная, во многом этнографическая часть нашей жизни. Посещение святых мест, ритуальные молитвы и застолья становились актуальными только в короткий период жизни: празднование дня святого места или семейное пиршество. Куда более широко бывают представлены ритуалы и празднества, связанные, например, с православием. Поэтому православие мы считаем явлением публичной жизни, а традиционные верования – частью семейной обрядности. Действительно, в православный храм мы ходим преимущественно по отдельности, но на религиозный праздник – с членами семьи, близким и дальним кругом родственников и друзей.

Мы должны понимать, что уникальность осетинской национальной идентичности, осетинского мироощущения и мировосприятия основывается в значительной степени и на своеобразии осетинской религии. Неспроста ведь представители осетинской диаспоры центром притяжения зарубежом избирают не культурные центры, как другие диаспоры, а, прежде всего, празднества, отмечаемые в рамках традиционной религии. Именно эту форму единения они считают наиболее важной и действенной. А уж потом танцы и рукоделие.

В отличие от традиционных религий (православия, ислама и их ответвлений – сект) осетинская традиционная религия по природе своей не приемлет какой-либо институционализации, т.е. целенаправленного насаждения религиозных процессов. Здесь нет сонма священников, строгих догм и утомительной обрядности, постов и воздержаний. Поэтому возрождения того или иного святого места в Осетии происходит очень просто – достаточно отстроить или отреставрировать святилище там, где оно было раньше, и возродить празднование святого места. И для этого не надо получать разрешения местных властей или духовного начальства из какого-нибудь религиозного центра.

Попытки придать этому процессу организованные формы, пока что заканчивались только скандалами, связанными с жертвенными деньгами. Впрочем, будем честны, все организационные меры в большинстве своем производились исключительно из-за стремления держать денежные потоки под контролем. Стремление упорядочения традиционной веры, во всяком случае, в том виде, в какой она существует сегодня, извращают ее природу. Но необходимо ли нам сохранять традиционную веру в современной форме ее бытования. Сегодня это больше похоже не на религию, а на этнографические картинки, которые оживают в тот или иной период нашей жизни.

В настоящее время традиционная вера еще не существует в форме традиционной религии, так как для существования последней необходимы свои институты (церкви, общины). Сегодня в Осетии мы видим движение за создание религиозных структур традиционной веры. Сторонниками институционализации осетинских традиционных верований создан Оргкомитет Северо-Осетинской общественной религиозной организации «Уацдин». Недавно во Владикавказе состоялось заседание круглого стола по вопросу воссоздания Сакрального центра ир-ас-аланского народа общеарийского значения.

Конструкторы новой тенденции предполагают не только создание основ религии, но и введение в национальные Конституции этого понятия. Конституирование традиционной религии, несомненно, позволит сделать традиционную веру частью повседневной действительности.

Нам интересно это движение, прежде всего, как инструмент национальной консолидации. Ведь именно религия зачастую является тем цементирующим материалом, который прочно скрепляет части этноса, создавая национальный культурный и мировоззренческий базис. Православие, как и ислам таковыми для осетин не стали, так как в этих мировых религиях на передний план выходит братство по вере, при нивелировании национального аспекта.

Поэтому эти религии по определению не могут стать основой национального объединения, так как их паства не один народ, а народы мира. Нам же важна судьба одного народа. И хочется, чтобы осетины стали не только частью всемирного социума, но и сохранились в нем прежде всего как осетины, со своими этническими особенностями.

Часто можно слышать, что движение за создание институтов традиционной религии инициировано южанами. Возможно и потому, что среди конструкторов есть и фамилии с юго-осетинскими корнями. Так, например, восстановление древнего крепостного центра в Лиахвском ущелье некоторые в Южной Осетии расценивают как создание здесь в последующем центра традиционной религии. Появилось даже новое название адептов движения – «неоязычники», а в Южной Осетии –«сектанты от язычества». Понятно, что использовать в отношении традиционной религии термин «язычество», значит проявлять полное незнание сути осетинского религиозного мировоззрения. Да и термин «сектанты» не должен нести отрицательную окраску, если говорить о том, что секты всегда возникали как форма протеста против выхолащивания идей веры базовой церковью.

Стремление возродить национальные традиции в религиозной сфере свойственно не только осетинам. Подобные процессы идут и в Абхазии. Здесь центром бытования традиционных религиозных воззрений всегда был храм в селении Лыхны. Он, как и святилище в Джер, хотя и считается православным храмом де-юре, воспринимается, прежде всего, как общенациональный центр традиционных верований. Абхазское общества также пытается придать практическую форму разным формам религиозной действительности. Так, традиционная религия понимается основой национальной сущности, православие существует как форма консолидации с Россией и подчеркивает пророссийскую ориентацию, а ислам призван демонстрировать связь абхазов с зарубежной абхазо-адыгской диаспорой и через нее с мусульманским миром.

Как бы то ни было, развитие традиционной религии является действительностью двух наших стран. И главная задача, чтобы это пошло на пользу развития нашего сообщества. Рассуждения о месте и роли традиционных религиозных воззрений мы еще продолжим. Эта статья только приглашение к разговору.

Но хочется сказать еще вот о чем. Многие путешественники, посетившие в разное время Осетию отмечали, что осетины клятве у святого места придают важное значение. Во время одной из кампаний по выбору президента несколько кандидатов собрались у святилища Джер, где принесли клятву вести предвыборную кампанию честно. Все ли сдержали свою клятву – решать вам. Но было бы полезно, чтобы и лидеры партий, которые участвуют в парламентских выборах, сделали это не с экранов телевизора, а под сенью священного места. И желательно без телекамер.

Это была бы очень полезная и действенная традиция. В нашем обществе, несмотря на всеобщую глобализацию сознания, все еще существует такое понятие как клятвопреступление. И если оно сохранилось на протяжении веков, значит оно действенно и должно быть востребовано.

Р.Кулумбегов
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
20 мая 2014 23:58
Спасибо, автору . Наша традиционная вера и обычаи спасли нас на протяжении 7 веков от истребления и ассимиляции . Надо слушаться своего сердца и будет всё хорошо . Каждый пусть сам выбирает, в какой религии будет его духовное развитие. Все религии, достойны уважения!

--------------------
21 мая 2014 00:13
Многие спрашивают, почему осетинская древняя музыка, берёт за душу .Потому, что она идёт изнутри , генетическом уровне она принимается. Посмотрите передачу Ланы Алборовой
http://video.yandex.ru/users/bete2007/view/520/user-tag/%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0%20%D0%B0%D0%BB%D0%B

1%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0/

--------------------
21 мая 2014 10:52
Серьезная статья! Действительно,традиционная вера могла бы стать краеугольным камнем в объединении народа.Но мы,как всегда,опоздали.Посмотрите,какое количество сект в маленькой РЮО,как рьяно они проталкивают своих в правительство,как они не приемлют наши святилища,считая их прибежищем нечистой силы. На фоне этого проблематично создание института традиционной веры.Однако есть надежда на молодежь,которую надо привлекать активно к восстановлению святилищ,объясняя при этом,какой глубокий сакральный смысл они содержат.Бог в помощь!
21 мая 2014 11:07
Тема интересная,только размышлениями вслух не осилить.Надо пригласить ученого богослова и разложить по полочкам все учения мировых религий.Одно мне понятно,что Бог един во всех религиях и где будешь молиться во славу Его то ли в церкви или у Священного места,не имеет значения.
Вот выдержка из выступления профессора богословия А.Филатова:Бог есть Дух, и потому Он выше каких либо определений. Однако поклонение Ему с необходимостью требует содержательного о Нем представления, то есть требует Его осязаемого образа (понятийного, символического, иконографического…). В так называемых естественных (языческих) религиях этот образ создается народным воображением, в основном стихийно, и потому несет на себе печать всех свойств человека: и его пороков, и его добродетелей.
21 мая 2014 13:02
Очень интересная, но сложная тема, которую можно обсуждать часами. В то же время, слишком интимная тема, чтоб обсуждать ее в интернете.

Спасибо за статью Кулумбегову. Как всегда интересно, остро и красиво.

--------------------
21 мая 2014 22:29
Соглашусь с Чегеварой – каждый должен иметь реальное право выбирать свою религию. У нас всё, что не православное относится автоматически к сектанству. И вообще, православные и традиционалисты сожрали нашу гуманитарку и развалили всё – пора отдать власть сектантам!!!
9 июня 2014 02:06
на дуэль!!! этих хъристианских священников! которые "дурят" народ осетинский!
создать комиссию и в открытом диспуте решить кто прав. проигравших сжечь на покрышках.
проигравших хриистиан выгнать из нашего великого "ссхиннуалла" и выбрать верховного жреца "трех пирогов, трех ребер и одной сыки араки". и тогда все проблемы, по мнению аффтара решаться... как интересно, что ответят?
9 июня 2014 06:41
О, Хуышау! Хуышаеутты Хуышау, мае Хуышау!!!

Аертае ссывды, аертае уаехскы аемае сыкъа даер маенаен раттут аемае уын аез кувджынаен! winked

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.

Производство сайтов

Новости

«    Август 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене



Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Перевозки посылок Цхинвал-Москва-Цхинвал Выезд из Цхинвала: 1 числа. Прибытие в Москву: 3-4 числа. Выезд из Москвы: 5го утром. Доставка заказов из интернет-магазинов. Mercedes Sprinter. Максимальная длина товара: 4,4 м 1 кг –от 50руб Стаж перевозок по данному маршруту 2.5 года Тел.: +7(928) 857-55-50, +7(929) 8045531 Спросить Вову
***
Грузоперевозки в г.Москва. Каждого 1 и 15 числа месяца. Доставки поадресно. Более подробно по телефонам. т. 8-929-812-76-99 т. 8-929-805-55-60
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия

Æхсæнадæмон литературон преми «Булæмæргь»-ы премиалон сезон 2017 азы расидт