Нужен ли референдум для вхождения в Россию?
13 января 2014 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [6013 просмотров]
Недавно, как известно, Республиканская политическая партия «Единая Осетия» обратилась к Президенту РЮО с призывом провести референдум о вхождении Южной Осетии в состав России. Идея, что ни говори, не новая и весьма привлекательная. Но давайте проанализируем это обращение РПП «Единая Осетия» с точки зрения права и современных политических реалий.
Обратимся, прежде всего, к истории проведения референдумов в Республике Южная Осетия.
1. 19 января 1992 года был проведен референдум, на котором были вынесены два вопроса:
а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?
б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991года о воссоединении с Россией?;
2. 8 апреля 2001 года - референдум, на который был вынесен вопрос о принятии Конституции Республики Южная Осетия;
3. 12 ноября 2006 года – на референдум вынесен вопрос «Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?»;
4. 13 ноября 2011года – вопрос о государственном статусе русского языка.
Таким образом, на обращение РПП «Единая Осетия» однозначный ответ дает всенародное голосование 19 января 1992 года, где вопрос о присоединении к России выражен четко. Результат: 99% граждан высказались за воссоединение с Россией.
В связи с этим, встает вопрос, – какое дополнительное правовое значение может иметь референдум по тому же вопросу?
Ответ вытекает из Федерального закона №6-ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Согласно ему, условиями принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части являются:
- взаимное согласие Российской Федерации и иностранного государства, что должно найти выражение в соответствующем международном (межгосударственном) договоре по вопросу о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, заключенном Россией с данным иностранным государством;
- предоставление новому субъекту Федерации, образованному в результате принятия в Российскую Федерацию иностранного государства, если иное не установлено указанным международным договором, статуса республики в составе России.
Установленный ФКЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ (глава вторая) порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта включает следующие основные этапы:
- внесение иностранным государством предложения о принятии его в Российскую Федерацию в качестве субъекта;
- направление Президентом России официального уведомления о данном предложении в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации и при необходимости проведение с ними соответствующих консультаций;
- рассмотрение указанного предложения иностранного государства и подготовка решения о заключении международного договора по вопросу о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- проведение международных переговоров и заключение вышеуказанного международного договора;
- обращение Президента Российской Федерации в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции данного международного договора и проведение такой проверки в порядке конституционного судопроизводства;
- в случае признания Конституционным Судом данного договора соответствующим Конституции - одновременное внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о его ратификации и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта;
- рассмотрение, принятие и вступление в силу данных законов, внесение изменений в часть 1 статьи 65 Конституции в порядке, установленном частью 1 ее статьи 137.
Таким образом, установленный ФКЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 8) не предполагает в качестве неотъемлемой его составляющей проведение повторного референдума Республики Южная Осетия.
Как ясно из вышеизложенного, основное место в процедуре принятия нового субъекта занимает заключение межгосударственного соглашения и последующая его ратификация в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Самое главное – конституционное требование к объединению с Российской Федерацией (волеизъявление народа Республики Южная Осетия на вхождение в состав России) – у нас есть. Далее необходимо провести определенную последовательную работу для создания всех необходимых благоприятных условий для заключения межгосударственного соглашения.
Анализируя обращение о проведении референдума, в глаза бросается также непоследовательность и нелогичность выраженных в обращении идей и предложений.
Цитируя замечательные слова Президента: «Осетины единый народ и должны жить в едином Государстве в составе Российской Федерации. И если это произойдет в период моего правления, я буду считать, что выполнил возложенную на меня миссию», - партия «Единая Осетия», в первую очередь, должна была бы считать в качестве важнейшей для себя задачи и реализацию положений из Послания Президента РЮО народу и Парламенту РЮО, исходящих из Конституции РЮО и законодательства РЮО.
В частности:
«Важнейшим направлением внешней политики Республики Южная Осетия является надежная защита ее суверенитета и территориальной целостности»;
«В качестве одной из основных задач МИД Республики Южная Осетия мы определяем активизацию работы по признанию независимости Республики Южная Осетия другими государствами».
Напомним: 26 августа 2008 г. Российская Федерация признала независимость Южной Осетии. В дальнейшем независимость Южной Осетии признали Никарагуа (5 сентября 2008 г.), Венесуэла (10 сентября 2009 г.), Науру (16 декабря 2009 г.), Тувалу (19 сентября 2011 г.).
В этой связи очень важно учитывать международное положение РЮО и политический интерес международного сообщества к российско-югоосетинским отношениям. Инициирование в настоящее время референдума о вхождении в состав РФ будет работать против процесса дальнейшего признания РЮО со стороны других государств, так как никто не станет признавать государство, которое стремится к вхождению в другое государство. В то же время, наличие признания РЮО со стороны большего количества государств могло бы послужить эффективным фактором, способствующим политическому объединению Осетии, поскольку сняло бы с российской стороны всякие обвинения в присвоении чужих территорий.
А главной стратегической задачей Президент считает «развитие страны».
Напомним также, что Указом Президента Республики Южная Осетия в 2013 году утверждена Концепция национальной безопасности. Это - базовый документ, содержащий систему взглядов на обеспечение в Республике Южная Осетия безопасности народа страны как общего объекта безопасности, а также личности, общества и государства как основных объектов безопасности, от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция основывается на положениях Конституции Республики Южная Осетия, фундаментальных нормах и принципах международного права и международных договорах Республики Южная Осетия, историческом, политическом и правовом опыте народа Южной Осетии.
В данном документе главными целями Республики являются:
«- независимое, эффективное, социальное, правовое и демократическое государство;
-сильная суверенная политическая власть, осуществляющая эффективное управление, обеспечивающая безопасность и развитие, а также проводящая активную внешнюю политику в качестве равноправного субъекта международных отношений».
Реализация этих целей позволит нам в будущем говорить о вхождении в состав Российской Федерации на наиболее благоприятных для нас условиях (имеется в виду положения Закона РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации»»).
Нелогичность же обращения выражается в том, что партия «Единая Осетия» предлагает совместить несовместимое – провести выборы депутатов Парламента Республики Южная Осетия с конституционным сроком полномочий – 5 лет, и одновременно на референдум вынести вопрос, который напрочь перечеркивает конституционный смысл представительного органа независимой Республики Южная Осетия.
В настоящее время в Республике 14 политических партий. Из них 3 партии - парламентские. Большая часть образовалось за последние полтора года. Новые политические партии включились в активную борьбу за признание в массах и голоса избирателей. Использование в этой политической борьбе таких популярных лозунгов, каковым является вхождение РЮО в состав РФ, – вполне понятно. Но если речь не идет о банальной политической спекуляции и партийном пиаре, то перед тем, как выступать с подобными инициативами по решению вопросов, имеющих судьбоносное для нашего государства значение, можно было бы, наверно, согласовать их с высшим руководством страны напрямую, а не через средства массовой информации. Благо, Президент всегда открыт для диалога со всеми политическими силами Республики.
Основным же аргументом, доказывающим то, что со своим обращением РПП «Единая Осетия», образно говоря, «стучится в открытую дверь», является последовательное проведение Президентом РЮО внутренней и внешней политики нашей Республики, направленной на максимальную интеграцию с Российской Федерацией.
Ирина КАДЖАЕВА
Обратимся, прежде всего, к истории проведения референдумов в Республике Южная Осетия.
1. 19 января 1992 года был проведен референдум, на котором были вынесены два вопроса:
а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой?
б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991года о воссоединении с Россией?;
2. 8 апреля 2001 года - референдум, на который был вынесен вопрос о принятии Конституции Республики Южная Осетия;
3. 12 ноября 2006 года – на референдум вынесен вопрос «Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?»;
4. 13 ноября 2011года – вопрос о государственном статусе русского языка.
Таким образом, на обращение РПП «Единая Осетия» однозначный ответ дает всенародное голосование 19 января 1992 года, где вопрос о присоединении к России выражен четко. Результат: 99% граждан высказались за воссоединение с Россией.
В связи с этим, встает вопрос, – какое дополнительное правовое значение может иметь референдум по тому же вопросу?
Ответ вытекает из Федерального закона №6-ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Согласно ему, условиями принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части являются:
- взаимное согласие Российской Федерации и иностранного государства, что должно найти выражение в соответствующем международном (межгосударственном) договоре по вопросу о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, заключенном Россией с данным иностранным государством;
- предоставление новому субъекту Федерации, образованному в результате принятия в Российскую Федерацию иностранного государства, если иное не установлено указанным международным договором, статуса республики в составе России.
Установленный ФКЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ (глава вторая) порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта включает следующие основные этапы:
- внесение иностранным государством предложения о принятии его в Российскую Федерацию в качестве субъекта;
- направление Президентом России официального уведомления о данном предложении в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации и при необходимости проведение с ними соответствующих консультаций;
- рассмотрение указанного предложения иностранного государства и подготовка решения о заключении международного договора по вопросу о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации";
- проведение международных переговоров и заключение вышеуказанного международного договора;
- обращение Президента Российской Федерации в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции данного международного договора и проведение такой проверки в порядке конституционного судопроизводства;
- в случае признания Конституционным Судом данного договора соответствующим Конституции - одновременное внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о его ратификации и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта;
- рассмотрение, принятие и вступление в силу данных законов, внесение изменений в часть 1 статьи 65 Конституции в порядке, установленном частью 1 ее статьи 137.
Таким образом, установленный ФКЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 8) не предполагает в качестве неотъемлемой его составляющей проведение повторного референдума Республики Южная Осетия.
Как ясно из вышеизложенного, основное место в процедуре принятия нового субъекта занимает заключение межгосударственного соглашения и последующая его ратификация в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Самое главное – конституционное требование к объединению с Российской Федерацией (волеизъявление народа Республики Южная Осетия на вхождение в состав России) – у нас есть. Далее необходимо провести определенную последовательную работу для создания всех необходимых благоприятных условий для заключения межгосударственного соглашения.
Анализируя обращение о проведении референдума, в глаза бросается также непоследовательность и нелогичность выраженных в обращении идей и предложений.
Цитируя замечательные слова Президента: «Осетины единый народ и должны жить в едином Государстве в составе Российской Федерации. И если это произойдет в период моего правления, я буду считать, что выполнил возложенную на меня миссию», - партия «Единая Осетия», в первую очередь, должна была бы считать в качестве важнейшей для себя задачи и реализацию положений из Послания Президента РЮО народу и Парламенту РЮО, исходящих из Конституции РЮО и законодательства РЮО.
В частности:
«Важнейшим направлением внешней политики Республики Южная Осетия является надежная защита ее суверенитета и территориальной целостности»;
«В качестве одной из основных задач МИД Республики Южная Осетия мы определяем активизацию работы по признанию независимости Республики Южная Осетия другими государствами».
Напомним: 26 августа 2008 г. Российская Федерация признала независимость Южной Осетии. В дальнейшем независимость Южной Осетии признали Никарагуа (5 сентября 2008 г.), Венесуэла (10 сентября 2009 г.), Науру (16 декабря 2009 г.), Тувалу (19 сентября 2011 г.).
В этой связи очень важно учитывать международное положение РЮО и политический интерес международного сообщества к российско-югоосетинским отношениям. Инициирование в настоящее время референдума о вхождении в состав РФ будет работать против процесса дальнейшего признания РЮО со стороны других государств, так как никто не станет признавать государство, которое стремится к вхождению в другое государство. В то же время, наличие признания РЮО со стороны большего количества государств могло бы послужить эффективным фактором, способствующим политическому объединению Осетии, поскольку сняло бы с российской стороны всякие обвинения в присвоении чужих территорий.
А главной стратегической задачей Президент считает «развитие страны».
Напомним также, что Указом Президента Республики Южная Осетия в 2013 году утверждена Концепция национальной безопасности. Это - базовый документ, содержащий систему взглядов на обеспечение в Республике Южная Осетия безопасности народа страны как общего объекта безопасности, а также личности, общества и государства как основных объектов безопасности, от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция основывается на положениях Конституции Республики Южная Осетия, фундаментальных нормах и принципах международного права и международных договорах Республики Южная Осетия, историческом, политическом и правовом опыте народа Южной Осетии.
В данном документе главными целями Республики являются:
«- независимое, эффективное, социальное, правовое и демократическое государство;
-сильная суверенная политическая власть, осуществляющая эффективное управление, обеспечивающая безопасность и развитие, а также проводящая активную внешнюю политику в качестве равноправного субъекта международных отношений».
Реализация этих целей позволит нам в будущем говорить о вхождении в состав Российской Федерации на наиболее благоприятных для нас условиях (имеется в виду положения Закона РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации»»).
Нелогичность же обращения выражается в том, что партия «Единая Осетия» предлагает совместить несовместимое – провести выборы депутатов Парламента Республики Южная Осетия с конституционным сроком полномочий – 5 лет, и одновременно на референдум вынести вопрос, который напрочь перечеркивает конституционный смысл представительного органа независимой Республики Южная Осетия.
В настоящее время в Республике 14 политических партий. Из них 3 партии - парламентские. Большая часть образовалось за последние полтора года. Новые политические партии включились в активную борьбу за признание в массах и голоса избирателей. Использование в этой политической борьбе таких популярных лозунгов, каковым является вхождение РЮО в состав РФ, – вполне понятно. Но если речь не идет о банальной политической спекуляции и партийном пиаре, то перед тем, как выступать с подобными инициативами по решению вопросов, имеющих судьбоносное для нашего государства значение, можно было бы, наверно, согласовать их с высшим руководством страны напрямую, а не через средства массовой информации. Благо, Президент всегда открыт для диалога со всеми политическими силами Республики.
Основным же аргументом, доказывающим то, что со своим обращением РПП «Единая Осетия», образно говоря, «стучится в открытую дверь», является последовательное проведение Президентом РЮО внутренней и внешней политики нашей Республики, направленной на максимальную интеграцию с Российской Федерацией.
Ирина КАДЖАЕВА
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.