Нужен ли референдум для вхождения в Россию? |
Недавно, как известно, Республиканская политическая партия «Единая Осетия» обратилась к Президенту РЮО с призывом провести референдум о вхождении Южной Осетии в состав России. Идея, что ни говори, не новая и весьма привлекательная. Но давайте проанализируем это обращение РПП «Единая Осетия» с точки зрения права и современных политических реалий. Обратимся, прежде всего, к истории проведения референдумов в Республике Южная Осетия. 1. 19 января 1992 года был проведен референдум, на котором были вынесены два вопроса: а) Согласны ли Вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? б) Согласны ли Вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 1 сентября 1991года о воссоединении с Россией?; 2. 8 апреля 2001 года - референдум, на который был вынесен вопрос о принятии Конституции Республики Южная Осетия; 3. 12 ноября 2006 года – на референдум вынесен вопрос «Согласны ли Вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?»; 4. 13 ноября 2011года – вопрос о государственном статусе русского языка. Таким образом, на обращение РПП «Единая Осетия» однозначный ответ дает всенародное голосование 19 января 1992 года, где вопрос о присоединении к России выражен четко. Результат: 99% граждан высказались за воссоединение с Россией. В связи с этим, встает вопрос, – какое дополнительное правовое значение может иметь референдум по тому же вопросу? Ответ вытекает из Федерального закона №6-ФКЗ от 17 декабря 2001 года «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Согласно ему, условиями принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части являются: - взаимное согласие Российской Федерации и иностранного государства, что должно найти выражение в соответствующем международном (межгосударственном) договоре по вопросу о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта, заключенном Россией с данным иностранным государством; - предоставление новому субъекту Федерации, образованному в результате принятия в Российскую Федерацию иностранного государства, если иное не установлено указанным международным договором, статуса республики в составе России. Установленный ФКЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ (глава вторая) порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта включает следующие основные этапы: - внесение иностранным государством предложения о принятии его в Российскую Федерацию в качестве субъекта; - направление Президентом России официального уведомления о данном предложении в палаты Федерального Собрания и Правительство Российской Федерации и при необходимости проведение с ними соответствующих консультаций; - рассмотрение указанного предложения иностранного государства и подготовка решения о заключении международного договора по вопросу о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации"; - проведение международных переговоров и заключение вышеуказанного международного договора; - обращение Президента Российской Федерации в Конституционный Суд с запросом о проверке соответствия Конституции данного международного договора и проведение такой проверки в порядке конституционного судопроизводства; - в случае признания Конституционным Судом данного договора соответствующим Конституции - одновременное внесение в Государственную Думу проекта федерального закона о его ратификации и проекта федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта; - рассмотрение, принятие и вступление в силу данных законов, внесение изменений в часть 1 статьи 65 Конституции в порядке, установленном частью 1 ее статьи 137. Таким образом, установленный ФКЗ от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ порядок принятия в Российскую Федерацию нового субъекта (ч. 4 ст. 7, ч. 1 ст. 8) не предполагает в качестве неотъемлемой его составляющей проведение повторного референдума Республики Южная Осетия. Как ясно из вышеизложенного, основное место в процедуре принятия нового субъекта занимает заключение межгосударственного соглашения и последующая его ратификация в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Самое главное – конституционное требование к объединению с Российской Федерацией (волеизъявление народа Республики Южная Осетия на вхождение в состав России) – у нас есть. Далее необходимо провести определенную последовательную работу для создания всех необходимых благоприятных условий для заключения межгосударственного соглашения. Анализируя обращение о проведении референдума, в глаза бросается также непоследовательность и нелогичность выраженных в обращении идей и предложений. Цитируя замечательные слова Президента: «Осетины единый народ и должны жить в едином Государстве в составе Российской Федерации. И если это произойдет в период моего правления, я буду считать, что выполнил возложенную на меня миссию», - партия «Единая Осетия», в первую очередь, должна была бы считать в качестве важнейшей для себя задачи и реализацию положений из Послания Президента РЮО народу и Парламенту РЮО, исходящих из Конституции РЮО и законодательства РЮО. В частности: «Важнейшим направлением внешней политики Республики Южная Осетия является надежная защита ее суверенитета и территориальной целостности»; «В качестве одной из основных задач МИД Республики Южная Осетия мы определяем активизацию работы по признанию независимости Республики Южная Осетия другими государствами». Напомним: 26 августа 2008 г. Российская Федерация признала независимость Южной Осетии. В дальнейшем независимость Южной Осетии признали Никарагуа (5 сентября 2008 г.), Венесуэла (10 сентября 2009 г.), Науру (16 декабря 2009 г.), Тувалу (19 сентября 2011 г.). В этой связи очень важно учитывать международное положение РЮО и политический интерес международного сообщества к российско-югоосетинским отношениям. Инициирование в настоящее время референдума о вхождении в состав РФ будет работать против процесса дальнейшего признания РЮО со стороны других государств, так как никто не станет признавать государство, которое стремится к вхождению в другое государство. В то же время, наличие признания РЮО со стороны большего количества государств могло бы послужить эффективным фактором, способствующим политическому объединению Осетии, поскольку сняло бы с российской стороны всякие обвинения в присвоении чужих территорий. А главной стратегической задачей Президент считает «развитие страны». Напомним также, что Указом Президента Республики Южная Осетия в 2013 году утверждена Концепция национальной безопасности. Это - базовый документ, содержащий систему взглядов на обеспечение в Республике Южная Осетия безопасности народа страны как общего объекта безопасности, а также личности, общества и государства как основных объектов безопасности, от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Концепция основывается на положениях Конституции Республики Южная Осетия, фундаментальных нормах и принципах международного права и международных договорах Республики Южная Осетия, историческом, политическом и правовом опыте народа Южной Осетии. В данном документе главными целями Республики являются: «- независимое, эффективное, социальное, правовое и демократическое государство; -сильная суверенная политическая власть, осуществляющая эффективное управление, обеспечивающая безопасность и развитие, а также проводящая активную внешнюю политику в качестве равноправного субъекта международных отношений». Реализация этих целей позволит нам в будущем говорить о вхождении в состав Российской Федерации на наиболее благоприятных для нас условиях (имеется в виду положения Закона РФ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации»»). Нелогичность же обращения выражается в том, что партия «Единая Осетия» предлагает совместить несовместимое – провести выборы депутатов Парламента Республики Южная Осетия с конституционным сроком полномочий – 5 лет, и одновременно на референдум вынести вопрос, который напрочь перечеркивает конституционный смысл представительного органа независимой Республики Южная Осетия. В настоящее время в Республике 14 политических партий. Из них 3 партии - парламентские. Большая часть образовалось за последние полтора года. Новые политические партии включились в активную борьбу за признание в массах и голоса избирателей. Использование в этой политической борьбе таких популярных лозунгов, каковым является вхождение РЮО в состав РФ, – вполне понятно. Но если речь не идет о банальной политической спекуляции и партийном пиаре, то перед тем, как выступать с подобными инициативами по решению вопросов, имеющих судьбоносное для нашего государства значение, можно было бы, наверно, согласовать их с высшим руководством страны напрямую, а не через средства массовой информации. Благо, Президент всегда открыт для диалога со всеми политическими силами Республики. Основным же аргументом, доказывающим то, что со своим обращением РПП «Единая Осетия», образно говоря, «стучится в открытую дверь», является последовательное проведение Президентом РЮО внутренней и внешней политики нашей Республики, направленной на максимальную интеграцию с Российской Федерацией. Ирина КАДЖАЕВА Опубликованно: 13-01-2014, 18:23 |
Вернуться назад |