Четыре портрета Владимира Тхапсаева (К 100 - летию со дня рождения)
9 июля 2010 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [3823 просмотра]
«Самая сущность таланта В.В. Тхапсаева заключалась, во – первых, в его поразительном темпераменте, в необыкновенной легкости, с которой он загорался сам и зажигал зрителей. Другой стороной его таланта была необыкновенная искренность». (Б. Зингерман)
В собрании Художественного музея им. М.С. Туганова и Музея театрального искусства Республики Северной Осетии - Алании хранятся портреты Народного артиста Советского Союза, лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, лауреата премии им. К.Л. Хетагурова Владимира Васильевича Тхапсаева.
В. В. Тхапсаев родился в осетинском селе (ныне город) Ардон в 1910г. в семье крестьянина. Первый театральный опыт получил в школьном драмкружке. В 1930г. по направлению ЦК ВЛКСМ в составе многонационального отряда молодежи участвовал в строительстве городов и шахт на Сахалине. Поэтому его не было среди 30 наиболее способных юношей и девушек, которые «с узелками, с гармошкой - вечной их спутницей, в черкесках, домотканых суконных ноговицах, самодельных чувяках и больших бараньих шапках» отправились на учебу в Москву, в организованную национальную школу - студи при ГИТИСе. В 1933 - 1935гг. учился в Театре малых форм при Доме искусств, в Дзауджикау (ныне Владикавказ), под рук. режиссера А.С. Сафронова и по окончании был принят в состав только что созданного Северо - Осетинского государственного драматического театра. В годы Великой Отечественной войны в составе агитбригады участвовал в концертах непосредственно в воинских частях, госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений. В театре, атмосфера которого всегда была насыщена преданностью искусству, В.В. Тхапсаев сыграл более 300 ролей. Масштаб его деятельности был столь значительным, что именно он возглавляет галерею выдающихся деятелей осетинского театрального искусства.
Безусловный интерес к личности В.В. Тхапсаева привлекает внимание к его портретам, которые интересны не только с точки зрения художественных достоинств, но и как документы, показывающие актера «через которого совершалось то чудо театра, когда целые поколения воспитывались вдохновляемые созданными им образами».
Ранний, из рассматриваемых портретов, принадлежит кисти Народного художника СССР, академика, ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, выдающегося портретиста В.М. Орешникова. Портрет был написан в 1955г. в один из его приездов в Северную Осетию, на родину жены, урожденной Калмановой.
Артист изображен в период работы над образом Коста Левановича Хетагурова - основателя осетинской литературы и литературного языка, прозаика, драматурга, публициста, редактора первой горской газеты, этнографа, первого осетинского профессионального художника. С его именем связано возникновение осетинской реалистической живописи, театрального искусства. Коста принимал участие в организации воскресных школ, он переводил на осетинский язык русскую и иностранную классическую литературу.
Свое отношение к легендарной личности актер выразил в выступлении на праздновании 120-го юбилея поэта: «Безмерно горд и счастлив тем, что мне выпала честь быть среди первых, отмеченных премией имени великого Коста. Это высокое признание всего того, что довелось мне сделать на сцене нашего национального театра, в репертуаре которого ведущее место занимали спектакли о судьбе осетинского народа, о его пути «к свободе, свету», к тому счастливому настоящему, о котором так страстно мечтал певец угнетенных и обездоленных. Счастлив редкой удачей, выпавшей мне создать образ Коста, правда, не в театре, а в фильме «Сын Иристона». Эта роль стала потом своеобразной точкой отсчета в дальнейшей моей творческой судьбе».
С портрета Орешникова просто и открыто смотрит Тхапсаев - Коста. Он удобно и прочно сидит в кресле, в руке книга в красной обложке, заложенная указательным пальцем. Мгновенно схваченная поза спокойна и устойчива. Еще минуту назад он читал, а сейчас «вслушивается» в себя, погруженный в мысли от прочитанного. Лицо его задумчиво и серьезно. Художник показал одновременно сам процесс творчества и готовность актера к игре, сложное состояние расслабленности и собранности. Портретное мастерство Орешникова, его умение не только понять, но и ясно зрительно показать личность, ее характер проявились в том, что Тхапсаев изображен вне действия, движения, вне того, что помогло бы внешним путем показать внутреннюю жизнь портретируемого. Сочная цветовая гамма - зеленая черкеска с темно коричневыми отворотами рукавов, поверх - белого бешмета подчеркивают выразительность лица: крупные, правильные черты, спокойный, внимательный взгляд темных глаз. Кажущаяся прозаичность портрета оборачивается трудными буднями творчества. В портрете художник создает образ полный внутренней энергии и глубокого личного достоинства.
В1940 г. на сцене Северо - Осетинского драматического театра состоялась премьера трагедии В. Шекспира «Отелло» в постановке В.С. Фокина с В.В. Тхапсаевым в главной роли. «Голос отца мировой драматургии прозвучал со сцены осетинского театра. Под седыми вершинами Кавказских гор венецианский мавр заговорил на осетинском языке». Об этом спектакле актер говорил: «Спектакль был выпущен, а Отелло не давал мне покоя. Я не спал ночей, выходил на улицу, выезжал за город, чтобы побыть одному, и думал, думал. Я вообще стараюсь не проговаривать текст, не читать его вслух, а больше думать о нем. Постепенно роль «одевалась деталями». Теперь текст был уже положен на определенное действие. Стал избавляться от эмоционального захлеба, находились новые краски и грани образа, т. к. уточнились актерские задачи. Я и сейчас еще не считаю работу законченной. Материал благодатный, в нем можно открывать новое много и много раз».
В 1950 г. театр вновь обратился к трагедии В. Шекспира в постановке И.М. Раевского и З.Е. Бритаевой; художники А. Туаева, Б. Тибилов; композитор А. Поляниченко. Отелло - В. Тхапсаев; Дездемона - Е. Туменова; Яго - М. Цаликов; Эмилия - Т. Кариева; Кассио - В. Баллаев; А. Царукаев.
На творческом вечере В.В. Тхапсаева в Московском Доме актера профессор М. Морозов сказал: «Как шекспировед, давно консультирующий шекспировские постановки, я видел многих исполнителей Отелло. Тхапсаев – Отелло находится на самых вершинах. Глубокое проникновение в образ, обаяние, мягкость, благородная человечность - вот что показал, этот чудесный советский актер в одной из труднейших ролей мирового репертуара».
«Молодой актер раскрыл образ профессионально. Широкая, льющаяся медленная речь была очень выразительна, богатая интонациями, она ясно передавала все оттенки внутреннего состояния образа. В каждый миг пребывания на сцене он был скульптурен».
«Слава Отелло - Тхапсаева, писала монгольская газета в 1968 г., - давно перешагнула границы Советского Союза. Но на Востоке говорят» «Лучше один раз увидеть, чем
В собрании Художественного музея им. М.С. Туганова и Музея театрального искусства Республики Северной Осетии - Алании хранятся портреты Народного артиста Советского Союза, лауреата Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского, лауреата премии им. К.Л. Хетагурова Владимира Васильевича Тхапсаева.
В. В. Тхапсаев родился в осетинском селе (ныне город) Ардон в 1910г. в семье крестьянина. Первый театральный опыт получил в школьном драмкружке. В 1930г. по направлению ЦК ВЛКСМ в составе многонационального отряда молодежи участвовал в строительстве городов и шахт на Сахалине. Поэтому его не было среди 30 наиболее способных юношей и девушек, которые «с узелками, с гармошкой - вечной их спутницей, в черкесках, домотканых суконных ноговицах, самодельных чувяках и больших бараньих шапках» отправились на учебу в Москву, в организованную национальную школу - студи при ГИТИСе. В 1933 - 1935гг. учился в Театре малых форм при Доме искусств, в Дзауджикау (ныне Владикавказ), под рук. режиссера А.С. Сафронова и по окончании был принят в состав только что созданного Северо - Осетинского государственного драматического театра. В годы Великой Отечественной войны в составе агитбригады участвовал в концертах непосредственно в воинских частях, госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений. В театре, атмосфера которого всегда была насыщена преданностью искусству, В.В. Тхапсаев сыграл более 300 ролей. Масштаб его деятельности был столь значительным, что именно он возглавляет галерею выдающихся деятелей осетинского театрального искусства.
Безусловный интерес к личности В.В. Тхапсаева привлекает внимание к его портретам, которые интересны не только с точки зрения художественных достоинств, но и как документы, показывающие актера «через которого совершалось то чудо театра, когда целые поколения воспитывались вдохновляемые созданными им образами».
Ранний, из рассматриваемых портретов, принадлежит кисти Народного художника СССР, академика, ректора Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, выдающегося портретиста В.М. Орешникова. Портрет был написан в 1955г. в один из его приездов в Северную Осетию, на родину жены, урожденной Калмановой.
Артист изображен в период работы над образом Коста Левановича Хетагурова - основателя осетинской литературы и литературного языка, прозаика, драматурга, публициста, редактора первой горской газеты, этнографа, первого осетинского профессионального художника. С его именем связано возникновение осетинской реалистической живописи, театрального искусства. Коста принимал участие в организации воскресных школ, он переводил на осетинский язык русскую и иностранную классическую литературу.
Свое отношение к легендарной личности актер выразил в выступлении на праздновании 120-го юбилея поэта: «Безмерно горд и счастлив тем, что мне выпала честь быть среди первых, отмеченных премией имени великого Коста. Это высокое признание всего того, что довелось мне сделать на сцене нашего национального театра, в репертуаре которого ведущее место занимали спектакли о судьбе осетинского народа, о его пути «к свободе, свету», к тому счастливому настоящему, о котором так страстно мечтал певец угнетенных и обездоленных. Счастлив редкой удачей, выпавшей мне создать образ Коста, правда, не в театре, а в фильме «Сын Иристона». Эта роль стала потом своеобразной точкой отсчета в дальнейшей моей творческой судьбе».
С портрета Орешникова просто и открыто смотрит Тхапсаев - Коста. Он удобно и прочно сидит в кресле, в руке книга в красной обложке, заложенная указательным пальцем. Мгновенно схваченная поза спокойна и устойчива. Еще минуту назад он читал, а сейчас «вслушивается» в себя, погруженный в мысли от прочитанного. Лицо его задумчиво и серьезно. Художник показал одновременно сам процесс творчества и готовность актера к игре, сложное состояние расслабленности и собранности. Портретное мастерство Орешникова, его умение не только понять, но и ясно зрительно показать личность, ее характер проявились в том, что Тхапсаев изображен вне действия, движения, вне того, что помогло бы внешним путем показать внутреннюю жизнь портретируемого. Сочная цветовая гамма - зеленая черкеска с темно коричневыми отворотами рукавов, поверх - белого бешмета подчеркивают выразительность лица: крупные, правильные черты, спокойный, внимательный взгляд темных глаз. Кажущаяся прозаичность портрета оборачивается трудными буднями творчества. В портрете художник создает образ полный внутренней энергии и глубокого личного достоинства.
В1940 г. на сцене Северо - Осетинского драматического театра состоялась премьера трагедии В. Шекспира «Отелло» в постановке В.С. Фокина с В.В. Тхапсаевым в главной роли. «Голос отца мировой драматургии прозвучал со сцены осетинского театра. Под седыми вершинами Кавказских гор венецианский мавр заговорил на осетинском языке». Об этом спектакле актер говорил: «Спектакль был выпущен, а Отелло не давал мне покоя. Я не спал ночей, выходил на улицу, выезжал за город, чтобы побыть одному, и думал, думал. Я вообще стараюсь не проговаривать текст, не читать его вслух, а больше думать о нем. Постепенно роль «одевалась деталями». Теперь текст был уже положен на определенное действие. Стал избавляться от эмоционального захлеба, находились новые краски и грани образа, т. к. уточнились актерские задачи. Я и сейчас еще не считаю работу законченной. Материал благодатный, в нем можно открывать новое много и много раз».
В 1950 г. театр вновь обратился к трагедии В. Шекспира в постановке И.М. Раевского и З.Е. Бритаевой; художники А. Туаева, Б. Тибилов; композитор А. Поляниченко. Отелло - В. Тхапсаев; Дездемона - Е. Туменова; Яго - М. Цаликов; Эмилия - Т. Кариева; Кассио - В. Баллаев; А. Царукаев.
На творческом вечере В.В. Тхапсаева в Московском Доме актера профессор М. Морозов сказал: «Как шекспировед, давно консультирующий шекспировские постановки, я видел многих исполнителей Отелло. Тхапсаев – Отелло находится на самых вершинах. Глубокое проникновение в образ, обаяние, мягкость, благородная человечность - вот что показал, этот чудесный советский актер в одной из труднейших ролей мирового репертуара».
«Молодой актер раскрыл образ профессионально. Широкая, льющаяся медленная речь была очень выразительна, богатая интонациями, она ясно передавала все оттенки внутреннего состояния образа. В каждый миг пребывания на сцене он был скульптурен».
«Слава Отелло - Тхапсаева, писала монгольская газета в 1968 г., - давно перешагнула границы Советского Союза. Но на Востоке говорят» «Лучше один раз увидеть, чем
сто раз услышать». Тхапсаев - Отелло на монгольской сцене - событие в театральной жизни МНР».
Царственный поворот головы, величие, спокойное достоинство в осанке - таким предстает Отелло - Тхапсаев на портрете Народного художника РСФСР, Заслуженного деятеля искусств СОАССР А.В. Джанаева (1960г.) В поблескивающих белках глаз на темно - бронзовом лице, в роскошно убранных волосах, тщательно ухоженной бороде, во всем облике - надменная гордость человека, сознающего свою силу и власть.
Когда вы будете писать в сенат
Об этих бедах, не изображайте
Меня не тем, что есть. Не надо класть
Густых теней, смягчать не надо красок.
Но ничто не может защитить его от ран « как смерть неотвратимых». Откинув голову, Отелло - Тхапсаев с отчаянием сжимает в ладони платок. Накаленные гневом глаза осуждают и казнят. Бескровные губы сложились в гримасу презрения и злобы. В его молчании горечь, боль, упрек. Еще мгновение и мощные, мускулистые руки обнажат меч, «закаленный в ручье, как лед холодный». И сколько надо было приложить нечеловеческих сил, чтобы смирить на время этот ураган чувств.
Прощай, лети, я путы разорву,
Хотя они из нитей сердца сшиты.
Я потерял ее, и я обманут!
Мне может только ненависть помочь.
Пышные одежды, богатые аксессуары дополняют образ Отелло. Цветовая гамма картины, основанная на господстве красно - белых и красно - золотистых тонов одновременно и драматична и торжественна. Мощный аккорд красного платка в сжатой ладони, тусклое золото кинжала и, украшенного драгоценными камнями пояса на белом фоне подчеркивают значительность образа и драматизм происходящего.
Так и кровавым помыслам моим
До той поры не будет утоленья,
Пока я мщеньем их не изолью.
Клянусь тобой, мерцающее небо:
В святом сознанье этих страшных слов
Даю обет расплаты.
Композиция портрета Народного художника России, лауреата премии им. К. Станиславского М.И. Келехсаева «В.В. Тхапсаев в роли Отелло» (1974), строится на гармонии сложного внешнего движения и глубокой внутренней драмы.
Прощай покой! Прощай душевный мир!
Конец всему!
В композиции все ассиметрично: сдвинуты все оси и вертикальные, и горизонтальные. Ни одна часть тела не находится в состоянии устойчивого покоя: под углом развернуты в пространстве линии бедер и плеч, ассиметрично положение рук, корпус дан в сложном S-образном движении. Энергичный разворот фигуры порождает эффект динамичного пространства. Красно – коричневые тона одежды на темном фоне, синеватая чернота рук и лица подчеркивают весь ужас мучений Отелло. Он стоит подобный бронзовому изваянию, отлитому при огне адского горна, опустив голову - одетый в свою мантию из языков огня, - могучий и страшный в своей жажде возмездия.
«О ненависть и месть, со мною будьте
И грудь раздуйте мне шипеньем змей!»
«Крови, крови, крови!».
«Шекспир для меня - это вечные поиски, труд и счастье познания», - говорил В.В. Тхапсаев.
Внешний облик В.В. Тхапсаева был чрезвычайно пластичный. Высокий, с отлично посаженной головой. Им нельзя было не любоваться. У Тхапсаева было множество друзей. Люди тянулись к нему не потому, что он был известным артистом. При всей сложности своей натуры он был во внешних проявлениях прост и очень располагал к себе. Он обладал огромным даром любви к своему делу. «О Тхапсаеве редко скажешь: он играет. Тхапсаев живет на сцене».
Народный художник России, Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный художник Северной Осетии Ч.У. Дзанагов в скульптурном портрете создал глубоко реалистичный образ актера (1961). В смелой, сочной лепке головы и лица, в плотно сжатых губах, в резком изломе бровей и в складках высокого, мощного лба выражена волевая собранность, незаурядность, творческое напряжение, усталость немолодого человека, благородная простота. В проницательном взгляде прищуренных глаз - сосредоточенное раздумье. Портрет был сделан всего за три сеанса. Однако этому предшествовали долгие годы личного знакомства с артистом. «График Тхапсаева был очень напряженным. В дни свободные от спектаклей обязательными были творческие встречи. Добродушный, интересный рассказчик, собеседник и прекрасный слушатель В.В. Тхапсаев многому научил нас, молодых» - вспоминает скульптор. После смерти великого актера этот скульптурный портрет, отлитый в бронзе, был установлен на его могиле.
То, что дал Владимир Васильевич Тхапсаев целому поколению огромно по богатству. Он пробуждал художественные склонности, он сделал художественное слово общественно - призывным, а это не умирает со смертью актера. Имя Тхапсаева навсегда вошло в историю мирового театрального искусства. Он черпал силы в животворном источнике древних осетинских традиций с их максимальной сдержанностью и скупостью в выражении чувств. И в то же время удивительная мягкость, задушевность и простота превращали столь национальный «чисто осетинский» дар Тхапсаева в общечеловеческое искусство, одинаково всем дорогое и одинаково всем понятное.
Царственный поворот головы, величие, спокойное достоинство в осанке - таким предстает Отелло - Тхапсаев на портрете Народного художника РСФСР, Заслуженного деятеля искусств СОАССР А.В. Джанаева (1960г.) В поблескивающих белках глаз на темно - бронзовом лице, в роскошно убранных волосах, тщательно ухоженной бороде, во всем облике - надменная гордость человека, сознающего свою силу и власть.
Когда вы будете писать в сенат
Об этих бедах, не изображайте
Меня не тем, что есть. Не надо класть
Густых теней, смягчать не надо красок.
Но ничто не может защитить его от ран « как смерть неотвратимых». Откинув голову, Отелло - Тхапсаев с отчаянием сжимает в ладони платок. Накаленные гневом глаза осуждают и казнят. Бескровные губы сложились в гримасу презрения и злобы. В его молчании горечь, боль, упрек. Еще мгновение и мощные, мускулистые руки обнажат меч, «закаленный в ручье, как лед холодный». И сколько надо было приложить нечеловеческих сил, чтобы смирить на время этот ураган чувств.
Прощай, лети, я путы разорву,
Хотя они из нитей сердца сшиты.
Я потерял ее, и я обманут!
Мне может только ненависть помочь.
Пышные одежды, богатые аксессуары дополняют образ Отелло. Цветовая гамма картины, основанная на господстве красно - белых и красно - золотистых тонов одновременно и драматична и торжественна. Мощный аккорд красного платка в сжатой ладони, тусклое золото кинжала и, украшенного драгоценными камнями пояса на белом фоне подчеркивают значительность образа и драматизм происходящего.
Так и кровавым помыслам моим
До той поры не будет утоленья,
Пока я мщеньем их не изолью.
Клянусь тобой, мерцающее небо:
В святом сознанье этих страшных слов
Даю обет расплаты.
Композиция портрета Народного художника России, лауреата премии им. К. Станиславского М.И. Келехсаева «В.В. Тхапсаев в роли Отелло» (1974), строится на гармонии сложного внешнего движения и глубокой внутренней драмы.
Прощай покой! Прощай душевный мир!
Конец всему!
В композиции все ассиметрично: сдвинуты все оси и вертикальные, и горизонтальные. Ни одна часть тела не находится в состоянии устойчивого покоя: под углом развернуты в пространстве линии бедер и плеч, ассиметрично положение рук, корпус дан в сложном S-образном движении. Энергичный разворот фигуры порождает эффект динамичного пространства. Красно – коричневые тона одежды на темном фоне, синеватая чернота рук и лица подчеркивают весь ужас мучений Отелло. Он стоит подобный бронзовому изваянию, отлитому при огне адского горна, опустив голову - одетый в свою мантию из языков огня, - могучий и страшный в своей жажде возмездия.
«О ненависть и месть, со мною будьте
И грудь раздуйте мне шипеньем змей!»
«Крови, крови, крови!».
«Шекспир для меня - это вечные поиски, труд и счастье познания», - говорил В.В. Тхапсаев.
Внешний облик В.В. Тхапсаева был чрезвычайно пластичный. Высокий, с отлично посаженной головой. Им нельзя было не любоваться. У Тхапсаева было множество друзей. Люди тянулись к нему не потому, что он был известным артистом. При всей сложности своей натуры он был во внешних проявлениях прост и очень располагал к себе. Он обладал огромным даром любви к своему делу. «О Тхапсаеве редко скажешь: он играет. Тхапсаев живет на сцене».
Народный художник России, Заслуженный художник РСФСР, Заслуженный художник Северной Осетии Ч.У. Дзанагов в скульптурном портрете создал глубоко реалистичный образ актера (1961). В смелой, сочной лепке головы и лица, в плотно сжатых губах, в резком изломе бровей и в складках высокого, мощного лба выражена волевая собранность, незаурядность, творческое напряжение, усталость немолодого человека, благородная простота. В проницательном взгляде прищуренных глаз - сосредоточенное раздумье. Портрет был сделан всего за три сеанса. Однако этому предшествовали долгие годы личного знакомства с артистом. «График Тхапсаева был очень напряженным. В дни свободные от спектаклей обязательными были творческие встречи. Добродушный, интересный рассказчик, собеседник и прекрасный слушатель В.В. Тхапсаев многому научил нас, молодых» - вспоминает скульптор. После смерти великого актера этот скульптурный портрет, отлитый в бронзе, был установлен на его могиле.
То, что дал Владимир Васильевич Тхапсаев целому поколению огромно по богатству. Он пробуждал художественные склонности, он сделал художественное слово общественно - призывным, а это не умирает со смертью актера. Имя Тхапсаева навсегда вошло в историю мирового театрального искусства. Он черпал силы в животворном источнике древних осетинских традиций с их максимальной сдержанностью и скупостью в выражении чувств. И в то же время удивительная мягкость, задушевность и простота превращали столь национальный «чисто осетинский» дар Тхапсаева в общечеловеческое искусство, одинаково всем дорогое и одинаково всем понятное.
Маргарита Плиева
Кандидат искусствоведения, член АИС
Кандидат искусствоведения, член АИС
http://www.sknews.ru/
Источник - Северный Кавказ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.