Живко Войников: осетины – ближайшие «кузены» болгар
24 мая 2010 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [12852 просмотра]
Уважаемый Живко, Вы приводите в своей работе многочисленные аланские (осетинские) слова в древнеболгарских надписях. Как Вы думаете, можно ли делать вывод о том, что в период появления этих надписей наши предки говорили на одном языке?
Да это очень интересно. Я приложил методику проф. Турчанинова в транскрипции донско-кубанского письма и древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году). И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Конечно, для осетина ясно, что это староболгарский перевод сармато-аланского выражения. В другом месте читается сделанная донско-кубанскими знаками выражение „кхан отец” – „государь отец (бог)”, и т. д. Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русскою литературу) и „аланоболгарский”.
Например есть и три плиты с надписями на аланоболгарском с греческими буквами, которые открыли вблизи г. Силистри. На одной из них читается: „Зенти асо е”. Нетрудно увидеть дигорское dziаntæ – почетный, славный, asæ – период времени и вспомогательный глагол „е”. Это было частью надгробной надписи некоего человека, который «…прожил свою жизнь славно». В другой из силистренских плит читается целое выражения „охси чит ма гиле”, с помощью осетинского открываем дигорское ахsi – хороший, иронское cыt, cыtæ – почёт, уважение, осетинское ma – не, частица отрицания и дигорское gаlеu – дурной, плохой, а в болгарском есть и такое диалектное слово „галатя” – бранить, ругать. Так изъясняется смысл выражения: „Почитай с добром и не осквернять” – это тоже поминальная надпись.
Если с донско-кубанскими рунами вопрос транскрипции боле или менее относительный, то здесь ошибки не может быть.
И результаты закономерные: аланы и протоболгары были непосредственные соседи на Кавказе. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названия болгар. Тоже интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Сравним другое болгарское имя Алцег и осетинское Алсаг, болгарское Кубер и осетинское Къабер, болгарское Расате и аланское Расог. Интересно болгарское имя Кардам – из осетинского «кард» – меч, слово, фиксированное и в староболгарском ама – сильный, в осетинском «амал» - усилие.
Есть и большое совпадение в осетинской и болгарской именных системах. У нас такие имена как Гоце, Жеко (осет. Дзека), Асьо (осет. Асе, Аса), Джендо (осет. Дженда), Герган/Гергана (осет. Гергон), Вазо (осет. Уасе), Куцар (как и в осет. Куцыр), Косара (осет. Косар), Боряна (осет. Борена), Тотьо (осет. Тотик) и мн. др.
Знаете ли, где была „гора Аспаруха” или „Лошадная гора”? Армянская география „Ашхарацуиц” написала очень точно – это гора Дзиакан, а вы, осетины, называете ее Суган, из абхазо-адыгского «тсу» – конь. Или «гора и земля Аспаруха» была на территорий современных Балкарии и Дигории! Так что имя Балкария/България осталось на Кавказе. Это помогло мне разгадать и происхождение болгарского этнонима. Из обще-индоиранского бал/бала – военный отряд, общность, народ и «къорд» – в осетинском «группа», древнеперсидском «кара» – «войска», или из осетинского «гыурын» – «рожать» и персидское «гур» – «род», «племя»! Да, – народ воинов. Как и сарматы и аланы, болгары тоже были народом воинов.
У вас в Осетии в большом почете Уастырджи (Св.Георги). Этот святой стал христианским отражение языческого сармато-аланского Конного бога, покровитель воинов. Тоже было и в Болгарии: Мадарский всадник – древнеболгарский Конной бог, а после крещения и по сей день местное население называет рельеф – Святым Георгием. У нас тоже очень почитается Св. Георгий, 6-го мая, день Св. Георгия – традиционный праздник болгарской армии.
Вообще есть много фактов которые показывают близость и родственность алан и протоболгар. Был у них общий язык, поэтому они создали общие селения и общую „сальтово-маяцкую культуру”. Если бы это были чужие народы, напр. гунны, как традиционно и неверно считают протоболгар, этого просто не могло случиться.
Но надо сказать, что с протоболгарами был и совсем малый „алтайскоязычный” пласт. Это не были тюрки, а вероятнее всего „языково алтаизированные тохары” – теле, дили китайских хронистов, которые попали вместе с болгарами на Кавказ. Это объясняет и лексические параллели между болгарским и чувашским языками. Чуваши – наследники савир, которые говорили на древнем алтайском язык, более похожем на тунгузоманчжурский и монгольский, и вторично частично тюркизировались на Волге в период Волжской Болгарии.
Разделяются ли результаты Ваших исследований другими учеными в Болгарии и за рубежом, в том числе и в Осетии?
Теперь в Болгарии большой кризис, имею ввиду кризис в ценностной системе общества, кризис в науке, так что наши историки этими проблемами не занимаются. Но факты есть факты. С древнеболгарскими надписями занимался только Петр Добрев, который открыл Турчанинова и его методику, но он тоже любитель и энтузиаст, он доктор экономических наук, а не филологических.
И теперь я могу только сожалеть что профессора Туранинова нет среди живых (он умер в 1989 г.), и никто из болгарских ученых не заинтересовал его наличием идентичных древнеболгарских надписей!
Известны ли Вам другие исторические факты сотрудничества, взаимодействия предков современных осетин и предков современных болгар в историческом прошлом?
Да об этом я говорил в первом вопросе, факты очень много. Например, погребальный обряд не идентичный, но очень подобный, явление искусственной деформации черепа, некоторые обычаи, например, и у вас, и у нас есть свадебное знамя, у нас когда меленький ребенок сделает свои первые шага, вокруг него кладут разные предметы, какой предмет оно берет в руку – такой будет у него профессия, такой обычай есть и у осетин.
Интересно что современная теория о происхождении алан доказала, что предки аланы пришли из Центральной Азии. Это юечжи и усуны или тохары и асы. Протоболгары тоже формировались тоже из этого субстрата. С болгарского языка в церковнославянской лексике сохранились некоторые из тохарских слов: врът – сад, исполин – великан, блехъ – метал (тох. пилко), пала – меч (тох. апал) и др.
Есть ли у Вас связи с осетинскими учеными? Как Вы относитесь к идее сотрудничества между болгарскими и югоосетинскими учеными в гуманитарных областях, в том числе истории и филологии?
Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
К сожалению, мы живем в период нового разделения Европы. США выиграли в Холодной войне и „оккупировали” Восточную Европу. Европейский союз – продукт американского опекунства. Поэтому и так быстро включили некоторые бывшие социалистические страны в ЕС и НАТО (блок агрессивного американского милитаризма). Наступил перерыв в отношениях Болгарии с Россией. Когда была трагедия осетинского народа и геноцид южных осетин со стороны грузинского диктатора и психопата Саакашвили в августовской войне, официальные болгарские СМИ следовали инструкциям Вашингтона и представили Россия как «агрессора», а осетин как «сепаратистов». Для интеллигентных люди все было ясно, но позиция Болгарии была „стыдная” как на слепого американского сателлита.
Надеюсь, что скоро „исторический 20 век” надо окончить, статус-кво после Второй мировой войны надо окончить с крахом плутократической „западной демократии” и „западного диктата над миром”. Тогда мир будет свободен!
Но и России надо коренным образом изменить свое ошибочное поведение на Балканы. В последние годы она „яростно” защищает агрессивный сербский шовинизм. С этим „славяно-православным комплексом” надо окончить. Сербия в основе всех противоречий и конфликтов на Балканах. Для Сербии Россия начала Первую мировую войну, а Болгарию всегда оставляла на втором плане после удовлетворения аппетитов Сербии за счет болгарского народа. В Македонии и Восточной Сербии живет болгарское по происхождению население, но ассимилированное сербскими захватчиками!
Извините за это отклонение, думаю что надо работать вместе над углублением контактов осетинских и болгарских исследователей и любителей истории. Например, ваш ученый Аслан Цуциев прислал мне фотографии перстня из аланского городища Верхный Джулат. На перстне были руны, и я прочитал имя Асси!
Если с русских с нами связывает славянский пласт в этногенезе современных болгар, который не так велик, как думали в прошлом, то осетины – наши ближайшие „кузены” по древнеболгарской линии!
Беседовал Инал Плиев
От редакции: с книгами Живко Войникова можно ознакомиться на его сайте http://www.bulgari-istoria-2010.com/web/2.html
Да это очень интересно. Я приложил методику проф. Турчанинова в транскрипции донско-кубанского письма и древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году). И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Конечно, для осетина ясно, что это староболгарский перевод сармато-аланского выражения. В другом месте читается сделанная донско-кубанскими знаками выражение „кхан отец” – „государь отец (бог)”, и т. д. Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русскою литературу) и „аланоболгарский”.
Например есть и три плиты с надписями на аланоболгарском с греческими буквами, которые открыли вблизи г. Силистри. На одной из них читается: „Зенти асо е”. Нетрудно увидеть дигорское dziаntæ – почетный, славный, asæ – период времени и вспомогательный глагол „е”. Это было частью надгробной надписи некоего человека, который «…прожил свою жизнь славно». В другой из силистренских плит читается целое выражения „охси чит ма гиле”, с помощью осетинского открываем дигорское ахsi – хороший, иронское cыt, cыtæ – почёт, уважение, осетинское ma – не, частица отрицания и дигорское gаlеu – дурной, плохой, а в болгарском есть и такое диалектное слово „галатя” – бранить, ругать. Так изъясняется смысл выражения: „Почитай с добром и не осквернять” – это тоже поминальная надпись.
Если с донско-кубанскими рунами вопрос транскрипции боле или менее относительный, то здесь ошибки не может быть.
И результаты закономерные: аланы и протоболгары были непосредственные соседи на Кавказе. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названия болгар. Тоже интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.
Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.
Сравним другое болгарское имя Алцег и осетинское Алсаг, болгарское Кубер и осетинское Къабер, болгарское Расате и аланское Расог. Интересно болгарское имя Кардам – из осетинского «кард» – меч, слово, фиксированное и в староболгарском ама – сильный, в осетинском «амал» - усилие.
Есть и большое совпадение в осетинской и болгарской именных системах. У нас такие имена как Гоце, Жеко (осет. Дзека), Асьо (осет. Асе, Аса), Джендо (осет. Дженда), Герган/Гергана (осет. Гергон), Вазо (осет. Уасе), Куцар (как и в осет. Куцыр), Косара (осет. Косар), Боряна (осет. Борена), Тотьо (осет. Тотик) и мн. др.
Знаете ли, где была „гора Аспаруха” или „Лошадная гора”? Армянская география „Ашхарацуиц” написала очень точно – это гора Дзиакан, а вы, осетины, называете ее Суган, из абхазо-адыгского «тсу» – конь. Или «гора и земля Аспаруха» была на территорий современных Балкарии и Дигории! Так что имя Балкария/България осталось на Кавказе. Это помогло мне разгадать и происхождение болгарского этнонима. Из обще-индоиранского бал/бала – военный отряд, общность, народ и «къорд» – в осетинском «группа», древнеперсидском «кара» – «войска», или из осетинского «гыурын» – «рожать» и персидское «гур» – «род», «племя»! Да, – народ воинов. Как и сарматы и аланы, болгары тоже были народом воинов.
У вас в Осетии в большом почете Уастырджи (Св.Георги). Этот святой стал христианским отражение языческого сармато-аланского Конного бога, покровитель воинов. Тоже было и в Болгарии: Мадарский всадник – древнеболгарский Конной бог, а после крещения и по сей день местное население называет рельеф – Святым Георгием. У нас тоже очень почитается Св. Георгий, 6-го мая, день Св. Георгия – традиционный праздник болгарской армии.
Вообще есть много фактов которые показывают близость и родственность алан и протоболгар. Был у них общий язык, поэтому они создали общие селения и общую „сальтово-маяцкую культуру”. Если бы это были чужие народы, напр. гунны, как традиционно и неверно считают протоболгар, этого просто не могло случиться.
Но надо сказать, что с протоболгарами был и совсем малый „алтайскоязычный” пласт. Это не были тюрки, а вероятнее всего „языково алтаизированные тохары” – теле, дили китайских хронистов, которые попали вместе с болгарами на Кавказ. Это объясняет и лексические параллели между болгарским и чувашским языками. Чуваши – наследники савир, которые говорили на древнем алтайском язык, более похожем на тунгузоманчжурский и монгольский, и вторично частично тюркизировались на Волге в период Волжской Болгарии.
Разделяются ли результаты Ваших исследований другими учеными в Болгарии и за рубежом, в том числе и в Осетии?
Теперь в Болгарии большой кризис, имею ввиду кризис в ценностной системе общества, кризис в науке, так что наши историки этими проблемами не занимаются. Но факты есть факты. С древнеболгарскими надписями занимался только Петр Добрев, который открыл Турчанинова и его методику, но он тоже любитель и энтузиаст, он доктор экономических наук, а не филологических.
И теперь я могу только сожалеть что профессора Туранинова нет среди живых (он умер в 1989 г.), и никто из болгарских ученых не заинтересовал его наличием идентичных древнеболгарских надписей!
Известны ли Вам другие исторические факты сотрудничества, взаимодействия предков современных осетин и предков современных болгар в историческом прошлом?
Да об этом я говорил в первом вопросе, факты очень много. Например, погребальный обряд не идентичный, но очень подобный, явление искусственной деформации черепа, некоторые обычаи, например, и у вас, и у нас есть свадебное знамя, у нас когда меленький ребенок сделает свои первые шага, вокруг него кладут разные предметы, какой предмет оно берет в руку – такой будет у него профессия, такой обычай есть и у осетин.
Интересно что современная теория о происхождении алан доказала, что предки аланы пришли из Центральной Азии. Это юечжи и усуны или тохары и асы. Протоболгары тоже формировались тоже из этого субстрата. С болгарского языка в церковнославянской лексике сохранились некоторые из тохарских слов: врът – сад, исполин – великан, блехъ – метал (тох. пилко), пала – меч (тох. апал) и др.
Есть ли у Вас связи с осетинскими учеными? Как Вы относитесь к идее сотрудничества между болгарскими и югоосетинскими учеными в гуманитарных областях, в том числе истории и филологии?
Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.
К сожалению, мы живем в период нового разделения Европы. США выиграли в Холодной войне и „оккупировали” Восточную Европу. Европейский союз – продукт американского опекунства. Поэтому и так быстро включили некоторые бывшие социалистические страны в ЕС и НАТО (блок агрессивного американского милитаризма). Наступил перерыв в отношениях Болгарии с Россией. Когда была трагедия осетинского народа и геноцид южных осетин со стороны грузинского диктатора и психопата Саакашвили в августовской войне, официальные болгарские СМИ следовали инструкциям Вашингтона и представили Россия как «агрессора», а осетин как «сепаратистов». Для интеллигентных люди все было ясно, но позиция Болгарии была „стыдная” как на слепого американского сателлита.
Надеюсь, что скоро „исторический 20 век” надо окончить, статус-кво после Второй мировой войны надо окончить с крахом плутократической „западной демократии” и „западного диктата над миром”. Тогда мир будет свободен!
Но и России надо коренным образом изменить свое ошибочное поведение на Балканы. В последние годы она „яростно” защищает агрессивный сербский шовинизм. С этим „славяно-православным комплексом” надо окончить. Сербия в основе всех противоречий и конфликтов на Балканах. Для Сербии Россия начала Первую мировую войну, а Болгарию всегда оставляла на втором плане после удовлетворения аппетитов Сербии за счет болгарского народа. В Македонии и Восточной Сербии живет болгарское по происхождению население, но ассимилированное сербскими захватчиками!
Извините за это отклонение, думаю что надо работать вместе над углублением контактов осетинских и болгарских исследователей и любителей истории. Например, ваш ученый Аслан Цуциев прислал мне фотографии перстня из аланского городища Верхный Джулат. На перстне были руны, и я прочитал имя Асси!
Если с русских с нами связывает славянский пласт в этногенезе современных болгар, который не так велик, как думали в прошлом, то осетины – наши ближайшие „кузены” по древнеболгарской линии!
Беседовал Инал Плиев
От редакции: с книгами Живко Войникова можно ознакомиться на его сайте http://www.bulgari-istoria-2010.com/web/2.html
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.