Osinform

Живко Войников: осетины – ближайшие «кузены» болгар

Уважаемый Живко, Вы приводите в своей работе многочисленные аланские (осетинские) слова в древнеболгарских надписях. Как Вы думаете, можно ли делать вывод о том, что в период появления этих надписей наши предки говорили на одном языке?

Да это очень интересно. Я приложил методику проф. Турчанинова в транскрипции донско-кубанского письма и древнеболгарских надписей из Мурфатлара (с. Басараб в Северной Добрудже, это болгарская земля, которую Румыния оккупировала по Берлинскому трактату в 1878 году). И получились интересные результаты: эти надписи были сделаны на языке, родственном осетинскому языку. При этом были надписи-билингвы, так в одной из мурфатларских надписей читается: „беренум уовр ес” а ниже надпись кириллицей „Я долженъ есть”. Конечно, для осетина ясно, что это староболгарский перевод сармато-аланского выражения. В другом месте читается сделанная донско-кубанскими знаками выражение „кхан отец” – „государь отец (бог)”, и т. д. Оказалось что до конца Первого болгарского царства (1018 г.) язык протоболгар не исчез, а существовало двуязычие – славяноболгарский или древнеславянский язык (как называют его в русскою литературу) и „аланоболгарский”. 

Например есть и три плиты с надписями на аланоболгарском с греческими буквами, которые открыли вблизи г. Силистри. На одной из них читается: „Зенти асо е”. Нетрудно увидеть дигорское dziаntæ – почетный, славный, asæ – период времени и вспомогательный глагол „е”. Это было частью надгробной надписи некоего человека, который «…прожил свою жизнь славно». В другой из силистренских плит читается целое выражения „охси чит ма гиле”, с помощью осетинского открываем дигорское ахsi – хороший, иронское cыt, cыtæ – почёт, уважение, осетинское ma – не, частица отрицания и дигорское gаlеu – дурной, плохой, а в болгарском есть и такое диалектное слово „галатя” – бранить, ругать. Так изъясняется смысл выражения: „Почитай с добром и не осквернять” – это тоже поминальная надпись.

Если с донско-кубанскими рунами вопрос транскрипции боле или менее относительный, то здесь ошибки не может быть.

И результаты закономерные: аланы и протоболгары были непосредственные соседи на Кавказе. Первое появление болгар „внендур-болгар” или „оногондур-болгар” было еще в 2 в. до н. э. как писал Мовес Хоренаци, т. е. они появились вместе с сираками. В тоже время, примерно 1 в. до н. э. Плиний говорил о народе „епагеритов”, а после эго и Птолемей об народе „пагоритов” на Западном Кавказе близ города Серака (название которого произошло, конечно, из Сиракам, сегодня это Армавир на Кубани). Если отделить суффикс множественного числа „-те”, тогда получим: пагори/пагери, что очень близко до „пугури” – одно из названия болгар. Тоже интересно что правящая династия у болгар носила имя „Дуло”, а это сарматское племя дуласи/туласи или твалы/двалы, теперь их наследники – часть осетинского народа.

Давайте посмотрим на древние имена: болгарское Аспарух и осетинское Аспараг – победитель, наступающий, Кубрат/Хубрат – из общеиранского хуб – хороший, добрый. По-болгарски и теперь „хубаво” – красивое, хорошее, есть и другие многочисленные примеры.

Сравним другое болгарское имя Алцег и осетинское Алсаг, болгарское Кубер и осетинское Къабер, болгарское Расате и аланское Расог. Интересно болгарское имя Кардам – из осетинского «кард» – меч, слово, фиксированное и в староболгарском ама – сильный, в осетинском «амал» - усилие.

Есть и большое совпадение в осетинской и болгарской именных системах. У нас такие имена как Гоце, Жеко (осет. Дзека), Асьо (осет. Асе, Аса), Джендо (осет. Дженда), Герган/Гергана (осет. Гергон), Вазо (осет. Уасе), Куцар (как и в осет. Куцыр), Косара (осет. Косар), Боряна (осет. Борена), Тотьо (осет. Тотик) и мн. др.

Знаете ли, где была „гора Аспаруха” или „Лошадная гора”? Армянская география „Ашхарацуиц” написала очень точно – это гора Дзиакан, а вы, осетины, называете ее Суган, из абхазо-адыгского «тсу» – конь. Или «гора и земля Аспаруха» была на территорий современных Балкарии и Дигории! Так что имя Балкария/България осталось на Кавказе. Это помогло мне разгадать и происхождение болгарского этнонима. Из обще-индоиранского бал/бала – военный отряд, общность, народ и «къорд» – в осетинском «группа», древнеперсидском «кара» – «войска», или из осетинского «гыурын» – «рожать» и персидское «гур» – «род», «племя»! Да, – народ воинов. Как и сарматы и аланы, болгары тоже были народом воинов.

У вас в Осетии в большом почете Уастырджи (Св.Георги). Этот святой стал христианским отражение языческого сармато-аланского Конного бога, покровитель воинов. Тоже было и в Болгарии: Мадарский всадник – древнеболгарский Конной бог, а после крещения и по сей день местное население называет рельеф – Святым Георгием. У нас тоже очень почитается Св. Георгий, 6-го мая, день Св. Георгия – традиционный праздник болгарской армии.

Вообще есть много фактов которые показывают близость и родственность алан и протоболгар. Был у них общий язык, поэтому они создали общие селения и общую „сальтово-маяцкую культуру”. Если бы это были чужие народы, напр. гунны, как традиционно и неверно считают протоболгар, этого просто не могло случиться.

Но надо сказать, что с протоболгарами был и совсем малый „алтайскоязычный” пласт. Это не были тюрки, а вероятнее всего „языково алтаизированные тохары” – теле, дили китайских хронистов, которые попали вместе с болгарами на Кавказ. Это объясняет и лексические параллели между болгарским и чувашским языками. Чуваши – наследники савир, которые говорили на древнем алтайском язык, более похожем на тунгузоманчжурский и монгольский, и вторично частично тюркизировались на Волге в период Волжской Болгарии.

Разделяются ли результаты Ваших исследований другими учеными в Болгарии и за рубежом, в том числе и в Осетии?


Теперь в Болгарии большой кризис, имею ввиду кризис в ценностной системе общества, кризис в науке, так что наши историки этими проблемами не занимаются. Но факты есть факты. С древнеболгарскими надписями занимался только Петр Добрев, который открыл Турчанинова и его методику, но он тоже любитель и энтузиаст, он доктор экономических наук, а не филологических.

И теперь я могу только сожалеть что профессора Туранинова нет среди живых (он умер в 1989 г.), и никто из болгарских ученых не заинтересовал его наличием идентичных древнеболгарских надписей!

Известны ли Вам другие исторические факты сотрудничества, взаимодействия предков современных осетин и предков современных болгар в историческом прошлом?

Да об этом я говорил в первом вопросе, факты очень много. Например, погребальный обряд не идентичный, но очень подобный, явление искусственной деформации черепа, некоторые обычаи, например, и у вас, и у нас есть свадебное знамя, у нас когда меленький ребенок сделает свои первые шага, вокруг него кладут разные предметы, какой предмет оно берет в руку – такой будет у него профессия, такой обычай есть и у осетин.

Интересно что современная теория о происхождении алан доказала, что предки аланы пришли из Центральной Азии. Это юечжи и усуны или тохары и асы. Протоболгары тоже формировались тоже из этого субстрата. С болгарского языка в церковнославянской лексике сохранились некоторые из тохарских слов: врът – сад, исполин – великан, блехъ – метал (тох. пилко), пала – меч (тох. апал) и др.

Есть ли у Вас связи с осетинскими учеными? Как Вы относитесь к идее сотрудничества между болгарскими и югоосетинскими учеными в гуманитарных областях, в том числе истории и филологии?


Будет очень хорошо, если создадутся ближайшие контакты с осетинскими исследователями, историками, археологами и лингвистами, потому что ответы на все вопросы надо искать на Кавказе, где находятся корни протоболгар.

К сожалению, мы живем в период нового разделения Европы. США выиграли в Холодной войне и „оккупировали” Восточную Европу. Европейский союз – продукт американского опекунства. Поэтому и так быстро включили некоторые бывшие социалистические страны в ЕС и НАТО (блок агрессивного американского милитаризма). Наступил перерыв в отношениях Болгарии с Россией. Когда была трагедия осетинского народа и геноцид южных осетин со стороны грузинского диктатора и психопата Саакашвили в августовской войне, официальные болгарские СМИ следовали инструкциям Вашингтона и представили Россия как «агрессора», а осетин как «сепаратистов». Для интеллигентных люди все было ясно, но позиция Болгарии была „стыдная” как на слепого американского сателлита.

Надеюсь, что скоро „исторический 20 век” надо окончить, статус-кво после Второй мировой войны надо окончить с крахом плутократической „западной демократии” и „западного диктата над миром”. Тогда мир будет свободен!

Но и России надо коренным образом изменить свое ошибочное поведение на Балканы. В последние годы она „яростно” защищает агрессивный сербский шовинизм. С этим „славяно-православным комплексом” надо окончить. Сербия в основе всех противоречий и конфликтов на Балканах. Для Сербии Россия начала Первую мировую войну, а Болгарию всегда оставляла на втором плане после удовлетворения аппетитов Сербии за счет болгарского народа. В Македонии и Восточной Сербии живет болгарское по происхождению население, но ассимилированное сербскими захватчиками!

Извините за это отклонение, думаю что надо работать вместе над углублением контактов осетинских и болгарских исследователей и любителей истории. Например, ваш ученый Аслан Цуциев прислал мне фотографии перстня из аланского городища Верхный Джулат. На перстне были руны, и я прочитал имя Асси!

Если с русских с нами связывает славянский пласт в этногенезе современных болгар, который не так велик, как думали в прошлом, то осетины – наши ближайшие „кузены” по древнеболгарской линии!


Беседовал Инал Плиев

От редакции: с книгами Живко Войникова можно ознакомиться на его сайте http://www.bulgari-istoria-2010.com/web/2.html

Опубликованно: 24-05-2010, 14:14
Документ: История > http://alaniainform.org/22039-zhivko-vojnikov-osetiny-blizhajshie-kuzeny-bolgar.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад