Мэлс Шавлохов: «Сегодняшнее положение государственной хореографической школы, а она фактически перестала функционировать, отражает ситуацию в сфере культуры в целом…»

11 мая 2010 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4009 просмотров]

Мэлс Шавлохов: «Сегодняшнее положение государственной хореографической школы, а она фактически перестала функционировать, отражает ситуацию в сфере культуры в целом…»Еще в 2008 году, к сентябрю месяцу, наша газета планировала подготовить материал о деятельности Государственной хореографической школе-студии, о ее достижениях и будущих перспективах. К сентябрю, потому что именно тогда творческий коллектив должен был отметить две юбилейные даты – 20-летие со дня образования и 70-летие своего основателя и бессменного руководителя, Народного артиста РЮО Мэлса Мухтаровича Шавлохова. Планы спутала августовская война, юбилейных торжеств по понятным причинам не было – разрушенной республике необходимо было возрождаться, подсчитывая потери и строя планы на будущее. Естественно, отложила данную тему на определенный срок и наша редакция. Однако недавно мы были неприятно удивлены узнав, что на сегодняшний день Государственная хореографическая школа-студия фактически перестала функционировать. Обратившись за разъяснением ситуации к Мэлсу  Шавлохову, информация подтвердилась – школа-студия, которая по праву считается самой заслуженной, известной и профессиональной среди детских танцевальных коллективов, и на самом деле находится на грани закрытия(!). Да, с таким равнодушием к проблемам отдельных коллективов, наверное, скоро нам и гордиться-то будет уже особо нечем. Впрочем, судите сами… 

 

– Мэлс Мухтарович, что происходит, почему Школа-студия национального танца, которой Вы руководите, оказалась в такой ситуации, что приходится говорить о прекращении ее функционирования?

– Это довольно болезненный для меня вопрос. Как ни горестно признавать, но наша школа-студия из разряда довольно значимых очагов современной национальной культуры за последние годы по независящим от нас обстоятельствам переместилась в ряды формально действующих творческих коллективов. Основание Государственной хореографической школы-студии пришлось на самый тяжелый период в истории Южной Осетии, это был конец 80-х годов, но, несмотря на войну 1989-1992 гг. и последующие за ней разруху и хаос, нам удалось наладить работу, хотя, наверное, объяснять не нужно, насколько трудно приходилось двигаться вперед в таких условиях. Условия, в которых мы работали все эти годы, конечно, были далеки от совершенства, но они не оказывали серьезного влияния на творческий процесс и систему обучения, своим повседневным трудом мы могли добиваться определенных и, без ложной скромности скажу, неплохих результатов в работе с подрастающим поколением.

За эти годы у нас было пять выпусков наших воспитанников с общим количеством более ста человек. Проблемы же хореографической школы-студии начались из-за помещения. В 2005 году фойе нашего здания было предоставлено паспортной службе, в то время началась паспортизация населения местными документами, и нас на длительный период отправили в отпуск. Дальше еще хуже. После событий августа 2008 года, зал где проходили наши занятия, остается единственным местом, где на сегодняшний день возможно проводить большие   мероприятия. Четкого расписания, плана проводимых мероприятий, как правило, не бывает, в обед здесь могут провести собрание, вечером концерт, а то и по несколько раз за день. В такой ситуации, разумеется, ни о каком расписании занятий нашей школы речь идти уже не может, в разгар рабочего дня нас попросту могут попросить освободить помещение. Некоторые наши педагоги все же каким-то образом умудряются собирать своих воспитанников и проводить занятия, но полноценной эту работу назвать трудно. Мы понимаем, что проблем в Республике достаточно, и решить их разом все невозможно, но продолжаем обращаться в Правительство с просьбами решить вопрос функционирования нашей школы-студии, однако пока что безрезультатно. Конечно, мне могут предложить небольшой зал в каком-то другом месте, условия, схожие с работой других детских хореографических коллективов, но это не выход, ведь речь идет не о каком-то небольшом самодеятельном кружке, а о Государственной, подчеркиваю, школе-студии национального танца, которая предусматривает серьезное обучение профессиональных кадров для сферы нашей культуры с самых основ. Сегодняшнее положение хореографической школы, наверно, не воспринималось бы столь болезненно, если бы не отражало всю ситуацию в сфере культуры. Сегодня мы безучастно наблюдаем проблему детской хореографической школы, завтра может пошатнуться другое звено, потом третье и т.д. Так недалеко и до конца, и тут уже никакая реанимация помочь не сможет. Сегодня, когда наше искусство переживает период застоя, нам важно не то чтобы развиваться, но, в первую очередь, не дать позволить разрушить имеющееся.

– Вы сказали, что за период работы хореографической школы-студии насчитывается  более  100 выпускников. Могу сказать, что в профессиональной подготовке Ваших воспитанников усомниться никто не может, но, несмотря на внушительную цифру обученных танцоров, вопрос нехватки кадров в хореографическом искусстве продолжает оставаться острым. Почему, по Вашему, последовательность – школа-студия – госансамбль «Симд» – никак не может наладиться?

– У этой ситуации во многом объективные причины. У сегодняшней молодежи новые идеалы и ценности, которые оттеснили традиционные виды самовыражения. К сожалению, лишь единицы из современного молодого поколения изъявляют желание связывать жизнь с искусством. Но это не значит, что наша работа не приносит результатов. Более десятка наших воспитанников вошли в состав «Симда». Конечно, это слишком мало, но, к сожалению, заставить служить искусству дальше мы никого не можем, если в человеке нет национального духа, будь он даже профессионально подготовлен специалистом, пользы от него мало. Обучая детей, мы не ставим перед собой цель и даже не надеемся, что все они в будущем пойдут работать в «Симд», у нас другие задачи, не менее важные, на мой взгляд, – воспитать в них национальный дух, культуру, заинтересованность в богатейшем наследии наших предков. Наше обучение никогда не ограничивалось рамками хореографической подготовки, оно предусматривает влияние на национальное самосознание подрастающего поколения, воспитание гордости и достоинства осетина, любовь к истокам.

– Интерес детей к национальным танцам за последние годы заметно вырос, в ряде школ сегодня есть свои хореографические ансамбли или кружки. Но при этом, развития интереса к национальному искусству мы не наблюдаем. Чем это объяснимо?

– Наверное, несколько детских хореографических ансамблей не могут повлиять на сложившуюся ситуацию. Культура, а именно хореографическое искусство утратили свою массовость и причины упадка намного серьезнее и глубиннее того, чтобы просто научить наших детей танцевать осетинские танцы. Важно, чтобы объемные, емкие понятия «ирондзинад æмæ национ удварн» прививались на всех уровнях – дома, в школе, обществом, через СМИ. Осетинская культура – это не только танец Симд. Она взаимосвязана с историей народа и литературным наследием классиков. Если наши дети не будут знать историю предков, владеть языком и разбираться в литературе, национальной музыке, возродить и продвинуть свою культуру мы не сможем. Сегодняшняя ситуация подводит нас к тому, что нужно незамедлительно принимать комплексные меры. На мой взгляд, в наших образовательных учреждениях нужно ввести в программу часы по изучению основ национальной культуры. Нужно постараться вернуть искусству массовость, которую мы наблюдали лет 30-40 назад, ведь один-два коллектива с возглавляющими их специалистами желаемой приятной картины нам составить не смогут, даже при всех сверхусилиях.

– Расцвет национального танцевального искусства, в первую очередь, все мы увязываем с возрождением госансамбля «Симд». Прилагаемые для этого усилия все последние годы не приносят желаемых результатов, период застоя затягивается. Сможет ли профессиональный осетинский танец вернуть утраченные позиции или все же это тупик, выхода из которого придется искать еще долго?

– Упадок танцевального искусства многие из нас зачастую увязывают с материальными проблемами. Но легче всего было бы изменить ситуацию, если бы причина была только в этом. Я помню период расцвета нашего хореографического искусства – это пятидесятые, начало шестидесятых годов, период национального подъема. Вы думаете, люди тогда были богаче, чем сейчас или им платили баснословные деньги, или у них не было затруднений? Но тогда у них был невероятный патриотизм, рождающий в каждом искренний интерес к национальной культуре. Конечно, за последние десятилетия наши национальные танцы стали более совершенны в техническом плане, но серьезного воздействия на хореографическое искусство в целом это не оказывает. И думаю, сегодняшнее положение в сфере национальной хореографии полностью отражает состояние нации, ее дух. Если не произойдет перелома национального самосознания, слабые потуги отдельных людей по возрождению нашей культуры не смогут дать ожидаемых результатов. И тут никакие деньги нам не помогут, хотя материальная сторона крайне важна. Из любой ситуации, при желании, можно найти выход, тем более, когда есть явные перспективы, четкие планы и вера в свои силы.

– Что, в первую очередь, подразумевается под четкими планами? Каким образом можно направить нацию на путь возрождения культурного наследия?

– Культуру, которую создал и веками приумножал народ, должен возрождать каждый из нас. В то же время, конкретные люди на высоких должностях в сфере культуры не должны снимать с себя ответственности за сегодняшние реалии. В первую очередь, в совершенстве нуждается наша законодательная база, закон «О культуре», если не ошибаюсь, последний раз рассматривался нашим депутатским корпусом в 1999 году. С тех пор многое изменилось и, на мой взгляд, с учетом сегодняшнего положения в сфере культуры закон требует нового рассмотрения и серьезных поправок. Последнее время я с большой неохотой иду на различные собрания по вопросам культуры, потому что наперед знаю, что после бурного обсуждения в стенах кабинетов все расходятся и забывают об этом напрочь до следующего сбора, фактически ничего не решив. Так продолжаться не может, мы медленно катимся в пропасть, способствуя своим бездействием этому еще больше. Мне кажется, что нам нужно создать Координационный Совет при Министерстве культуры, который бы занимался всеми направлениями национальной культуры, в том числе и вопросами народного танцевального искусства. В его состав должны быть включены наши именитые и заслуженные деятели культуры и искусства, люди, которые сердцем и душой болеют за национальное достояние. И это должна быть не очередная формальная организация, а реально действующая структура, призванная не только принимать решения, но и уметь их контролировать и претворять в жизнь. Если министерство культуры создаст такую структуру, и не просто на словах, а вдохнет в нее жизнь, само искренне «заразится» этим, и к тому же предоставит широкие права, возможно, мы сможем выправить ситуацию. В противном случае все разговоры о национальной культуре, наш сегодняшний диалог просто бессмысленны…

Рада Дзагоева

Юго-осетинская газета «Республика»

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

мойка

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция. ЮОГУ

ЮОГУ

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Сдается помещение под магазин. Сдается помещение по ул. Героев, 3 ( раньше там располагалась Евросеть) площадью 33 квадрата. Имеется кондиционер и санузел. Аренда - 20 000р. в месяц.
Солнечный

Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия