О чем молчат горы
21 мая 2007 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4844 просмотра]
Перед зрителями предстал концентрированный образ языческой Осетии. Музыкальное искусство Осетии, казалось бы, давно вошло в сознание любителей и истинных ценителей музыки, но осетинская музыкальная культура таит в себе еще много неизведанного. И в этом убедил концерт нашей соотечественницы, лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия-Алания и Южной Осетии, лауреата многих международных конкурсов Жанны Плиевой. Вместе с ней приехал и лауреат международных конкурсов Австралии, Португалии, Королевства Нидерландов, преподаватель Московской государственной консерватории Дмитрий Григорцевич.
11 мая в органном зале состоялся концерт Ж.Плиевой - "О чем молчат горы".
Этой встречи уже давно и с нетерпением ожидали в Южной Осетии, где Жанна родилась и выросла, мечтала и любила. Ведь уже сколько лет не звучала в концертных залах Цхинвала классическая музыка, и, кажется, ожидания настоящих ценителей музыки оправдались вполне. Да, это был праздник. Праздник со слезами на глазах...
Концерт открыла сама Ж.Плиева, в исполнении которой прозвучали две сонаты, написанные композитором. Перед зрителями предстал концентрированный образ языческой Осетии. Мощь басовых звучаний вызывала в памяти формы национальной архитектуры с ее прихотливой красотой, неожиданные тембровые контрасты, энергия движений, стремительности - богатейшую национальную культуру. Уже с первых звуков музыка покорила слушателей и сосредоточила их на постижении ее потаенного развития, воплощающего борение духа и рождение мысли, бездны и воспарения сознания, стремление к человеческой душе. В этих произведениях, быть может, с особой силой выразилась удивительная личность Жанны Плиевой - творческая и человеческая.
"Мне нужна сложная ритмика, сложная драматургия, - сказала Жанна Васильевна после концерта в своем интервью, - моя музыка является своеобразным посланием для слушателя, с помощью нее я общаюсь с аудиторией, заставляю сопереживать порой ранимым и чрезвычайно трогательным... Я всегда дорожу своей свободой и независимостью. Занимаюсь тем, чем хочу и всегда пишу ту музыку, которая отражает мой внутренний мир...". И действительно, слушая и анализируя сочинения Жанны Плиевой, можно прийти к выводу, что все ее творчество - это разговор со слушателем, непринужденная беседа, после которой людям становится легче на душе. Ярким подтверждением тому стали и другие произведения композитора, прозвучавшие в ее исполнении, среди которых "Ритуал", написанный ею под воздействием увиденного в буддийских храмах.
С особой выразительностью в исполнении Дмитрия Григорцевича прозвучали "Полонез-фантазия" Шопена, две венгерские рапсодии Листа. Для пианистов сочинения Шопена и Листа - отличная визитная карточка. По тому, как были сыграны первые такты шопеновской фантазии, можно было уже представить, как прозвучат все произведения в целом. Весь диалог пианиста со слушателями отличался душевной прямотой и ясностью. Фортепианные фразы Григорцевич сыграл так, как это было предрешено вначале - проникновенно, благородно, человечно. Когда уже можно было подумать, что "амплуа" пианиста прочно установилось, он исполнил знаменитую четвертую сонату Жанны Плиевой "О чем молчат горы", которую она посвятила светлой памяти сына, композитора Артура Арсоева-Плиева, словно желая доказать, что и вихри бурных страстей ему подвластны. Плиевский шедевр можно было сравнить с прозрачным благословенным источником, к которому приникаешь со всей возрастающей жаждой. Из простейшего музыкального материала композитор сплетает уникальную прозрачную ткань, выткать которую под силу только ей. "Жанна никогда не пользуется авангардистскими приемами, чтобы как-то привлечь к себе слушателя только лишь потому, что это модно, - сказал в своем интервью журналистам Дмитрий Григорцевич. - При этом нельзя утверждать, что она не стремится сочинять современную музыку, у нее свой путь в музыке... Синтез академических приемов, основанных на классической традиции, обращенный к широкому кругу людей, с которыми композитор ведает разговор о сущностных вещах, о смысле жизни, знакомит слушателя через свою музыку с культурой родной Осетии. В каждом ее сочинении мелодия раскрывается с разных сторон: то она гибкая и очень нежная, то страстная и порывистая, а то трогательная и грустная...".
На концерте прозвучали в записи и произведения сына Ж.Плиевой, композитора Артура Арсоева, - вторая часть квартета для саксофона, скрипки, альта и виолончели "Покаяние", "Ностальгия" Жанны Плиевой, "Ритуальный танец" Артура Арсоева и Жанны Плиевой и другие. Эти произведения вспыхивали самыми неожиданными красками, поражали изысканными нюансами. Присутствующие в зале услышали "очеловеченные" инструменты, заряжались энергией богатых натур. В зале оживала ранее неведомая цхинвальскому слушателю музыка.
А финал концерта был исполнен радостно, звонко и даже с живым ощущением юмора.
"Это было для меня неимоверным испытанием, - призналась Жанна Васильевна, - сегодня я безгранично счастлива, потому что я вижу вокруг себя родные мне лица, столько добрых глаз, теплых слов... Я по-настоящему счастлива в Цхинвале..."
А. Гергаулова, ugo-osetia.ru
11 мая в органном зале состоялся концерт Ж.Плиевой - "О чем молчат горы".
Этой встречи уже давно и с нетерпением ожидали в Южной Осетии, где Жанна родилась и выросла, мечтала и любила. Ведь уже сколько лет не звучала в концертных залах Цхинвала классическая музыка, и, кажется, ожидания настоящих ценителей музыки оправдались вполне. Да, это был праздник. Праздник со слезами на глазах...
Концерт открыла сама Ж.Плиева, в исполнении которой прозвучали две сонаты, написанные композитором. Перед зрителями предстал концентрированный образ языческой Осетии. Мощь басовых звучаний вызывала в памяти формы национальной архитектуры с ее прихотливой красотой, неожиданные тембровые контрасты, энергия движений, стремительности - богатейшую национальную культуру. Уже с первых звуков музыка покорила слушателей и сосредоточила их на постижении ее потаенного развития, воплощающего борение духа и рождение мысли, бездны и воспарения сознания, стремление к человеческой душе. В этих произведениях, быть может, с особой силой выразилась удивительная личность Жанны Плиевой - творческая и человеческая.
"Мне нужна сложная ритмика, сложная драматургия, - сказала Жанна Васильевна после концерта в своем интервью, - моя музыка является своеобразным посланием для слушателя, с помощью нее я общаюсь с аудиторией, заставляю сопереживать порой ранимым и чрезвычайно трогательным... Я всегда дорожу своей свободой и независимостью. Занимаюсь тем, чем хочу и всегда пишу ту музыку, которая отражает мой внутренний мир...". И действительно, слушая и анализируя сочинения Жанны Плиевой, можно прийти к выводу, что все ее творчество - это разговор со слушателем, непринужденная беседа, после которой людям становится легче на душе. Ярким подтверждением тому стали и другие произведения композитора, прозвучавшие в ее исполнении, среди которых "Ритуал", написанный ею под воздействием увиденного в буддийских храмах.
С особой выразительностью в исполнении Дмитрия Григорцевича прозвучали "Полонез-фантазия" Шопена, две венгерские рапсодии Листа. Для пианистов сочинения Шопена и Листа - отличная визитная карточка. По тому, как были сыграны первые такты шопеновской фантазии, можно было уже представить, как прозвучат все произведения в целом. Весь диалог пианиста со слушателями отличался душевной прямотой и ясностью. Фортепианные фразы Григорцевич сыграл так, как это было предрешено вначале - проникновенно, благородно, человечно. Когда уже можно было подумать, что "амплуа" пианиста прочно установилось, он исполнил знаменитую четвертую сонату Жанны Плиевой "О чем молчат горы", которую она посвятила светлой памяти сына, композитора Артура Арсоева-Плиева, словно желая доказать, что и вихри бурных страстей ему подвластны. Плиевский шедевр можно было сравнить с прозрачным благословенным источником, к которому приникаешь со всей возрастающей жаждой. Из простейшего музыкального материала композитор сплетает уникальную прозрачную ткань, выткать которую под силу только ей. "Жанна никогда не пользуется авангардистскими приемами, чтобы как-то привлечь к себе слушателя только лишь потому, что это модно, - сказал в своем интервью журналистам Дмитрий Григорцевич. - При этом нельзя утверждать, что она не стремится сочинять современную музыку, у нее свой путь в музыке... Синтез академических приемов, основанных на классической традиции, обращенный к широкому кругу людей, с которыми композитор ведает разговор о сущностных вещах, о смысле жизни, знакомит слушателя через свою музыку с культурой родной Осетии. В каждом ее сочинении мелодия раскрывается с разных сторон: то она гибкая и очень нежная, то страстная и порывистая, а то трогательная и грустная...".
На концерте прозвучали в записи и произведения сына Ж.Плиевой, композитора Артура Арсоева, - вторая часть квартета для саксофона, скрипки, альта и виолончели "Покаяние", "Ностальгия" Жанны Плиевой, "Ритуальный танец" Артура Арсоева и Жанны Плиевой и другие. Эти произведения вспыхивали самыми неожиданными красками, поражали изысканными нюансами. Присутствующие в зале услышали "очеловеченные" инструменты, заряжались энергией богатых натур. В зале оживала ранее неведомая цхинвальскому слушателю музыка.
А финал концерта был исполнен радостно, звонко и даже с живым ощущением юмора.
"Это было для меня неимоверным испытанием, - призналась Жанна Васильевна, - сегодня я безгранично счастлива, потому что я вижу вокруг себя родные мне лица, столько добрых глаз, теплых слов... Я по-настоящему счастлива в Цхинвале..."
А. Гергаулова, ugo-osetia.ru
ИА ОСинформ
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.