Osinform

О чем молчат горы

О чем молчат горы     Перед зрителями предстал концентрированный образ языческой Осетии. Музыкальное искусство Осетии, казалось бы, давно вошло в сознание любителей и истинных ценителей музыки, но осетинская музыкальная культура таит в себе еще много неизведанного. И в этом убедил концерт нашей соотечественницы, лауреата Государственной премии России, заслуженного деятеля искусств Республики Северная Осетия-Алания и Южной Осетии, лауреата многих международных конкурсов Жанны Плиевой. Вместе с ней приехал и лауреат международных конкурсов Австралии, Португалии, Королевства Нидерландов, преподаватель Московской государственной консерватории Дмитрий Григорцевич.
    11 мая в органном зале состоялся концерт Ж.Плиевой - "О чем молчат горы".
    Этой встречи уже давно и с нетерпением ожидали в Южной Осетии, где Жанна родилась и выросла, мечтала и любила. Ведь уже сколько лет не звучала в концертных залах Цхинвала классическая музыка, и, кажется, ожидания настоящих ценителей музыки оправдались вполне. Да, это был праздник. Праздник со слезами на глазах...
    Концерт открыла сама Ж.Плиева, в исполнении которой прозвучали две сонаты, написанные композитором. Перед зрителями предстал концентрированный образ языческой Осетии. Мощь басовых звучаний вызывала в памяти формы национальной архитектуры с ее прихотливой красотой, неожиданные тембровые контрасты, энергия движений, стремительности - богатейшую национальную культуру. Уже с первых звуков музыка покорила слушателей и сосредоточила их на постижении ее потаенного развития, воплощающего борение духа и рождение мысли, бездны и воспарения сознания, стремление к человеческой душе. В этих произведениях, быть может, с особой силой выразилась удивительная личность Жанны Плиевой - творческая и человеческая.
    "Мне нужна сложная ритмика, сложная драматургия, - сказала Жанна Васильевна после концерта в своем интервью, - моя музыка является своеобразным посланием для слушателя, с помощью нее я общаюсь с аудиторией, заставляю сопереживать порой ранимым и чрезвычайно трогательным... Я всегда дорожу своей свободой и независимостью. Занимаюсь тем, чем хочу и всегда пишу ту музыку, которая отражает мой внутренний мир...". И действительно, слушая и анализируя сочинения Жанны Плиевой, можно прийти к выводу, что все ее творчество - это разговор со слушателем, непринужденная беседа, после которой людям становится легче на душе. Ярким подтверждением тому стали и другие произведения композитора, прозвучавшие в ее исполнении, среди которых "Ритуал", написанный ею под воздействием увиденного в буддийских храмах.
    С особой выразительностью в исполнении Дмитрия Григорцевича прозвучали "Полонез-фантазия" Шопена, две венгерские рапсодии Листа. Для пианистов сочинения Шопена и Листа - отличная визитная карточка. По тому, как были сыграны первые такты шопеновской фантазии, можно было уже представить, как прозвучат все произведения в целом. Весь диалог пианиста со слушателями отличался душевной прямотой и ясностью. Фортепианные фразы Григорцевич сыграл так, как это было предрешено вначале - проникновенно, благородно, человечно. Когда уже можно было подумать, что "амплуа" пианиста прочно установилось, он исполнил знаменитую четвертую сонату Жанны Плиевой "О чем молчат горы", которую она посвятила светлой памяти сына, композитора Артура Арсоева-Плиева, словно желая доказать, что и вихри бурных страстей ему подвластны. Плиевский шедевр можно было сравнить с прозрачным благословенным источником, к которому приникаешь со всей возрастающей жаждой. Из простейшего музыкального материала композитор сплетает уникальную прозрачную ткань, выткать которую под силу только ей. "Жанна никогда не пользуется авангардистскими приемами, чтобы как-то привлечь к себе слушателя только лишь потому, что это модно, - сказал в своем интервью журналистам Дмитрий Григорцевич. - При этом нельзя утверждать, что она не стремится сочинять современную музыку, у нее свой путь в музыке... Синтез академических приемов, основанных на классической традиции, обращенный к широкому кругу людей, с которыми композитор ведает разговор о сущностных вещах, о смысле жизни, знакомит слушателя через свою музыку с культурой родной Осетии. В каждом ее сочинении мелодия раскрывается с разных сторон: то она гибкая и очень нежная, то страстная и порывистая, а то трогательная и грустная...".
    На концерте прозвучали в записи и произведения сына Ж.Плиевой, композитора Артура Арсоева, - вторая часть квартета для саксофона, скрипки, альта и виолончели "Покаяние", "Ностальгия" Жанны Плиевой, "Ритуальный танец" Артура Арсоева и Жанны Плиевой и другие. Эти произведения вспыхивали самыми неожиданными красками, поражали изысканными нюансами. Присутствующие в зале услышали "очеловеченные" инструменты, заряжались энергией богатых натур. В зале оживала ранее неведомая цхинвальскому слушателю музыка.
    А финал концерта был исполнен радостно, звонко и даже с живым ощущением юмора.
   "Это было для меня неимоверным испытанием, - призналась Жанна Васильевна, - сегодня я безгранично счастлива, потому что я вижу вокруг себя родные мне лица, столько добрых глаз, теплых слов... Я по-настоящему счастлива в Цхинвале..."
А. Гергаулова, ugo-osetia.ru

ИА ОСинформ


Опубликованно: 21-05-2007, 16:39
Документ: Культура > http://alaniainform.org/1549-o_chem_molchat_gory.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад