Мераб Зассеев: На каждом из нас один груз, груз ответственности за нашу Родину…

29 июня 2009 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8199 просмотров]
altИмя нашего сегодняшнего гостя, начальника Управления внутренней политики администрации Президента РЮО, Мераба Зассеева до недавнего времени мало было знакомо среди людей творчества, хотя его стихи, насыщенные патриотизмом, любовью к Родине, уже не первый год «гуляют» во всемирной паутине, да и солидный, надо сказать, сборник стихов увидел свет несколько лет назад.
Впрочем, сам Мераб Максимович, человек в высшей степени творческий, себя поэтом не называет. Сегодня мы попробуем немного разобраться в секретах его творчества и взгляде на нынешнюю ситуацию в нашей Республике и параллельно предлагаем вашему вниманию несколько его стихов. 

– Где и как прошло Ваше детство и с какого момента Вы почувствовали что муза к Вам неравнодушна?
– Как у любого среднестатистического осетинского мальчика того времени детство мое было обычное, похвастаться какими-то особо яркими событиями не могу. Вырос в Знаурском районе, и там не было каких-то особых условий для внутреннего развития человеческих способностей. Но если рассматривать себя как человека творческого и как человека имеющего отношение к поэзии, стихотворству, то в этом огромную роль сыграла моя учительница, ныне здравствующая Ирина Шамиловна Цховребова. Она и сейчас преподает, правда уже в цхинвальской школе №12. Это именно тот человек, который привил мне отношение к звучанию стиха. Помню, с каким проникновением она читала нам Некрасова, Есенина, Маяковского… И я это услышал. В моем понимании, она Педагог от Бога. Помню случай – я, особенно выразительно, прочитал стихотворение Некрасова «Железная дорога», Ирина Шамиловна стояла у окна, повернулась, подошла ко мне и проникновенно произнесла: «Спасибо тебе за такой ответ». Для меня это был огромный стимул.
После, узрев мой талант, Ирина Шамиловна, стала давать мне задания, к примеру, я написал стихотворение посвященное комсомолу. А когда скончалась всеми нами любимая Зара Николаевна Тибилова, меня настолько потрясла смерть любимой учительницы, что я посвятил ей целую поэму, которую читали на ее похоронах. После свой вклад в мое становление внес и Казбек Григорьевич Бетеев, для меня воплощение настоящего мужчины и осетина… Словом, пробовать писать я начал еще со школьной скамьи. Но писать осознанно, поняв, что свои чувства можно укладывать в рифму, и они превращаются в слова, которые могут услышать уже очень многие, начал позже, в 90-х годах прошлого столетия, когда Грузия совершала по отношению к нам свой очередной геноцид. Вообще, потребность творчества у меня, думаю, всегда была запрятана глубоко внутри. Но, долгое время, была мною… невостребованна, видимо, в силу того, что не было огромной составляющей части основы моего творчества. Ведь основа моего творчества – мой патриотизм. Поэтому, где бы я не находился, я всегда, может порой даже назойливо, ставил во главу угла то, что я осетин.
Во время моего становления, в советские годы, грузинский и осетинский элемент были настолько сильно переплетены, что получился какой-то симбиоз, и это дало определенную категорию писателей. «И нравов тонкое слиянье, храню в себе я как клише…» Я отношу себя именно к этой категории, хотя, впоследствии, стал довольно радикально относится к грузинскому обществу. Причиной этому послужила, естественно, совершенная необузданность грузинской стороны, и те нечеловеческие методы войны, которые продемонстрировала грузинская армия всей планете. И после всего они с озабоченными лицами все еще твердят слова: «наши осетины, наши абхазы…». «Нашими» осетины для грузин не были даже тогда, когда мы всецело принимали их уклад жизни, входили в состав ГССР и политически и экономически, то есть, вынуждены были выглядывать из под Грузии, принимали все, закрыв глаза. 
После 20 лет жесточайшего противостояния и после того, что имело место в августе 2008 года, даже в страшном сне я не могу себе представить, какие-то взаимоотношения, на ближайшее будущее, осетин с грузинами. И если что-то произойдет, никто ведь не знает, как повернется история, – это будет мщение на каждом шагу…
– Какие авторы оказали наибольшее влияние на Ваше творчество?
– Совершенно однозначно, я бы назвал Некрасова, перед его поэзией я просто преклоняюсь. Несравненная мощь стиха была у Маяковского, за той, вроде бы, корявостью, был грандиознейший дух. Если я скажу, что на меня не повлияло творчество Высоцкого, то буду неправ, потому что меня всегда удивляло, как из общеизвестных слов можно создать сгусток энергии, бьющий прямо в душу. Расул Гамзатов для меня поэт, который научил меня воспевать свое, кавказское. Это и мужество, и отношение к женщине и многое другое. 
Из современных осетинских поэтов, к сожалению, мало кто выказывает в своей поэзии «осетинство». Из числа немногих, я могу назвать Кибирова, являющегося, как оказалось, на сегодняшний день самым читаемым нашим поэтом в России. Стиль у него, с одной стороны, самый непотребный, однако он называет вещи своими именами, слова его присутствуют в стихах без всяких ограничений. 
К своему стыду, я не запомнил фамилию, но тепло поэзии одного 33-летнего дигорского парня меня просто сразило. К сожалению, он прожил очень мало – покончил жизнь самоубийством. Мне подарили его книгу, он писал на осетинском языке, я таких стихов не слышал никогда. Помню только его имя, Оскар, и его дядя устроил презентацию книги, когда парня уже не было. Я также очень благодарен Ефиму Тедееву. То, что он хочет сказать, он говорит очень мягко. Несколько раз он брал мои стихи, переделывал и делал их, безусловно, лучше. В моих стихах много эмоциональной нагрузки, поэзия же, по всей видимости, должна быть более обтекаема. Конечно, иногда поэзия – это раскаты грома, но часто – это полет бабочки. 
– Вы не упомянули Коста…
– У меня есть стихотворение, посвященное Лермонтову. Там есть такие слова:
И возмущение мне не дает покоя,
Оно во мне клокочет неспроста,
И как молчали, удивлен, другие?
И как об этом промолчал Коста?»
Я говорю о том, что Лермонтов пару раз проехавшись по Военно-Грузинской дороге, весьма негативно отзывался об осетинах, не имея ни малейшего представления о нашем народе. Так вот, к Коста у меня претензии. Почему он не дал должного ответа на лермонтовские строки?! Я понимаю, русской культурой можно восхищаться вечно, но такая выдающаяся личность как Коста, должен был громко возразить Лермонтову. А то, что Коста величайший поэт всех времен, это даже не обсуждается…
– Вы не пробовали писать прозу?
– Прозу писать я не пробовал, хотя, сейчас пытаюсь написать «что-то» автобиографическое в саркастическом стиле, и мне это нравится. А вот публицистикой я занимался. У меня было несколько статей и, опять-таки, мне это понравилось. Георгий Тедеев, заместитель главного редактора журнала «Дарьял», очень интересный человек и писатель, настоятельнейшим образом призывал меня попробовать себя в прозе. Я не поддался, хотя сейчас думаю что прозу, наверное, эмоционально наполнять гораздо проще и удобнее, но в стихах звучание получается совершенно другое. 
– Меняя тему разговора, хотелось, чтобы Вы рассказали про Ваш сегодняшний пост. Ваши задачи, какими вы их видите?
– Что касается занимаемой должности, то, я ее расцениваю как звено между действующей властью и обществом. Я бы очень хотел повлиять на формирование морально-психологического состояния наших людей, чтобы какие-то действия, шаги, предпринимаемые нашей властью, были правильно поняты, правильно расценены обществом. Вот это моя основная задача. Нынешнюю ситуацию каждый человек воспринимает сквозь призму своих взглядов и возможностей, но у людей должна быть определенная грамотность, определенная толерантность. Надо проявлять генную терпимость, пытаться слышать, не отвергать сразу, и не окутывать домыслами те или иные факты, а спокойно разобраться в происходящем. В этой связи, я хочу призвать к сотрудничеству тех представителей нашего общества, чьим мнением пренебречь просто неправильно. Невозможно пренебречь мнением людей, которые зарекомендовали себя как истинные патриоты, как люди, которые отдают себя полностью во имя Осетии. С этими людьми надо сегодня обсуждать самые наболевшие проблемы, и тогда, все наши шаги станут более понятными. Пусть возмущение людское остановится на мне, лишь бы оно не вредило общему делу. Я всегда говорю представителям общества: «Дорогие мои, мы несем одно бревно, одни здесь, другие в другом месте, кто-то чуть впереди, кто-то немного отстает, но на каждом из нас один груз, груз ответственности за нашу Родину, и никто не имеет право отойти в сторону». Точка зрения, что все виноваты, а я нет, изначально ошибочна.
Чем вызвано сегодняшнее возмущение в обществе, безусловно, понятно. Двадцать лет пребывания в том состоянии, в котором мы пребывали, бесследно не проходит. Целое поколение выросло в совершенно чудовищном давлении, когда мы были лишены элементарной возможности созидать для себя, для своего народа, потому что мы думали только о том, как бы остаться живыми, как бы просто выжить. Разве тут до созидания, до творчества? Но мы прошли все-таки через это, хотя, думаю, мало кто на это способен.
– Какими Вы запомнили страшные дни августа прошлого года?
– Сказать, что это были страшные дни – значит, ничего не сказать. Каково это психологически, когда тебя, как на исповеди, убеждают, что теперь все будет нормально, и не осталось никаких нерешенных вопросов. Мы, народ доверчивый, потому что мы сами очень ответственно относимся к тому, что говорим, а наши соседи – это коварнейшие люди, им ничего не стоит сказать неправду, а потом отказаться от своих же слов…
 Я преклоняюсь перед отвагой и героизмом наших ребят. Их подвиг еще будет оценен. И то, что о наших парнях, о проявленном ими беспредельном мужестве с благодарность стали говорить в средствах массовой информации России, говорить о том, что территориальную целостность России на Северном Кавказе отстояли осетины, многого стоит.
– Каким Вы видите дальнейшее развитие нашего общества?
– Я думаю, что, перво-наперво, каждый отдельно взятый человек должен отдавать себе отчет вот в чем. Какое поколение наших предков жило припеваючи? Какое поколение осетин можно сравнить с теми же самими грузинами? Оседлого, обустроенного образа жизни в нашей истории, практически, не было. Мы все время боролись за свое будущее, за свой завтрашний день. 
Наши люди вынуждены были жить не той жизнью, которой бы хотели. Если взять досоветский период мы, выжившие чуть ли не в расселинах скал, не смирялись, хотя, это стоило человеческих жертв, стоило жизней лучших сынов. Потом был «культурный геноцид» в советское время… И то, что мы получили сегодня, да, безусловно, ценой большой крови, чудовищных усилий, чудовищного терпения, это плоды той борьбы, того терпения. Я преклоняюсь перед нашим народом, я принимаю полностью все раздражение, которое есть в сердцах нашего народа. Пусть меня разнесут в клочья, но я хочу, чтобы народ почувствовал, что все негативное пройдет, уже проходит. Сегодня люди приходят и говорят, дайте нам земли, мы хотим работать. Моменты созидания жизни – это, то самое лучшее, что может отличить наш народ. Надо дать возможность созидать, отойти от этих передряг… Посмотрите, дети, которые, не зная нормального ковра и мата, приехали в Москву и из десяти весовых категорий выиграли девять в одних соревнованиях, и восемь в других. Москва рукоплескала этим ребятам. Вот где надо искать, и откуда надо черпать. От природы в нас это заложено, а мы все это растранжириваем на ненужное. И я очень надеюсь, что этот негативный элемент, он у нас приобретенный, он у нас извне. Я не вижу на нашей планете народа, этноса, культуры, у которой бы мы что-то заимствовали. Весь Кавказ заимствовал нашу культуру, наши гъдаутта, наш эпос, и теперь мы смотрим со стороны и восхищаемся тем, как наши соседи чтят свои традиции и обычаи. 
На рабочем столе у меня лежит книга «Избранное. Ганс Фридрих Карл Гюнтер», работы по расологии, и он пишет, что арии – это народ который с легкостью отходит от своего и приобретает чужое. И здесь же, он пишет, что осетины, рыцарский народ, которые процентов на 30 сохранили свое нордическое начало. Это пишет человек, который никем не ангажирован и ни к кому предвзято не относится. Более того, Гюнтер ссылается на Жана Гобино, основоположника расовой теории, который писал, что «зороастрийские народы проживали на обширных территориях северо-восточные границы которых сегодня очень сложно определить. Возможно, они доходили до Муцтагха, это северо-запад Китая. Впоследствии они, под именем сарматов, аланов и асов, пришли в Европу, и провидение уготовило им честь стать основателями европейской цивилизации». Это ли не повод гордиться собой? Я очень интересовался и интересуюсь разными культурами, и недавно наткнулся на мистические факты. Есть такая книга, «Шаг змеи», автор Воробьевский. Он пишет: «В планировании операции Вермахта немаловажное место занимали мистики, которые окружали фюрера. Огромные усилия, который прикладывал Третий рейх, чтобы прорваться через Кавказский хребет, прагматиками расценивались, как желание прорваться к Бакинской нефти. Однако у мистиков были совсем другие планы. В основе основ у них лежала идея – водрузить знамя на священной горе Эльбрус и прорваться в район Цхинвала, где по преданию и находится Валгалла, место упокоения душ нордических героев, и вызвать их (героев) к жизни. 
То, что мы погрязли в своих меркантильных сиюминутных интересах, это печально. И получая гуманитарную помощь со всех регионов России, мы должны понимать, что помощью помощь называется тогда, когда человек делает что-то сам, а другой ему помогает.
Наша сегодняшняя позиция должна опираться и базироваться на одном – мы получили то, чего у нас не было несколько столетий. И на каждом из нас сегодня ответственность и каждый из нас обязательно должен, стиснув зубы, опустить те моменты, которые его смущают, и мы должны сообща стать тем обществом, которое действительно заслужило то, что мы имеем сегодня. Это и в плане политической активности, и в плане правильного отношения ко всему происходящему. Если мы потеряем человеческий облик в этой суете, и в этой борьбе, то очень многое будет невозможно восстановить. Тем более, что мы рассматриваемы, как под микроскопом, всем миром. Наши недруги ищут малейшую зацепку, для того, чтобы отнять у нас наши завоевания.
Я очень надеюсь на торжество разума и на торжество доброй воли. Мы должны радоваться каждой минуте и использовать ее во имя строительства нашего будущего.

Беседу вел
Инал Тибилов 
Юго-осетинская газета «Республика  


СТИХИ
Мераба Зассеева



КОВАРНОЕ ПЛЕМЯ

Кто вы, откуда, коварное племя,
Где ваш в истории след,
Забавой служили для персов все время, 
Неся исторический бред.

Вспомните мудрого Джавахишвили,
Кто дал вам защиту и кров?
Вас никогда и нигде не любили, 
Вы нация жалких воров.

Вы и евреи, вы и арабы,
Вы турки, армяне чуть-чуть,
А что есть грузины, спросить вас пора бы,
И куда же вы держите путь.

О себе вы глаголете как о народе,
Восторженно чушь вознося,
И мифы творите о вашей породе,
На лавры чужие кося.

История вам уготовила место,
По вашему точно нутру,
Страна ваша вечная чья-то невеста, 
Истасканная по утру.

России под крылышко слезно просились,
И в верности кротко клялись,
Меж сильными мира все время носились,
Пока, наконец, продались.

Удачно ли? Новое время покажет.
Теперь повелитель иной,
Буш на досуге грузинам расскажет,
О том, как… общаться с женой.

Грузия в целом капризная леди,
Нам не понять ее путь.
Вечно ее ненавидят соседи,
За ее гниловатую суть.

Морали людской не подъемно ей бремя, 
Свою бы ей правду ковать,
И солнце для Грузии в разное время
Вставало... где нужно вставать.

Ей бы оказывать миру услуги,
Шутов, лицедеев растить. 
Артисты и клоуны, лучшие слуги,
И асы, за прошлое мстить.

Но факты истории жесткая штука,
Как боль незатянутых ран,
Хотя бы сраженье пусть вспомнят, а ну ка,
Без помощи грозных Алан.

Неслыханной подлостью нам отплатили,
Кощунства, достигнув вершин,
В беженцев женщин, детей превратили,
Похоронив честь мужчин.

Все, тихо, несчастные! Вас не простили,
Умерьте свой гибельный раж,
Затравленно вы за черту заступили,
Опять обнаживши типаж.

Даже Европа не помнит момента,
Бесславия наших отцов,
Наша победная песня не спета,
Дрожите и ждите гонцов!

Мы вашу историю переиначим,
Что писана нашим мечом,
Мы есть, и мы можем, мы знаем, мы значим,
Мы станем друг к другу плечом.

Нас не сломить. Пусть число поредело,
В прошлом на это ответ,
Помните, с кем вы имеете дело,
И знайте, пощады вам нет!



АНГЕЛЫ БЕССМЕРТИЯ

Парнишку я видел в горящем Цхинвале,
Где в ярости диких атак, 
Спасением стали сырые подвалы.
Он шел с автоматом на танк.

В глазах был огонь, но ни гнева ни злости,
Уж лавры его не найдут,
Чьи-то хрустели под танками кости.
Он тихо сказал – «не пройдут».

И встал он бесстрашный, как ангел
бессмертья,
Во всю свою юную стать.
Кричали ему, что он молод для смерти,
Рыдала в отчаянье мать.

Бил он с подствольника, бил он под башню,
Ада презрев круговерть,
Танки горели, но школьник вчерашний,
Пал, смертью низвергнувши смерть.

Горели, бежали, сдавались грузины,
Про удаль забывши свою.
Сожжённые танки, остатки резины,
И я над Цхинвалом стою.

О! Господи! В чём ты калил эти души?
Их удаль не знает границ,
Крушили врагов разномастных и крушим,
Пред смертью не падая ниц...

Сколько безвестных, но страха 
  не знавших,
Простых осетинских парней?
Скромных, отважных, живущих и павших,
Грозных Аланских корней.

Господь, упокой же их юные души,
В обители светлой прими.
Не дай кровопийцам покой их нарушить,
Прыть бесовскую уйми.

Грянет свобода, и сбудутся грёзы,
Взойдёт над Цхинвалом заря,
Розы взойдут на могилах, как слёзы,
Об ангелах память храня...




О ГРУЗИИ

В плену глубокой, длительной контузии,
Здесь психи шизофреников сменяют,
Здесь, в до смешного «сильной»,
  новой Грузии,
Грузины в государственность играют.

В большой политике с «заботой» о народе,
С неистовством сжигают все мосты,
И вопиют об избранной породе,
Пред дядей Сэмом распушив хвосты.

Закрыв глаза на прошлые уроки,
Соткав историю всю из чужих побед,
Забыв месопотамские истоки,
Нашли в России всех источник бед.

Дрожат и зябнут на чужих границах,
Уже Европа в ужасе от них,
И о чужих мечтают синих птицах,
В «законе» вор, или коварство лих.

«Любовь» сквозь зубы к русским источая,
И россиян «любя» до тошноты,
Но их любовь, что качество их чая,
Хитры и с лицемерием на «ты».



НЕ ДАЙ, ГОСПОДЬ!

Не дай, Господь, нам большего паденья!
Не дай друг к другу большей нелюбви!
Не дай искать в предательстве спасенье!
Еще не дай жить мирно на крови.

Не дай, Господь, заполыхать Кавказу!
Не дай к войне опять привыкнуть нам,
Что горский дух не подчинить указу,
Дай, Бог, понять Хаттабам, Шамилям.

Не дай шакальим вновь ожить законам,
Не дай прикрытьем детям, женам быть,
И заглушить не дай смех детский стоном,
Законов миролюбия забыть.

Не дай в могущество свое врагам
  поверить,
Расправить плеч нам для войны не дай,
А коль на мужество нас кто решит
  проверить,
То справедливый гнев благословляй.
Наш справедливый гнев благословляй!
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
30 июня 2009 00:50
Классно!  Хорошо вспомнил сокраментальное изречение Шеворднадзе на последнем, Брежневском, съезде КПСС  - " Солнце для Грузии восходить на Севере". Посмотрите, как  Шево хитро поставил в центре Грузию. "Солнеце для Грузии". Для России не имеет значеня где восходить Солнце, а главное как  для Грузии. Вот такие они все "умные", "коварные" и "къинто".

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия