Кто мы и куда идем?
3 марта 2009 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [8833 просмотра]
С кем бы мы не встречались минувшей осенью - с журналистами, депутатами Европарламента, дипломатами, правозащитниками, госчиновниками, простыми людьми, далекими от политики, но потрясенными "агрессией России против крошечной демократической Грузии" - нам задавали одни и те же вопросы: что осетины не поделили с грузинами и каким мыслят свое будущее - в составе России или как суверенное государство?
Мы показывали фото- и видеоматериалы, рассказывали о том, что видели своими глазами и что пережили 7-9 августа, о том, что происходило последние и двадцать, и сто, и двести лет в Южной Осетии.
Случалось, под впечатлением увиденного и услышанного настроения нашей аудитории менялись, и жертвенный лик "крошечной демократии" тускнел.
Отвечая на вопрос о России и нашей независимости, о реальных возможностях построить государство, мы напоминали о карликовых государствах в Европе и, игнорируя саркастические улыбки, указывали, как минимум, на два своих явных преимущества перед ними - у нас есть их опыт государственного строительства и поддержка России.
В душе каждого осетина живет надежда на воссоединение всей Осетии, но независимой Алания была последний раз девять веков назад, в XII веке. Не торопите нас, дайте собраться с мыслями хотя бы в ближайшие девять веков…
Как говорится, - с этого места поподробнее. Нам задают вопрос, которого мы ждали - а кто вы, собственно, такие, осетины? Это отдельный этнос или все-таки часть грузинского? Что за Алания такая? Где располагалась и при чем тут Осетия? К слову сказать, эти вопросы нам задали даже в агентстве РИА-Новости.
И мы отвечали, терпеливо рассказывали, пробиваясь сквозь недоверие, скепсис и игривую ироничность аудитории, пока не завладевали ее вниманием, чтобы, уже не отпуская, успеть хотя бы заинтересовать.
Мы говорили о греко-римском центризме европейской истории и о традиционном игнорировании академической исторической наукой иных, кроме греко-римских, истоков своей истории и культуры. О пресловутом "темном средневековье" и о новых исследованиях по истории алан, о новом интересе современной западной историографии к аланам, и о явном стремлении к осмыслению их вклада в европейскую цивилизацию.
Эффекта разорвавшейся бомбы, может, и не бывало всегда, но всегда угадывалось смешанное чувство восхищения неведомым народом и "неверия своим ушам" - почему мы об этом никогда ничего не знали?!
И всякий раз, отмечая интерес аудитории, я размышляла о том, знаем ли мы сами, кто мы такие есть? Знаем ли мы, понимаем ли, что являемся наследниками и хранителями древних знаний и одной из древнейших идеологий духа?
Последними хранителями.
Если не знаем, значит, мы сами себе не интересны. Если мы сами себе не интересны, вправе ли мы ожидать интереса к себе?
Прошлой весной я предложила своим студентам на факультете ЮОГУ иностранных языков подготовить доклад о чашах Грааля и Уацамонгае. Оказалось, что о Граале они как будто что-то слышали, но Уацамонгае. … Вот это и кое-что еще побудило меня написать
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
нашей интеллигенции и всем тем, кто может и, может быть, захочет с божьей помощью сделать что-нибудь для своего народа последнего ХРАНИТЕЛЯ УАЦАМОНГAE.
В 1648 году после окончания тридцатилетней войны Германия подписала позорный Вестфальский мирный договор, который юридически закреплял ее территориальную раздробленность. И собрались тогда представители германской интеллигенции в местечке под названием Тельгт - поэты, писатели, художники, ученые, священнослужители, - чтобы осмыслить и обсудить возможности для национального возрождения Германии - ее объединения, создания единого языка и культуры. То есть нашлись-таки энтузиасты, которым было не все равно, как сложится судьба их родины.
Почти через триста лет, в 1947 году в Германии, в местечке Банвальдзее немецкие поэты и писатели-фронтовики собрались вновь, чтобы осмыслить историческую судьбу Германии и обсудить пути возрождения ее к новой жизни.
Были еще европейские и русские просветители, и разночинная интеллигенция.
И наш Коста. И Елбыздыхъо. Были и другие, репрессированные за гражданское мужество и за небезразличие к судьбе своего народа.
Во все времена были те, кому было не все равно. Те, которые, как сказал однажды Николай Ясонович о Тамаре Николаевне, когда горит дом, не голосят и не паникуют, а бегут за ведром воды.
ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ ХII ВЕКА У НАС - СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО!
Нас целенаправленно истребляли, расстреливали в упор, жгли паяльными лампами, разрушили наши жилища, расстреляли наш любимый город. Но мы выжили - небольшая горстка, последние из могикан. И мы никогда никого и ничего не забудем. Не забудем, какой дорогой мы шли, чтобы прийти к 26 августа 2008 года. Что потеряли и что нашли. А сегодня, сейчас мы имеем политическое признание. Мы - отдельное государство!
Пусть наша независимость во многом пока формальна, но именно сейчас, впервые за последние девять веков нашей истории нам выпал законный, и, быть может, единственный такой случай собраться и поговорить о том, кто мы и куда теперь путь держим.
Не сделаем этого мы, за нас это сделают другие - сделают, как сумеют и как будет нужно им.
Ведь совершенно очевидно, что даже самые новые и самые высокие крыши "самого красивого на Кавказе города" никогда не станут ступенью вверх, а самый гладкий асфальт никуда нас не приведет, если на этих дорогах и под этими крышами мы не осознаем, кто мы и откуда, и куда идем. Ответ на эти вопросы - в наших истоках и в нашей национальной идеологии.
Актуальность такого обращения к истокам обусловлена не только тем, что мы отдельное государство (это, во-вторых), но прежде всего тем, что мы теперь живем в новых социальных условиях. В эпоху победившей коммунизм буржуазной рыночной экономики и со всем, что из этой победы вытекает.
Вводя студентов в литературу эпохи буржуазных революций 17-18 веков, я рассказываю им о возникновении нового типа общественного сознания и о Великом Прорыве Европы к Демократии, к идеям Равенства, Справедливости и Братства: эпоху аристократов прикончили, сословные шлагбаумы рухнули. Теперь неважно, что в твоих жилах течет не голубая кровь. Кухаркины дети - вперед, на штурм недоступных прежде социальных вершин! Теперь только ты сам и твои таланты. И вот один английский парнишка Робинзон Крузо уже берет себе в собственность тропический необитаемый остров и благодаря самому себе и своей практической смекалке выживает практически в одиночку.
Жизнь, однако, показала, что самый ценный, самый востребованный талант в эпоху победившей буржуазии - талант добывать деньги. Как сказал один хороший испанский драматург 17 века, "на сцену вышел рыцарь Дон Деньги". И уже не кровь, не происхождение и рыцарские подвиги, а количество денег и умение их добывать станет мерилом ценности личности, ее личной Доблестью. Неважно, где и как ты их добудешь, главное, чтобы они у тебя были - они есть у тебя и с ними у тебя есть все, что можно на них купить. А купить, как оказалось, можно практически все. Любовь и Родина на этом рынке едины, как нигде. В этом и состоит "скромное обаяние буржуазии", ее прагматичная и очень незатейливая идеология. Но очень, очень успешная.
Так и получилось, что Великий Прорыв к Демократии прошел аккурат через сточные канавы алчности и бездуховности и задохнулся в их зловонии...
Все это начиналось лет триста тому назад и, с развалом СССР, прикатилось к нашему порогу. Призрак коммунизма не сумел устоять перед "скромным обаянием" новой идеологии, как, впрочем, и кодекс рыцарей коммунизма. Теперь и мы стоим на берегах этих сточных вод.… И сокрушаемся и разводим руками - "аегъдау ферох кодтам".
Что же нам делать, "слепцам и пасынкам", и сможем ли мы, захотим ли сделать что-нибудь, чтобы наша прекрасная, героическая и самоотверженная молодежь сохранила живую душу и здоровый дух? Сможем ли уберечь ее от невежества и бездуховности, что предложим, чтобы вернуть ее доверие и уважение? Теперь, когда мы признанное государство. Сегодня для нас ничего актуальнее нет - речь идет о нашем будущем.
Так куда и как опытной рукой направлять новые поколения? Назад в комсомол или на штурм сточных канав?
Для начала: ничего нового придумывать не нужно - аегъдау у нас есть, и был всегда. За тысячи лет до эры золотого Тельца и бездуховности об этом позаботились наши прозорливые предки, когда из глубины веков, из поколения в поколение неутомимо и бесперебойно передавали нам тексты Нартского эпоса. Хотя многие предпочли бы, чтобы они чадолюбиво застолбили для нас освоенные ими просторы Евразии и Африки. Никого не хочется разочаровывать, но они и не думали ничего для нас столбить.
"АЕвзаераен бын ма ныууадз, хорзаен - бын ма скаен" - философское кредо.
Вместо этого они оставили нам кое-что гораздо более значимое для жизни и духа, чем "бынтае" - Нартский эпос, а с ним - свою философию жизни и систему нравственных ценностей.
В первозданной чистоте, недосягаемый для пыли тысячелетий, он жил в народной памяти. Как завет и напутствие. В оптимистической надежде, что мы обязательно дозреем когда-нибудь, найдем ключ и откроем его глубинный смысл.
Пространство мифологии безмерно, как безмерно пространство духа. Здесь у каждого свои открытия и откровения. И все понимают, что Нартский эпос - это не просто сборник сказаний и легенд, но Идеология со своей уникальной концепцией мира и человека. Идеология, для надежности донесенная до нас в виде зашифрованных фантастических образов и мифологем.
Суть системы аегъдау воплощена в идее Уацамонгае или Нартамонгае - магической чаше, которая сама выбирает своего героя, сама на него указывает. Уацамонгае - это центральная идея, альфа и омега идеологии и аегъдау Нартов. Приобщение к культу Чаши - высшая награда за личную Доблесть и приверженность Истине.
Магия Чаши Нартов, как повествует миф, заключалась в ее содержимом. Можно только предполагать, было ли это пиво, хаома или что-то еще. Но, какая бы жидкость не содержалось в Чаше, она использовалась в застольном ритуале "куывд" для сотворения молитвы - "куывд", употреблялась как специальное средство для вхождения в состояние метафизического транса для контакта с Богом. Таким образом, удостоившийся Уацамонгае получал через нее высшее Благо и священное Право самостоятельного общения с Богом уже без посредничества жрецов рода Аллаегатае. Персональный допуск к метафизике Бытия и к Богу как нравственному Абсолюту.
Так, посредством Чаши, эпос обозначил важнейшие координаты нравственности Нартов - Личная Доблесть и Правда. Выше и больше только Хуыцау.
Чемпионами чаши в разные эпохи были Сослан, Тотраз и Батрадз.
Помнится, меня всегда озадачивало, за что же Сослан - воплощение грубой, нахрапистой, агрессивной, ничем не облагороженной мужской силы получил Уацамонгае? Понятно - Батрадз, но Сослан - и Уацамонгае?!
Вот Сослан сражается с юным ужигом и тот побеждает опытного мужа. Но не убивает, а приглашает к себе в гости. И принимали Сослана ужиги как дорогого гостя, и ублажали и потчевали не одну неделю. А как он заскучал и собрался домой, не противились, не удерживали, а сами снарядили его в дорогу и одарили его знатными подарками, в придачу к тучным стадам и табунам. Но наш Сослан что-то заскромничал. Подарков брать не стал, отказался и отправился домой налегке. Проскакал он пару миль и спохватился - брать все-таки нужно было. Далее происходит нечто несуразное и неблагородное он возвращается в селение уаеигов, быстренько их истребляет (помнится, что пару месяцев назад ему не удалось одолеть даже одного молодого уаеига - чем там они его кормили?), забирает все их богатства и с этой добычей и без тени раскаяния благополучно возвращается домой.
За что Сослан убил уаеигов? Почему был удостоен Уацамонгае? Могли ли сказители что-то напутать?
Как оказалось - ничего не напутали, да и не могли, наверное, напутать, поскольку из поколения в поколение по неписаному закону предков они обязаны были бесстрастно клонировать и передавать одни и те же сюжеты, без права на искажение и привнесение личной оценки.
Кто же такие "уаеиги" и в каких широтах они обитают? Цитирую Даурбека Макеева:
"Уаеиг в осетинском эпосе, очевидно, представляет собой, по выражению Абаева, "персонифицированный абстрактный образ".
Слово уаееиг, уайуг образуется из двух слов: "уаи" и "йуаг". "Уаи", как и "уайын", в осетинском означает "идти", "течь", а "йуаг" - "дух", "энергия". Таким образом, получается: текущая, проходящая энергия, дух. Это соответствует ведическому пониманию термина "вайу" как текущие, изменчивые энергии, отвечающие за изменчивость бытия. Одно из смысловых значений "уаеиг", с точки зрения ведических знаний и практик, это - паразитические энергии, возникающие и существующие за счет неконтролируемых мыслей и связанных с ними эмоций.
Первоочередной задачей нарты ставили "стеречь себя от уаеигов". Именно так и поступал родоначальник нартов: "Сауасса йаехи хызта уаейгуытаей".
Контроль над сознанием для носителей древнего знания ариев было делом естественным. Для приверженца древнего учения было большим позором попасть под влияние уаеигов. Поэтому в основе этикета последователей культа Уас была сдержанность в речах, в принятии пищи и, практически, постоянный контроль над своими действиями, осанкой и проявлением эмоций.
Человек, умеющий "убивать" в себе постоянно обрушивающийся на него поток уаеигов, был особенно почитаем и, практически, приближал себя к уровню высших энергий Уас.
Уаеиги, паразитируя на человеческой энергии, поражают его внутренние органы и вызывают болезни, поэтому Анахарсис часто повторял: "Сдерживать язык, желудок, все органы".
Уаеиг - причина человеческой лени, возбуждает в человеке болезни и, притупив бдительность, подвергает его жизнь повышенному риску. Поэтому в эпосе можно встретить выражение "Уаеиг открывает врата Царства мертвых".
Получается, что "уаеиги" не сказочные великаны, а "паразиты" сознания, наши пороки и демоны-искусители, живущие в нас самих и сбивающие с пути истинного. В личной победе над этими уааеигами и заключается Подвиг. Иными словами, победи своих уаеигов и обретешь Истину и Гармонию.
Такое понимание уаеигов и Подвига позволяет взглянуть по-новому на сказания о Нартах и объясняет, почему Сослан истребил "гостеприимных" уаеигов и за что удостоился Уацамонгае. К слову сказать, его личная доблесть как Героя была подтверждена еще и тем, что в жены он заполучил дочь Солнца Уацырухс - Свет Божественной Истины.
Нартский эпос в такой интерпретации предстает как собрание сказаний о подвигах Героев над собой, как уникальная идеология воинов Духа, вечно молодая и актуальная во все времена. Быть может, древнейшая из идеологий, когда-либо созданных человечеством.
Вот что нам дано было в наследство и вот чем мы не особенно дорожили - хотя и читали, но глубоко не вникали. В доисторические времена, задолго до Египта, Греции и Рима, те, чья кровь течет в наших жилах, чей ген мы наследуем, уже умели отделять пшеницу от плевела, распознавать уаеигов и бороться с ними. Они определили формулу Доблести и Подвига как победы Духа над животным естеством человека. И не одним хлебом насущным были живы, но чем-то большим, имеющим отношение к вечности.
Мы показывали фото- и видеоматериалы, рассказывали о том, что видели своими глазами и что пережили 7-9 августа, о том, что происходило последние и двадцать, и сто, и двести лет в Южной Осетии.
Случалось, под впечатлением увиденного и услышанного настроения нашей аудитории менялись, и жертвенный лик "крошечной демократии" тускнел.
Отвечая на вопрос о России и нашей независимости, о реальных возможностях построить государство, мы напоминали о карликовых государствах в Европе и, игнорируя саркастические улыбки, указывали, как минимум, на два своих явных преимущества перед ними - у нас есть их опыт государственного строительства и поддержка России.
В душе каждого осетина живет надежда на воссоединение всей Осетии, но независимой Алания была последний раз девять веков назад, в XII веке. Не торопите нас, дайте собраться с мыслями хотя бы в ближайшие девять веков…
Как говорится, - с этого места поподробнее. Нам задают вопрос, которого мы ждали - а кто вы, собственно, такие, осетины? Это отдельный этнос или все-таки часть грузинского? Что за Алания такая? Где располагалась и при чем тут Осетия? К слову сказать, эти вопросы нам задали даже в агентстве РИА-Новости.
И мы отвечали, терпеливо рассказывали, пробиваясь сквозь недоверие, скепсис и игривую ироничность аудитории, пока не завладевали ее вниманием, чтобы, уже не отпуская, успеть хотя бы заинтересовать.
Мы говорили о греко-римском центризме европейской истории и о традиционном игнорировании академической исторической наукой иных, кроме греко-римских, истоков своей истории и культуры. О пресловутом "темном средневековье" и о новых исследованиях по истории алан, о новом интересе современной западной историографии к аланам, и о явном стремлении к осмыслению их вклада в европейскую цивилизацию.
Эффекта разорвавшейся бомбы, может, и не бывало всегда, но всегда угадывалось смешанное чувство восхищения неведомым народом и "неверия своим ушам" - почему мы об этом никогда ничего не знали?!
И всякий раз, отмечая интерес аудитории, я размышляла о том, знаем ли мы сами, кто мы такие есть? Знаем ли мы, понимаем ли, что являемся наследниками и хранителями древних знаний и одной из древнейших идеологий духа?
Последними хранителями.
Если не знаем, значит, мы сами себе не интересны. Если мы сами себе не интересны, вправе ли мы ожидать интереса к себе?
Прошлой весной я предложила своим студентам на факультете ЮОГУ иностранных языков подготовить доклад о чашах Грааля и Уацамонгае. Оказалось, что о Граале они как будто что-то слышали, но Уацамонгае. … Вот это и кое-что еще побудило меня написать
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
нашей интеллигенции и всем тем, кто может и, может быть, захочет с божьей помощью сделать что-нибудь для своего народа последнего ХРАНИТЕЛЯ УАЦАМОНГAE.
В 1648 году после окончания тридцатилетней войны Германия подписала позорный Вестфальский мирный договор, который юридически закреплял ее территориальную раздробленность. И собрались тогда представители германской интеллигенции в местечке под названием Тельгт - поэты, писатели, художники, ученые, священнослужители, - чтобы осмыслить и обсудить возможности для национального возрождения Германии - ее объединения, создания единого языка и культуры. То есть нашлись-таки энтузиасты, которым было не все равно, как сложится судьба их родины.
Почти через триста лет, в 1947 году в Германии, в местечке Банвальдзее немецкие поэты и писатели-фронтовики собрались вновь, чтобы осмыслить историческую судьбу Германии и обсудить пути возрождения ее к новой жизни.
Были еще европейские и русские просветители, и разночинная интеллигенция.
И наш Коста. И Елбыздыхъо. Были и другие, репрессированные за гражданское мужество и за небезразличие к судьбе своего народа.
Во все времена были те, кому было не все равно. Те, которые, как сказал однажды Николай Ясонович о Тамаре Николаевне, когда горит дом, не голосят и не паникуют, а бегут за ведром воды.
ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ ХII ВЕКА У НАС - СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО!
Нас целенаправленно истребляли, расстреливали в упор, жгли паяльными лампами, разрушили наши жилища, расстреляли наш любимый город. Но мы выжили - небольшая горстка, последние из могикан. И мы никогда никого и ничего не забудем. Не забудем, какой дорогой мы шли, чтобы прийти к 26 августа 2008 года. Что потеряли и что нашли. А сегодня, сейчас мы имеем политическое признание. Мы - отдельное государство!
Пусть наша независимость во многом пока формальна, но именно сейчас, впервые за последние девять веков нашей истории нам выпал законный, и, быть может, единственный такой случай собраться и поговорить о том, кто мы и куда теперь путь держим.
Не сделаем этого мы, за нас это сделают другие - сделают, как сумеют и как будет нужно им.
Ведь совершенно очевидно, что даже самые новые и самые высокие крыши "самого красивого на Кавказе города" никогда не станут ступенью вверх, а самый гладкий асфальт никуда нас не приведет, если на этих дорогах и под этими крышами мы не осознаем, кто мы и откуда, и куда идем. Ответ на эти вопросы - в наших истоках и в нашей национальной идеологии.
Актуальность такого обращения к истокам обусловлена не только тем, что мы отдельное государство (это, во-вторых), но прежде всего тем, что мы теперь живем в новых социальных условиях. В эпоху победившей коммунизм буржуазной рыночной экономики и со всем, что из этой победы вытекает.
Вводя студентов в литературу эпохи буржуазных революций 17-18 веков, я рассказываю им о возникновении нового типа общественного сознания и о Великом Прорыве Европы к Демократии, к идеям Равенства, Справедливости и Братства: эпоху аристократов прикончили, сословные шлагбаумы рухнули. Теперь неважно, что в твоих жилах течет не голубая кровь. Кухаркины дети - вперед, на штурм недоступных прежде социальных вершин! Теперь только ты сам и твои таланты. И вот один английский парнишка Робинзон Крузо уже берет себе в собственность тропический необитаемый остров и благодаря самому себе и своей практической смекалке выживает практически в одиночку.
Жизнь, однако, показала, что самый ценный, самый востребованный талант в эпоху победившей буржуазии - талант добывать деньги. Как сказал один хороший испанский драматург 17 века, "на сцену вышел рыцарь Дон Деньги". И уже не кровь, не происхождение и рыцарские подвиги, а количество денег и умение их добывать станет мерилом ценности личности, ее личной Доблестью. Неважно, где и как ты их добудешь, главное, чтобы они у тебя были - они есть у тебя и с ними у тебя есть все, что можно на них купить. А купить, как оказалось, можно практически все. Любовь и Родина на этом рынке едины, как нигде. В этом и состоит "скромное обаяние буржуазии", ее прагматичная и очень незатейливая идеология. Но очень, очень успешная.
Так и получилось, что Великий Прорыв к Демократии прошел аккурат через сточные канавы алчности и бездуховности и задохнулся в их зловонии...
Все это начиналось лет триста тому назад и, с развалом СССР, прикатилось к нашему порогу. Призрак коммунизма не сумел устоять перед "скромным обаянием" новой идеологии, как, впрочем, и кодекс рыцарей коммунизма. Теперь и мы стоим на берегах этих сточных вод.… И сокрушаемся и разводим руками - "аегъдау ферох кодтам".
Что же нам делать, "слепцам и пасынкам", и сможем ли мы, захотим ли сделать что-нибудь, чтобы наша прекрасная, героическая и самоотверженная молодежь сохранила живую душу и здоровый дух? Сможем ли уберечь ее от невежества и бездуховности, что предложим, чтобы вернуть ее доверие и уважение? Теперь, когда мы признанное государство. Сегодня для нас ничего актуальнее нет - речь идет о нашем будущем.
Так куда и как опытной рукой направлять новые поколения? Назад в комсомол или на штурм сточных канав?
Для начала: ничего нового придумывать не нужно - аегъдау у нас есть, и был всегда. За тысячи лет до эры золотого Тельца и бездуховности об этом позаботились наши прозорливые предки, когда из глубины веков, из поколения в поколение неутомимо и бесперебойно передавали нам тексты Нартского эпоса. Хотя многие предпочли бы, чтобы они чадолюбиво застолбили для нас освоенные ими просторы Евразии и Африки. Никого не хочется разочаровывать, но они и не думали ничего для нас столбить.
"АЕвзаераен бын ма ныууадз, хорзаен - бын ма скаен" - философское кредо.
Вместо этого они оставили нам кое-что гораздо более значимое для жизни и духа, чем "бынтае" - Нартский эпос, а с ним - свою философию жизни и систему нравственных ценностей.
В первозданной чистоте, недосягаемый для пыли тысячелетий, он жил в народной памяти. Как завет и напутствие. В оптимистической надежде, что мы обязательно дозреем когда-нибудь, найдем ключ и откроем его глубинный смысл.
Пространство мифологии безмерно, как безмерно пространство духа. Здесь у каждого свои открытия и откровения. И все понимают, что Нартский эпос - это не просто сборник сказаний и легенд, но Идеология со своей уникальной концепцией мира и человека. Идеология, для надежности донесенная до нас в виде зашифрованных фантастических образов и мифологем.
Суть системы аегъдау воплощена в идее Уацамонгае или Нартамонгае - магической чаше, которая сама выбирает своего героя, сама на него указывает. Уацамонгае - это центральная идея, альфа и омега идеологии и аегъдау Нартов. Приобщение к культу Чаши - высшая награда за личную Доблесть и приверженность Истине.
Магия Чаши Нартов, как повествует миф, заключалась в ее содержимом. Можно только предполагать, было ли это пиво, хаома или что-то еще. Но, какая бы жидкость не содержалось в Чаше, она использовалась в застольном ритуале "куывд" для сотворения молитвы - "куывд", употреблялась как специальное средство для вхождения в состояние метафизического транса для контакта с Богом. Таким образом, удостоившийся Уацамонгае получал через нее высшее Благо и священное Право самостоятельного общения с Богом уже без посредничества жрецов рода Аллаегатае. Персональный допуск к метафизике Бытия и к Богу как нравственному Абсолюту.
Так, посредством Чаши, эпос обозначил важнейшие координаты нравственности Нартов - Личная Доблесть и Правда. Выше и больше только Хуыцау.
Чемпионами чаши в разные эпохи были Сослан, Тотраз и Батрадз.
Помнится, меня всегда озадачивало, за что же Сослан - воплощение грубой, нахрапистой, агрессивной, ничем не облагороженной мужской силы получил Уацамонгае? Понятно - Батрадз, но Сослан - и Уацамонгае?!
Вот Сослан сражается с юным ужигом и тот побеждает опытного мужа. Но не убивает, а приглашает к себе в гости. И принимали Сослана ужиги как дорогого гостя, и ублажали и потчевали не одну неделю. А как он заскучал и собрался домой, не противились, не удерживали, а сами снарядили его в дорогу и одарили его знатными подарками, в придачу к тучным стадам и табунам. Но наш Сослан что-то заскромничал. Подарков брать не стал, отказался и отправился домой налегке. Проскакал он пару миль и спохватился - брать все-таки нужно было. Далее происходит нечто несуразное и неблагородное он возвращается в селение уаеигов, быстренько их истребляет (помнится, что пару месяцев назад ему не удалось одолеть даже одного молодого уаеига - чем там они его кормили?), забирает все их богатства и с этой добычей и без тени раскаяния благополучно возвращается домой.
За что Сослан убил уаеигов? Почему был удостоен Уацамонгае? Могли ли сказители что-то напутать?
Как оказалось - ничего не напутали, да и не могли, наверное, напутать, поскольку из поколения в поколение по неписаному закону предков они обязаны были бесстрастно клонировать и передавать одни и те же сюжеты, без права на искажение и привнесение личной оценки.
Кто же такие "уаеиги" и в каких широтах они обитают? Цитирую Даурбека Макеева:
"Уаеиг в осетинском эпосе, очевидно, представляет собой, по выражению Абаева, "персонифицированный абстрактный образ".
Слово уаееиг, уайуг образуется из двух слов: "уаи" и "йуаг". "Уаи", как и "уайын", в осетинском означает "идти", "течь", а "йуаг" - "дух", "энергия". Таким образом, получается: текущая, проходящая энергия, дух. Это соответствует ведическому пониманию термина "вайу" как текущие, изменчивые энергии, отвечающие за изменчивость бытия. Одно из смысловых значений "уаеиг", с точки зрения ведических знаний и практик, это - паразитические энергии, возникающие и существующие за счет неконтролируемых мыслей и связанных с ними эмоций.
Первоочередной задачей нарты ставили "стеречь себя от уаеигов". Именно так и поступал родоначальник нартов: "Сауасса йаехи хызта уаейгуытаей".
Контроль над сознанием для носителей древнего знания ариев было делом естественным. Для приверженца древнего учения было большим позором попасть под влияние уаеигов. Поэтому в основе этикета последователей культа Уас была сдержанность в речах, в принятии пищи и, практически, постоянный контроль над своими действиями, осанкой и проявлением эмоций.
Человек, умеющий "убивать" в себе постоянно обрушивающийся на него поток уаеигов, был особенно почитаем и, практически, приближал себя к уровню высших энергий Уас.
Уаеиги, паразитируя на человеческой энергии, поражают его внутренние органы и вызывают болезни, поэтому Анахарсис часто повторял: "Сдерживать язык, желудок, все органы".
Уаеиг - причина человеческой лени, возбуждает в человеке болезни и, притупив бдительность, подвергает его жизнь повышенному риску. Поэтому в эпосе можно встретить выражение "Уаеиг открывает врата Царства мертвых".
Получается, что "уаеиги" не сказочные великаны, а "паразиты" сознания, наши пороки и демоны-искусители, живущие в нас самих и сбивающие с пути истинного. В личной победе над этими уааеигами и заключается Подвиг. Иными словами, победи своих уаеигов и обретешь Истину и Гармонию.
Такое понимание уаеигов и Подвига позволяет взглянуть по-новому на сказания о Нартах и объясняет, почему Сослан истребил "гостеприимных" уаеигов и за что удостоился Уацамонгае. К слову сказать, его личная доблесть как Героя была подтверждена еще и тем, что в жены он заполучил дочь Солнца Уацырухс - Свет Божественной Истины.
Нартский эпос в такой интерпретации предстает как собрание сказаний о подвигах Героев над собой, как уникальная идеология воинов Духа, вечно молодая и актуальная во все времена. Быть может, древнейшая из идеологий, когда-либо созданных человечеством.
Вот что нам дано было в наследство и вот чем мы не особенно дорожили - хотя и читали, но глубоко не вникали. В доисторические времена, задолго до Египта, Греции и Рима, те, чья кровь течет в наших жилах, чей ген мы наследуем, уже умели отделять пшеницу от плевела, распознавать уаеигов и бороться с ними. Они определили формулу Доблести и Подвига как победы Духа над животным естеством человека. И не одним хлебом насущным были живы, но чем-то большим, имеющим отношение к вечности.
Мира ЦХОВРЕБОВА, преподаватель ЮОГУ
Продолжение ЗДЕСЬ.
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.