Osinform

Кто мы и куда идем?

altС кем бы мы не встречались минувшей осенью - с журналистами, депутатами Европарламента, дипломатами, правозащитниками, госчиновниками, простыми людьми, далекими от политики, но потрясенными "агрессией России против крошечной демократической Грузии" - нам задавали одни и те же вопросы: что осетины не поделили с грузинами и каким мыслят свое будущее - в составе России или как суверенное государство? 

Мы показывали фото- и видеоматериалы, рассказывали о том, что видели своими глазами и что пережили 7-9 августа, о том, что происходило последние и двадцать, и сто, и двести лет в Южной Осетии. 

Случалось, под впечатлением увиденного и услышанного настроения нашей аудитории менялись, и жертвенный лик "крошечной демократии" тускнел. 

Отвечая на вопрос о России и нашей независимости, о реальных возможностях построить государство, мы напоминали о карликовых государствах в Европе и, игнорируя саркастические улыбки, указывали, как минимум, на два своих явных преимущества перед ними - у нас есть их опыт государственного строительства и поддержка России. 

В душе каждого осетина живет надежда на воссоединение всей Осетии, но независимой Алания была последний раз девять веков назад, в XII веке. Не торопите нас, дайте собраться с мыслями хотя бы в ближайшие девять веков… 

Как говорится, - с этого места поподробнее. Нам задают вопрос, которого мы ждали - а кто вы, собственно, такие, осетины? Это отдельный этнос или все-таки часть грузинского? Что за Алания такая? Где располагалась и при чем тут Осетия? К слову сказать, эти вопросы нам задали даже в агентстве РИА-Новости. 

И мы отвечали, терпеливо рассказывали, пробиваясь сквозь недоверие, скепсис и игривую ироничность аудитории, пока не завладевали ее вниманием, чтобы, уже не отпуская, успеть хотя бы заинтересовать. 

Мы говорили о греко-римском центризме европейской истории и о традиционном игнорировании академической исторической наукой иных, кроме греко-римских, истоков своей истории и культуры. О пресловутом "темном средневековье" и о новых исследованиях по истории алан, о новом интересе современной западной историографии к аланам, и о явном стремлении к осмыслению их вклада в европейскую цивилизацию. 

Эффекта разорвавшейся бомбы, может, и не бывало всегда, но всегда угадывалось смешанное чувство восхищения неведомым народом и "неверия своим ушам" - почему мы об этом никогда ничего не знали?! 

И всякий раз, отмечая интерес аудитории, я размышляла о том, знаем ли мы сами, кто мы такие есть? Знаем ли мы, понимаем ли, что являемся наследниками и хранителями древних знаний и одной из древнейших идеологий духа? 

Последними хранителями. 

Если не знаем, значит, мы сами себе не интересны. Если мы сами себе не интересны, вправе ли мы ожидать интереса к себе? 

Прошлой весной я предложила своим студентам на факультете ЮОГУ иностранных языков подготовить доклад о чашах Грааля и Уацамонгае. Оказалось, что о Граале они как будто что-то слышали, но Уацамонгае. … Вот это и кое-что еще побудило меня написать 


ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

нашей интеллигенции и всем тем, кто может и, может быть, захочет с божьей помощью сделать что-нибудь для своего народа последнего ХРАНИТЕЛЯ УАЦАМОНГAE. 

В 1648 году после окончания тридцатилетней войны Германия подписала позорный Вестфальский мирный договор, который юридически закреплял ее территориальную раздробленность. И собрались тогда представители германской интеллигенции в местечке под названием Тельгт - поэты, писатели, художники, ученые, священнослужители, - чтобы осмыслить и обсудить возможности для национального возрождения Германии - ее объединения, создания единого языка и культуры. То есть нашлись-таки энтузиасты, которым было не все равно, как сложится судьба их родины.

Почти через триста лет, в 1947 году в Германии, в местечке Банвальдзее немецкие поэты и писатели-фронтовики собрались вновь, чтобы осмыслить историческую судьбу Германии и обсудить пути возрождения ее к новой жизни. 

Были еще европейские и русские просветители, и разночинная интеллигенция. 

И наш Коста. И Елбыздыхъо. Были и другие, репрессированные за гражданское мужество и за небезразличие к судьбе своего народа. 

Во все времена были те, кому было не все равно. Те, которые, как сказал однажды Николай Ясонович о Тамаре Николаевне, когда горит дом, не голосят и не паникуют, а бегут за ведром воды.


ВПЕРВЫЕ ПОСЛЕ ХII ВЕКА У НАС - СУВЕРЕННОЕ ГОСУДАРСТВО! 

Нас целенаправленно истребляли, расстреливали в упор, жгли паяльными лампами, разрушили наши жилища, расстреляли наш любимый город. Но мы выжили - небольшая горстка, последние из могикан. И мы никогда никого и ничего не забудем. Не забудем, какой дорогой мы шли, чтобы прийти к 26 августа 2008 года. Что потеряли и что нашли. А сегодня, сейчас мы имеем политическое признание. Мы - отдельное государство!

Пусть наша независимость во многом пока формальна, но именно сейчас, впервые за последние девять веков нашей истории нам выпал законный, и, быть может, единственный такой случай собраться и поговорить о том, кто мы и куда теперь путь держим. 

Не сделаем этого мы, за нас это сделают другие - сделают, как сумеют и как будет нужно им. 

Ведь совершенно очевидно, что даже самые новые и самые высокие крыши "самого красивого на Кавказе города" никогда не станут ступенью вверх, а самый гладкий асфальт никуда нас не приведет, если на этих дорогах и под этими крышами мы не осознаем, кто мы и откуда, и куда идем. Ответ на эти вопросы - в наших истоках и в нашей национальной идеологии. 

Актуальность такого обращения к истокам обусловлена не только тем, что мы отдельное государство (это, во-вторых), но прежде всего тем, что мы теперь живем в новых социальных условиях. В эпоху победившей коммунизм буржуазной рыночной экономики и со всем, что из этой победы вытекает.

Вводя студентов в литературу эпохи буржуазных революций 17-18 веков, я рассказываю им о возникновении нового типа общественного сознания и о Великом Прорыве Европы к Демократии, к идеям Равенства, Справедливости и Братства: эпоху аристократов прикончили, сословные шлагбаумы рухнули. Теперь неважно, что в твоих жилах течет не голубая кровь. Кухаркины дети - вперед, на штурм недоступных прежде социальных вершин! Теперь только ты сам и твои таланты. И вот один английский парнишка Робинзон Крузо уже берет себе в собственность тропический необитаемый остров и благодаря самому себе и своей практической смекалке выживает практически в одиночку. 

Жизнь, однако, показала, что самый ценный, самый востребованный талант в эпоху победившей буржуазии - талант добывать деньги. Как сказал один хороший испанский драматург 17 века, "на сцену вышел рыцарь Дон Деньги". И уже не кровь, не происхождение и рыцарские подвиги, а количество денег и умение их добывать станет мерилом ценности личности, ее личной Доблестью. Неважно, где и как ты их добудешь, главное, чтобы они у тебя были - они есть у тебя и с ними у тебя есть все, что можно на них купить. А купить, как оказалось, можно практически все. Любовь и Родина на этом рынке едины, как нигде. В этом и состоит "скромное обаяние буржуазии", ее прагматичная и очень незатейливая идеология. Но очень, очень успешная. 

Так и получилось, что Великий Прорыв к Демократии прошел аккурат через сточные канавы алчности и бездуховности и задохнулся в их зловонии...

Все это начиналось лет триста тому назад и, с развалом СССР, прикатилось к нашему порогу. Призрак коммунизма не сумел устоять перед "скромным обаянием" новой идеологии, как, впрочем, и кодекс рыцарей коммунизма. Теперь и мы стоим на берегах этих сточных вод.… И сокрушаемся и разводим руками - "аегъдау ферох кодтам".

Что же нам делать, "слепцам и пасынкам", и сможем ли мы, захотим ли сделать что-нибудь, чтобы наша прекрасная, героическая и самоотверженная молодежь сохранила живую душу и здоровый дух? Сможем ли уберечь ее от невежества и бездуховности, что предложим, чтобы вернуть ее доверие и уважение? Теперь, когда мы признанное государство. Сегодня для нас ничего актуальнее нет - речь идет о нашем будущем.

Так куда и как опытной рукой направлять новые поколения? Назад в комсомол или на штурм сточных канав?

Для начала: ничего нового придумывать не нужно - аегъдау у нас есть, и был всегда. За тысячи лет до эры золотого Тельца и бездуховности об этом позаботились наши прозорливые предки, когда из глубины веков, из поколения в поколение неутомимо и бесперебойно передавали нам тексты Нартского эпоса. Хотя многие предпочли бы, чтобы они чадолюбиво застолбили для нас освоенные ими просторы Евразии и Африки. Никого не хочется разочаровывать, но они и не думали ничего для нас столбить. 

"АЕвзаераен бын ма ныууадз, хорзаен - бын ма скаен" - философское кредо. 

Вместо этого они оставили нам кое-что гораздо более значимое для жизни и духа, чем "бынтае" - Нартский эпос, а с ним - свою философию жизни и систему нравственных ценностей. 

В первозданной чистоте, недосягаемый для пыли тысячелетий, он жил в народной памяти. Как завет и напутствие. В оптимистической надежде, что мы обязательно дозреем когда-нибудь, найдем ключ и откроем его глубинный смысл.

Пространство мифологии безмерно, как безмерно пространство духа. Здесь у каждого свои открытия и откровения. И все понимают, что Нартский эпос - это не просто сборник сказаний и легенд, но Идеология со своей уникальной концепцией мира и человека. Идеология, для надежности донесенная до нас в виде зашифрованных фантастических образов и мифологем. 

Суть системы аегъдау воплощена в идее Уацамонгае или Нартамонгае - магической чаше, которая сама выбирает своего героя, сама на него указывает. Уацамонгае - это центральная идея, альфа и омега идеологии и аегъдау Нартов. Приобщение к культу Чаши - высшая награда за личную Доблесть и приверженность Истине. 

Магия Чаши Нартов, как повествует миф, заключалась в ее содержимом. Можно только предполагать, было ли это пиво, хаома или что-то еще. Но, какая бы жидкость не содержалось в Чаше, она использовалась в застольном ритуале "куывд" для сотворения молитвы - "куывд", употреблялась как специальное средство для вхождения в состояние метафизического транса для контакта с Богом. Таким образом, удостоившийся Уацамонгае получал через нее высшее Благо и священное Право самостоятельного общения с Богом уже без посредничества жрецов рода Аллаегатае. Персональный допуск к метафизике Бытия и к Богу как нравственному Абсолюту. 

Так, посредством Чаши, эпос обозначил важнейшие координаты нравственности Нартов - Личная Доблесть и Правда. Выше и больше только Хуыцау. 

Чемпионами чаши в разные эпохи были Сослан, Тотраз и Батрадз. 

Помнится, меня всегда озадачивало, за что же Сослан - воплощение грубой, нахрапистой, агрессивной, ничем не облагороженной мужской силы получил Уацамонгае? Понятно - Батрадз, но Сослан - и Уацамонгае?! 

Вот Сослан сражается с юным ужигом и тот побеждает опытного мужа. Но не убивает, а приглашает к себе в гости. И принимали Сослана ужиги как дорогого гостя, и ублажали и потчевали не одну неделю. А как он заскучал и собрался домой, не противились, не удерживали, а сами снарядили его в дорогу и одарили его знатными подарками, в придачу к тучным стадам и табунам. Но наш Сослан что-то заскромничал. Подарков брать не стал, отказался и отправился домой налегке. Проскакал он пару миль и спохватился - брать все-таки нужно было. Далее происходит нечто несуразное и неблагородное он возвращается в селение уаеигов, быстренько их истребляет (помнится, что пару месяцев назад ему не удалось одолеть даже одного молодого уаеига - чем там они его кормили?), забирает все их богатства и с этой добычей и без тени раскаяния благополучно возвращается домой. 

За что Сослан убил уаеигов? Почему был удостоен Уацамонгае? Могли ли сказители что-то напутать? 

Как оказалось - ничего не напутали, да и не могли, наверное, напутать, поскольку из поколения в поколение по неписаному закону предков они обязаны были бесстрастно клонировать и передавать одни и те же сюжеты, без права на искажение и привнесение личной оценки. 

Кто же такие "уаеиги" и в каких широтах они обитают? Цитирую Даурбека Макеева:

"Уаеиг в осетинском эпосе, очевидно, представляет собой, по выражению Абаева, "персонифицированный абстрактный образ". 

Слово уаееиг, уайуг образуется из двух слов: "уаи" и "йуаг". "Уаи", как и "уайын", в осетинском означает "идти", "течь", а "йуаг" - "дух", "энергия". Таким образом, получается: текущая, проходящая энергия, дух. Это соответствует ведическому пониманию термина "вайу" как текущие, изменчивые энергии, отвечающие за изменчивость бытия. Одно из смысловых значений "уаеиг", с точки зрения ведических знаний и практик, это - паразитические энергии, возникающие и существующие за счет неконтролируемых мыслей и связанных с ними эмоций. 

Первоочередной задачей нарты ставили "стеречь себя от уаеигов". Именно так и поступал родоначальник нартов: "Сауасса йаехи хызта уаейгуытаей".

Контроль над сознанием для носителей древнего знания ариев было делом естественным. Для приверженца древнего учения было большим позором попасть под влияние уаеигов. Поэтому в основе этикета последователей культа Уас была сдержанность в речах, в принятии пищи и, практически, постоянный контроль над своими действиями, осанкой и проявлением эмоций. 

Человек, умеющий "убивать" в себе постоянно обрушивающийся на него поток уаеигов, был особенно почитаем и, практически, приближал себя к уровню высших энергий Уас.

Уаеиги, паразитируя на человеческой энергии, поражают его внутренние органы и вызывают болезни, поэтому Анахарсис часто повторял: "Сдерживать язык, желудок, все органы". 

Уаеиг - причина человеческой лени, возбуждает в человеке болезни и, притупив бдительность, подвергает его жизнь повышенному риску. Поэтому в эпосе можно встретить выражение "Уаеиг открывает врата Царства мертвых".

Получается, что "уаеиги" не сказочные великаны, а "паразиты" сознания, наши пороки и демоны-искусители, живущие в нас самих и сбивающие с пути истинного. В личной победе над этими уааеигами и заключается Подвиг. Иными словами, победи своих уаеигов и обретешь Истину и Гармонию. 

Такое понимание уаеигов и Подвига позволяет взглянуть по-новому на сказания о Нартах и объясняет, почему Сослан истребил "гостеприимных" уаеигов и за что удостоился Уацамонгае. К слову сказать, его личная доблесть как Героя была подтверждена еще и тем, что в жены он заполучил дочь Солнца Уацырухс - Свет Божественной Истины. 

Нартский эпос в такой интерпретации предстает как собрание сказаний о подвигах Героев над собой, как уникальная идеология воинов Духа, вечно молодая и актуальная во все времена. Быть может, древнейшая из идеологий, когда-либо созданных человечеством. 

Вот что нам дано было в наследство и вот чем мы не особенно дорожили - хотя и читали, но глубоко не вникали. В доисторические времена, задолго до Египта, Греции и Рима, те, чья кровь течет в наших жилах, чей ген мы наследуем, уже умели отделять пшеницу от плевела, распознавать уаеигов и бороться с ними. Они определили формулу Доблести и Подвига как победы Духа над животным естеством человека. И не одним хлебом насущным были живы, но чем-то большим, имеющим отношение к вечности.
 
Мира ЦХОВРЕБОВА, преподаватель ЮОГУ
 
Продолжение ЗДЕСЬ.

Опубликованно: 03-03-2009, 22:48
Документ: Культура > http://alaniainform.org/12166-kto-my-i-kuda-idem.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад