Александр Кундухов: «Роль местных ополченцев трудно переоценить. Это был героизм, смешанный с чудом…»

3 ноября 2008 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [5788 просмотров]
altПоследние четыре года Александр Кундухов – специальный корреспондент информационной программы «Вести» телеканала «Россия», живет на два города – родной Владикавказ и Цхинвал. Причем, в свете последних событий вокруг Южной Осетии его командировки в наш город стали более частыми и длительными. Для местных жителей Кундух, как его здесь по-свойски называют, уже стал «своим парнем», да и для самого Александра пребывание в Цхинвале давно перестало быть просто работой, происходящее здесь он воспринимает очень глубоко и лично, и это зачастую отражается в его репортажах на одном из главных федеральных каналов. Мы встретились с Александром Кундуховым во время его очередной командировки в наш город и речь, естественно, зашла о трагических августовских событиях в нашей Республике. 
– Александр, еще задолго до событий августа этого года Вы довольно длительный период находились в Южной Осетии. Предполагали ли, что все окажется настолько серьезно?
– Начиная с 2004 года я периодически освещаю события происходящие в Южной Осетии и могу сказать, что на грани начала войны за этот период Республика находилась часто, но каждый раз каким-то образом эскалации удавалось избежать. Все мы знали, что это «сдерживание» рано или поздно закончится и военные действия все же неизбежны, но то, что все будет настолько серьезно, лично я предположить не мог. Возможно, где-то внутренне надеялся, что опять в очередной раз все ограничится всякими мелкими провокациями, а потом, в конце концов, решится дипломатическим путем, но чувство тревоги никогда не покидало.
В начале августа я собирался в отпуск, когда с 1 на 2 число был первый обстрел Цхинвала и окрестных сел. Два следующих дня затишья убедили меня в том, что и на этот раз все этим и закончится, и я уехал. 6 августа я уже был в Москве, где и застало меня известие о начале войны в Южной Осетии. Естественно, я сразу же прервал свой отпуск и вернулся во Владикавказ. Связи с Цхинвалом на тот момент не было вообще и я, также как и все по ту сторону хребта узнавал новости из телевизора. Потом стали доходить первые сведения о том, что Цхинвала вообще нет, что город полностью уничтожен и все кто там остался – погибли. При первой же возможности наша съемочная группа выехала в Цхинвал. В эти дни тут находились многие мои коллеги и ясно, что и без меня люди здесь работали, передавали информацию, но за последние годы этот город стал для меня родным и я бы чувствовал себя не очень комфортно, находясь где-нибудь в другом месте в эти тяжелые дни. Конечно, увиденное в первые дни меня поразило до глубины души, я имею в виду не только разруху, жертвы и безграничное людское горе. Поразило и другое – как люди, оставшиеся практически на улице и вообще пережившие такие испытания почти сразу же стали жить и своим дыханием, движением, элементарной ходьбой по улицам вдохнули в свой город новые силы. Вообще, это весьма характерно для жителей Южной Осетии, что за последние 20 лет они привыкли к таким невыносимым условиям и никто из них даже не представляет жизни в другом месте.
– Многие сегодня сходятся во мнении о том, что нападения Грузии на Южную Осетию можно было предвидеть и все произошедшее было более чем предсказуемо. И мучительный вопрос: неужели, ничего нельзя было сделать, чтобы избежать такого количества человеческих жертв, кажется, будет волновать нас всегда…
– Я не согласен, что можно было это предвидеть в том виде, в котором оно произошло. Потому что столько времени мы здесь работаем и, в принципе, не только из собственного опыта, но и из разговоров с политиками довольно высокого уровня, людьми из военных кругов и вообще, исходя из понимания ситуации ясно, что грузинская сторона непредсказуема. Возможно, было предположение, что грузины могут предпринять проведение какой-либо молниеносной операции по устранению руководства или по уничтожению вооруженных сил РЮО, но предположить обстрел жилых районов из таких видов орудий было нереально. С другой стороны, нельзя сказать, что границы не охранялись или кто-то не нес службу на постах. Я работаю здесь довольно долго и видел, что расслабленности со стороны вооруженных сил не было, все работали в штатном режиме. Уже когда началась война, естественно все мы поняли, что это были несоизмеримые силы – автомат против танка, или граната против «града».
– Тем не менее, нашему военному начальству ставится в укор, что границы все же можно и нужно было как-то укреплять, чтобы вражеские танки так беспрепятственно не вошли в город…
– Вопрос в системе залпового огня «ГРАД». Танки – это второй этап грузинской агрессии. Первый этап был направлен на то, чтобы дезорганизовать, разрушить и уничтожить все укрепления на границе и даже внутри. Я, конечно, не военный специалист, но если бы, как я понимаю, сначала пошли танки, их бы остановили, но бороться с «Градами», рассчитывая лишь на свои силы, на мой взгляд, нереально. Единственной возможностью было как-то сгруппироваться внутри и воевать, что, в общем-то, и было сделано. Танки зашли, но уже после того, как город практически полыхал после авиаударов и ударов систем залпового огня. На самом деле грузинская сторона очень жестоко и четко продумала свои действия и понятное дело, что всю свою ненависть, весь национализм своей нации они в большей степени хотели выплеснуть на Южную Осетию, нежели на Абхазию, потому как первая наиболее уязвима по многим факторам и, в первую очередь, геополитически. Тем не менее, войти сюда с боем, то есть когда воин идет на воина, они побоялись, ибо прекрасно отдавали себе отчет в том, что здесь живут люди, которым незнакомо чувство страха и с ними воевать глаза в глаза невозможно, это страшно и бесполезно. С другой стороны, я до сих пор не могу понять, откуда у защитников Цхинвала, простых, казалось бы, парней, появились силы противостоять такому натиску.
– О событиях войны в Южной Осетии в те дни говорилось много, информация шла потоком. Помимо репортажей информационного характера с места боевых действий впоследствии были сделаны и документальные фильмы с полным анализом и оценкой произошедшего. И почти ни в одном из них не нашла отражение тема героизма осетинских ребят, при таком нереальном соотношении сил и средств более двух суток оборонявших город…
– Роль местных ополченцев, действительно, трудно переоценить. Ребята не пы-тались даже отступать, шли с автоматами против танков, практически голыми руками «душили» мощную военную технику. Это был героизм, смешанный с чудом. Поэтому на фоне мощи и силы российской армии умалять роль юго-осетинских вооруженных сил не стоит, хотя, понятное дело, что выжить Южной Осетии удалось благодаря России. Что меня сегодня удивляет, так это то, что после такого поражения и позорного бегства грузинской армии, они пытаются организовать какие-то провокации.
– Кстати, о провокациях. МИД России расценивает участившиеся провокации как намерение Грузии развязать новые военные действия. Возможно ли начало новой войны в Южной Осетии?
– Если бы речь шла о нормальных, адекватных людях, я бы, естественно, ответил отрицательно. Но речь идет о грузинском президенте и предположить, что придет ему в голову в следующий момент, крайне трудно. И несмотря на то, что у Грузии большие потери вооружения и человеческих ресурсов, мне кажется, их руководство способно еще раз подвергнуть свой народ такому позору. Одной из странных картин последствий войны, свидетелем которых стала наша съемочная группа, были тела грузинских военных на улицах Цхинвала и его окрестностях. Их необходимо было забрать, похоронить, как полагается, но их забирать не хотели, потому что руководство Грузии пытается скрыть реальные потери. Вообще, грузины очень грамотно и четко сформировали информационное поле, потому что до сих пор основная часть населения не знает, что произошло на самом деле и искренне верит в то, что в развязанной войне Грузия ничуть не виновата.
– Информационная война с Грузией продолжается, и, надо признать, что в этой сфере противник в разы сильнее, чем в военном деле…
– Грузины в отличие от осетин, русских и других национальностей – врожденные артисты и эту особенность своего национального характера они часто используют в битве на информационном поле. За период своей работы в Южной Осетии я насмотрелся многого. Осетины очень сдержанны в проявлении своих чувств и эмоций, даже при большом горе они выражают свою скорбь, свои слезы очень тихо. Большей частью держа все в себе, достаточно редко бывают какие-то всплески. Так было и в августе этого года. У грузин все по-другому. Там были потоки слез, выливающиеся на камеры телеоператоров, глубокие обмороки с падением на землю, рассчитанные на показ с экрана телевизора и т.п. Это нам здесь понятно, что эти раздирающие душу сцены зачастую простые постановочные спектакли с глубоко драматичными сюжетами, но человек, который, к примеру, все это смотрит в Лондоне, незнающий ни осетин, ни грузин воспринимает все по-другому, просто верит в увиденное. Именно исходя из таких, казалось бы, простых моментов, по некоторым позициям первенство в информационной войне какой-то период было за грузинскими СМИ. Но российские масс-медиа все же четко сгруппировались и мы показали всему миру, что же произошло на самом деле. В отличие от наших грузинских коллег, выдумывать нам не надо было, все было по-настоящему. Не надо было просить кого-то придумать историю про свою семью, потому что каждая семья в Южной Осетии пострадала от агрессии Грузии, каждая семья кого-то потеряла – родственников, друзей, знакомых. 
Сегодня отношение мирового сообщества ко всему происходящему между Грузией и Южной Осетией в какой-то мере изменилось. Уже нет той предвзятости в оценке событий, что была до сих пор, и это, конечно же, радует. Тем не менее, я всегда стараюсь смотреть на все трезво. Сейчас мы все находимся в какой-то эйфории от победы, и я не могу этому не радоваться, мне нравится настрой людей, их вера в будущее. Но вместе с тем уже пора выходить из этого состояния, ощутить уже приземленность, потому что впереди еще масса трудностей строительства государства, преодолевать которые не всегда будет легко и просто.
– Александр, начиная с первых дней после окончания войны, Вы, наверняка, общались со многими очевидцами жутких событий августа 2008 года. Что в их рассказах Вас больше всего поразило?
– Я не могу понять, откуда у людей, я даже не говорю, грузины они или кто-то еще, берется такая ненависть. Ненависть, которая толкала их на то, чтобы заходить в подвалы, бросать туда гранаты и убивать беззащитных женщин, детей и стариков. Историй, поразивших мое воображение я, разумеется, услышал много, но важно другое, – то, с каким достоинством осетинский народ выстоял и выжил. Что же касается историй… Ну вот, к примеру, спустя 2-3 дня после окончания военных действий мы снимали репортаж во дворе одной из многоэтажек по ул. Героев, общались с очевидцами. Среди них была совсем молодая женщина с двухлетним ребенком на руках. Никогда не забуду ее рассказ о том, как они провели четверо суток в подвале, когда из еды у них была всего лишь одна банка сгущенки. Пережить все это, выйти из подвала и говорить, что все нормально, – на такое способны лишь сильные духом люди.
– Нельзя не заметить, что российские журналисты, постоянно работающие здесь, в Южной Осетии, в отличие от других своих коллег воспринимают происходящее по-другому, более глубинно. Не бывает желания выйти за рамки сухого информационного репортажа и выплеснуть эмоции?
– Тут дело не только в эмоциональном фоне. Иногда хочется высказаться так, чтобы кое-кому мало не показалось. Но есть масса сдерживающих факторов, в том числе и личных. Если видишь, допустим, как одинокая больная старушка в течение нескольких месяцев ходит и буквально вымаливает стекла для своей разрушенной квартиры и это изо дня в день остается без реагирования, конечно, хочется выплеснуть эмоции, но как говорится, зачастую попросту не хочется выносить сор из избы. С другой стороны, профессия накладывает определенные обязательства перед людьми. От тебя требуют помощи в правдоискательстве, в чем ты не имеешь права отказывать… 

Рада Дзагоева

   

Источник - Юго-осетинская газета «Республика».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный Венченсо Венченсо

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

ЮОГУ
Акция. Лучший кадр

Цитаты

Деньги не портят человека, они просто показывают, кто он есть на самом деле.
Производство сайтов

Новости

«    Январь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

полезно знать...

Компания Директ-Электрик предлагает светодиодные светильники оптом по выгодной цене

 Мегафон
Пушкина
Продается немецкая коляска фирмы FYN в отличном состоянии. Стоимость 8 000 р. звонить по тел. 8 929 811 76 87


Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Реклама на АЛАНИЯинформ

Объявления

Продается двухэтажный частный дом с небольшим з.у. в самом центре города. Угол улиц Пушкина и Лужкова. Цена: 4.5 млн. руб. Торг уместен. Возможен обмен на квартиру с доплатой. Подробности по тел.: 8 (929) 808 - 10 - 10
***
Продается немецкая коляска фирмы FYN в отличном состоянии. Стоимость 8 000 р. звонить по тел. 8 929 811 76 87
***
Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю
***
Сдаются комнаты посуточно для строителей . Условия средние, плата низкая. Отдельные комнаты. Имеется душевая с постоянным горячим водоснабжением. Дом в процессе ремонта. Стоимость проживания – 500 рублей в сутки. При проживании более 5 суток действует система скидок. Дом в центре города , тел для справок : 8(929)812 82 42. Спросить Виталия.
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия