УАСТЫРДЖИ
23 июня 2009, Религиозные праздники, [24452 просмотра]
Особое место в религиозных верованиях осетин занимает культ Уастырджи. Уастырджи главный персонаж пантеона осетинских божеств и самый популярный из них.
По представлению осетин "Уастырджи имеет белую лошадь, сам роста большого, симпатичен, одевается в белый халат, храбрый и добродушный". По этим же представлениям он сидит на небесах около создателя - Бога ( х у ы ц а у ы р а з ) и стоит на страже интересов людей, особенно бедных. Обиженных он ласкает, а обидчиков наказывает. Перед богом заступается за людей и просит у него всякие дары для них.
По характеристике осетин, приведенной В.Ф.Миллером, Уастырджи считается бичем воров, мошенников, убийц и покровителем честных людей и домашних животных.
По представлению осетин "Уастырджи имеет белую лошадь, сам роста большого, симпатичен, одевается в белый халат, храбрый и добродушный". По этим же представлениям он сидит на небесах около создателя - Бога ( х у ы ц а у ы р а з ) и стоит на страже интересов людей, особенно бедных. Обиженных он ласкает, а обидчиков наказывает. Перед богом заступается за людей и просит у него всякие дары для них.
По характеристике осетин, приведенной В.Ф.Миллером, Уастырджи считается бичем воров, мошенников, убийц и покровителем честных людей и домашних животных.
Однако, Устырджи больше всего известен как покровитель воинов и путников-мужчин и вообще считается богом-покровителем мужчин ( л ае г т ы дз у а р ). Осетин, отправляясь в на войну, в поход ( б а л ц м ае ), в дорогу, призывает себе на помощь Уастырджи, приносит ему жертвы.
Зарегистрирована религиозная община, исповедующая традиционную осетинскую веру
21 июня 2009, Религиозные праздники, [12198 просмотров]
В Моздокском районе, впервые в истории, министерством юстиции зарегистрирована религиозная община, исповедующая традиционную осетинскую веру. Мы обратились к руководителю общины Макееву Д.Б.
Кор.: Расскажите пожалуйста о своей общине, о ваших целях и планах.
Макеев: Подобно тому, как здание стоит на фундаменте, так же обычаи, традиции в целом вся жизнь осетинского народа базируется на основе древней осетинской веры. В настоящее время наш народ значительно отошёл от традиционной духовной культуры, проверенных веками норм нравственности. Причина происходящего в том, что мышление людей сегодня формируется иной идеологией, иным мировоззрением, отличным, от того, что создали наши предки и, что имеет тысячелетнюю историю. Смена базовой идеологии ведет, как мы это можем воочию наблюдать, к разрушению традиционной культуры.
Кор.: Расскажите пожалуйста о своей общине, о ваших целях и планах.
Макеев: Подобно тому, как здание стоит на фундаменте, так же обычаи, традиции в целом вся жизнь осетинского народа базируется на основе древней осетинской веры. В настоящее время наш народ значительно отошёл от традиционной духовной культуры, проверенных веками норм нравственности. Причина происходящего в том, что мышление людей сегодня формируется иной идеологией, иным мировоззрением, отличным, от того, что создали наши предки и, что имеет тысячелетнюю историю. Смена базовой идеологии ведет, как мы это можем воочию наблюдать, к разрушению традиционной культуры.
21 июня Дауджытае аемае Фаелваера
20 июня 2009, Религиозные праздники, [6869 просмотров]
ДАУДЖЫТӔ
Ирон адӕмон бӕрӕгбонты 'хсӕн ахсджиаг бынат ахсы Дауджыты стырбон. Уый дӕр нымад у, ирон адӕмы хӕдзарадон-культурон царды гуылфӕны чи равзӕрд, ахӕм сыгъдӕг ирон бӕрӕгбоныл, кӕнынц ӕй июны мӕйы. Иуӕй-иу этнографион ӕрмӕджытӕ куыд амонынц, афтӕмӕй Дауджыты стырбон ирӕттӕ арӕзтой хуымгӕрдӕнты-найгӕнӕнты заманы дӕр. Йӕ боныл Ирыстоны фылдӕр хъӕуты нымад цыдис дыццӕг. Дзо-магъгомы йӕ кодтой ӕнӕмӕнг хуыцаубоны. Дауджыты стыр-бон тынгдӕр зыдтой Цъалагомы, Къуыдаргомы, Куырттаты, Уӕлладжыры ӕмӕ Дыгургомы. Стырбоны куывд кодтой, куыд алчи хицӕнӕй, хӕдзары куывд, афтӕ ӕнӕхъӕн хъӕуӕй иумӕ дӕр. Дауджыты бӕрӕгбон цы бардуӕгты номыл арӕзтой, цахӕм динон нысан, функци йын уыд, уый фӕдыл ахуыргӕндтӕм нӕй иу ӕмхуызон хъуыды.
Ирон адӕмон бӕрӕгбонты 'хсӕн ахсджиаг бынат ахсы Дауджыты стырбон. Уый дӕр нымад у, ирон адӕмы хӕдзарадон-культурон царды гуылфӕны чи равзӕрд, ахӕм сыгъдӕг ирон бӕрӕгбоныл, кӕнынц ӕй июны мӕйы. Иуӕй-иу этнографион ӕрмӕджытӕ куыд амонынц, афтӕмӕй Дауджыты стырбон ирӕттӕ арӕзтой хуымгӕрдӕнты-найгӕнӕнты заманы дӕр. Йӕ боныл Ирыстоны фылдӕр хъӕуты нымад цыдис дыццӕг. Дзо-магъгомы йӕ кодтой ӕнӕмӕнг хуыцаубоны. Дауджыты стыр-бон тынгдӕр зыдтой Цъалагомы, Къуыдаргомы, Куырттаты, Уӕлладжыры ӕмӕ Дыгургомы. Стырбоны куывд кодтой, куыд алчи хицӕнӕй, хӕдзары куывд, афтӕ ӕнӕхъӕн хъӕуӕй иумӕ дӕр. Дауджыты бӕрӕгбон цы бардуӕгты номыл арӕзтой, цахӕм динон нысан, функци йын уыд, уый фӕдыл ахуыргӕндтӕм нӕй иу ӕмхуызон хъуыды.