Любые избирательные цензы должны быть разумными
Вчера, 15:55 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [737 просмотров]
На днях Парламент РЮО принял поправки к конституционным законам, касающимся основных гарантий избирательных прав граждан, а так же выборов Президента РЮО. Основные среди них — новая трактовка конституционной нормы о постоянном проживании в течение последних десяти лет, а так же увеличение количества подписей избирателей, для регистрации кандидатов в Президенты РЮО. Мы попросили Полномочного представителя Правительства в Парламенте Вячеслава Гобозова прокомментировать эти изменения в избирательном законодательстве республики:
- Я уже высказывался неоднократно по поводу применения конституционной нормы, касающейся требования постоянного проживания последние 10 лет для того, чтобы иметь возможность участвовать в президентских выборах в качестве кандидата в Президенты РЮО. Самым важным я считаю, чтобы в Южной Осетии от ценза оседлости никто больше необоснованно не пострадал, как это бывало ранее.
Тем не менее, ценз оседлости для избрания на пост Президента РЮО нужен, я как идею поддерживаю и поддерживал всегда предельно четкую конкретизацию ценза оседлости и либерализацию подходов к применению. Формулировка этой правовой нормы не должна допускать различных толкований и двойных стандартов в отношении кандидатов. Лучше уж иметь достаточно спорную в плане различных причин конституционную норму, применение которой не дает различных вариантов, чем то, что мы есть у нас сейчас: расплывчатую конституционную норму, с лазейками, которые использовались в соответствии с политической конъюнктурой и неизменно приводили к громким скандалам.
Конечно, предвыборный год — это не самый лучший период для внесения каких-либо изменений в избирательное законодательство. Я бы предпочел, чтобы подобные вопросы обсуждались и были решены как минимум год назад. Однако, увы, Центризбирком РЮО воспользовался своим правом законодательной инициативы именно сейчас, а значит, надо было именно сейчас принимать решение.
Принятая Парламентом РЮО новая конституционная норма о цензе оседлости, естественно, не идеальна, она, конечно, может вызывать различные споры. Не исключено, что к этому вопросу еще придется вернуться в будущем. Однако хотелось обратить внимание на то, что новая трактовка ценза оседлости более конкретна и либеральна, чем та, которой руководствовались до сих пор.
Для ясности напомним, как было до сих пор: если за последние 10 лет человек хотя бы в течение одного из них выехал за пределы РЮО более чем на три месяца в совокупности, значит, он здесь уже не проживает. Причем, считали по дням — неважно, это его отпуск календарный, или выходной это день, рабочий или праздничный. Но это же абсурд! Человек имеет право свои выходные и отпускные дни проводить там, где считает нужным, никакого отношения к проживанию это не имеет. А в итоге, создавалось широкое поле для двойных стандартов: одним — «неугодным» — кандидатам пропуски считали более чем скрупулёзно, а на пропуски других – получивших «благословение свыше» — закрывали глаза. Это был достаточно жесткий и несправедливый ценз оседлости.
Я хочу обратить внимание на то, что в основе нынешней формулировки лежит несколько иной критерий: человек считается постоянно проживающим в РЮО, если он выезжал за пределы Южной Осетии не более чем на 93 рабочих дня, а также вводится понятие уважительных причин. Если учесть, что выходные и праздничные дни, а также свой отпуск гражданин РЮО имеет право проводить где угодно, в том числе и за рубежом, то получается, что в течение года он обязан быть на территории РЮО максимум около 130 рабочих дней в течение года. Я не думаю, что для гражданина РЮО, действительно проживающего в республике последние 10 лет, этот ценз оседлости может быть серьезной преградой. Хотя, конечно, исключительные случаи бывают, да и о методике подсчета «дней отсутствия и присутствия» еще предстоит серьезно подумать.
Что же касается увеличения количества подписей избирателей, которые кандидат в Президенты РЮО должен собрать в свою поддержку, то это, безусловно, определенное ужесточение требований к нему. Но оно вполне оправдано логически, учитывая, что речь идет о высшей государственной должности в стране. Да, наверное, можно было бы остановиться на меньшей цифре – например, 2000 подписей, но и барьер в 3,5 тысячи, скажем откровенно, не является непроходимым для человека, серьезно настроенного на участие в президентской гонке, имеющего шансы на успех и определенную поддержку в обществе.
В любом случае при принятии того или иного решения, в том числе при применении на практике определенных правовых норм, надо ориентироваться не только на букву, но и на дух закона, не забывая, что в основе его в правовом государстве лежат среди прочих здравый смысл и принцип справедливости. Любые избирательные цензы должны быть разумными и не создавать возможности для недобросовестной политической конкуренции.
Алина Бестаева
Источник: http://south-ossetia.info/lyubye-izbiratelnye-cenzy-dolzhny-byt-razumnymi/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
- Я уже высказывался неоднократно по поводу применения конституционной нормы, касающейся требования постоянного проживания последние 10 лет для того, чтобы иметь возможность участвовать в президентских выборах в качестве кандидата в Президенты РЮО. Самым важным я считаю, чтобы в Южной Осетии от ценза оседлости никто больше необоснованно не пострадал, как это бывало ранее.
Тем не менее, ценз оседлости для избрания на пост Президента РЮО нужен, я как идею поддерживаю и поддерживал всегда предельно четкую конкретизацию ценза оседлости и либерализацию подходов к применению. Формулировка этой правовой нормы не должна допускать различных толкований и двойных стандартов в отношении кандидатов. Лучше уж иметь достаточно спорную в плане различных причин конституционную норму, применение которой не дает различных вариантов, чем то, что мы есть у нас сейчас: расплывчатую конституционную норму, с лазейками, которые использовались в соответствии с политической конъюнктурой и неизменно приводили к громким скандалам.
Конечно, предвыборный год — это не самый лучший период для внесения каких-либо изменений в избирательное законодательство. Я бы предпочел, чтобы подобные вопросы обсуждались и были решены как минимум год назад. Однако, увы, Центризбирком РЮО воспользовался своим правом законодательной инициативы именно сейчас, а значит, надо было именно сейчас принимать решение.
Принятая Парламентом РЮО новая конституционная норма о цензе оседлости, естественно, не идеальна, она, конечно, может вызывать различные споры. Не исключено, что к этому вопросу еще придется вернуться в будущем. Однако хотелось обратить внимание на то, что новая трактовка ценза оседлости более конкретна и либеральна, чем та, которой руководствовались до сих пор.
Для ясности напомним, как было до сих пор: если за последние 10 лет человек хотя бы в течение одного из них выехал за пределы РЮО более чем на три месяца в совокупности, значит, он здесь уже не проживает. Причем, считали по дням — неважно, это его отпуск календарный, или выходной это день, рабочий или праздничный. Но это же абсурд! Человек имеет право свои выходные и отпускные дни проводить там, где считает нужным, никакого отношения к проживанию это не имеет. А в итоге, создавалось широкое поле для двойных стандартов: одним — «неугодным» — кандидатам пропуски считали более чем скрупулёзно, а на пропуски других – получивших «благословение свыше» — закрывали глаза. Это был достаточно жесткий и несправедливый ценз оседлости.
Я хочу обратить внимание на то, что в основе нынешней формулировки лежит несколько иной критерий: человек считается постоянно проживающим в РЮО, если он выезжал за пределы Южной Осетии не более чем на 93 рабочих дня, а также вводится понятие уважительных причин. Если учесть, что выходные и праздничные дни, а также свой отпуск гражданин РЮО имеет право проводить где угодно, в том числе и за рубежом, то получается, что в течение года он обязан быть на территории РЮО максимум около 130 рабочих дней в течение года. Я не думаю, что для гражданина РЮО, действительно проживающего в республике последние 10 лет, этот ценз оседлости может быть серьезной преградой. Хотя, конечно, исключительные случаи бывают, да и о методике подсчета «дней отсутствия и присутствия» еще предстоит серьезно подумать.
Что же касается увеличения количества подписей избирателей, которые кандидат в Президенты РЮО должен собрать в свою поддержку, то это, безусловно, определенное ужесточение требований к нему. Но оно вполне оправдано логически, учитывая, что речь идет о высшей государственной должности в стране. Да, наверное, можно было бы остановиться на меньшей цифре – например, 2000 подписей, но и барьер в 3,5 тысячи, скажем откровенно, не является непроходимым для человека, серьезно настроенного на участие в президентской гонке, имеющего шансы на успех и определенную поддержку в обществе.
В любом случае при принятии того или иного решения, в том числе при применении на практике определенных правовых норм, надо ориентироваться не только на букву, но и на дух закона, не забывая, что в основе его в правовом государстве лежат среди прочих здравый смысл и принцип справедливости. Любые избирательные цензы должны быть разумными и не создавать возможности для недобросовестной политической конкуренции.
Алина Бестаева
Источник: http://south-ossetia.info/lyubye-izbiratelnye-cenzy-dolzhny-byt-razumnymi/
Все права защищены © Официальный информационный портал Республики Южная Осетия
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.