Европейцы на Кавказе: «бюро добрых услуг» или ширма для НАТО?
9 октября 2008 Дайджест [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2838 просмотров]
Россия выражает искреннюю заинтересованность в усилении присутствия Европейского Союза на Кавказе в качестве объективного и беспристрастного посредника, способного успокоить ситуацию. Об этом свидетельствует как вывод российских миротворцев из «буферной зоны» в соответствии с планом Медведева – Саркози (при этом бывшие миротворческие посты сравниваются с землей, а затем сдаются непосредственно грузинам) 1, так и недавние предложения Москвы по уточнению формата выполнения европейцами своей миссии.
Международные наблюдатели, которые заменят в буферных зонах у Южной Осетии и Абхазии российские миротворческие силы, должны быть вооружены для обеспечения порядка и безопасности. Такое мнение высказал журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько. По его словам, Дмитрий Медведев сформулировал эту позицию российской стороны еще на переговорах в Москве с Николя Саркози.
Д.Медведев на переговорах в Москве, отметил С.Приходько, не был против большего числа наблюдателей. «Чтобы их больше было — еще лучше. У нас не только нет аллергии, мы готовы там взаимодействовать», — сказал помощник российского президента. Он добавил, что в настоящее время в буферных зонах на Кавказе между сотрудниками международной миссии и российскими миротворцами установились «очень корректные отношения», они взаимодействуют друг с другом.
«Из теоретических возможностей (помешать выводу миротворцев РФ) представляю одну: что Европейский союз будет настаивать, чтобы они там задержались. Если говорить серьезно — не говорю о плохом — но если что-то произойдет с наблюдателями Европейского союза, что-то такое совсем нехорошее, и они попросят нас там задержаться. Если рассуждать гипотетически, это единственная возможность, потому что никакие провокации и никакие заявления грузин [нам не помешают]», — сказал С. Приходько.
Однако возможное придание европейским наблюдателям в Грузии полицейских функций – только одна сторона медали. С. Приходько также напомнил, что ЕС взял на себя ответственность за безопасность в регионе, и теперь спрос за ее обеспечение перекладывается с России на Евросоюз.
«Мы из тех, к кому обращаются, будем плавно перетекать в другое качество: будем обращаться к Европейскому союзу с просьбой информировать нас, что там происходит, обеспечиваются ли полицейскими необходимые условия безопасности», — заявил он, добавив, что теперь ЕС несет ответственность за «любые возможные провокации, за непредотвращенные теракты». «Мы эту ответственность, такой подход приветствуем, но, подчеркиваю, будем с них спрашивать», — сказал помощник президента РФ2.
Получение информации (особенно, если она будет соответствовать действительности) – это, конечно, хорошо. Правда, в чем будет заключаться ответственность европейцев, остается неясным. Собираются ли подопечные господина Хабера, скажем, в случае активизации диверсионно-террористической деятельности в прилегающих к Абхазии и Южной Осетии районах признать провал своей миссии и досрочно передать свои позиции российским миротворцам? Или же наоборот - будут настаивать на усилении своей миссии тяжелой военной техникой или дополнительными «миротворческими контингентами», скажем, под эгидой НАТО? Вспомним опыт Боснии и Герцеговины начала 90-х: ООН-овские «миротворцы» вольно или невольно способствовали разогреву ситуации, затем все дружно заговорили об их «неспособности» прекратить столкновения (как будто им и ставилась задача продемонстрировать свою «неспособность»), а на следующем этапе ООН-овские «голубые каски» уступили место войскам США и НАТО, которые стали наносить удары по позициям боснийских сербов.
В нашем случае роль Изетбеговича и Силайджича играют Саакашвили и компания, осетины и абхазы являются «боснийскими сербами». России, разумеется, отведена роль «большой Сербии», а миссия господина Хабера может стать аналогом миссии ООН в Боснии и Герцеговине в начале 90-х, подготовившей почву для реализации «дейтонского» и косовского сценариев с их «жестким миротворчеством»… Да и ответ на вопрос, не окажется ли «европейское» оружие в руках атакующих Южную Осетию и Абхазию грузинских боевиков, вряд ли так однозначен, как это может показаться на первый взгляд.
По словам главного военного прокурора С.Фридинского, на некоторых образцах изъятого в Южной Осетии оружия стояли формуляры производства 2008 г., что говорит о том, что вооружение в Грузию поставлялось намеренно для ведения военных действий. Кроме того, по словам С.Фридинского, получены документальные подтверждения обучения грузинских миротворцев взрывному делу иностранными инструкторами3. В новой ситуации, сложившейся после 1 октября (начало миссии ЕС), могут открыться дополнительные возможности: предполагать, что долгосрочные планы наших западных «партнеров» в отношении Кавказа претерпели существенные изменения, было бы полной наивностью…
Российская сторона уже начала задавать вопросы представителям ЕС. Глава МИД РФ Сергей Лавров, например, направил послание президенту Швейцарии (sic!), в котором обратил внимание на то, что Евросоюз "настаивал на быстром выводе российских миротворцев из этих зон, а сейчас там рвутся фугасы". Очевидно, имеется в виду инцидент, случившийся 6 октября: у границ Абхазии произошел подрыв взрывного устройства перед колонной российских миротворцев, выводимых в соответствии с планом "Медведева - Саркози"4.
Представляется, однако, что рваться будут скоро не только фугасы, но и кое-что посерьезнее. З августа в Цхинвале уже произошел теракт с использованием начиненного взрывчаткой автомобиля. (Заметим в скобках, что именно такой способ осуществления терактов был широко распространен в Ираке, где проходили - и проходят - «обкатку» грузинские военнослужащие).
А вот вопрос о том, можно ли с Евросоюзом в его нынешнем состоянии вести сколько-нибудь продуктивный диалог по Кавказу, остается открытым. Весьма красноречиво на этот счет заявление министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, сделанное 5 октября. Согласно сообщению Associated Press, Б.Кушнер высказался в том смысле, что государства Европы заняли выжидательную политику и ни по одному важному вопросу, среди которых конфликт на Кавказе, ситуация в Афганистане и Ираке, не готовы сейчас принимать конкретных решений. Читай: Европа не готова принимать решений по важным политическим вопросам до смены власти в США. Глава французской дипломатии тем самым фактически признал отсутствие у ЕС самостоятельной внешней политики5.
Напомним, что в разгар кавказского кризиса тот же Кушнер обосновывал необходимость вмешательства ЕС тем, что США, целиком и полностью поддержавшие Тбилиси, являются стороной конфликта. А посол Франции в России, выступавший в МГИМО в ходе очередного Конвента РАМИ 26 сентября удивлялся тому, что в Москве, по его мнению, недостаточно оценили именно общеевропейское «измерение» посредничества Николя Саркози в дни августовского конфликта. Соответствующую проблему обрисовал и Владимир Путин. В интервью германскому телеканалу ARD (с обнародованием его полной версии в кичащейся своей «свободой прессы» Европе творились прямо-таки чудеса) глава российского правительства, проводя параллели между позицией Европы в вопросе о территориальной целостности Сербии и реакцией стран ЕС на события в Грузии, заметил: "Если европейские страны так и дальше будут вести свою политику, то разговаривать о европейских делах нам придется с Вашингтоном".
Намерения Вашингтона в отношении Кавказа достаточно хорошо известны. Экономические проблемы в США способны на некоторое время оттянуть активную фазу реализации этих намерений, но не более. Скорее наоборот, возрастет соблазн «загрести жар» чужими руками, и здесь Евросоюз (ближайший политический союзник США) представляется почти идеальным инструментом. Вот только к обеспечению долгосрочной стабильности на Кавказе это имеет мало отношения.
Если предложения Москвы по демилитаризации Грузии, введению эмбарго на поставки вооружений в эту страну при создании соответствующей системы контроля за его соблюдением (включая порты Поти, Батуми, воздушное пространство и т.д.) останутся без ответа, – новая война станет лишь вопросом времени. России надо быть готовой к жестким вариантам миротворчества, аналогичным тому, какой был реализован 8 августа. Иначе «творить мир» будут другие, причем – по югославскому сценарию…
Международные наблюдатели, которые заменят в буферных зонах у Южной Осетии и Абхазии российские миротворческие силы, должны быть вооружены для обеспечения порядка и безопасности. Такое мнение высказал журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько. По его словам, Дмитрий Медведев сформулировал эту позицию российской стороны еще на переговорах в Москве с Николя Саркози.
Д.Медведев на переговорах в Москве, отметил С.Приходько, не был против большего числа наблюдателей. «Чтобы их больше было — еще лучше. У нас не только нет аллергии, мы готовы там взаимодействовать», — сказал помощник российского президента. Он добавил, что в настоящее время в буферных зонах на Кавказе между сотрудниками международной миссии и российскими миротворцами установились «очень корректные отношения», они взаимодействуют друг с другом.
«Из теоретических возможностей (помешать выводу миротворцев РФ) представляю одну: что Европейский союз будет настаивать, чтобы они там задержались. Если говорить серьезно — не говорю о плохом — но если что-то произойдет с наблюдателями Европейского союза, что-то такое совсем нехорошее, и они попросят нас там задержаться. Если рассуждать гипотетически, это единственная возможность, потому что никакие провокации и никакие заявления грузин [нам не помешают]», — сказал С. Приходько.
Однако возможное придание европейским наблюдателям в Грузии полицейских функций – только одна сторона медали. С. Приходько также напомнил, что ЕС взял на себя ответственность за безопасность в регионе, и теперь спрос за ее обеспечение перекладывается с России на Евросоюз.
«Мы из тех, к кому обращаются, будем плавно перетекать в другое качество: будем обращаться к Европейскому союзу с просьбой информировать нас, что там происходит, обеспечиваются ли полицейскими необходимые условия безопасности», — заявил он, добавив, что теперь ЕС несет ответственность за «любые возможные провокации, за непредотвращенные теракты». «Мы эту ответственность, такой подход приветствуем, но, подчеркиваю, будем с них спрашивать», — сказал помощник президента РФ2.
Получение информации (особенно, если она будет соответствовать действительности) – это, конечно, хорошо. Правда, в чем будет заключаться ответственность европейцев, остается неясным. Собираются ли подопечные господина Хабера, скажем, в случае активизации диверсионно-террористической деятельности в прилегающих к Абхазии и Южной Осетии районах признать провал своей миссии и досрочно передать свои позиции российским миротворцам? Или же наоборот - будут настаивать на усилении своей миссии тяжелой военной техникой или дополнительными «миротворческими контингентами», скажем, под эгидой НАТО? Вспомним опыт Боснии и Герцеговины начала 90-х: ООН-овские «миротворцы» вольно или невольно способствовали разогреву ситуации, затем все дружно заговорили об их «неспособности» прекратить столкновения (как будто им и ставилась задача продемонстрировать свою «неспособность»), а на следующем этапе ООН-овские «голубые каски» уступили место войскам США и НАТО, которые стали наносить удары по позициям боснийских сербов.
В нашем случае роль Изетбеговича и Силайджича играют Саакашвили и компания, осетины и абхазы являются «боснийскими сербами». России, разумеется, отведена роль «большой Сербии», а миссия господина Хабера может стать аналогом миссии ООН в Боснии и Герцеговине в начале 90-х, подготовившей почву для реализации «дейтонского» и косовского сценариев с их «жестким миротворчеством»… Да и ответ на вопрос, не окажется ли «европейское» оружие в руках атакующих Южную Осетию и Абхазию грузинских боевиков, вряд ли так однозначен, как это может показаться на первый взгляд.
По словам главного военного прокурора С.Фридинского, на некоторых образцах изъятого в Южной Осетии оружия стояли формуляры производства 2008 г., что говорит о том, что вооружение в Грузию поставлялось намеренно для ведения военных действий. Кроме того, по словам С.Фридинского, получены документальные подтверждения обучения грузинских миротворцев взрывному делу иностранными инструкторами3. В новой ситуации, сложившейся после 1 октября (начало миссии ЕС), могут открыться дополнительные возможности: предполагать, что долгосрочные планы наших западных «партнеров» в отношении Кавказа претерпели существенные изменения, было бы полной наивностью…
Российская сторона уже начала задавать вопросы представителям ЕС. Глава МИД РФ Сергей Лавров, например, направил послание президенту Швейцарии (sic!), в котором обратил внимание на то, что Евросоюз "настаивал на быстром выводе российских миротворцев из этих зон, а сейчас там рвутся фугасы". Очевидно, имеется в виду инцидент, случившийся 6 октября: у границ Абхазии произошел подрыв взрывного устройства перед колонной российских миротворцев, выводимых в соответствии с планом "Медведева - Саркози"4.
Представляется, однако, что рваться будут скоро не только фугасы, но и кое-что посерьезнее. З августа в Цхинвале уже произошел теракт с использованием начиненного взрывчаткой автомобиля. (Заметим в скобках, что именно такой способ осуществления терактов был широко распространен в Ираке, где проходили - и проходят - «обкатку» грузинские военнослужащие).
А вот вопрос о том, можно ли с Евросоюзом в его нынешнем состоянии вести сколько-нибудь продуктивный диалог по Кавказу, остается открытым. Весьма красноречиво на этот счет заявление министра иностранных дел Франции Бернара Кушнера, сделанное 5 октября. Согласно сообщению Associated Press, Б.Кушнер высказался в том смысле, что государства Европы заняли выжидательную политику и ни по одному важному вопросу, среди которых конфликт на Кавказе, ситуация в Афганистане и Ираке, не готовы сейчас принимать конкретных решений. Читай: Европа не готова принимать решений по важным политическим вопросам до смены власти в США. Глава французской дипломатии тем самым фактически признал отсутствие у ЕС самостоятельной внешней политики5.
Напомним, что в разгар кавказского кризиса тот же Кушнер обосновывал необходимость вмешательства ЕС тем, что США, целиком и полностью поддержавшие Тбилиси, являются стороной конфликта. А посол Франции в России, выступавший в МГИМО в ходе очередного Конвента РАМИ 26 сентября удивлялся тому, что в Москве, по его мнению, недостаточно оценили именно общеевропейское «измерение» посредничества Николя Саркози в дни августовского конфликта. Соответствующую проблему обрисовал и Владимир Путин. В интервью германскому телеканалу ARD (с обнародованием его полной версии в кичащейся своей «свободой прессы» Европе творились прямо-таки чудеса) глава российского правительства, проводя параллели между позицией Европы в вопросе о территориальной целостности Сербии и реакцией стран ЕС на события в Грузии, заметил: "Если европейские страны так и дальше будут вести свою политику, то разговаривать о европейских делах нам придется с Вашингтоном".
Намерения Вашингтона в отношении Кавказа достаточно хорошо известны. Экономические проблемы в США способны на некоторое время оттянуть активную фазу реализации этих намерений, но не более. Скорее наоборот, возрастет соблазн «загрести жар» чужими руками, и здесь Евросоюз (ближайший политический союзник США) представляется почти идеальным инструментом. Вот только к обеспечению долгосрочной стабильности на Кавказе это имеет мало отношения.
Если предложения Москвы по демилитаризации Грузии, введению эмбарго на поставки вооружений в эту страну при создании соответствующей системы контроля за его соблюдением (включая порты Поти, Батуми, воздушное пространство и т.д.) останутся без ответа, – новая война станет лишь вопросом времени. России надо быть готовой к жестким вариантам миротворчества, аналогичным тому, какой был реализован 8 августа. Иначе «творить мир» будут другие, причем – по югославскому сценарию…
Андрей АРЕШЕВ
_________________________
1 http://www.polit.ru/news/2008/10/08/block.html
2 Международные наблюдатели в ЮО и Абхазии должны быть вооружены - Кремль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/2075248/
3 http://top.rbc.ru/politics/08/10/2008/251373.shtml
4 http://www.interfax-russia.ru/r/B/ug/494.html?menu=A&id_issue=12166064
5 Глава МИД Франции признал, что европейскую внешнюю политику определяют в Вашингтоне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1064634.htm
_________________________
1 http://www.polit.ru/news/2008/10/08/block.html
2 Международные наблюдатели в ЮО и Абхазии должны быть вооружены - Кремль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.mail.ru/politics/2075248/
3 http://top.rbc.ru/politics/08/10/2008/251373.shtml
4 http://www.interfax-russia.ru/r/B/ug/494.html?menu=A&id_issue=12166064
5 Глава МИД Франции признал, что европейскую внешнюю политику определяют в Вашингтоне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1064634.htm
Источник - http://fondsk.ru/.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.