Плутовство, или главный урок пятидневной войны
23 сентября 2008 Аналитика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [7892 просмотра]
Война Грузии с Южной Осетией, которую уже окрестили "пятидневной", как это ни странно звучит, стала своеобразным "моментом истины" для нашей страны.
Этот локальный конфликт не только показал реальное отношение к новой России ее западных партнеров, но и высветил множество скрытых международных проблем мирового масштаба: неспособность Совета Безопасности ООН выработать более-менее адекватную и реалистичную позицию, явное стремление НАТО занять место ООН, давление США на участников альянса, поведение "банановых" демократий в новой Европе, и многое, многое другое. Обо всем этом обязательно напишут специалисты-международники, все это будет детально изучаться дипломатами и делаться соответствующие выводы.
Но главный урок для России, похоже, в другом…
Этот локальный конфликт не только показал реальное отношение к новой России ее западных партнеров, но и высветил множество скрытых международных проблем мирового масштаба: неспособность Совета Безопасности ООН выработать более-менее адекватную и реалистичную позицию, явное стремление НАТО занять место ООН, давление США на участников альянса, поведение "банановых" демократий в новой Европе, и многое, многое другое. Обо всем этом обязательно напишут специалисты-международники, все это будет детально изучаться дипломатами и делаться соответствующие выводы.
Но главный урок для России, похоже, в другом…
Уровень лжи и откровенной дезинформации, которая публиковалась и транслировалась в мировых масс-медиа о грузинском военном вторжении в Южную Осетию превысил все разумные и допустимые пределы. "У нас вызывает очень серьезную озабоченность масштаб дезинформации в СМИ в отношении того, что именно происходит в зоне конфликта. Это не иначе, как пропаганда", – заявила представитель московского отделения международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) Татьяна Локшина.
Понятно, что, начиная с середины XIX века, то есть с появления самих средств массовой информации, любая война сопровождается неким "информационным прикрытием". Но только в XXI веке, и только в современном информационном обществе, породившем компьютер и Интернет – появились настолько могущественные и циничные информационные технологии, которые позволяют по-настоящему исказить отображение действительности в мировом масштабе!
Локальный грузино-осетинский военный конфликт со всей очевидностью показал, что в истории человечества наступила новая эра – эра интернетных информационных войн, где основным оружием являются так называемые "чёрные" PR-технологии. Причем, собственно война, с ее разрушениями, человеческими смертями, горем и слезами отходит теперь, как ни цинично это звучит, на второй план и становится своего рода информационным фоном, на котором пиарщики рисуют собственные картины псевдореальности. Затем именно эта сконструированная пиарщиками псевдореальность внедряется в массовое сознание и выдается за истину. Компьютерная "виртуальная реальность" стала важнее подлинной жизни людей!
Тема настолько серьезна, что кинематографистами снято уже несколько картин об этом явлении. Самой известной и самой интересной работой является фильм "Плутовство, или Хвост виляет собакой" ("Wag the Dog"). Этот кино-приговор политтехнологиям и политическим пиар-акциям был снят 11 лет назад – в 1997 году. Удивительно, но сегодня этот старый американский фильм воспринимается крайне актуально в контексте событий в Южной Осетии.
Вкратце сюжет "Плутовства" таков. За две недели до выборов президент США попадает в неприятный скандал. Чтобы спасти имидж президента и отвлечь внимание общественности, предвыборный штаб в Белом Доме нанимает пиарщика и голливудского продюссера, которые устраивают абсолютно циничную пиар-акцию: они инсценируют несуществующую войну с Албанией, которая якобы имеет мощное оружие массового уничтожения. Затем пиарщики придумывают национального героя, оказавшегося в албанском плену, и даже устраивают ему пышные похороны. При этом весь этот бред подтверждался якобы реальными аудио-, фото- и видеоматериалами, которые на самом деле являлись обыкновенными фальшивками, смонтированными PR-профессионалами.
Нечто подобное предпринял и президент Грузии Михаил Саакашвили. Только не в кино, а в реальной жизни.
Журналисты влиятельной британской газеты "The Times" первыми сообщили о том, что PR-специалисты из Бельгии помогли Грузии создать образ несчастной потерпевшей страны, на которую напала большая и злая Россия. "The Times" пишет, что с началом военных действий в Южной Осетии группа бельгийских пиарщиков начала хитрую кампанию по оповещению иностранных журналистов через электронную почту. Каждый день по e-mail под видом реальной информации рассылалось более 20 ложных сообщений, которые иллюстрировали якобы "вероломное вторжение России в Грузию", а также сообщали о якобы неимоверных "человеческих жертвах среди мирного грузинского населения", о том, что якобы российские самолеты "активно бомбят Тбилиси", что российские солдаты будто бы "заняли Гори" и т.д. и т.п.
Как теперь становится известно, в ход шли не только ложные сообщения, но и постановочные и смонтированные фото- и видеоматериалы. Впрочем, и сам Михаил Саакашвили все это время так самоотверженно врал общественности и журналистам, что имеет все шансы войти в историю, как самый лживый президент в мире. В общем все было организовано почти в точном соответствии с сюжетной линией фильма "Плутовство".
Бельгийские пиарщики прекрасно знали "кухню" приготовления круглосуточных новостей, имели связи в крупнейших информагентствах, и активно работали с Интернет-сообществом. Поэтому они добились того, что многие серьезные западные СМИ принялись повторять явную дезинформацию без какой-либо проверки.
Спустя несколько дней после сообщения "The Times" шведская газета "Aftonbladet" подтвердила информацию о бельгийских пиарщиках, работающих на Саакашвили. Журналисты "Aftonbladet" сообщили также ряд других подробностей этой грязной истории, в том числе и название PR-компании, которая согласилась за деньги отмывать грязь и кровь с костюма Михаила Саакашвили. Название этой политической прачечной, которая работает на президента Грузии с ноября прошлого года – "Aspect Consulting". Штаб-квартира компании находится в Брюсселе, что само по себе тоже весьма любопытно и показательно, ибо здесь же располагается, как известно, и головной офис NATO.
В статье "Кто организовал черную PR-атаку на Россию?" шведские журналисты пишут, что в Тбилиси находился PR-консультант Патрик Ворм (Patrick Worm), который является сотрудником бельгийской компании "Aspect Consulting". Этот пиарщик, замечает не без иронии шведская газета, "самый главный солдат Грузии". "Со своего лэптопа (ноутбука – Д.Т.) Патрик Ворм управляет западным фронтом в информационной войне с Россией. С утра до вечера сидит Патрик под простецкой табличкой "Пресс-центр Правительства". Он не скрывает, что отмывает кровь за деньги: "Часть денег по нашему последнему контракту должны были быть переведены как раз, когда началась война".
Газета также сообщает, что Патрику Ворму помогали еще десять пиарщиков, которые находились в неприметном офисе на втором этаже над обычной кондитерской в центре Брюсселя. "Некоторые из них в прошлом журналисты, другие имели опыт работы в политических партиях. У них повременная система оплаты. И никто из них не является грузином".
Именно эти 11 друзей Саакашвили совершили настолько циничную и ужасную подтасовку фактов, что вспоминается пропаганда доктора Геббельса. В первые часы грузинской агрессии именно эти бельгийские пиарщики своими подтасовками настолько исказили реальность, что внушили практически всему западному обществу совершенно ложное, обратное действительности, представление о ходе грузино-осетинского конфликта и о действиях России. Именно бельгийские промывальщики мозгов (конечно, вместе с их работодателями) развязали серьезный мировой военно-политический кризис, столкнув лбами Европу, Америку и Россию!
Небольшая группа PR-специалистов спровоцировала ухудшение международной обстановки – мировое сообщество впервые столкнулось с подобным манипулированием общественным мнением! А это уже не шуточки!
Самое ужасное в этом то, что пиарщики своих целей добились. Реальное (а не киношное) плутовство свершилось:
– Настоящий агрессор – Грузия – стал невинной жертвой, и теперь получает от Запада и США гуманитарную помощь, а также колоссальные денежные вливания – не менее 1 млрд. долларов. (Интересно, какой процент от этой суммы получат бельгийские пиарщики?) "Миролюбивая" Грузия не скрывает, что потратит, полученные путем обмана мировой общественности, деньги, исключительно на "мирное дело" – новое перевооружение своей армии.
– Про жертву – Южную Осетию – практически никто, кроме России, не вспоминает, и практически никто, кроме России ей не помогает. Никто почему-то не предлагает Южной Осетии 1 млрд. долларов на восстановление разрушенных Грузией гражданских объектов. Хотя разрушения эти значительно превосходят разрушения в Грузии.
– Грузия, в которой установлен националистический диктаторский режим Саакашвили, называется почему-то "молодой демократией". Хотя эта небольшая кавказская страна находится под протекторатом США, а грузинские министры содержатся американскими налогоплательщиками.
– Россия в одночасье снова превратилась в "мировое зло", и теперь уже более месяца оправдывается, за то, чего не совершала, а также за то, что заступилась и спасла от уничтожения малочисленный народ. В награду же наша страна получила целый комплекс экономических и политических проблем.
– Америка ввела свои военные корабли в Черное море, сделав это под предлогом доставки гуманитарных грузов в Грузию. Но в тоже время Штаты вели переговоры с Грузией и Турцией о создании в грузинских портах баз ВМФ США.
Итог печален: затеявший настоящую войну, но проигравший её – в выигрыше, а те, кто оборонялся и победил – в проигрыше.
Однако, чем больше анализируешь развитие ситуации вокруг грузино-осетинского конфликта, тем отчетливее понимаешь, что всю эту авантюру, придумал не Саакашвили. Аналогия с "Плутовством" настолько очевидна, что кукловоды видны из-за ширмы.
Вообще "корректировка" реальности в свою пользу стало уже традицией в США. Особенно с помощью кино. В этом отношении показателен фильм "Люди Х". Один из главных героев этого блокбастера – Магнето – во время Второй Мировой войны оказывается на территории Польши в нацистском концлагере, который потом освобождают доблестные американские войска. Но ведь прекрасно известно, что американцев в Польше не было. Это советские солдаты воевали там. Однако миллионы малограмотных подростков в Америке так ведь и будут думать, что это американцы освобождали узников в Польше. Маленькая ложь с большими последствиями.
И таких примеров очень много. В информационной войне, как выясняется, все средства хороши.
К сожалению, как показали события в Южной Осетии, Россия оказалась совершенно не готова к войне нового типа, которая сегодня ведется не только военными, но и информационными средствами. И, конечно, дело не в одних лишь бельгийских PR-специалистах, которые (надо отдать им должное) великолепно справились с поставленной перед ними задачей.
Главный урок для нас в том, что в условиях современной войны не учитывать мнение многомиллионной англоязычной интернет-аудитории "смерти подобно". У нас же до сих пор нет ни одного более-менее эффективного инструмента в этой сфере. И те печальные финансово-политические итоги, которые мы получили в результате военной победы, объясняются исключительно нашей неспособностью повлиять на западное общественное мнение, которое сегодня формируется в основном Интернетом. Ведь Глобальная Сеть является основным поставщиком "горячих" новостей не только для многих СМИ, но и для Телевидения, которое сегодня есть в каждом доме.
Дмитрий Медведев в одном из интервью признался, что начинает свой день с внимательного просмотра новостных интернет-ресурсов. Думается, что наш президент в этом не одинок. И действительно, сегодня ситуация такова, что большинство государственных деятелей, высокопоставленных военных, бизнесменов, финансистов, политиков и просто влиятельных людей, которые принимают те или иные важные решения, черпают свои знания о современном мире из Всемирной паутины.
Игнорировать это теперь просто невозможно. Ибо любые попытки игнорировать влияние "виртуальной реальности" на нашу настоящую жизнь, будут порождать множество абсолютно реальных проблем. Не замечать этого – значит действовать вопреки своим национальным интересам.
Дмитрий Тихонов,
парламентский журнал
"Российская Федерация сегодня"
На фото:
Кадры из фильма "Плутовство".
Технология PR-обмана: 1. Подбираем актрису; 2-3. Из библиотеки изображений подбираем необходимый фон; 4. Совмещаем актрису с фоном; 5-6. Вставляем вместо пакета с чипсами кота; 7. Монтируем это всё вместе; 8-9. Отправляем то, что получилось в новостную программу популярного телеканала; 10-12. И вот в новостях миллионы телезрителей видят, как бедная "албанская девушка" спасается от террористов, захвативших её деревню.
Источник - "Российская Федерация сегодня".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.