Osinform

Плутовство, или главный урок пятидневной войны

Война Грузии с Южной Осетией, которую уже окрестили "пятидневной", как это ни странно звучит, стала своеобразным "моментом истины" для нашей страны. 
Этот локальный конфликт не только показал реальное отношение к новой России ее западных партнеров, но и высветил множество скрытых международных проблем мирового масштаба: неспособность Совета Безопасности ООН выработать более-менее адекватную и реалистичную позицию, явное стремление НАТО занять место ООН, давление США на участников альянса, поведение "банановых" демократий в новой Европе, и многое, многое другое. Обо всем этом обязательно напишут специалисты-международники, все это будет детально изучаться дипломатами и делаться соответствующие выводы. 
Но главный урок для России, похоже, в другом…
alt
 

Уровень лжи и откровенной дезинформации, которая публиковалась и транслировалась в мировых масс-медиа о грузинском военном вторжении в Южную Осетию превысил все разумные и допустимые пределы. "У нас вызывает очень серьезную озабоченность масштаб дезинформации в СМИ в отношении того, что именно происходит в зоне конфликта. Это не иначе, как пропаганда", – заявила представитель московского отделения международной правозащитной организации Human Rights Watch (HRW) Татьяна Локшина. 
Понятно, что, начиная с середины XIX века, то есть с появления самих средств массовой информации, любая война сопровождается неким "информационным прикрытием". Но только в XXI веке, и только в современном информационном обществе, породившем компьютер и Интернет – появились настолько могущественные и циничные информационные технологии, которые позволяют по-настоящему исказить отображение действительности в мировом масштабе! 
Локальный грузино-осетинский военный конфликт со всей очевидностью показал, что в истории человечества наступила новая эра – эра интернетных информационных войн, где основным оружием являются так называемые "чёрные" PR-технологии. Причем, собственно война, с ее разрушениями, человеческими смертями, горем и слезами отходит теперь, как ни цинично это звучит, на второй план и становится своего рода информационным фоном, на котором пиарщики рисуют собственные картины псевдореальности. Затем именно эта сконструированная пиарщиками псевдореальность внедряется в массовое сознание и выдается за истину. Компьютерная "виртуальная реальность" стала важнее подлинной жизни людей!
Тема настолько серьезна, что кинематографистами снято уже несколько картин об этом явлении. Самой известной и самой интересной работой является фильм "Плутовство, или Хвост виляет собакой" ("Wag the Dog"). Этот кино-приговор политтехнологиям и политическим пиар-акциям был снят 11 лет назад – в 1997 году. Удивительно, но сегодня этот старый американский фильм воспринимается крайне актуально в контексте событий в Южной Осетии. 
Вкратце сюжет "Плутовства" таков. За две недели до выборов президент США попадает в неприятный скандал. Чтобы спасти имидж президента и отвлечь внимание общественности, предвыборный штаб в Белом Доме нанимает пиарщика и голливудского продюссера, которые устраивают абсолютно циничную пиар-акцию: они инсценируют несуществующую войну с Албанией, которая якобы имеет мощное оружие массового уничтожения. Затем пиарщики придумывают национального героя, оказавшегося в албанском плену, и даже устраивают ему пышные похороны. При этом весь этот бред подтверждался якобы реальными аудио-, фото- и видеоматериалами, которые на самом деле являлись обыкновенными фальшивками, смонтированными PR-профессионалами.
Нечто подобное предпринял и президент Грузии Михаил Саакашвили. Только не в кино, а в реальной жизни. 
Журналисты влиятельной британской газеты "The Times" первыми сообщили о том, что PR-специалисты из Бельгии помогли Грузии создать образ несчастной потерпевшей страны, на которую напала большая и злая Россия. "The Times" пишет, что с началом военных действий в Южной Осетии группа бельгийских пиарщиков начала хитрую кампанию по оповещению иностранных журналистов через электронную почту. Каждый день по e-mail под видом реальной информации рассылалось более 20 ложных сообщений, которые иллюстрировали якобы "вероломное вторжение России в Грузию", а также сообщали о якобы неимоверных "человеческих жертвах среди мирного грузинского населения", о том, что якобы российские самолеты "активно бомбят Тбилиси", что российские солдаты будто бы "заняли Гори" и т.д. и т.п. 
Как теперь становится известно, в ход шли не только ложные сообщения, но и постановочные и смонтированные фото- и видеоматериалы. Впрочем, и сам Михаил Саакашвили все это время так самоотверженно врал общественности и журналистам, что имеет все шансы войти в историю, как самый лживый президент в мире. В общем все было организовано почти в точном соответствии с сюжетной линией фильма "Плутовство".
Бельгийские пиарщики прекрасно знали "кухню" приготовления круглосуточных новостей, имели связи в крупнейших информагентствах, и активно работали с Интернет-сообществом. Поэтому они добились того, что многие серьезные западные СМИ принялись повторять явную дезинформацию без какой-либо проверки.
Спустя несколько дней после сообщения "The Times" шведская газета "Aftonbladet" подтвердила информацию о бельгийских пиарщиках, работающих на Саакашвили. Журналисты "Aftonbladet" сообщили также ряд других подробностей этой грязной истории, в том числе и название PR-компании, которая согласилась за деньги отмывать грязь и кровь с костюма Михаила Саакашвили. Название этой политической прачечной, которая работает на президента Грузии с ноября прошлого года – "Aspect Consulting". Штаб-квартира компании находится в Брюсселе, что само по себе тоже весьма любопытно и показательно, ибо здесь же располагается, как известно, и головной офис NATO.
В статье "Кто организовал черную PR-атаку на Россию?" шведские журналисты пишут, что в Тбилиси находился PR-консультант Патрик Ворм (Patrick Worm), который является сотрудником бельгийской компании "Aspect Consulting". Этот пиарщик, замечает не без иронии шведская газета, "самый главный солдат Грузии". "Со своего лэптопа (ноутбука – Д.Т.) Патрик Ворм управляет западным фронтом в информационной войне с Россией. С утра до вечера сидит Патрик под простецкой табличкой "Пресс-центр Правительства". Он не скрывает, что отмывает кровь за деньги: "Часть денег по нашему последнему контракту должны были быть переведены как раз, когда началась война".
Газета также сообщает, что Патрику Ворму помогали еще десять пиарщиков, которые находились в неприметном офисе на втором этаже над обычной кондитерской в центре Брюсселя. "Некоторые из них в прошлом журналисты, другие имели опыт работы в политических партиях. У них повременная система оплаты. И никто из них не является грузином".
Именно эти 11 друзей Саакашвили совершили настолько циничную и ужасную подтасовку фактов, что вспоминается пропаганда доктора Геббельса. В первые часы грузинской агрессии именно эти бельгийские пиарщики своими подтасовками настолько исказили реальность, что внушили практически всему западному обществу совершенно ложное, обратное действительности, представление о ходе грузино-осетинского конфликта и о действиях России. Именно бельгийские промывальщики мозгов (конечно, вместе с их работодателями) развязали серьезный мировой военно-политический кризис, столкнув лбами Европу, Америку и Россию!
Небольшая группа PR-специалистов спровоцировала ухудшение международной обстановки – мировое сообщество впервые столкнулось с подобным манипулированием общественным мнением! А это уже не шуточки! 
Самое ужасное в этом то, что пиарщики своих целей добились. Реальное (а не киношное) плутовство свершилось: 
– Настоящий агрессор – Грузия – стал невинной жертвой, и теперь получает от Запада и США гуманитарную помощь, а также колоссальные денежные вливания – не менее 1 млрд. долларов. (Интересно, какой процент от этой суммы получат бельгийские пиарщики?) "Миролюбивая" Грузия не скрывает, что потратит, полученные путем обмана мировой общественности, деньги, исключительно на "мирное дело" – новое перевооружение своей армии. 
– Про жертву – Южную Осетию – практически никто, кроме России, не вспоминает, и практически никто, кроме России ей не помогает. Никто почему-то не предлагает Южной Осетии 1 млрд. долларов на восстановление разрушенных Грузией гражданских объектов. Хотя разрушения эти значительно превосходят разрушения в Грузии. 
– Грузия, в которой установлен националистический диктаторский режим Саакашвили, называется почему-то "молодой демократией". Хотя эта небольшая кавказская страна находится под протекторатом США, а грузинские министры содержатся американскими налогоплательщиками. 
– Россия в одночасье снова превратилась в "мировое зло", и теперь уже более месяца оправдывается, за то, чего не совершала, а также за то, что заступилась и спасла от уничтожения малочисленный народ. В награду же наша страна получила целый комплекс экономических и политических проблем.
– Америка ввела свои военные корабли в Черное море, сделав это под предлогом доставки гуманитарных грузов в Грузию. Но в тоже время Штаты вели переговоры с Грузией и Турцией о создании в грузинских портах баз ВМФ США. 
Итог печален: затеявший настоящую войну, но проигравший её – в выигрыше, а те, кто оборонялся и победил – в проигрыше. 
Однако, чем больше анализируешь развитие ситуации вокруг грузино-осетинского конфликта, тем отчетливее понимаешь, что всю эту авантюру, придумал не Саакашвили. Аналогия с "Плутовством" настолько очевидна, что кукловоды видны из-за ширмы. 
Вообще "корректировка" реальности в свою пользу стало уже традицией в США. Особенно с помощью кино. В этом отношении показателен фильм "Люди Х". Один из главных героев этого блокбастера – Магнето – во время Второй Мировой войны оказывается на территории Польши в нацистском концлагере, который потом освобождают доблестные американские войска. Но ведь прекрасно известно, что американцев в Польше не было. Это советские солдаты воевали там. Однако миллионы малограмотных подростков в Америке так ведь и будут думать, что это американцы освобождали узников в Польше. Маленькая ложь с большими последствиями.
И таких примеров очень много. В информационной войне, как выясняется, все средства хороши.
К сожалению, как показали события в Южной Осетии, Россия оказалась совершенно не готова к войне нового типа, которая сегодня ведется не только военными, но и информационными средствами. И, конечно, дело не в одних лишь бельгийских PR-специалистах, которые (надо отдать им должное) великолепно справились с поставленной перед ними задачей. 
Главный урок для нас в том, что в условиях современной войны не учитывать мнение многомиллионной англоязычной интернет-аудитории "смерти подобно". У нас же до сих пор нет ни одного более-менее эффективного инструмента в этой сфере. И те печальные финансово-политические итоги, которые мы получили в результате военной победы, объясняются исключительно нашей неспособностью повлиять на западное общественное мнение, которое сегодня формируется в основном Интернетом. Ведь Глобальная Сеть является основным поставщиком "горячих" новостей не только для многих СМИ, но и для Телевидения, которое сегодня есть в каждом доме.  
Дмитрий Медведев в одном из интервью признался, что начинает свой день с внимательного просмотра новостных интернет-ресурсов. Думается, что наш президент в этом не одинок. И действительно, сегодня ситуация такова, что большинство государственных деятелей, высокопоставленных военных, бизнесменов, финансистов, политиков и просто влиятельных людей, которые принимают те или иные важные решения, черпают свои знания о современном мире из Всемирной паутины. 
Игнорировать это теперь просто невозможно. Ибо любые попытки игнорировать влияние "виртуальной реальности" на нашу настоящую жизнь, будут порождать множество абсолютно реальных проблем. Не замечать этого – значит действовать вопреки своим национальным интересам.

Дмитрий Тихонов, 
парламентский журнал 
"Российская Федерация сегодня"

На фото: 
Кадры из фильма "Плутовство". 
Технология PR-обмана: 1. Подбираем актрису; 2-3. Из библиотеки изображений подбираем необходимый фон; 4. Совмещаем актрису с фоном; 5-6. Вставляем вместо пакета с чипсами кота; 7. Монтируем это всё вместе; 8-9. Отправляем то, что получилось в новостную программу популярного телеканала; 10-12. И вот в новостях миллионы телезрителей видят, как бедная "албанская девушка" спасается от террористов, захвативших её деревню.
 

Опубликованно: 23-09-2008, 20:08
Документ: Аналитика > http://alaniainform.org/9064-plutovstvo-ili-glavnyjj-urok-pjatidnevnojj-vojjny.html

Copyright © Osinform.ru
При копировании материалов, гиперссылка обязательна.

Вернуться назад