С камерой по полям сражений…
13 мая 2020 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [367 просмотров]

Уже 25 июня 1941 года на третий день войны вхронику «Союзкиножурнал» были включены первые фронтовые киносьемки.Считается, что 243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Фактически, на фронт отправлялись киносъемочные группы во главе с режиссером. Обычно съемочная группа состояла из трех человек – режиссер, оператор и ассистент оператора, реже в расширенном составе до пяти человек.
Всего за годы войны было выпущено 34 полнометражных документальных фильма, 67 короткометражных, 24 фронтовых выпуска и более 460 номеров «Союзкиножурнала» и журнала «Новости дня». В работе над военной кинохроникой принимал участие и первый осетин-кинорежиссер Владимир Егорович Валиев (Валишвили).
С болью и гневом в сердце встретил весь советский народ известие о вероломной войне. Тогда, в июне 1941 года, понятия – Родина, Отчизна, патриотизм были далеко не абстрактны. Все народы страны объединились в едином стремлении остановить и уничтожить агрессора. И молодой осетинский режиссер выступает в своих фильмах с призывом «На защиту Родины!» (1941 г.), «Громите врага!» (1941 г.), «Фронтовая весна» (1942 г.).
Тысячи добровольцев уходили на фронт, другие своим трудом ковали победу в тылу, отдавали свои силы и сбережения на правое дело. Одна из первых женщин, председатель колхоза-миллионера, депутат Верховного Совета СССР – Марта Плиева, закупила танк и, укомплектовав экипаж из числа достойнейших трактористов, провожает их на фронт. Это событие Владимир Валиев увековечил в своей хроникальной ленте «Подарок Марты Плиевой» (1941 г.).
Он не мог оставаться в стороне, еготянуло в гущу событий, на передовую, чтобы самому увидеть, осознать и донести миллионам истинную драму войны. В феврале 1942 г. руководимая В. Валиевым киносъемочная группа с оператором Г. Усеинашвили и ассистентом оператора И. Эдигарашвили отправляется на Северо-Кавказский фронт. Работа режиссера была высоко оценена командованием Черноморской группы войск Северо-Кавказского фронта.
По-военному сухо, но с видимым уважением и благодарностью звучит характеристика режиссера:«Дана кинорежиссеру Тбилисской киностудии Валиеву В.Е. в том, что с 10 апреля по 10 мая он проделал работу по окончанию съемки боевых эпизодов из жизни 81-й Краснознаменной бригады морской пехоты.
Ранее, будучи в бригаде, киносъемочная группа, руководимая товарищем Валиевым, непосредственно под огнем противника засняла эпизоды из боевой жизни нашего соединения. Сейчас командование бригады совместно с командирами частей просмотрели ранее заснятый материал и вполне довольно работой тов. Валиева». (Начальник политотдела 81-й Краснознамённой бригады морской пехоты, майор Потоцкий. 10 мая 1943 г.)
Владимир Валиев создал ценные документальные ленты и сохранил их для будущих поколений. Кинокадры, отображающие тяжелейшие дни прошлого, на которых так часто появляются победившие ненавистного врага бойцы, командиры, военачальники. Отснятые В. Валиевым фронтовые материалы вошли в документальные фильмы «Кавказ», «Генерал Леселидзе» (1942г.), киножурналы «Советская Грузия», «Новости дня» и впоследствии использованы Р.Карменом в 20-серийной киноэпопее «Великая Отечественная» и других фильмах.
Впервые в истории советского кино так новаторски и гармонично, с оригинальным режиссёрским решением, В.Е.Валиев объединил две тематические линии – фронтовые эпизоды и кадры, показывающие тяжкий труд жизни тыла в фильме «Рыбаки-патриоты» (1943 г.). В этом кинопроизведении выявилось острое видение режиссёра. Ведь до тех пор было принято военную кинохронику показывать отдельно от хроники тыла. О новаторстве кинорежиссера в киноискусстве впоследствии будут говорить многие кинокритики.
Благодаря документальным лентам Владимира Егоровича Валиева Осетия впервые увидела своих отважных героев в киноочерках: «Герой Советского Союза Сабанов» (1943 г.), «Герой Чочиев на Родине» (1943 г.), «Генерал Исса Плиев» (1944 г.), «Герой Константин Кочиев» (1944 г.), «Подарок генералу Исса Плиеву» (1945 г), и др.
И, наконец, долгожданная победа: «В 1945 году по сценарию и режиссуре В. Валиева операторская группа под его руководством сняла документальный фильм в 2-х частях «Возвращение с Победой». В фильме показан переполненный народом вокзал. Должен появиться первый поезд с демобилизованными воинами. На лицах встречающих – волнение и нетерпение ожидания. И вот показался поезд. Народ встречает победителей. Стоят украшенные орденами и медалями бойцы. На вокзале много раненых, без ног, без рук, но у всех на лицах улыбка.
Талантливый и бесстрашный кинодокументалист неоднократно выезжал на фронт. Сотни метров отснятого материала, километры боевого пути, кинодокументы сражений за Кавказ… В этой тяжелой обстановке его творческие силы и гражданская позиция были направлены на то, чтобы своими фильмами поддержать моральный дух воинов и тружеников тыла. Навечно запечатлеть на пленку доселе невиданную в истории человечества жестокую схватку, лица тех, живых и мертвых, кто сражался за Родину.
Война – важная составляющая часть творческой жизни выдающегося осетинского кинорежиссера, ветерана и кавалера двух орденов «Отечественной войны», медалей «За оборону Кавказа», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и др. И, хотя сегодня В.Валишвили нет с нами, память о нем жива. Она живет в сотне его фильмов и кинорепортажей.
Анатолий Валиев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.