Праздник начала осени - Атынаг -отмечают в горных районах Южной Осетии
4 августа 2019 Видео / Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [834 просмотра]
В воскресенье, 4 августа в горных районах Южной Осетии - Урстуалта, Цалагом, Тлигом, некоторых районах Северной Осетии, в Тырсыгом отмечают один из самых древних и любимых праздников осетин - Атынаг. В какую бы часть света судьба не забросила выходцев из этих мест, праздник предков - Атынаг- остается для них знаковой датой.
Атынаг – праздник, олицетворяющий окончание лета и начало осени. Только отметив этот праздник и воздав молитвы Богу и покровителю плодородия Атынагу, осетины могли отправиться на сенокос. Согласно старинному верованию, за несоблюдение обычая Атынаг мог уничтожить урожай, наслав затяжные дожди или засуху. Находились "атеисты", приступавшие к сенокосу до наступления праздника, но в случае установления плохой погоды вся вина падала на них, и неповиновавшиеся были обязаны выплатить компенсацию общине в размере двух быков.
Праздник готовился под руководством старейшин, которые отвечали за сбор средств на покупку жертвенного животного и производство араки и осетинского пива, а младшие обходили соседние селения и приглашали всех в святилище на празднество. Празднование начиналось с вознесения молитвы старшими – они просили Бога и Атынага послать им хороший урожай, чтобы встретить зиму. Кроме мяса жертвенного животного обязательными атрибутами праздничного застолья были три традиционных осетинских пирога, арака и осетинское пиво. Обычно веселый праздник с песнями и танцами проходил в первое воскресенье осени, а уже во вторник в любую погоду мужчины отправлялись на сенокос.
Атынаг также знаменовал период взросления мальчика – если родители отправляли сына на сенокос после празднования, это означало, что они считают его уже достаточно взрослым для того, чтобы взять на себя ответственность за семью.
В Южной Осетии наиболее широко отмечают Атынаг в селении Рук в святилище «Хисты-дзуар». В этот день сюда приходят не только жители села, но и выходцы из ущелья, проживающие в Цхинвале и российских городах.
Святилище представляет собой небольшую огороженную каменной кладкой площадку на вершине возвышенности. Это своего рода алтарная часть, где имел право находиться только священнослужитель «дзуары-лаг». Сегодня на эту сакральную территорию заходят люди, которые отличаются только умением складно произносить молитвы. Паломники подходят к каменному парапету, ставят свои подношения, человек внутри ограды произносит набор молитв. После паломники идут к колоколу и звонят в него три раза, затем можно и перейти к застолью.
В этот день в Рук организовывалась и ярмарка. Селение Рук (вернее группа селений) располагалось на выходе из нескольких ущелий, сюда же было проще попасть и из некоторых северо-осетинских ущелий. В этот день с равнины прибывали и торговцы.
Особый интерес представляет колокол святилища. Изготовлен он был в старину и весит 110 кг. Таких колоколов всего несколько на Кавказе и при его плавке использовались дорогие металлы. В советскую эпоху, когда шла борьба с религиозными предрассудками трое комсомольца-активиста сняли его с дерева в святилище и перетащили на сельскую площадь. Где в колокол били во время сбора на работу или тревожного сбора округи. Но это святотатство не прошло для них даром. Двое из них попали под лавину, в результате чего один погиб, второй ослеп. Что примечательно, сохранилось предание,что внезапный снегопад, который спровоцировал лавину, начался в августе и в праздник Атынаг. Лишь в 60-ые годы колокол был возвращен в святилище. Но позже ему пришлось пережить еще одно похищение, в 90-х годах он был похищен неизвестными злоумышленниками, которые очевидно хотели его перепродать на лом. Два года о судьбе реликвии ничего не было известно, пока чудесным образом колокол не оказался во дворе святилища. Как говорят сами рукцы, и в семьях грабителей началась "черная полоса".
Источник: http://cominf.org/node/1166524354
Атынаг – праздник, олицетворяющий окончание лета и начало осени. Только отметив этот праздник и воздав молитвы Богу и покровителю плодородия Атынагу, осетины могли отправиться на сенокос. Согласно старинному верованию, за несоблюдение обычая Атынаг мог уничтожить урожай, наслав затяжные дожди или засуху. Находились "атеисты", приступавшие к сенокосу до наступления праздника, но в случае установления плохой погоды вся вина падала на них, и неповиновавшиеся были обязаны выплатить компенсацию общине в размере двух быков.
Праздник готовился под руководством старейшин, которые отвечали за сбор средств на покупку жертвенного животного и производство араки и осетинского пива, а младшие обходили соседние селения и приглашали всех в святилище на празднество. Празднование начиналось с вознесения молитвы старшими – они просили Бога и Атынага послать им хороший урожай, чтобы встретить зиму. Кроме мяса жертвенного животного обязательными атрибутами праздничного застолья были три традиционных осетинских пирога, арака и осетинское пиво. Обычно веселый праздник с песнями и танцами проходил в первое воскресенье осени, а уже во вторник в любую погоду мужчины отправлялись на сенокос.
Атынаг также знаменовал период взросления мальчика – если родители отправляли сына на сенокос после празднования, это означало, что они считают его уже достаточно взрослым для того, чтобы взять на себя ответственность за семью.
В Южной Осетии наиболее широко отмечают Атынаг в селении Рук в святилище «Хисты-дзуар». В этот день сюда приходят не только жители села, но и выходцы из ущелья, проживающие в Цхинвале и российских городах.
Святилище представляет собой небольшую огороженную каменной кладкой площадку на вершине возвышенности. Это своего рода алтарная часть, где имел право находиться только священнослужитель «дзуары-лаг». Сегодня на эту сакральную территорию заходят люди, которые отличаются только умением складно произносить молитвы. Паломники подходят к каменному парапету, ставят свои подношения, человек внутри ограды произносит набор молитв. После паломники идут к колоколу и звонят в него три раза, затем можно и перейти к застолью.
В этот день в Рук организовывалась и ярмарка. Селение Рук (вернее группа селений) располагалось на выходе из нескольких ущелий, сюда же было проще попасть и из некоторых северо-осетинских ущелий. В этот день с равнины прибывали и торговцы.
Особый интерес представляет колокол святилища. Изготовлен он был в старину и весит 110 кг. Таких колоколов всего несколько на Кавказе и при его плавке использовались дорогие металлы. В советскую эпоху, когда шла борьба с религиозными предрассудками трое комсомольца-активиста сняли его с дерева в святилище и перетащили на сельскую площадь. Где в колокол били во время сбора на работу или тревожного сбора округи. Но это святотатство не прошло для них даром. Двое из них попали под лавину, в результате чего один погиб, второй ослеп. Что примечательно, сохранилось предание,что внезапный снегопад, который спровоцировал лавину, начался в августе и в праздник Атынаг. Лишь в 60-ые годы колокол был возвращен в святилище. Но позже ему пришлось пережить еще одно похищение, в 90-х годах он был похищен неизвестными злоумышленниками, которые очевидно хотели его перепродать на лом. Два года о судьбе реликвии ничего не было известно, пока чудесным образом колокол не оказался во дворе святилища. Как говорят сами рукцы, и в семьях грабителей началась "черная полоса".
Источник: http://cominf.org/node/1166524354
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.