Общение с небесными покровителями. Народные религиозные праздники августа
30 июля 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [826 просмотров]
На август в Осетии приходится немало интересных праздников традиционного религиозного календаря. Бытуют ущельные и сельские празднества, а есть имеющие общенациональный характер. Одни носят дохристианский характер, другие имеют христианскую семантику. Тем не менее, с учетом синкретизма осетин, все эти сакральные дни, независимо от их первоначальной сущности одинаково близки людям.
Праздник, имеющий корни в аланской эпохе – Задалескъы Нанайы бæрæгбон (праздник Нана Задалеской), в этом году он приходится на субботу, 3 августа. В XIV веке войска среднеазиатского завоевателя Тимура вступили в Дигорию, где произошло большое сражение. Враг был разбит, но практически все защитники пали в битве. Одна пожилая женщина, Нана, как принято было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приветили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в Задалеске отмечают праздник Нана Задалеской. Ответственны за праздник бывают три семьи, которые жертвуют на празднество-куывд по барану, варят пиво, готовят араку – прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Праздник Нана Задалеской – женский праздник. Все молитвы о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей.
На 4 августа, воскресенье в этом году приходится празднование Атынæг. Это общеосетинское празднество, и в старину оно было связано с хозяйственной деятельностью. День празднования в горах считался началом сенокоса, всякий, кто решался начать косовицу раньше этого срока, подвергался общественному осуждению и даже штрафу. Такие драконовские условия были установлены неспроста. Считалось, что нарушение табу может вызвать дожди и трава могла остаться не скошенной и не высушенной. Заготовка сена в горах имела важное значение, и ничто не должно было помешать этому процессу. Даже условности. Здесь основой благосостояния семьи был крупный рогатый скот, и оставить его без кормов было никак нельзя. Если на равнине плоды земледелия являлись важным подспорьем в хозяйстве, то в горах нивы давали незначительный урожай. А скот удовлетворял не только текущие потребности (мясо, сыр, молоко), но и был своеобразной валютой, на которую можно было приобрести хлеб на равнине. Поэтому опасения не получить в достаточной мере корма на зиму заставляли горцев быть такими щепетильными в ритуале косовицы.
В день праздника происходил и своеобразный «переход» мальчиков во взрослую жизнь, когда они впервые брали в руки косу. Родители отроков пекли для них отдельно три пирога, и во время общего моления в святилище жрец произносил молитву с данными подношениями. Иногда для мальчиков пекли и три пирожка с сырной начинкой – гуылтæ– которые они делили со своими сверстниками. После окончания молитвы мальчики с одним из взрослых отправлялись на ближайший луг и скашивали ряд травы. С этого момента они уже считались перешедшими из категории детства.
Обычно праздник Атынæг отмечается в Осетии в воскресенье. Однако жители селения Ерман Дзауского района период косовицы предпочитали начинать несколько раньше. Очевидно поэтому жители этого села праздник начала косовицы, который у них носит название Цыргъы дзуар (букв. святилище острия) справляют накануне, во вторник.
Иной временной срок определили для Атынæг и жители селения Малая Гуфта Дзауского района. Праздник, предваряющий сенокос установлен на следующий после общеосетинского Атынæг день – вторник, 6 августа.
Празднование начала косовицы в эти сроки связан исключительно с горной зоной, так как сенокос на равнине начинается в начале июля. Здесь заготовка кормов не была так сильно связана с рисками, так как корм для скота могли получать в достаточном количестве и после скашивания хлебов в виде соломы.
На следующий после Атынæг вторник приходится и празднование Карасеты дзуар, святилища, расположенного в Корнисском ущелье Знаурского района. В этом году это 6 августа. В этот же день молитвы небесам будут вознесены и в селении Большая Гуфта Дзауского района в общесельском святилище.
28 августа, как всегда несменяемой датой, будет отмечаться Успение Пресвятой Богородицы – Майрæмкуадзæн. В Осетии это древний праздник, который в веках утерял свое первоначальное название, хотя и по сегодняшнее время это день поминовения усопших, обязательный для семьи, где в текущем году была утрата. Как всегда, на поминальном столе мясо жертвенного ягненка, отварная фасоль, плов, напитки. Обязательно сезонные дары садов и огородов, среди них главное блюдо – отварная кукуруза. Тризну обычно справляют дома, не поднимаясь к могилам усопших.
Особенностью большинства народных религиозных праздников в Осетии является их мирное сосуществование с христианскими символами. Например, в день празднования Атынæг люди в Чесельтском ущелье приходят молиться в православный храм, расположенный там же (построенный, правда, на месте древнего святилища). У селения Рук рядом стоят святилище традиционных верований – Хисты дзуар и православная церковь 18 века. И этот симбиоз мирно сосуществует уже не одно столетие. При этом заходя в православную церковь, осетины зажигают вместе три свечки вместо одной по христианской традиции... Все это, конечно же, может вызвать возмущение у ярых приверженцев христианства, но таковы реалии. И эта двойственность, в которой воспитывается абсолютное большинство южных осетин, отражена даже в официальных документах. Так, в Конституции РЮО прямо указывается, что «православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа» (статья 33. пункт 2). Причем не по отдельности, а в своей совокупности. Как часть одного общего мировоззрения.
Подготовил М.Багаев
Праздник, имеющий корни в аланской эпохе – Задалескъы Нанайы бæрæгбон (праздник Нана Задалеской), в этом году он приходится на субботу, 3 августа. В XIV веке войска среднеазиатского завоевателя Тимура вступили в Дигорию, где произошло большое сражение. Враг был разбит, но практически все защитники пали в битве. Одна пожилая женщина, Нана, как принято было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть. Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приветили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в Задалеске отмечают праздник Нана Задалеской. Ответственны за праздник бывают три семьи, которые жертвуют на празднество-куывд по барану, варят пиво, готовят араку – прилагают все усилия, чтобы праздник удался. Праздник Нана Задалеской – женский праздник. Все молитвы о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей.
На 4 августа, воскресенье в этом году приходится празднование Атынæг. Это общеосетинское празднество, и в старину оно было связано с хозяйственной деятельностью. День празднования в горах считался началом сенокоса, всякий, кто решался начать косовицу раньше этого срока, подвергался общественному осуждению и даже штрафу. Такие драконовские условия были установлены неспроста. Считалось, что нарушение табу может вызвать дожди и трава могла остаться не скошенной и не высушенной. Заготовка сена в горах имела важное значение, и ничто не должно было помешать этому процессу. Даже условности. Здесь основой благосостояния семьи был крупный рогатый скот, и оставить его без кормов было никак нельзя. Если на равнине плоды земледелия являлись важным подспорьем в хозяйстве, то в горах нивы давали незначительный урожай. А скот удовлетворял не только текущие потребности (мясо, сыр, молоко), но и был своеобразной валютой, на которую можно было приобрести хлеб на равнине. Поэтому опасения не получить в достаточной мере корма на зиму заставляли горцев быть такими щепетильными в ритуале косовицы.
В день праздника происходил и своеобразный «переход» мальчиков во взрослую жизнь, когда они впервые брали в руки косу. Родители отроков пекли для них отдельно три пирога, и во время общего моления в святилище жрец произносил молитву с данными подношениями. Иногда для мальчиков пекли и три пирожка с сырной начинкой – гуылтæ– которые они делили со своими сверстниками. После окончания молитвы мальчики с одним из взрослых отправлялись на ближайший луг и скашивали ряд травы. С этого момента они уже считались перешедшими из категории детства.
Обычно праздник Атынæг отмечается в Осетии в воскресенье. Однако жители селения Ерман Дзауского района период косовицы предпочитали начинать несколько раньше. Очевидно поэтому жители этого села праздник начала косовицы, который у них носит название Цыргъы дзуар (букв. святилище острия) справляют накануне, во вторник.
Иной временной срок определили для Атынæг и жители селения Малая Гуфта Дзауского района. Праздник, предваряющий сенокос установлен на следующий после общеосетинского Атынæг день – вторник, 6 августа.
Празднование начала косовицы в эти сроки связан исключительно с горной зоной, так как сенокос на равнине начинается в начале июля. Здесь заготовка кормов не была так сильно связана с рисками, так как корм для скота могли получать в достаточном количестве и после скашивания хлебов в виде соломы.
На следующий после Атынæг вторник приходится и празднование Карасеты дзуар, святилища, расположенного в Корнисском ущелье Знаурского района. В этом году это 6 августа. В этот же день молитвы небесам будут вознесены и в селении Большая Гуфта Дзауского района в общесельском святилище.
28 августа, как всегда несменяемой датой, будет отмечаться Успение Пресвятой Богородицы – Майрæмкуадзæн. В Осетии это древний праздник, который в веках утерял свое первоначальное название, хотя и по сегодняшнее время это день поминовения усопших, обязательный для семьи, где в текущем году была утрата. Как всегда, на поминальном столе мясо жертвенного ягненка, отварная фасоль, плов, напитки. Обязательно сезонные дары садов и огородов, среди них главное блюдо – отварная кукуруза. Тризну обычно справляют дома, не поднимаясь к могилам усопших.
Особенностью большинства народных религиозных праздников в Осетии является их мирное сосуществование с христианскими символами. Например, в день празднования Атынæг люди в Чесельтском ущелье приходят молиться в православный храм, расположенный там же (построенный, правда, на месте древнего святилища). У селения Рук рядом стоят святилище традиционных верований – Хисты дзуар и православная церковь 18 века. И этот симбиоз мирно сосуществует уже не одно столетие. При этом заходя в православную церковь, осетины зажигают вместе три свечки вместо одной по христианской традиции... Все это, конечно же, может вызвать возмущение у ярых приверженцев христианства, но таковы реалии. И эта двойственность, в которой воспитывается абсолютное большинство южных осетин, отражена даже в официальных документах. Так, в Конституции РЮО прямо указывается, что «православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа» (статья 33. пункт 2). Причем не по отдельности, а в своей совокупности. Как часть одного общего мировоззрения.
Подготовил М.Багаев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.