Интеграционные процессы Южной и Северной Осетии
21 февраля 2019 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1493 просмотра]
Политолог Сослан Плиев об интеграции двух частей Осетии
Южная Осетия является суверенным государством, а Северная Осетия является частью России. Некогда один народ, входивший в состав Российской империи, оказался разделенным большевиками в начале 19 века. О непростой ситуации, в которой оказался осетинский народ, о препят-ствиях на пути к территориальному единению — директор центра социально-политических исследований ЮОГУ, кандидат политических наук Сослан Плиев.
— В правовом смысле осетинский народ является разделенным?
— Если брать в расчет тот факт, что между двумя территориями, на которых компактно проживают представители нашего этноса, то да. С этой позиции мы, несомненно, разделенный народ. Но с точки зрения современных коммуникаций, это не совсем так. Ведь интеграционный процесс между Южной и Северной Осетией не прекращался с начала провозглашения Южной Осетии суверенным государством. Сегодня, после подписания более 100 договоренностей о сотрудничестве между Южной Осетией и Россией, интеграционный процесс приобрел качественно новый уровень. Как мы знаем, между Россией и Южной Осетией существует государственная граница. Порядок пересечения границы всегда вызывал в Южной Осетии вопросы. Но мы должны учитывать — у любого государства есть государственная граница. Любое государство правомочно устанавливать границу и соответственно, самостоятельно определять порядок пересечения границы. Сегодня нет никаких проблем с пересечением границы между Северной и Южной Осетией. Многие искусственно нагнетают обстановку по поводу пересечения границы, актуализируя вопрос разделенности народа и требуют скорейшего объединения. Но ведь даже граждане России при внутренних перелётах из одного города в другой, в аэропортах, обязаны проходить тщательный досмотр багажа и личных вещей вплоть до снятия верхней одежды, обуви, ремня и всех металлических украшений. А между регионами России при переходе административных границ проводят досмотр и регистрацию лиц. Следовательно, осетинский народ не является разделенным де-факто. И входим мы в Россию или нет, сегодня, после подписания договоров, уже не так важно, ведь Россия — наш основной стратегический партнер.
К положительным моментам границы можно отнести то, что в Южной Осетии практически отсутствует организованная преступность, а совершенные на территории РЮО преступления, носят не массовый характер. Благодаря границам, совершение преступления неминуемо карается арестом, так как республика маленькая и долгое время скрываться невозможно, и выехать из нее незамеченным удастся с трудом. Думаю, этот факт и сдерживает представителей криминального мира от противоправных действий на территории республики.
Отрицательными, с точки зрения экономических аспектов, являются таможенные пошлины между Россией и Южной Осетией на ввозимые и вывозимые товары. Сегодня, имея такие тесные связи, давно следовало договориться о беспошлинном провозе товаров и грузов между Южной Осетией и Россией. А транзит в Грузию создаст транспортный коллапс на единственной дороге, связывающей Южную с Северной Осетией (Россией) и значительно усложнит интеграционный процесс Юга и Севера Осетии.
— На Ваш взгляд, как можно облегчить пересечение государственной границы между Россией и Южной Осетией?
— Это не должно составить особого труда при определенной политической воле. В рамках договора о сотрудничестве и интеграции между РФ и РЮО можно облегчить условия прохождения российско-югоосетинской границы гражданами России и Южной Осетии. И там же прописать беспошлинный провоз товаров и грузов, хотя бы для товаров, произведенных в России и Южной Осетии. Разработкой и продвижением дополнений к договору, уже давно должны были заниматься наши парламентарии, так как основная функция депутатов парламента — это законотворчество. Ну и, конечно же, налаживание транспортных коммуникаций, т.е. расширение Транскама, строительство железной дороги и аэродрома малой авиации. Существующая дорога не справляется с потоком машин без транзитного транспорта и люди часами должны простаивать в очередях на таможне в Зарамаге, что в значительной степени затрудняет интеграционные процессы.
— На Ваш взгляд, почему Южная Осетия сегодня не может войти в состав России? Этому мешает геополитика?
— Начнем с того, что с самого начала политической деятельности Владимира Путина, внешнеполитический процесс приобрел новое звучание. И по отношению к новообразованным государствам у России появилась четкая политическая воля. В рамках внешнеполитических процессов, понимая неизбежность очередного кровопролития, Россия ввела в Южную Осетию миротворческий контингент и начала гуманитарную поддержку республики. Впоследствии, после попытки кровавой аннексии Грузией Южной Осетии, Россия признала суверенитет нашей республики, несмотря на угрозы и предупреждения со стороны США и Европы. Россия провела операцию по принуждению Грузии к миру в августе 2008г., и разместила войска в Юж-ной Осетии, по взаимному соглашению. Тем самым поставив жирную точку в Отечественной войне югоосетинского народа, продолжавшейся с 1989 по 2008 гг.
Благодаря России до сих пор восстанавливается инфраструктура республики, выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия и т. д. После признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии, Россия получила от западных стран санкции, повлиявшие на экономику. Но Южная Осетия не выпала из стратегических интересов России и продолжает получать от нее поддержку. Присоединение Южной Осетии к России в ближайшей перспективе может значительно усложнить и так не простые отношения с Западом, что может негативно сказаться на российской экономике, находящейся в непростой ситуации. Плюс ко всему, после присоединения Южной Осетии к России и объединения ее с Северной Осетией, сразу может обостриться ингушский вопрос, который и так подначивается некоторыми «горе политиками», желающими на этом заработать рейтинги. И в этих условиях Россия не может пойти на шаг с присоединением Южной Осетии.В то же время Россия остается основным стратегическим партнёром для Южной Осетии во всех сферах жизнедеятельности.
— Возвращаясь к нашей основной теме, как Вы оцениваете перспективы объединения Юж-ной и Северной Осетии?
— Мы стали не просто суверенным государством на политической карте, но и сами дали признание новым государствам — ДНР и ЛНР, не имевшим признания со стороны ни одного государства. Признав ДНР и ЛНР, мы взяли на себя ответственность дальнейшего участия в судьбе новообразованных государств. Воссоединение с Северной Осетией, то есть вхождение в состав России фактически упразднит единственное признание, которое имеют ДНР и ЛНР, и поставит их в блокадное положение, в котором были до нашего признания. Другой момент, как я уже говорил,может возникнуть при воссоединении Южной и Северной Осетии, это возобновление конфликта с Ингушетией, которая до сих пор не отказалась от притязаний на территории Северной Осетии. Уверен, если Северная Осетия расширится в сторону Южной Осетии, Ингушетия сразу поставит вопрос ребром о территориях, что приведет к столкновениям. До решения вышеупомянутых проблем считаю нерациональным и опасным попытки объединения Северной и Южной Осетии. Поэтому ситуация, когда осетинский народ имеет и свое государство, и регион России, на мой взгляд — самый перспективный вариант развития событий на ближайшее время. Необходимо пользоваться всеми возможностями из данной ситуации для продвижения национальных интересов осетинского народа, выстраивать экономические отношения с Россией, максимально упрощая ввоз и вывоз грузов и товаров. И в то же время не надо забывать об опасности исходящей со стороны Грузии.
— Как ученый, занимающийся данной проблематикой, какие Вы можете дать рекомендации по усилению интеграционных процессов между Югом и Севером Осетии?
— Для усиления интеграционных процессов необходимо создание мощной идеологии и для ее распространения нужен единый государственный орган по взаимодействию Юга и Севера Осетии, расположенный в обеих республиках. Данный орган должен обладать широкими полномочиями и иметь достойный бюджет, позволяющий продвигать национальную политику во всех сферах. Зачастую представители Северной Осетии не знают, какие красоты и экономические перспективы есть в Южной Осетии, и чаще для проведения своего досуга выбирают Грузию, а не Южную Осетию. Поэтому необходимо проводить огромную работу с населением Северной Осетии по продвижению интересов Южной Осетии. Необходимо прописать четкую стратегию по интеграционным процессам между Северной и Южной Осетией, и начать ее реализовывать с помощью этого государственного органа.
Второе — это упрощение прохода через границу со снятием таможенных пошлин для перевозимых товаров, хотя бы для товаров, произведенных в Южной Осетии и России. Это сразу поспособствовало бы усилению интеграционных процессов в экономике обеих республик.
В-третьих, можно создать в Южной Осетии спецшколы с обучением на осетинском языке, где могли бы учиться дети из Северной и Южной Осетии, что будет продвигать осетинский язык. Ведь именно языковой момент стал началом современного конфликта с Грузией, а сегодня в Северной Осетии более 60% этнических осетин не говорят на родном языке, и эта тенденция начинает проявляться и в Южной Осетии.
В-четвертых, в Южной Осетии необходимо создать олимпийский комитет и попробовать принять участие в Олимпийских играх. При этом, можно привлечь спортсменов из Северной Осетии, которые не вошли первыми номерами в сборную России, но являются топовыми спортсменами мирового уровня.
И самое важное, это расширение транспортной инфраструктуры, без которой эти все мысли обречены. Сегодня мы имеем единственную дорогу жизни -Транс-кам, с трудом справляющийся с транспортной коммуникацией между Северной Осетией (Россией) и Южной Осетией в виду узости дорожного полотна и лавиноопасностью. Необходимо начать строить железную дорогу, о которой так много говорилось, для мобильной переброски грузов, военной техники и т.д. Железная дорога сможет перевозить огромное количество грузов не в ущерб населению республики. Так же необходим аэродром малой авиации для мобильной доставки в госпитали России тяжело больных, жертв дорожно-транспортных происшествий, жертв стихийных бедствий и т.д., которым по разным причинам не могут оказать медицинскую помощь в нашей республике.
Предложений по усилению интеграционных процессов между Северной и Южной Осетией много, но основой усиления интеграционных процессов является политическая воля руководства республик, чтобы двигаться в русле национальных интересов своего народа.
Диана КАБАНОВА
Южная Осетия является суверенным государством, а Северная Осетия является частью России. Некогда один народ, входивший в состав Российской империи, оказался разделенным большевиками в начале 19 века. О непростой ситуации, в которой оказался осетинский народ, о препят-ствиях на пути к территориальному единению — директор центра социально-политических исследований ЮОГУ, кандидат политических наук Сослан Плиев.
— В правовом смысле осетинский народ является разделенным?
— Если брать в расчет тот факт, что между двумя территориями, на которых компактно проживают представители нашего этноса, то да. С этой позиции мы, несомненно, разделенный народ. Но с точки зрения современных коммуникаций, это не совсем так. Ведь интеграционный процесс между Южной и Северной Осетией не прекращался с начала провозглашения Южной Осетии суверенным государством. Сегодня, после подписания более 100 договоренностей о сотрудничестве между Южной Осетией и Россией, интеграционный процесс приобрел качественно новый уровень. Как мы знаем, между Россией и Южной Осетией существует государственная граница. Порядок пересечения границы всегда вызывал в Южной Осетии вопросы. Но мы должны учитывать — у любого государства есть государственная граница. Любое государство правомочно устанавливать границу и соответственно, самостоятельно определять порядок пересечения границы. Сегодня нет никаких проблем с пересечением границы между Северной и Южной Осетией. Многие искусственно нагнетают обстановку по поводу пересечения границы, актуализируя вопрос разделенности народа и требуют скорейшего объединения. Но ведь даже граждане России при внутренних перелётах из одного города в другой, в аэропортах, обязаны проходить тщательный досмотр багажа и личных вещей вплоть до снятия верхней одежды, обуви, ремня и всех металлических украшений. А между регионами России при переходе административных границ проводят досмотр и регистрацию лиц. Следовательно, осетинский народ не является разделенным де-факто. И входим мы в Россию или нет, сегодня, после подписания договоров, уже не так важно, ведь Россия — наш основной стратегический партнер.
К положительным моментам границы можно отнести то, что в Южной Осетии практически отсутствует организованная преступность, а совершенные на территории РЮО преступления, носят не массовый характер. Благодаря границам, совершение преступления неминуемо карается арестом, так как республика маленькая и долгое время скрываться невозможно, и выехать из нее незамеченным удастся с трудом. Думаю, этот факт и сдерживает представителей криминального мира от противоправных действий на территории республики.
Отрицательными, с точки зрения экономических аспектов, являются таможенные пошлины между Россией и Южной Осетией на ввозимые и вывозимые товары. Сегодня, имея такие тесные связи, давно следовало договориться о беспошлинном провозе товаров и грузов между Южной Осетией и Россией. А транзит в Грузию создаст транспортный коллапс на единственной дороге, связывающей Южную с Северной Осетией (Россией) и значительно усложнит интеграционный процесс Юга и Севера Осетии.
— На Ваш взгляд, как можно облегчить пересечение государственной границы между Россией и Южной Осетией?
— Это не должно составить особого труда при определенной политической воле. В рамках договора о сотрудничестве и интеграции между РФ и РЮО можно облегчить условия прохождения российско-югоосетинской границы гражданами России и Южной Осетии. И там же прописать беспошлинный провоз товаров и грузов, хотя бы для товаров, произведенных в России и Южной Осетии. Разработкой и продвижением дополнений к договору, уже давно должны были заниматься наши парламентарии, так как основная функция депутатов парламента — это законотворчество. Ну и, конечно же, налаживание транспортных коммуникаций, т.е. расширение Транскама, строительство железной дороги и аэродрома малой авиации. Существующая дорога не справляется с потоком машин без транзитного транспорта и люди часами должны простаивать в очередях на таможне в Зарамаге, что в значительной степени затрудняет интеграционные процессы.
— На Ваш взгляд, почему Южная Осетия сегодня не может войти в состав России? Этому мешает геополитика?
— Начнем с того, что с самого начала политической деятельности Владимира Путина, внешнеполитический процесс приобрел новое звучание. И по отношению к новообразованным государствам у России появилась четкая политическая воля. В рамках внешнеполитических процессов, понимая неизбежность очередного кровопролития, Россия ввела в Южную Осетию миротворческий контингент и начала гуманитарную поддержку республики. Впоследствии, после попытки кровавой аннексии Грузией Южной Осетии, Россия признала суверенитет нашей республики, несмотря на угрозы и предупреждения со стороны США и Европы. Россия провела операцию по принуждению Грузии к миру в августе 2008г., и разместила войска в Юж-ной Осетии, по взаимному соглашению. Тем самым поставив жирную точку в Отечественной войне югоосетинского народа, продолжавшейся с 1989 по 2008 гг.
Благодаря России до сих пор восстанавливается инфраструктура республики, выплачиваются зарплаты, пенсии, пособия и т. д. После признания суверенитета Южной Осетии и Абхазии, Россия получила от западных стран санкции, повлиявшие на экономику. Но Южная Осетия не выпала из стратегических интересов России и продолжает получать от нее поддержку. Присоединение Южной Осетии к России в ближайшей перспективе может значительно усложнить и так не простые отношения с Западом, что может негативно сказаться на российской экономике, находящейся в непростой ситуации. Плюс ко всему, после присоединения Южной Осетии к России и объединения ее с Северной Осетией, сразу может обостриться ингушский вопрос, который и так подначивается некоторыми «горе политиками», желающими на этом заработать рейтинги. И в этих условиях Россия не может пойти на шаг с присоединением Южной Осетии.В то же время Россия остается основным стратегическим партнёром для Южной Осетии во всех сферах жизнедеятельности.
— Возвращаясь к нашей основной теме, как Вы оцениваете перспективы объединения Юж-ной и Северной Осетии?
— Мы стали не просто суверенным государством на политической карте, но и сами дали признание новым государствам — ДНР и ЛНР, не имевшим признания со стороны ни одного государства. Признав ДНР и ЛНР, мы взяли на себя ответственность дальнейшего участия в судьбе новообразованных государств. Воссоединение с Северной Осетией, то есть вхождение в состав России фактически упразднит единственное признание, которое имеют ДНР и ЛНР, и поставит их в блокадное положение, в котором были до нашего признания. Другой момент, как я уже говорил,может возникнуть при воссоединении Южной и Северной Осетии, это возобновление конфликта с Ингушетией, которая до сих пор не отказалась от притязаний на территории Северной Осетии. Уверен, если Северная Осетия расширится в сторону Южной Осетии, Ингушетия сразу поставит вопрос ребром о территориях, что приведет к столкновениям. До решения вышеупомянутых проблем считаю нерациональным и опасным попытки объединения Северной и Южной Осетии. Поэтому ситуация, когда осетинский народ имеет и свое государство, и регион России, на мой взгляд — самый перспективный вариант развития событий на ближайшее время. Необходимо пользоваться всеми возможностями из данной ситуации для продвижения национальных интересов осетинского народа, выстраивать экономические отношения с Россией, максимально упрощая ввоз и вывоз грузов и товаров. И в то же время не надо забывать об опасности исходящей со стороны Грузии.
— Как ученый, занимающийся данной проблематикой, какие Вы можете дать рекомендации по усилению интеграционных процессов между Югом и Севером Осетии?
— Для усиления интеграционных процессов необходимо создание мощной идеологии и для ее распространения нужен единый государственный орган по взаимодействию Юга и Севера Осетии, расположенный в обеих республиках. Данный орган должен обладать широкими полномочиями и иметь достойный бюджет, позволяющий продвигать национальную политику во всех сферах. Зачастую представители Северной Осетии не знают, какие красоты и экономические перспективы есть в Южной Осетии, и чаще для проведения своего досуга выбирают Грузию, а не Южную Осетию. Поэтому необходимо проводить огромную работу с населением Северной Осетии по продвижению интересов Южной Осетии. Необходимо прописать четкую стратегию по интеграционным процессам между Северной и Южной Осетией, и начать ее реализовывать с помощью этого государственного органа.
Второе — это упрощение прохода через границу со снятием таможенных пошлин для перевозимых товаров, хотя бы для товаров, произведенных в Южной Осетии и России. Это сразу поспособствовало бы усилению интеграционных процессов в экономике обеих республик.
В-третьих, можно создать в Южной Осетии спецшколы с обучением на осетинском языке, где могли бы учиться дети из Северной и Южной Осетии, что будет продвигать осетинский язык. Ведь именно языковой момент стал началом современного конфликта с Грузией, а сегодня в Северной Осетии более 60% этнических осетин не говорят на родном языке, и эта тенденция начинает проявляться и в Южной Осетии.
В-четвертых, в Южной Осетии необходимо создать олимпийский комитет и попробовать принять участие в Олимпийских играх. При этом, можно привлечь спортсменов из Северной Осетии, которые не вошли первыми номерами в сборную России, но являются топовыми спортсменами мирового уровня.
И самое важное, это расширение транспортной инфраструктуры, без которой эти все мысли обречены. Сегодня мы имеем единственную дорогу жизни -Транс-кам, с трудом справляющийся с транспортной коммуникацией между Северной Осетией (Россией) и Южной Осетией в виду узости дорожного полотна и лавиноопасностью. Необходимо начать строить железную дорогу, о которой так много говорилось, для мобильной переброски грузов, военной техники и т.д. Железная дорога сможет перевозить огромное количество грузов не в ущерб населению республики. Так же необходим аэродром малой авиации для мобильной доставки в госпитали России тяжело больных, жертв дорожно-транспортных происшествий, жертв стихийных бедствий и т.д., которым по разным причинам не могут оказать медицинскую помощь в нашей республике.
Предложений по усилению интеграционных процессов между Северной и Южной Осетией много, но основой усиления интеграционных процессов является политическая воля руководства республик, чтобы двигаться в русле национальных интересов своего народа.
Диана КАБАНОВА
Источник - Газета Южная Осетия.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.