Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии
15 апреля 2018 Религиозные праздники [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1485 просмотров]
Современный мир является информационным обществом, где информация и способы ее подачи становятся основным продуктом. Люди, интересующиеся современной жизнью, слышали о комбинированных или информационных войнах. Информация в таких войнах используется для ослабления противника или его полного поражения.
Об инфовойнах в наших СМИ говорят недавно, но явление это существовало всегда, одна из целей инфовойн, достижение морального превосходства. В одном из учебников, по ведению инфовойн говорится: Многие государства сознательно стремятся распространять свои "культурные" идеалы и принципы среди населения других стран, что в конечном итоге, с одной стороны, приводит к установлению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, с другой – способствует нарушению устоявшихся культурно-этических представлений в обществе, приводит к деградации национального сознания».
С древнейших времен существует понимание, что традиции народа связаны с верованиями и религией, традиция собственно является выражением религии, назначение которой скреплять народ, делать его единым. Именно религиозная традиция является первой целью информационной агрессии, как это выражено, например китайским философом и полководцем Сунь Цзы две с половиной тысячи лет назад: «Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов».
В нашей республике мы также можем наблюдать дискредитацию и обесценение религиозной картины мира осетин, в том числе путем простого умалчивания о её формах и элементах со стороны наиболее популярных, доступных и массовых СМИ. Мы видим как довольно часто, в том числе государственными СМИ, к осетинскому самосознанию и мировоззрению привязываются дегенеративные свойства и болезни современного общества, не имеющие никакого отношения к осетинскому этносу, его традициям и устоям, но создающую видимость причастности и прямого отношения этих свойств к осетинской культуре, что ведет к разрушению нашего самосознания. Естественно за таким разрушением следует ломка традиций, разложение нравственных устоев, обрушение культуры и деградация народа. А затем, естественно, навязывание нетрадиционных «ценностей» и ориентиров, делающих народ неспособным к самоуправлению и самоорганизации.
Один из результатов такого воздействия мы видим сегодня на статистическом примере большого количества разводов современных браков в республике, это одно из проявлений таких воздействий.
Поэтому, совсем не случайно, что наиболее дальновидные люди Осетии, с первых же признаков обрушения морали общества, которые проявились ещё во время включения Осетии в орбиту интересов политических игроков на Кавказе Турции, Российской империи обратились к традиционной культуре. В наше время именно потребностью сохранить традиционную культуру, нравственность было создано общественное движение «Ныхас», с этой же целью создаются и другие общественные объединения: «Иудзинад», «Реком», радует самообъединение молодёжи в творческую лабораторию «Портал» и другие. Мы видим в Осетии движение, обусловленное пониманием важности сохранения традиционной культуры.
Важно понимать, что основа культуры – мировоззрение. Традиционная культура это религиозное мировоззрение, так как дает представление о Боге, несет знания о сотворении мира, загробной жизни и т.д.
Таким образом, сохранение культуры нашего народа, заключается в сохранении религиозных основ этой культуры. То есть в противовес информационной агрессии, по разрушению «веры в своих богов», необходимо наладить информационную защиту этих верований и обеспечить её информационное продвижение.
Здесь, с одной стороны, имеется громадное поле работы для наших ученных, так как изучение, основ и смыслов народной религии, а так же, их научное осмысление, необходимое условие информационной защиты народной культуры, традиции, а значит и самого народа.
С другой стороны, люди должны иметь право знать основы родной культуры, поэтому необходимо возрождение структуры, по доведению этих основ. В традиционном обществе это был не только Ныхас, где обычно читались каджытæ, но и разветвлённая система трудовой обрядности, молитвенное застолье, где можно было услышать различные таураегътæ, а также традиционная семья, где детям рассказывались народные сказки и прививались правила поведения.
Сегодня, надо признаться, наши дети отделены от каких-либо форм осетинской культуры, в том числе и от устной. Отчасти в силу популярности ТВ (видео), где транслируется программы и фильмы с иными культурными кодами. Иногда в силу непонимания родителями, важности доведения мировоззренческих элементов родной культуры, а в условиях города, по причине слабого знания родного языка, сегодня это относится и к селу, где язык усваивается лишь на бытовом уровне.
Выход из сложившейся ситуации нам видится в восстановлении традиционных общинных коммуникаций. Дело в том, что когда осетины собираются на поминки, свадьбы, куывды, они представляют из себя религиозную общину, так как собираются для исполнения религиозного ритуала (молитвы, посвящения и т.д.). Но мало кто сегодня из участников этих ритуальных действий, осознает, что является участником религиозного ритуала. Непонимание смыслов действия, в свою очередь приводит к нарушению традиции.
Поэтому, необходимо воссоздание традиционного Ныхаса, где бы люди могли слышать традиционное исполнение устных преданий на родном языке, в которых есть мировоззренческое или мифологическое обоснование тех или иных ритуалов. Такие Ныхасы могли бы быть площадкой для доведения мифологических текстов и раскрытия их смысла, для современного мышления. Эти общины, несомненно, стали бы центрами нравственного воспитания на базе традиционных ценностей. Что, в свою очередь, способствовало бы укреплению общественных, межличностных и внутрисемейных отношений. При условии правильно поставленной работы, эти центры могли бы способствовать сохранению и укреплению национального самосознания в частности у молодежи, конструктивному объединению общества, усилению интереса к народному творчеству, а значит и к изучению языка.
Такие методы, исходя из знаний о стратегии информационных войн, являются важнейшими, для сохранения народа. В условиях мощнейшей инфо-агрессии, последствия которой отражаются на снижении способности к самоуправлению и самоорганизации в обществе, и в семье, нет более эффективного пути, чем обращение к опыту предков сконцентрированном в религиозной философии народа.
Даурбек Макеев
http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=1275
Об инфовойнах в наших СМИ говорят недавно, но явление это существовало всегда, одна из целей инфовойн, достижение морального превосходства. В одном из учебников, по ведению инфовойн говорится: Многие государства сознательно стремятся распространять свои "культурные" идеалы и принципы среди населения других стран, что в конечном итоге, с одной стороны, приводит к установлению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, с другой – способствует нарушению устоявшихся культурно-этических представлений в обществе, приводит к деградации национального сознания».
С древнейших времен существует понимание, что традиции народа связаны с верованиями и религией, традиция собственно является выражением религии, назначение которой скреплять народ, делать его единым. Именно религиозная традиция является первой целью информационной агрессии, как это выражено, например китайским философом и полководцем Сунь Цзы две с половиной тысячи лет назад: «Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов».
В нашей республике мы также можем наблюдать дискредитацию и обесценение религиозной картины мира осетин, в том числе путем простого умалчивания о её формах и элементах со стороны наиболее популярных, доступных и массовых СМИ. Мы видим как довольно часто, в том числе государственными СМИ, к осетинскому самосознанию и мировоззрению привязываются дегенеративные свойства и болезни современного общества, не имеющие никакого отношения к осетинскому этносу, его традициям и устоям, но создающую видимость причастности и прямого отношения этих свойств к осетинской культуре, что ведет к разрушению нашего самосознания. Естественно за таким разрушением следует ломка традиций, разложение нравственных устоев, обрушение культуры и деградация народа. А затем, естественно, навязывание нетрадиционных «ценностей» и ориентиров, делающих народ неспособным к самоуправлению и самоорганизации.
Один из результатов такого воздействия мы видим сегодня на статистическом примере большого количества разводов современных браков в республике, это одно из проявлений таких воздействий.
Поэтому, совсем не случайно, что наиболее дальновидные люди Осетии, с первых же признаков обрушения морали общества, которые проявились ещё во время включения Осетии в орбиту интересов политических игроков на Кавказе Турции, Российской империи обратились к традиционной культуре. В наше время именно потребностью сохранить традиционную культуру, нравственность было создано общественное движение «Ныхас», с этой же целью создаются и другие общественные объединения: «Иудзинад», «Реком», радует самообъединение молодёжи в творческую лабораторию «Портал» и другие. Мы видим в Осетии движение, обусловленное пониманием важности сохранения традиционной культуры.
Важно понимать, что основа культуры – мировоззрение. Традиционная культура это религиозное мировоззрение, так как дает представление о Боге, несет знания о сотворении мира, загробной жизни и т.д.
Таким образом, сохранение культуры нашего народа, заключается в сохранении религиозных основ этой культуры. То есть в противовес информационной агрессии, по разрушению «веры в своих богов», необходимо наладить информационную защиту этих верований и обеспечить её информационное продвижение.
Здесь, с одной стороны, имеется громадное поле работы для наших ученных, так как изучение, основ и смыслов народной религии, а так же, их научное осмысление, необходимое условие информационной защиты народной культуры, традиции, а значит и самого народа.
С другой стороны, люди должны иметь право знать основы родной культуры, поэтому необходимо возрождение структуры, по доведению этих основ. В традиционном обществе это был не только Ныхас, где обычно читались каджытæ, но и разветвлённая система трудовой обрядности, молитвенное застолье, где можно было услышать различные таураегътæ, а также традиционная семья, где детям рассказывались народные сказки и прививались правила поведения.
Сегодня, надо признаться, наши дети отделены от каких-либо форм осетинской культуры, в том числе и от устной. Отчасти в силу популярности ТВ (видео), где транслируется программы и фильмы с иными культурными кодами. Иногда в силу непонимания родителями, важности доведения мировоззренческих элементов родной культуры, а в условиях города, по причине слабого знания родного языка, сегодня это относится и к селу, где язык усваивается лишь на бытовом уровне.
Выход из сложившейся ситуации нам видится в восстановлении традиционных общинных коммуникаций. Дело в том, что когда осетины собираются на поминки, свадьбы, куывды, они представляют из себя религиозную общину, так как собираются для исполнения религиозного ритуала (молитвы, посвящения и т.д.). Но мало кто сегодня из участников этих ритуальных действий, осознает, что является участником религиозного ритуала. Непонимание смыслов действия, в свою очередь приводит к нарушению традиции.
Поэтому, необходимо воссоздание традиционного Ныхаса, где бы люди могли слышать традиционное исполнение устных преданий на родном языке, в которых есть мировоззренческое или мифологическое обоснование тех или иных ритуалов. Такие Ныхасы могли бы быть площадкой для доведения мифологических текстов и раскрытия их смысла, для современного мышления. Эти общины, несомненно, стали бы центрами нравственного воспитания на базе традиционных ценностей. Что, в свою очередь, способствовало бы укреплению общественных, межличностных и внутрисемейных отношений. При условии правильно поставленной работы, эти центры могли бы способствовать сохранению и укреплению национального самосознания в частности у молодежи, конструктивному объединению общества, усилению интереса к народному творчеству, а значит и к изучению языка.
Такие методы, исходя из знаний о стратегии информационных войн, являются важнейшими, для сохранения народа. В условиях мощнейшей инфо-агрессии, последствия которой отражаются на снижении способности к самоуправлению и самоорганизации в обществе, и в семье, нет более эффективного пути, чем обращение к опыту предков сконцентрированном в религиозной философии народа.
Даурбек Макеев
http://www.iriston.com/nogbon/news.php?newsid=1275
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.