Еще раз для особо непонятливых или размышления о перипетиях организации транспортного коридора через территорию РЮО
12 февраля 2018 Новости [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [1742 просмотра]
Еще раз для особо непонятливых или размышления о перипетиях организации транспортного коридора через территорию РЮОВолею судеб получилось так, что через территорию Осетии издревле проходили пути сообщения между Россией и Закавказьем. Сперва это были караванные тропы, после асфальтно-шоссейные тракты ТрансКАМа, военно-грузинской и военно-осетинской дорог. Общественно-политические коллизии на долгое время прервали устойчивое перемещение товаров и людей. Однако сегодня Южная Осетия, в свете новых российско-грузинских соглашений, может стать страной, через которую снова пройдут транспортные потоки.
МИД уполномочен заявить…
В начале февраля тема транзита грузов по территории нашей страны из Грузии в Россию и обратно снова актуализировалась. В этот раз внимание общественности привлекло заявление Министерства иностранных дел РЮО. Внешнеполитическое ведомство нашей страны прокомментировало дискуссию вокруг «Соглашения об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», заключенного между РФ и Грузией в 2011 году и находящегося на стадии своей реализации.
В заявлении указывается, что «возможность практической реализации положений этого соглашения, затрагивающего интересы Южной Осетии в сфере экономики, безопасности, экологии, напрямую зависит от результатов прямых переговоров заинтересованных в открытии транспортного коридора региональных факторов с официальными властями Республики Южная Осетия и формирования соответствующей правовой базы для дальнейшего равноправного сотрудничества в этом проекте».
В ведомстве отмечают, что Российской Федерацией и Грузией в двустороннем формате обсуждаются практические шаги в направлении имплементации этого соглашения, которое предусматривает открытие дополнительных коридоров транспортного сообщения между Российской Федерацией и Грузией. Один из таких транзитных коридоров, в соответствии с приложением 1 к Соглашению, предполагается проложить по таможенной территории РЮО.
«Необходимо отметить, что Республика Южная Осетия, не являясь участником этого двустороннего соглашения, не несет по нему каких-либо обязательств, которые позволяли бы функционирование между другими странами транзитного транспортного коридора, гипотетически проложенного по ее суверенной территории», – подчеркивает МИД РЮО.
Особый интерес вызывает следующий абзац из заявления: «Какие-либо другие пути, включая попытки оказания политического или экономического давления, в решении этого вопроса не имеют перспективы». Эти слова многие наблюдатели посчитали месседжем Москве, так как только российская сторона имеет рычаги давления на Цхинвал. Как политические, так и экономические. Хотя общение между Москвой и Цхинвалом по вопросу транзита, безусловно, было и всё уже несколько раз оговорено, поэтому заявление МИД больше ориентировано на других возможных участников транзита, чтобы еще раз «разжевать» позицию нашей страны.
То, что у Южной Осетии свое видение транзита через суверенную территорию Государства Алания известно давно. Напомним, что глава государства А.Бибилов не раз заявлял, что Цхинвал готов обеспечить транзит грузов между Россией и странами Закавказья, но только как равноправный партнер. «Речь идет об открытии дороги, которая соединяет не только Грузию, но и Армению, Азербайджан, Иран, Турцию… Но мы должны понимать, что в этом проекте, не знаю, согласится или не согласится грузинская сторона, в любом случае Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога, и, соответственно, отношения должны быть построены на этом равноправии», – пояснил Бибилов.
Последний раз позицию юго-осетинской стороны Президент А.Бибилов озвучил на встрече с депутатами юго-осетинского Парламента в ноябре 2017 года. Говоря о положительной стороне транзита, глава государства в то же время исключил какого-либо ущемления прав Южной Осетии при его практическом осуществлении. «Южная Осетия является субъектом международного права и транзит по нашей территории будет идти по законам РЮО и в соответствии с международным правом», – подчеркнул Анатолий Бибилов.
Дьявол кроется в деталях
Этот подзаголовок как нельзя лучше характеризует состояние грузинских представителей, когда они узнали о том, что в приграничном с Грузией Ленингорском районе был открыт пункт таможенного досмотра. По этому поводу было даже сделано резкое заявление МИД Грузии, при этом грузинская сторона даже обвинила Россию, что она потворствует сепаратистским настроениям в Южной Осетии.
Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Согласно указанному выше соглашению, устанавливались транспортные коридоры между РФ и Грузией, по которым товары будут перемещаться из Закавказья и Передней Азии в Россию. Один из них предполагается организовать через Южную Осетию, хотя в документе РЮО не упоминается. В соглашении только указываются пункты таможенного оформления: с российской стороны в пограничном пункте Нижний Зарамаг, с грузинской – у селения ЭргнетГорийского района или в селении Одзиси Мцхето-Тианетского района Грузии. По бумаге выходило, что между пунктом А и Б вообще никакой другой территории (и, соответственно, проблем) не существует.
Поэтому в Тбилиси создавали видимость того, что транзит будет проходить по территории, которая для них формально является грузинской. Но с учреждением таможенного поста де-факто возникает таможенная граница с непризнанным Тбилиси государством. И признать наличие юго-осетинской таможни значит признать и саму юго-осетинскую независимость. К этому официальные грузинские власти оказались не готовы. Неудивительно, что когда на грузино-осетинской границе появились юго-осетинские таможенники взвыла грузинская оппозиция. «В государственных коридорах зреет измена», – с таким заголовком вышла статья на одном из популярных грузинских интернет-ресурсов. Авторы пообещали чиновникам перспективу отсидки на тюремных нарах лет на 20.
Действительно одно дело, когда фуры с грузами будут следовать по Южной Осетии без остановки, а другое, когда будут досматриваться на юго-осетинской границе. Даже мысль о том, что в документах грузинского водителя на груз появится оттиск штампа «Республика Южная Осетия», а он не может не появится, лишает сна многих в Грузии. Вместе с тем, все должны понимать, что без участия юго-осетинской стороны и учета ее интересов транзит так и останется добрым намерением.
Поэтому непонятно, как все же будет реализовываться соглашение о транспортных коридорах. Категоричную неприемлемость внешнего давления юго-осетинский МИД уже озвучил. Хотя в Москве едва ли на это собирались идти. Российская сторона каждый раз честно предостерегала грузинских партнеров от иллюзий по поводу того, что восстановление двусторонних отношений между странами «может каким-то образом ослабить межгосударственное сотрудничество России с независимыми Абхазией и Южной Осетией».
«Мы намерены и дальше прагматично продолжать дело оздоровления двусторонних отношений. Российская сторона пойдет по пути нормализации так далеко, как к этому готовы в Тбилиси. Мы заинтересованы в полном восстановлении добрососедских российско-грузинских отношений, но, повторю, не ценой отказа от судьбоносных решений по Абхазии и Южной Осетии», – заявил недавно заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
Тем не менее, ситуация такова: есть соглашение, но есть и юго-осетинские интересы. Какой будет найден выход из этой коллизии – покажет время. Ну а Южной Осетии параллельно бы не мешало на «переговорной» площадке поднимать и вопросы возвращения Восточной Алании – Тырсыгома и Кобской котловины – именно через эти территории на сегодня осуществляется единственное автомобильное сообщение между Россией и Грузией. Территории, которые еще во времена царской России являлись неотъемлемой, исторической частью нашего народа. Именно поэтому издревле считалось, что ключи, ворота в Закавказье находятся в Осетии. Ну а при решении, безусловно, сложного вопроса с возвращением данных территорий, Грузия во многих аспектах вынужденно сразу станет заметно сговорчивее…
В.Габараев
МИД уполномочен заявить…
В начале февраля тема транзита грузов по территории нашей страны из Грузии в Россию и обратно снова актуализировалась. В этот раз внимание общественности привлекло заявление Министерства иностранных дел РЮО. Внешнеполитическое ведомство нашей страны прокомментировало дискуссию вокруг «Соглашения об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами», заключенного между РФ и Грузией в 2011 году и находящегося на стадии своей реализации.
В заявлении указывается, что «возможность практической реализации положений этого соглашения, затрагивающего интересы Южной Осетии в сфере экономики, безопасности, экологии, напрямую зависит от результатов прямых переговоров заинтересованных в открытии транспортного коридора региональных факторов с официальными властями Республики Южная Осетия и формирования соответствующей правовой базы для дальнейшего равноправного сотрудничества в этом проекте».
В ведомстве отмечают, что Российской Федерацией и Грузией в двустороннем формате обсуждаются практические шаги в направлении имплементации этого соглашения, которое предусматривает открытие дополнительных коридоров транспортного сообщения между Российской Федерацией и Грузией. Один из таких транзитных коридоров, в соответствии с приложением 1 к Соглашению, предполагается проложить по таможенной территории РЮО.
«Необходимо отметить, что Республика Южная Осетия, не являясь участником этого двустороннего соглашения, не несет по нему каких-либо обязательств, которые позволяли бы функционирование между другими странами транзитного транспортного коридора, гипотетически проложенного по ее суверенной территории», – подчеркивает МИД РЮО.
Особый интерес вызывает следующий абзац из заявления: «Какие-либо другие пути, включая попытки оказания политического или экономического давления, в решении этого вопроса не имеют перспективы». Эти слова многие наблюдатели посчитали месседжем Москве, так как только российская сторона имеет рычаги давления на Цхинвал. Как политические, так и экономические. Хотя общение между Москвой и Цхинвалом по вопросу транзита, безусловно, было и всё уже несколько раз оговорено, поэтому заявление МИД больше ориентировано на других возможных участников транзита, чтобы еще раз «разжевать» позицию нашей страны.
То, что у Южной Осетии свое видение транзита через суверенную территорию Государства Алания известно давно. Напомним, что глава государства А.Бибилов не раз заявлял, что Цхинвал готов обеспечить транзит грузов между Россией и странами Закавказья, но только как равноправный партнер. «Речь идет об открытии дороги, которая соединяет не только Грузию, но и Армению, Азербайджан, Иран, Турцию… Но мы должны понимать, что в этом проекте, не знаю, согласится или не согласится грузинская сторона, в любом случае Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога, и, соответственно, отношения должны быть построены на этом равноправии», – пояснил Бибилов.
Последний раз позицию юго-осетинской стороны Президент А.Бибилов озвучил на встрече с депутатами юго-осетинского Парламента в ноябре 2017 года. Говоря о положительной стороне транзита, глава государства в то же время исключил какого-либо ущемления прав Южной Осетии при его практическом осуществлении. «Южная Осетия является субъектом международного права и транзит по нашей территории будет идти по законам РЮО и в соответствии с международным правом», – подчеркнул Анатолий Бибилов.
Дьявол кроется в деталях
Этот подзаголовок как нельзя лучше характеризует состояние грузинских представителей, когда они узнали о том, что в приграничном с Грузией Ленингорском районе был открыт пункт таможенного досмотра. По этому поводу было даже сделано резкое заявление МИД Грузии, при этом грузинская сторона даже обвинила Россию, что она потворствует сепаратистским настроениям в Южной Осетии.
Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Согласно указанному выше соглашению, устанавливались транспортные коридоры между РФ и Грузией, по которым товары будут перемещаться из Закавказья и Передней Азии в Россию. Один из них предполагается организовать через Южную Осетию, хотя в документе РЮО не упоминается. В соглашении только указываются пункты таможенного оформления: с российской стороны в пограничном пункте Нижний Зарамаг, с грузинской – у селения ЭргнетГорийского района или в селении Одзиси Мцхето-Тианетского района Грузии. По бумаге выходило, что между пунктом А и Б вообще никакой другой территории (и, соответственно, проблем) не существует.
Поэтому в Тбилиси создавали видимость того, что транзит будет проходить по территории, которая для них формально является грузинской. Но с учреждением таможенного поста де-факто возникает таможенная граница с непризнанным Тбилиси государством. И признать наличие юго-осетинской таможни значит признать и саму юго-осетинскую независимость. К этому официальные грузинские власти оказались не готовы. Неудивительно, что когда на грузино-осетинской границе появились юго-осетинские таможенники взвыла грузинская оппозиция. «В государственных коридорах зреет измена», – с таким заголовком вышла статья на одном из популярных грузинских интернет-ресурсов. Авторы пообещали чиновникам перспективу отсидки на тюремных нарах лет на 20.
Действительно одно дело, когда фуры с грузами будут следовать по Южной Осетии без остановки, а другое, когда будут досматриваться на юго-осетинской границе. Даже мысль о том, что в документах грузинского водителя на груз появится оттиск штампа «Республика Южная Осетия», а он не может не появится, лишает сна многих в Грузии. Вместе с тем, все должны понимать, что без участия юго-осетинской стороны и учета ее интересов транзит так и останется добрым намерением.
Поэтому непонятно, как все же будет реализовываться соглашение о транспортных коридорах. Категоричную неприемлемость внешнего давления юго-осетинский МИД уже озвучил. Хотя в Москве едва ли на это собирались идти. Российская сторона каждый раз честно предостерегала грузинских партнеров от иллюзий по поводу того, что восстановление двусторонних отношений между странами «может каким-то образом ослабить межгосударственное сотрудничество России с независимыми Абхазией и Южной Осетией».
«Мы намерены и дальше прагматично продолжать дело оздоровления двусторонних отношений. Российская сторона пойдет по пути нормализации так далеко, как к этому готовы в Тбилиси. Мы заинтересованы в полном восстановлении добрососедских российско-грузинских отношений, но, повторю, не ценой отказа от судьбоносных решений по Абхазии и Южной Осетии», – заявил недавно заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
Тем не менее, ситуация такова: есть соглашение, но есть и юго-осетинские интересы. Какой будет найден выход из этой коллизии – покажет время. Ну а Южной Осетии параллельно бы не мешало на «переговорной» площадке поднимать и вопросы возвращения Восточной Алании – Тырсыгома и Кобской котловины – именно через эти территории на сегодня осуществляется единственное автомобильное сообщение между Россией и Грузией. Территории, которые еще во времена царской России являлись неотъемлемой, исторической частью нашего народа. Именно поэтому издревле считалось, что ключи, ворота в Закавказье находятся в Осетии. Ну а при решении, безусловно, сложного вопроса с возвращением данных территорий, Грузия во многих аспектах вынужденно сразу станет заметно сговорчивее…
В.Габараев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.