«Идеология культов Нартиады стала основой сложения всех первых государств в истории»
17 января 2018 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2077 просмотров]
(Интервью с Аланом Чочиевым и Анатолием Наглером)
Вышла в свет книга «Нартиада-дописьменная история цивилизации». Это - пятилетний труд, затем еще год ожидания выхода книги. В итоге Алан Чочиев и Анатолий Наглер принимают поздравления. И пока вопросы Алану Резоевичу:
- На кого рассчитана книга? Исключительно на научные круги или она подвластна для освоения всем интересующимся древностью энтузиастам?
- Исследование родилось как второе исследование после выхода кандидатской диссертации в 1985 году - «Социальная история осетин». В. Абаев назвал ее очень хорошим исследованием, которое заставит осетин приосаниться. Я сам на собрании не был, но меня с этой оценкой поздравляли коллеги. После я развил тему до докторской диссертации и защитил ее - «Нарты-арии и арийская идеология». Сергей Таболов организовал мне докторантуру в ответ на то, что в наших постоянных беседах в присутствии Славы Гаглоева, я заявлял, что Нартиада — это совсем нечто иное, чем то, что о ней твердит мировая наука. Таболов заверил, что Нартиаду он непременно издаст. На время моего уезда в Германию было издано три тома Нартского эпоса. Впоследствии мои близкие, не желавшие моего ухода из науки, прислали мне в Германию все 7 изданных томов. А методология к ним у меня уже была отработана! Главная проблема Нартиады — методология. Нартиада — это непонятое сокровище об истоках истории, писать это здесь долго, но к ней нужна - СВОЯ методология, это для меня было главное, и я называл это нартологией, отличая от нартоведения. В этой методологии я отвечал себе на свои же вопросы — и в этой методологии я отвечаю и на вопрос о значении исследования.
Я ставлю перед мировой наукой два утверждения: первое – «Нартиада – дописьменная история цивилизации». Второе – «сложение цивилизации ариан\ирон Нартиады – как начало государствообразования в Евразии». И смысл всей моей работы в науке выражен в этих двух фразах — они стали заглавиями двух последних исследований.
На вопросы о заложенных в этих двух фразах смыслах ответить могу только тем, кто начнет с вопроса к себе – «Что такое цивилизация?»... Когда он сам придет к поиску ответов, то найдет логику ответов и на вторую фразу. В ней сказано о Нартиаде, но в «государствообразовании в Евразии»! Не на Кавказе, но - «в Евразии»!
Я занимаюсь не Нартиадой на Кавказе, а Нартиадой за тысячелетия до Кавказа, когда она проходила первую фазу в Анатолии – это 10-е тыс. до н.э. (12 тыс. лет назад)… История идеологии первой и единственной цивилизации на Земле складывалась там и тогда! А в 5-3 тыс. до н.э. эта идеология становилась идеологией государствообразования всюду, куда в Евразии ее занесли ее создатели.
Лично мой авторский расчет заключается в том, что настоящие ученые во всем мире зададутся этими вопросами и - как минимум - выступят с критикой автора Чочиева. И вот это является моей целью. Чтобы я, наконец, мог столкнуться с опубликованными критическими исследованиями фактов — и я отвечу на критику.
Это могут быть даже не ученые, а просто грамотные люди, которые, прочитав, решат выступить с критикой каких-то Фактов в Датах — и Логика их возражений должна быть выстроена только так! Но не на авторских домыслах с «вероятностями» от «авторитетов»...
- Если бы вас попросили тремя пунктами обозначить главные результаты исследования, как бы вы их обозначили?
- Ответ самый общий в 4-х пунктах:
1. Нет никакой языковой индоевропейской истории (это уже утверждал Клесов А.А.). Я установил, что язык, который называют индоевропейским, был арианатолийский, из него вышла арийско-греко-армянская языковая общность, и уже потом — индоевропейская, и только потом — древнеиранские языки. Сегодня в лингвистике это перевернуто с ног — на голову: лингво-история реально была сложнее...
2. Идеология культов Нартиады стала основой сложения всех первых государств в истории. И все мировые религии - как почти и все местные религии, также вышли из идеологии культов Нартиады.
3. На сегодняшний день это пока единственный случай в истории, когда история отдельного народа отслежена на протяжении 12 тысяч лет – ариан/ ирон.
4. Этноним ариан\ирон, как и все древние (кельты-галлы-вандалы-скифы-аланы- и т.д и т.п.) - это функционимы жрецов арианатолийского языка. Это не поздние этнонимы — это ранние жреческие функционимы и этнонимами стали позже.
- Т.е. насколько я помню из истории, Египет на Ниле, шумеры и Аккад, - первые государства, и они, по-вашему, образовались благодаря Нартиаде? Не слишком ли, мягко говоря, вы замахнулись? И почему другие ученые не пришли к такому выводу?
- С 1985 года то, что я делал, ориентировалось на осетинских, советских и зарубежных ученых. В Германии я убедился, что в науке, ориентируясь подобным образом, я мог потерять все мною самим намеченные проекты. Поэтому поставил себе установку: я исследую только историю, которая заложена в Нартиаде, и любые большие или малые имена ученых для меня значимы только своими логиками исторического анализа!
- Могу уже поделиться с вами первыми репликами, прозвучавшими на ФБ по поводу выхода в свет книги с названием - «Нартиада – дописьменная история цивилизации». Был вопрос - «А египтяне с греками, и персами в курсе дописьменности?»
- Никто на сегодняшний день в мире не в курсе с чего началась мировая цивилизация, и как, и кем формировались первые государства истории. Я на эти вопросы в обеих книгах подробно дал ответы. Но я хотел бы, чтобы ответы мои вызвали дискуссию – в ясной методологии.
С юга на север от Междуречья и Нила — до Скандинавии, и с запада на восток от океана — до океана, идеология Нартиады отложилась и названиями племен-народов-культур-государств. И все они изначально были функционимами жриц-жрецов, которые идеологией сплачивали людей в сообщества — в племена-народы-культуры-государства, и этот процесс сложений и распадов в идеологиях всех уровнях шел всегда и продолжается сегодня.
Почему другие ученые не пришли к такому выводу? Когда начнется дискуссия публичная, тогда всем станет ясно - на кого Алан Чочиев рассчитывал этим исследованием. Есть один ответ – на мировую науку.
- Многие жалуются на сложный язык повествования. Ваш научный не всем понятен, дается с большим трудом. А интересующихся с каждым разом становится все больше и больше. Что с этим делать?
- С самых первых моих работ мне задают этот вопрос. Ответ у меня тот же - если кому-то что–то не ясно, пусть выступают с письменной критикой, и я, отвечая на это, возможно, научусь понятнее объяснять, а желающие лучше поймут, о чем я пишу.
-Кто являлись создателями или носителями идеологии культов?
- Ведущими в Идеологии культов Нартиады - до Босфорского потопа и образования двух морей Черного и Каспийского (5150-ые годы до н.э.) - были жрицы, женщины. С пятого по третье тысячелетие до нашей эры в идеологии культов Нартиады складывались курганные культы (ведущий специалист мировой науки по истории архитектуры курганов — Наглер А.О.). В эти 2 тысячелетия (5-3 тыс. до н.э.) гегемонами культов стали жрецы-воины, мужчины. По истории гаплогрупп эти жрицы и жрецы - носители арианатолийского языка. В основном эти гаплогруппы и у нынешних потомков жриц-жрецов арианатолийских ариан\ирон — у осетин.
- Вы не боитесь, что вас «анафеме предадут» осетины с ортодоксальными взглядами, за то, что когда-то у наших предков женщины-жрицы были носителями культов Нартиады и управляли обществом?
- В науке, как и в политике - меня интересуют только Факты и их Логика данная в Датах.
- Что это книга дает народу, который называет себя «ирон»?
- Ни один народ в истории – и ни одно государство, ни одна империя — не образовались без идеологии: в этих процессах Сила Оружия карает, но входя в противодействие с Силой Веры Масс отступает! Ни одно сообщество в истории не образовалось вне идеологии культов. В прошлом «алан» означало – высший жрец, турецкое и китайское слово хан\хань – «жрец» и т.д. Общности, которые не дотянули до государств, просто стали народами. Функционимы жрецов — это также и этнонимы «шумеры»-«готы» – т.д., читайте книги. Если бы я мог рассказать это коротко, я бы написал это на двух страницах. Главным оружием для выживания сообществ человеческих во все эпохи истории были и являются идеологии.
Ариан\ирон (осетины) сохранили себя единственным народом в мире — демократом на 100%, каких в мире сложившихся государств не могло быть - и нет! Они блюдут идеологию культов ариан\ирон Нартиады в той же уникально демократичной идеологии: эта демократия тысячелетия держит идеологию между равными жрецами-воинами, с выборами культовых лидеров ежегодно или раз в три или в пять лет — выбирают на следующий год очередного фэсэм и кувæг (- «хозяин кормления в очередной святой день» - и расходы от его семейства-фамилии. Как правило, и вещатели молитв – кувæг, были от них). Ничего равного этой демократии в идеологиях кормления и подчинения в мире — НЕТ!
А за эти 12 тыс. лет в идеологии ариан\ирон сложились сотни этносов и десятки государств. Но идеологии утрачивались - и все образованные силой государства в конечном итоге рушились. Умерла коммунистическая идеология кормления и подчинения - и СССР рухнул. То же самое было с британской империей, испанской империей - вся история состоит из массы примеров идеологии ариан\ирон, но с иными вариациями кормления и подчинения.
- Благодарю.
- Анатолий Оскарович, переходим к вашей части исследования. Алан Резоевич назвал вас лучшим специалистом по истории архитектуры курганов. В чем суть вашей части исследования? Пожалуйста, коротко о курганах.
- В степных районах Евразии люди жили тысячелетия, на протяжении всей истории. От многих племен остались единственные свидетельства – их погребальные памятники и курганы. Начиная с 18 века, с вхождением огромных пространств степной полосы Евразии в состав России, на этих территориях начинается активная хозяйственная деятельность - и повсеместное уничтожение курганов. В 20-м веке оно приняло гигантские масштабы, десятки тысяч курганов снесли, сровняли с землей и распахали.
Огромное количество курганов были разграблены охотниками за сокровищами, что происходит в устрашающих масштабах и на сегодняшний день. По данным Института археологии РАН на 2004 год несанкционированные раскопки велись в 36 регионах России, ежегодно уничтожалось до 500 памятников археологии. Специалисты считают сегодняшнюю ситуацию с сохранностью курганов катастрофической, лет через 10 их не станет…
Научное изучение курганов началось в конце 18 века. За три века археологами в степях Евразии раскопано огромное количество курганов, находки из которых являются основным, часто единственным материалом для изучения различных эпох ее истории.
Конструкции курганных сооружений, как и конструкции могил, практически не изучались. Сами методы ранних раскопок археологов мало чем отличались от методов грабителей. Главной целью так же было получение дорогих, эффектных вещей, а «рядовой» материал просто выбрасывался. Все курганы Евразии по сей день копают без уделения должного внимания наземной, видимой части кургана, его т.н. «насыпи», основное внимание - только на находках… Но еще в середине прошлого века пришло понимание округлого холма как разрушившегося и оплывшего архитектурного сооружения.
Но материалы практически всех раскопанных курганов Евразии не имеют полного археологического контекста и полученная из них информация является скорее ущербной и фрагментарной. Строить на ней достоверные исторические модели, например, на сегодняшний день, невозможно.
В последнее время ситуация начинает меняться, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе, где российскими, казахстанскими и германскими специалистами совместно были изучены несколько больших курганов раннего железного века. В совместных исследованиях во время полевых работ принимали участие геофизики, почвововеды, палеоботаники, палеозоологи, антропологи, генетики и представители других наук. Информация неизмеримо возросла количественно и качественно.
Стало очевидно, что курганы это не кучи земли, «насыпи» над могилами, содержащими «красивые» находки, часто из драгметаллов, на основании которых можно лишь долго и красиво говорить о их «искусствоведческой» составляющей. Мультидисциплинарный подход к их изучению позволил дать дефиницию этого вида памятников, которой до сих пор в науке не существовало. Согласно ей курган является погребально–ритуальным комплексом, состоящим из связанных в единое целое трех частей:
1 – захоронений, кладов, жертвенных комплексов;
2 – построенных над ними сооружений, являющихся памятниками своеобразной архитектуры.
3 – территории, прилегающей к сооружению или курганной периферии. Она содержит рвы, поминальные комплексы, могилы, артефакты, культурные остатки, связанные как со строительством комплекса, так и с проводившимися здесь ритуальными действами.
Ранее интерпретировали отдельные предметы погребального инвентаря, отдельные черты обряда и, в основном, сводили их в искусствоведческие штудии, такие, например, как изучение «скифского звериного стиля». Созданы бесчисленные типологии керамической и иной посуды, предметов вооружения, украшений и т.д. За этим всем теряется и практически полностью отсутствует в научной литературе сам человек, со всеми его связями, его окружение, его восприятие этого окружения - и мира в целом. Правильно понять и объяснить все эти сложные явления, а также и всестороннюю археологическую информацию, заключенную в курганах, можно только лишь с помощью религиозных систем, игравших определяющую роль всей жизни в прошлом, бывших главным стержнем всей жизни общества в прошлом.
В предложенной мною небольшой археологической части публикуемой монографии предпринята попытка обрисовать отдельные его черты в виде отдельных очерков. Картина, предстающая перед читателем, не всегда соответствует привычным представлениям и, на мой взгляд, является более сложной и значительно более интересной. Насколько мне это удалось – судить читателю.
- Анатолий Оскарович, какую реакцию вы ожидаете на свой раздел в этом исследовании?
- Я ожидаю от читателя, прежде всего, понимания того факта, что человек прошлого был далеко не примитивен. Он, так же как и мы сегодня, не жил обособленно и окружающий мир для него не ограничивался только каким-то небольшим его участком.
Ожидаю понимания того, что наши предки были общими для очень многих живущих ныне людей, хотя они об этом и не подозревают.
Полностью отдаю себе отчет в том, что многое, мною предложенное, будет не сразу принято и не всегда понято читателем. Но искренне надеюсь и верю в то, что это все же произойдет, а высказанные мною мысли получат дальнейшее развитие.
Очень надеюсь, что читатель увидит в моих очерках попытки дать некоторые археологические подтверждения тем многочисленным великолепным идеям, предложенным в данной книге Аланом Чочиевым.
- Спасибо
Беседу вела Анна Чочиева
Специально для Аранзелд
http://aranzeld.com/interview/3813-chochievchochieva-ideologiya-kultov-nartiady-stala-osnovoy-slozheniya-vseh-pervyh-gosudarstv-v-istorii.html
Вышла в свет книга «Нартиада-дописьменная история цивилизации». Это - пятилетний труд, затем еще год ожидания выхода книги. В итоге Алан Чочиев и Анатолий Наглер принимают поздравления. И пока вопросы Алану Резоевичу:
- На кого рассчитана книга? Исключительно на научные круги или она подвластна для освоения всем интересующимся древностью энтузиастам?
- Исследование родилось как второе исследование после выхода кандидатской диссертации в 1985 году - «Социальная история осетин». В. Абаев назвал ее очень хорошим исследованием, которое заставит осетин приосаниться. Я сам на собрании не был, но меня с этой оценкой поздравляли коллеги. После я развил тему до докторской диссертации и защитил ее - «Нарты-арии и арийская идеология». Сергей Таболов организовал мне докторантуру в ответ на то, что в наших постоянных беседах в присутствии Славы Гаглоева, я заявлял, что Нартиада — это совсем нечто иное, чем то, что о ней твердит мировая наука. Таболов заверил, что Нартиаду он непременно издаст. На время моего уезда в Германию было издано три тома Нартского эпоса. Впоследствии мои близкие, не желавшие моего ухода из науки, прислали мне в Германию все 7 изданных томов. А методология к ним у меня уже была отработана! Главная проблема Нартиады — методология. Нартиада — это непонятое сокровище об истоках истории, писать это здесь долго, но к ней нужна - СВОЯ методология, это для меня было главное, и я называл это нартологией, отличая от нартоведения. В этой методологии я отвечал себе на свои же вопросы — и в этой методологии я отвечаю и на вопрос о значении исследования.
Я ставлю перед мировой наукой два утверждения: первое – «Нартиада – дописьменная история цивилизации». Второе – «сложение цивилизации ариан\ирон Нартиады – как начало государствообразования в Евразии». И смысл всей моей работы в науке выражен в этих двух фразах — они стали заглавиями двух последних исследований.
На вопросы о заложенных в этих двух фразах смыслах ответить могу только тем, кто начнет с вопроса к себе – «Что такое цивилизация?»... Когда он сам придет к поиску ответов, то найдет логику ответов и на вторую фразу. В ней сказано о Нартиаде, но в «государствообразовании в Евразии»! Не на Кавказе, но - «в Евразии»!
Я занимаюсь не Нартиадой на Кавказе, а Нартиадой за тысячелетия до Кавказа, когда она проходила первую фазу в Анатолии – это 10-е тыс. до н.э. (12 тыс. лет назад)… История идеологии первой и единственной цивилизации на Земле складывалась там и тогда! А в 5-3 тыс. до н.э. эта идеология становилась идеологией государствообразования всюду, куда в Евразии ее занесли ее создатели.
Лично мой авторский расчет заключается в том, что настоящие ученые во всем мире зададутся этими вопросами и - как минимум - выступят с критикой автора Чочиева. И вот это является моей целью. Чтобы я, наконец, мог столкнуться с опубликованными критическими исследованиями фактов — и я отвечу на критику.
Это могут быть даже не ученые, а просто грамотные люди, которые, прочитав, решат выступить с критикой каких-то Фактов в Датах — и Логика их возражений должна быть выстроена только так! Но не на авторских домыслах с «вероятностями» от «авторитетов»...
- Если бы вас попросили тремя пунктами обозначить главные результаты исследования, как бы вы их обозначили?
- Ответ самый общий в 4-х пунктах:
1. Нет никакой языковой индоевропейской истории (это уже утверждал Клесов А.А.). Я установил, что язык, который называют индоевропейским, был арианатолийский, из него вышла арийско-греко-армянская языковая общность, и уже потом — индоевропейская, и только потом — древнеиранские языки. Сегодня в лингвистике это перевернуто с ног — на голову: лингво-история реально была сложнее...
2. Идеология культов Нартиады стала основой сложения всех первых государств в истории. И все мировые религии - как почти и все местные религии, также вышли из идеологии культов Нартиады.
3. На сегодняшний день это пока единственный случай в истории, когда история отдельного народа отслежена на протяжении 12 тысяч лет – ариан/ ирон.
4. Этноним ариан\ирон, как и все древние (кельты-галлы-вандалы-скифы-аланы- и т.д и т.п.) - это функционимы жрецов арианатолийского языка. Это не поздние этнонимы — это ранние жреческие функционимы и этнонимами стали позже.
- Т.е. насколько я помню из истории, Египет на Ниле, шумеры и Аккад, - первые государства, и они, по-вашему, образовались благодаря Нартиаде? Не слишком ли, мягко говоря, вы замахнулись? И почему другие ученые не пришли к такому выводу?
- С 1985 года то, что я делал, ориентировалось на осетинских, советских и зарубежных ученых. В Германии я убедился, что в науке, ориентируясь подобным образом, я мог потерять все мною самим намеченные проекты. Поэтому поставил себе установку: я исследую только историю, которая заложена в Нартиаде, и любые большие или малые имена ученых для меня значимы только своими логиками исторического анализа!
- Могу уже поделиться с вами первыми репликами, прозвучавшими на ФБ по поводу выхода в свет книги с названием - «Нартиада – дописьменная история цивилизации». Был вопрос - «А египтяне с греками, и персами в курсе дописьменности?»
- Никто на сегодняшний день в мире не в курсе с чего началась мировая цивилизация, и как, и кем формировались первые государства истории. Я на эти вопросы в обеих книгах подробно дал ответы. Но я хотел бы, чтобы ответы мои вызвали дискуссию – в ясной методологии.
С юга на север от Междуречья и Нила — до Скандинавии, и с запада на восток от океана — до океана, идеология Нартиады отложилась и названиями племен-народов-культур-государств. И все они изначально были функционимами жриц-жрецов, которые идеологией сплачивали людей в сообщества — в племена-народы-культуры-государства, и этот процесс сложений и распадов в идеологиях всех уровнях шел всегда и продолжается сегодня.
Почему другие ученые не пришли к такому выводу? Когда начнется дискуссия публичная, тогда всем станет ясно - на кого Алан Чочиев рассчитывал этим исследованием. Есть один ответ – на мировую науку.
- Многие жалуются на сложный язык повествования. Ваш научный не всем понятен, дается с большим трудом. А интересующихся с каждым разом становится все больше и больше. Что с этим делать?
- С самых первых моих работ мне задают этот вопрос. Ответ у меня тот же - если кому-то что–то не ясно, пусть выступают с письменной критикой, и я, отвечая на это, возможно, научусь понятнее объяснять, а желающие лучше поймут, о чем я пишу.
-Кто являлись создателями или носителями идеологии культов?
- Ведущими в Идеологии культов Нартиады - до Босфорского потопа и образования двух морей Черного и Каспийского (5150-ые годы до н.э.) - были жрицы, женщины. С пятого по третье тысячелетие до нашей эры в идеологии культов Нартиады складывались курганные культы (ведущий специалист мировой науки по истории архитектуры курганов — Наглер А.О.). В эти 2 тысячелетия (5-3 тыс. до н.э.) гегемонами культов стали жрецы-воины, мужчины. По истории гаплогрупп эти жрицы и жрецы - носители арианатолийского языка. В основном эти гаплогруппы и у нынешних потомков жриц-жрецов арианатолийских ариан\ирон — у осетин.
- Вы не боитесь, что вас «анафеме предадут» осетины с ортодоксальными взглядами, за то, что когда-то у наших предков женщины-жрицы были носителями культов Нартиады и управляли обществом?
- В науке, как и в политике - меня интересуют только Факты и их Логика данная в Датах.
- Что это книга дает народу, который называет себя «ирон»?
- Ни один народ в истории – и ни одно государство, ни одна империя — не образовались без идеологии: в этих процессах Сила Оружия карает, но входя в противодействие с Силой Веры Масс отступает! Ни одно сообщество в истории не образовалось вне идеологии культов. В прошлом «алан» означало – высший жрец, турецкое и китайское слово хан\хань – «жрец» и т.д. Общности, которые не дотянули до государств, просто стали народами. Функционимы жрецов — это также и этнонимы «шумеры»-«готы» – т.д., читайте книги. Если бы я мог рассказать это коротко, я бы написал это на двух страницах. Главным оружием для выживания сообществ человеческих во все эпохи истории были и являются идеологии.
Ариан\ирон (осетины) сохранили себя единственным народом в мире — демократом на 100%, каких в мире сложившихся государств не могло быть - и нет! Они блюдут идеологию культов ариан\ирон Нартиады в той же уникально демократичной идеологии: эта демократия тысячелетия держит идеологию между равными жрецами-воинами, с выборами культовых лидеров ежегодно или раз в три или в пять лет — выбирают на следующий год очередного фэсэм и кувæг (- «хозяин кормления в очередной святой день» - и расходы от его семейства-фамилии. Как правило, и вещатели молитв – кувæг, были от них). Ничего равного этой демократии в идеологиях кормления и подчинения в мире — НЕТ!
А за эти 12 тыс. лет в идеологии ариан\ирон сложились сотни этносов и десятки государств. Но идеологии утрачивались - и все образованные силой государства в конечном итоге рушились. Умерла коммунистическая идеология кормления и подчинения - и СССР рухнул. То же самое было с британской империей, испанской империей - вся история состоит из массы примеров идеологии ариан\ирон, но с иными вариациями кормления и подчинения.
- Благодарю.
- Анатолий Оскарович, переходим к вашей части исследования. Алан Резоевич назвал вас лучшим специалистом по истории архитектуры курганов. В чем суть вашей части исследования? Пожалуйста, коротко о курганах.
- В степных районах Евразии люди жили тысячелетия, на протяжении всей истории. От многих племен остались единственные свидетельства – их погребальные памятники и курганы. Начиная с 18 века, с вхождением огромных пространств степной полосы Евразии в состав России, на этих территориях начинается активная хозяйственная деятельность - и повсеместное уничтожение курганов. В 20-м веке оно приняло гигантские масштабы, десятки тысяч курганов снесли, сровняли с землей и распахали.
Огромное количество курганов были разграблены охотниками за сокровищами, что происходит в устрашающих масштабах и на сегодняшний день. По данным Института археологии РАН на 2004 год несанкционированные раскопки велись в 36 регионах России, ежегодно уничтожалось до 500 памятников археологии. Специалисты считают сегодняшнюю ситуацию с сохранностью курганов катастрофической, лет через 10 их не станет…
Научное изучение курганов началось в конце 18 века. За три века археологами в степях Евразии раскопано огромное количество курганов, находки из которых являются основным, часто единственным материалом для изучения различных эпох ее истории.
Конструкции курганных сооружений, как и конструкции могил, практически не изучались. Сами методы ранних раскопок археологов мало чем отличались от методов грабителей. Главной целью так же было получение дорогих, эффектных вещей, а «рядовой» материал просто выбрасывался. Все курганы Евразии по сей день копают без уделения должного внимания наземной, видимой части кургана, его т.н. «насыпи», основное внимание - только на находках… Но еще в середине прошлого века пришло понимание округлого холма как разрушившегося и оплывшего архитектурного сооружения.
Но материалы практически всех раскопанных курганов Евразии не имеют полного археологического контекста и полученная из них информация является скорее ущербной и фрагментарной. Строить на ней достоверные исторические модели, например, на сегодняшний день, невозможно.
В последнее время ситуация начинает меняться, прежде всего в Центрально-Азиатском регионе, где российскими, казахстанскими и германскими специалистами совместно были изучены несколько больших курганов раннего железного века. В совместных исследованиях во время полевых работ принимали участие геофизики, почвововеды, палеоботаники, палеозоологи, антропологи, генетики и представители других наук. Информация неизмеримо возросла количественно и качественно.
Стало очевидно, что курганы это не кучи земли, «насыпи» над могилами, содержащими «красивые» находки, часто из драгметаллов, на основании которых можно лишь долго и красиво говорить о их «искусствоведческой» составляющей. Мультидисциплинарный подход к их изучению позволил дать дефиницию этого вида памятников, которой до сих пор в науке не существовало. Согласно ей курган является погребально–ритуальным комплексом, состоящим из связанных в единое целое трех частей:
1 – захоронений, кладов, жертвенных комплексов;
2 – построенных над ними сооружений, являющихся памятниками своеобразной архитектуры.
3 – территории, прилегающей к сооружению или курганной периферии. Она содержит рвы, поминальные комплексы, могилы, артефакты, культурные остатки, связанные как со строительством комплекса, так и с проводившимися здесь ритуальными действами.
Ранее интерпретировали отдельные предметы погребального инвентаря, отдельные черты обряда и, в основном, сводили их в искусствоведческие штудии, такие, например, как изучение «скифского звериного стиля». Созданы бесчисленные типологии керамической и иной посуды, предметов вооружения, украшений и т.д. За этим всем теряется и практически полностью отсутствует в научной литературе сам человек, со всеми его связями, его окружение, его восприятие этого окружения - и мира в целом. Правильно понять и объяснить все эти сложные явления, а также и всестороннюю археологическую информацию, заключенную в курганах, можно только лишь с помощью религиозных систем, игравших определяющую роль всей жизни в прошлом, бывших главным стержнем всей жизни общества в прошлом.
В предложенной мною небольшой археологической части публикуемой монографии предпринята попытка обрисовать отдельные его черты в виде отдельных очерков. Картина, предстающая перед читателем, не всегда соответствует привычным представлениям и, на мой взгляд, является более сложной и значительно более интересной. Насколько мне это удалось – судить читателю.
- Анатолий Оскарович, какую реакцию вы ожидаете на свой раздел в этом исследовании?
- Я ожидаю от читателя, прежде всего, понимания того факта, что человек прошлого был далеко не примитивен. Он, так же как и мы сегодня, не жил обособленно и окружающий мир для него не ограничивался только каким-то небольшим его участком.
Ожидаю понимания того, что наши предки были общими для очень многих живущих ныне людей, хотя они об этом и не подозревают.
Полностью отдаю себе отчет в том, что многое, мною предложенное, будет не сразу принято и не всегда понято читателем. Но искренне надеюсь и верю в то, что это все же произойдет, а высказанные мною мысли получат дальнейшее развитие.
Очень надеюсь, что читатель увидит в моих очерках попытки дать некоторые археологические подтверждения тем многочисленным великолепным идеям, предложенным в данной книге Аланом Чочиевым.
- Спасибо
Беседу вела Анна Чочиева
Специально для Аранзелд
http://aranzeld.com/interview/3813-chochievchochieva-ideologiya-kultov-nartiady-stala-osnovoy-slozheniya-vseh-pervyh-gosudarstv-v-istorii.html
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.