К складывающейся непростой ситуации в религиозной жизни Республики

5 декабря 2017 Культура [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2265 просмотров]
К складывающейся непростой ситуации в религиозной жизни РеспубликиС одной стороны кажется, что никаких проблем в сфере религиозных воззрений в нашей стране не существует. Напомним, что в Республике действует соответствующее конституционное положение о том, что традиционные осетинские верования и православие являются одной из основ национального самосознания осетинского народа. Но эта идиллия в последние годы носит только внешний характер. В веками мирное сосуществование двух религиозных направлений в последние годы наблюдается проводимая работа извне, направленная на конкретное противостояние, желание расшатать ситуацию. Вопрос серьезный, поэтому в вопросах вероисповедания власть, как и весь народ, должны видеть свою задачу в защите нашего общества от навязываемого возможного конфликта. Это задача архиважная. При том, что не все здесь однозначно.
Русская православная церковь как данность
Православие в РЮО является не только средством отправления религиозного культа, но и формой обретения общего духовного пространства с Россией. На это всегда указывали руководители страны во время встреч с высшими иерархами Русской православной церкви (РПЦ). Но наряду с существованием добрых отношений, есть и серьезная проблема. Причина осторожного отношения в Республике к РПЦ в первую очередь – это упорное продолжение ассоциирования нашей страны с канонической территорией Грузинской православной церкви.
Причин такой церковной политики несколько. В частности, считается, что Русской православной церкви важно суметь сохранить добрые отношения с Грузинской церковью (ГПЦ), потому что та является одной из союзниц РПЦ в борьбе с раскольниками на Украине. А если РПЦ признает независимость Абхазской и Юго-Осетинской церквей, то Грузия в ответ может признать независимость Украинской православной церкви Киевского патриархата, а это, по распространенному мнению, приведет к катастрофе в православном мире. Другая причина – политическая. На сегодня, как бы это парадоксально не звучало, Грузинская церковь является единственным последовательным сторонником России в Грузии. И сколько будет продолжаться такая вот взаимная необходимость друг в друге России и Грузии на церковном фронте – одному Богу известно. Впрочем, в Южной Осетии подобные объяснения по большому счету мало кого интересуют. Здесь, после признания политическим руководством РФ нашей независимости ждут соответствующего признания и от духовного центра России. Открытого отторжения, конечно же, нет и быть не может в принципе. РПЦ давно уже имеет здесь представительство в лице священника отца Сергия (Кокоева), присутственным местом которого определен строящийся у микрорайона «Московский» православный храм. Да и с окончанием строительства храма РПЦ в центре Цхинвала по проспекту А.Джиоева Русская православная церковь получит и свой корневой религиозный центр на юге Осетии. Кстати, против этого строительства не раз высказывалась местная интеллигенция. И, в первую очередь, именно по причине несуразицы строительства представительства церкви, которая соотносит нас к территории Грузии.
Краеугольный камень государственности
Православие в новейшей истории Южной Осетии как часть суверенного мировоззрения стало утверждаться одновременно с началом национально-освободительного движения в стране. Нуждаясь в духовном единстве, народ Республики искал помощи и сочувствия со стороны единоверной России, и ее национальной церкви – РПЦ. Однако, внятной и созидательной поддержки верующие Южной Осетии от РПЦ не получили. Многократные прошения о принятии южных осетин под свой омофор были отклонены на основании недопустимости несогласованного вмешательства одной поместной церкви во внутренние дела другой. Впрочем, эта позиция в те годы полностью совпадала с позицией официальной Москвы, которая официально придерживалась территориальной целостности Грузии.
В этих условиях народу РЮО пришлось решать проблемы канонического самоопределения. Так, осознавая себя частью общей с россиянами ментальности, православные южной части Осетии обратились к иерархии Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), и спустя время народ Южной Осетии был взят под покровительство (омофор) этой церкви. Архиепископ Лазарь рукоположил и осетинского священника для Республики Южная Осетия, отца Александра Пухатэ (впоследствии епископа Георгия – прим.ред.). И в течение десяти лет, с 1992 по 2002 год, православные Южной Осетии были под патронажем РПЦЗ.
Раскол, произошедший в РПЦЗ, поставил в очередной раз вопрос о дальнейшей судьбе православных Республики. Не желая принимать участия в расколах и в чрезвычайно сложных обстоятельствах, было решено обратиться к Греческой Православной Старостильной Церкви Противостоящих Митрополита Киприана (ГПСЦП), имевшей тесное духовное общение с исторической РПЦЗ (Синод митрополита Киприана был создан посредством РПЦЗ). Выбор новой юрисдикции был не случаен. Он подразумевал наличие союза с русским православием, который сохранялся вплоть до 2005 года, пока не произошел духовный разрыв между исторической РПЦЗ и синодом митрополита Киприана.
Следует отметить, что православные Южной Осетии были взяты под омофор Греческим Синодом Противостоящих митрополита Киприана временно. Это записано в документах, об этом говорил митрополит Киприан, это неоднократно было озвучено и председателем комитета по внешним связям ГПСЦП епископом Мефонским Амвросием. При этом, в нелегкие для Южной Осетии времена, Синод Греческой Церкви Противостоящих оказал церкви РЮО неоценимую помощь в поддержке и развитии православия. Была воссоздана Аланская Епархия.
С международным признанием РЮО качественно изменилась общественно-политическая и религиозная жизнь государства. Однако, проблема духовной разделенности РПЦ и Аланской Епархии все еще не решена, хотя неформальное сотрудничество перешло на новый уровень. К примеру, не часто, но, тем не менее, святые реликвии РПЦ становятся доступны и Аланской Епархии. Контакт есть и это, безусловно, положительный момент.
Историческая обоснованность церковного суверенитета
Есть и другая сторона. Как бы ни приближался православный мир Южной Осетии к Русской церкви, в Республике рассматривается и создание своей независимой церкви, опирающейся на исторические традиции Аланской Епархии. Которая, к слову, многим древнее Русской церкви. Возрождение Аланского государства на юге Осетии возможно диктует необходимость восстановления и церковного суверенитета. По крайне мере, на данном этапе.
Небольшой исторический экскурс. Первое знакомство алан с христианством история связывает с именем одного из ближайших учеников Христа – святого апостола Андрея Первозванного. Это Iвек. Многим позже, когда в IV веке в Грузии начинает проповедовать св. Нина, она, держа путь через Аланию, отметила, что ее проповеди не вызвали здесь ни особого благоволения, ни особых протестов, поскольку аланы уже были знакомы с верой. Более того, существование Аланской Епархии в трудах писателей средних веков Иоанна Зонара и Феодора Вальсамона относится ими ко времени Халкидонского собора (451 г.). В месяцеслове византийского императора Василия (VIII век) указывается, что в Аланской Епархии «…более половины века есть свой епископ и притом епископ не первый». Есть и другие сведения о существовании Аланской митрополии.
Очевидное – невероятное
В нашей стране существует еще один церковный парадокс – в храмах Ленингорского района Южной Осетии проводят службы священнослужители, которые подчиняются ГПЦ. Ситуация парадоксальная в том, что если говорить в целом, то на территории Республики на сегодняшний день действуют сразу три (!) церкви – помимо непосредственно Аланской Епархии (АЕ) это также Грузинская православная церковь (ГПЦ) и Русская православная церковь (РПЦ), признающая грузинскую, но никак не юго-осетинскую церковную юрисдикцию.
Так вот, в селе Икота данного района расположен женский монастырь грузинской церкви с настоятельницей игуменьей Соломеей. В населенном пункте Ларгвис, в 14 километрах от Ленингора находится еще один православный храм-резиденция т.н. митрополита Никозского и Цхинвальского Исайя (Чантурия). Третий храм расположен в селе Циркол Ленингорского района, где службы проводит отец Теодор. В самом районном центре в Ленингоре есть храм Успения Пресвятой Богородицы, где все службы проводит отец Антон. При этом, подчиняясь грузинской православной церкви, местные священнослужители во время воскресных служб упоминают прихожанам, что им «приходится служить Всевышнему Господу в условиях российской оккупации».
Священнослужители Аланской Епархии, конечно же, осведомлены о работе грузинских священнослужителей на территории Южной Осетии, но считают, что решение данного вопроса находится в прерогативе руководства Южной Осетии. С другой стороны, инициатива (обращение) о разбирательстве данной несуразицы должна идти именно от Аланской Епархии. Как бы там ни было – вопрос завис. Чувствуется некая общая самоустарненность. По крайне мере, выдворять грузинских попов как граждан иностранного государства (не имеющих на руках соответствующих миграционных документов), пока никто не собирается. Нежелание прежних юго-осетинских властей решать проблему с пребыванием и фактически подрывной работой представителей ГПЦ в Ленингорском районе вообще вызывает удивление. К примеру, намерение редакции нашей газеты опубликовать очередной материал по этой тематике, было тогда пресечено административными мерами. Когда в высоких кабинетах поняли, что руководство газеты не поддастся на давление, то директору типографии было дано указание попросту не печатать газету... Оказавшись перед такой дилеммой, редколлегии пришлось уступить. Но разве от этого проблема самоустранилась? Да и открытие недавно в Ленингоре храма Рождества Пресвятой Богородицы, находящегося в ведении Аланской Епархии, вряд ли в одночасье разрушит здесь монополию ГПЦ.
Между небожителем Уастырджы и святым Георгием
Религиозная проблема в Республике, к сожалению, не ограничивается наличием в стране сразу трех христианских Церквей. Основную нишу в мировоззрении населения исторически занимают национальные верования. В юго-осетинской Конституции, как уже указывалось, православие и традиционная религия осетин уравнены в правах. При этом на сегодня православие является классической государственной религией, так как имеет свои институты: организационную ступенчатую структуру, служителей, стройную систему отправления культа, упорядоченный церковный календарь. Традиционные верования же на данный момент представлены в системе государства формально и переживают фактически процесс возрождения. Подобная картина идентична и на севере Алании.
Между тем, необходимо отметить тревожную тенденцию, связанную с нарастанием противоречий именно в последние годы между православной церковью и представителями традиционных верований мирно сосуществующих многие века. Этот раскол четко заметен на севере Осетии, где порой дело доходит до осквернения сакральных символов. Дело в том, что представители РПЦ очень болезненно реагируют на процесс возвращения населения к традиционным верованиям и, прежде всего, к намерениям придать им официальный статус. К слову, три года назад, на севере среди студентов СОГУ и Владикавказского института управления был проведен соответствующий опрос, в результате которого только 18% из числа опрошенных отнесли себя к христианам, 3,6% – к мусульманам, тогда как 55% назвали себя приверженцами традиционных осетинских верований и еще 21,7% – считают себя сторонниками и христианской, и традиционной веры одновременно. Очевидно, что примерно такое же соотношение (за исключением мусульманства) может быть получено при соответствующем опросе и в РЮО.
В нашей Республике различия между «традиционалистами» и православной общиной пока не носят конфронтационного характера, но градус напряженности здесь тоже уже присутствует. И связано это, как и на севере, с некоторыми наступательными шагами Церкви, которая их таковыми не считает. Одним из подобных камней преткновения является, к примеру, святилище Джер. Помнится, не так давно представителем Аланской Епархии было даже заявлено, что голова св. Георгия по поверьям, находится у основания этого древнего национального святилища. В таком случае паломничество в том числе и с западных стран никогда не должно было прекращаться.
Любопытно, что еще совсем недавно обе религии спокойно соседствовали друг с другом и, возможно, в какой-то мере, даже дополняли общность картины. Но в последние годы по неведомой указке идиллия мирного сосуществования стала сознательно нарушаться. Нарушаться, конечно же, извне. При этом делаются порой совершенно необоснованные выводы даже политического характера. К примеру, как-то была выведена формула, согласно которой сторонники православия за единство с Россией, а последователи традиционных верований, оказывается, стремятся от России обособиться... Не будем отрицать, что возрождение интереса к народным традициям – это одна из форм поиска национальной идентичности, и в этом нет ничего плохого, но этот процесс осетины, что на юге, что на севере Осетии, видят исключительно в рамках российской общности.
Сегодня есть много мнений насчет того, почему набирает популярность тенденция возврата к религиозному мировоззрению народа. Но как защитная реакция – это явление иногда безосновательно называют «неоязычеством». Что в корне неверно. К слову, самих христиан, в свое время, также называли язычниками, да и сейчас в православии немало языческих праздников. Для нашего же малочисленного народа разобщенность может поставить нас на грань исчезновения. Поэтому общая цель – это необходимая гармонизация отношений между православием и традиционными верованиями с учетом этнокультурных особенностей осетин. Надо перестать Церкви как на севере, так и на юге «перетягивать одеяло». Принципы инкультурации, взятые РПЦ на вооружение, приведут только к отторжению и осложнению ситуации. Как это уже происходит на севере Осетии.
Свою разъединяющую роль в общество вносят и различные религиозные секты, которых в Южной Осетии также немало. И то, что секты в Южной Осетии также стали отдельным явлением общественной жизни не является секретом.
…Стабильность в нашем обществе зависит не только от консенсуса на политическом пространстве страны, но во многом и от гармонии в религиозной сфере. А это очень чувствительная материя, ради сохранения которой надо трудиться нам всем. И при этом обязательно «отделять семена от плевел», четко проводя грань между возможностью духовного общения, от попыток влиять на политическую и общественную жизнь страны со стороны религиозных объединений. Все мы должны понимать, что наше государство, наш народ, хочет он того или нет, является объектом большой политической игры. Которая не приемлет цивилизованные правила борьбы. Не сумев уже в который раз сломить нас физически, Запад пытается разобщить нас идеологически. Методами мягкой силы. И вопросы религиозной разобщенности здесь играют одну из главенствующих ролей…
С.Остаев
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
5 декабря 2017 23:21
Согласен полностью!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Солнечный

Экстренные службы

  • 112 – МЧС РЮО
  • 101 – Пожарная служба
  • 102 – Милиция
  • 103 – Скорая мед. помощь
  • 104 – Аварийная служба газа
  • 105 – Водоканал
  • 806 5030 – Защита прав потребителей
  • 805 47 71 – Вывоз строительного и бытового мусора

Погода

Акция.

ЮОГУ

ЮОГУ

Королевство потолков

Цитаты

Если у тебя получилось обмануть человека, это не значит, что он дурак, это значит, что тебе доверяли больше, чем ты этого заслуживаешь.
***
Когда мне было 5 лет, мама всегда твердила мне, что самое важное в жизни — быть счастливым. Когда я пошел в школу, меня спросили, кем я хочу стать, когда вырасту. Я написал «счастливым». Мне сказали – «ты не понял задание», а я ответил — «вы не поняли жизнь».
***
Настоящий друг — это человек, который выскажет тебе в глаза все, что о тебе думает, а всем скажет, что ты — замечательный человек. © Омар Хайям,
***
Не всегда просит прощения тот, кто виноват. Просит прощения тот, кто дорожит отношениями.
***
Производство сайтов

Новости

«    Февраль 2020    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29  
Солнечный

Энергоресур

Объявления

Услуги по заправке картриджей и ремонту принтеров . Быстро недорого с гарантией!
10 лет качественной работы! Так же продаются Б/У принтеры в хорошем состоянии, фирмы: Canon, Samsung , HP и Xerox. Телефон для справок +7 929 804 44 74, спросить Колю

***
***

Радио ОНЛАЙН!

Радио ОНЛАЙН!

Осетия