Министр экономического развития Геннадий Кокоев: «Итальянцы отметили высокое качество юго-осетинского зерна, но мы все еще остаемся импортерами муки…»
17 октября 2017 Экономика [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [2286 просмотров]
«Пока мы не научимся работать так, чтобы люди приходили на работу и что-то делали, производили, чтобы на выходе получалась находящая спрос продукция, пока мы не войдем в такой ритм, у нас будут сложные экономические времена. Надеюсь, что ситуация в скором времени изменится к лучшему, потому что так дальше продолжаться не может» – заявляет министр экономического развития РЮО Геннадий Кокоев.
Какие задачи и планы у одного из ведущих министерств страны, проблемы, образовавшиеся в результате развала Советского Союза и последствий геноцида осетинского народа на рубеже веков и, главное, как и какими способами и направлениями необходимо развивать экономику страны в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал сам министр.
– Геннадий Герсанович, если можно, начнем наш разговор об экономическом форуме, который недавно прошел в Арцахе. Как известно, Вы тоже были его участником. Расскажите несколько подробнее о нем и какие отличительные моменты Вы бы могли выделить, отметить для нашей страны?
– Если политические контакты между Нагорным Карабахом и Республикой Южная Осетия имеют свою историю, мы обмениваемся делегациями при государственных праздниках, участвуем в мониторинге выборов, то экономический блок фактически впервые принял участие в межгосударственных связях. Прошедший форум был посвящен 10-летию со дня образования Арцахского инвестиционного фонда, в ходе которого были показаны результаты деятельности фонда. И надо сказать, эти результаты впечатляют. У Нагорно-Карабахской республики серьезные достижения в экономике и Инвестиционный фонд играет в этом не последнюю роль. Думаю, что этот опыт заслуживает внимания и, в какой-то мере, заимствования.
С нашей стороны мы тоже пытаемся организовать что-то подобное, но немного скромнее по объему финансирования. На будущий год, и это уже определено, открывается фонд льготного кредитования малого предпринимательства, начнется поддержка этой сферы со стороны государства. Надеюсь, что данная поддержка будет максимально эффективной. Здесь будет использован, в том числе, и опыт Инвестиционного фонда Арцаха.
Несколько примеров. Во-первых, Республика Арцах на сегодняшний день уже закрывает свои потребности в продовольственном зерне, полностью обеспечивает себя своим хлебом и более того, вывозит излишки в Армению. Кроме того, Нагорный Карабах полностью обеспечивает себя электроэнергией. Несмотря на ограниченность мощностей гидроэнергоресурсов, здесь работает 15 ГЭС, и они строят еще 3 для того, чтобы стать даже экспортёром электроэнергии. Т.е. только уже это примеры заслуживают серьезного внимания, если учитывать, что мы не вырабатываем ни одного киловатта своей электроэнергии и не выпекаем ни одного килограмма хлеба из местного продовольственного зерна. Есть что позаимствовать у Арцаха и в горнорудной промышленности. В НКР работает предприятие «BS mettals», которое перерабатывает медную руду в концентрат и вывозит ее в на экспорт сначала в Армению, а потом через Армению в Китай. Доходность этой деятельности очень высокая. Кроме того, можно отметить развитый агропромышленный комплекс, это и виноградарство, и виноделие, производство коньяков и т.д.
Наша делегация встретилась с госминистром (председатель Правительства) Араиком Арутунян, приняла участие непосредственно в форуме, в пленарном заседании. Сразу оговорюсь, какого-либо документа подписано между нашими государствами не было, т.к. в Арцахе на сегодня новое руководство и правительство, и они пока только входят в курс дела. Но есть понимание упрочения контактов, в т.ч. и в экономической сфере, несмотря на то, что и в экономической и политической сфере логистические риски очень высоки. Но, насколько я понял, руководство Республики Арцах это не смущает. Здесь готовы к сотрудничеству, открытию торговых представительств, торговых домов.
– Не могут ли возникнуть трудности из-за определенной отдаленности Южной Осетии от Арцаха в реализации различных проектов и программ?
– От сложностей никто не застрахован. К тому же на большие расстояния можно перевозить те товары, которые имеют высокий уровень добавленной стоимости и которые доступны для перевозки на длинные расстояния. Это может быть, допустим, тоже виноградарство, кроме того, в Арцахе собирают наручные часы, ювелирные изделия. Словом здесь есть определённые наработки и в дальнейшем они будут развиваться.
– Вернемся в собственные экономические реалии. Как известно, Президент поставил задачу довести доходы бюджета в этом году до миллиарда рублей. Каким образом будет решаться данная задача? За счет инвестиции или есть другие возможности?
– Прежде всего, за счет организационных мероприятий. Инвестиции это долгосрочное вложение капитала, которое может дать поступления в бюджет только по истечении инвестиционной фазы. После этого заканчиваются «налоговые каникулы» и начинаются выплаты государству.
А здесь надо искать внутренние, скрытые резервы. В частности, интенсификация работы действующих предприятий и организаций, которые могли бы отдавать в бюджет гораздо больше, чем сейчас. И эти резервы есть. Касается это, прежде всего, повышения производительности труда, и налоговой сферы. Президент отдал распоряжения в основном двум ведомствам – министерству экономического развития и Комитету по налогам и сборам. Это задания, на которые мы должны быть ориентированы. Думаю, что Южная Осетия с этим справится. Более того, те 2% доходной части бюджета, которые мы планировали направить для формирования Фонда льготного кредитования малого предпринимательства, вырастут с 17 миллионов в текущем году до 20 миллионов в 2018 году. Для кого-то это может покажется не очень большой суммой, но относительно небольшие кредиты для многих фермеров, предпринимателей являются достаточно существенными.
Думаю, что со временем мы будем только наращивать поступления в бюджет, это в наших интересах. Я считаю, что это и способ экономического выживания Алании в создавшейся ситуации. У нас какого-то другого вектора развития нет.
– Вы упомянули внутренние резервы. Насколько министерство экономики помогает малому бизнесу, чтобы этот сектор развивался?
– Со стороны данной сферы в адрес руководства исполнительной власти республики имеются нарекания, смысл которых в том, что за последние 8-9 лет из государственных средств, каких-то других фондов, не было выделено ничего. Только средства на компенсацию малому предпринимательству тех потерь, которые были понесены в войне августа 2008-го года. После этого никакого внимания данной сфере не уделялось и в настоящее время мы пытаемся эту ситуацию переломить. Министерство экономики отдает себе отчет в том, что сфера малого предпринимательства совершенно необходимый фактор экономического развития страны. Это и способ решения проблем трудоустройства и сохранение социальной стабильности и в том числе способ разгрузки государственного бюджета. Мы будем в этом направлении работать и надеюсь, что результат будет достаточно серьезный.
Мировой опыт показывает, что после серьезных катаклизмов – войн, блокад, именно сфера малого предпринимательства всегда становилась тем фактором, который помог вытащить многие страны из экономического кризиса. Нам пока, к сожалению, похвастаться особо нечем. Ресурсов у Республики до этого не было, сейчас они, надеюсь, появятся.
– Вы раньше говорили, что у министерства экономического развития есть система регулирования цен. У нас всегда повышаются цены, исходя из курса доллара. Но когда доллар возвращается на прежний уровень, то цены не меняются, наоборот, они продолжают расти.
– Надо отдавать себе отчет в том, что прежней плановой экономики в том виде, в котором она была в советский период, уже нет. Мы живем в системе экономики рыночного плана и поэтому контролировать все цены и тарифы на товары и услуги мы не можем. Цена формируется исходя из себестоимости. Значительная часть тех товаров и услуг, которые мы получаем и оплачиваем, импортируемые.Соответственно, те организации, которые сюда их поставляют, диктуют свою ценовую политику.
Мы можем регулировать некоторые стратегические тарифы. Например, на электроэнергию и газ, на продукцию местного предприятия хлебобулочных изделий. Мы также в состоянии регулировать поставки продуктов питания в детские дома, дошкольные и школьные учреждения, министерство обороны. Там мы можем относительно воздействовать на ценообразование. У нас есть в этом и полномочия, и специалисты, которые в данном направлении работают. Насколько мне известно, Парламент тоже выработал проект Закона о государственном регулировании цен и тарифов.
Но, подчеркну, мы не можемполностью контролировать все цены. Тем более, Вы сами упомянули внешние факторы, рост курса доллара и это тоже влияет на нас. В значительной мере мы сможем определять цены, когда сможем производить те продукты и услуги, которые могли бы здесь вырабатывать. Это касается и хлебобулочных изделий. Так, у нас есть примеры, когда наши фермеры выращивают великолепное по количеству и качеству зерно. Эти примеры надо поощрять и обеспечить для таких фермеров и предприятий наиболее благоприятные условия, и обеспечить им также рынок сбыта, что является для них определяющим. К примеру, к нашему зерну, которое вырастили в с. Орчосан Ленингорского района, проявили интерес итальянцы, побывавшие у нас на праздновании Дня Республики 20 сентября. Все качественные характеристики произведенного зерна им абсолютно подошли. Более того, они сказали, что это зерно самого высокого качества, и они могут использовать его для производства муки и макарон. Будет немного нелогично, если мы будем экспортерами зерна, оставаясь при этом импортерами муки. Между тем итальянцы проявили твердое намерение в будущем покупать наше зерно. Они взяли несколько проб из Ленингорского района для лабораторного анализа.
Кроме зерна мы можем заниматься производством мясной и молочной продукции, овощей, фруктов, винограда... При этом их качественные характеристики будут превосходить завозимые сюда товары. В этом случае мы можем регулировать цены посредством наших внутренних рыночных механизмов, когда мы создадим конкуренцию ввозимой продукции. Тогда цены придут в соответствие с реальными доходами населения. Это стратегическая линия, по которой мы должны идти.
– Местная продукция зачастую более дорогая, чем привозная. В этом плане что-нибудь изменится?
– Ценообразование местной продукции в значительной степени связано с ценами на ввозимую продукцию. В объемах пока наше местное производство уступает тому потоку товаров, который идет сюда. Соответственно экспортный товар имеет преимущество в цене, т.е. цена более низкая. Чтобы компенсировать свои потери, местные производители идут на повышение цен, потому что их продукции немного. Известно, что когда продукции мало, цена на нее вырастает. И здесь бессмысленно взывать к совести или патриотизму продавцов. По сути, эти производители пытаются противостоять в конкуренции с внешними товарами.
В этой ситуации многие спрашивают, почему мы не занимаемся протекционизмом, повышением внешних пошлин для ввозимых товаров. Но мы не можем себе этого позволить, пока не удостоверимся в том, что те объемы, которые производятся местными производителями, полностью удовлетворяют нужды населения. После того, как это произойдет, имеет смысл говорить об установлении таможенных пошлин на экспортный товар.
Я уверен, что мы должны идти именно по пути обеспечения себя качественными, экологически чистыми продуктами, потому что от этого зависит не только экономическое благополучие граждан Алании, но и здоровье и долголетие жителей Республики.
Надо также понимать, что приоритет при завозе на территорию Южной Осетии отдается низкой цене. А низкие цены в северо-кавказском регионе – это цены со значительными скидками и, соответственно, невысоким качеством продукции. Ну а многократные примеры поступления некачественной продукции свидетельствуют о том, что наше здоровье подвергается очень серьезным испытаниям. Поэтому я уверен, что произведенная нами продукция, если она получит доступ на рынки России, сможет там конкурировать, только в случае маркирования как «ЭКО», т.е. экологически чистая продукция, или «БИО». Сейчас получить доступ на северо-кавказские рынки при вывозе нашей продукции можно только при соблюдении качества, которое соответствует этим двум маркировкам.
…Я побывал уже и в Луганской народной республике и в Республике Арцах и могу сказать одно – в Южной Осетии многое делается не так, как надо в экономической сфере. Многое надо менять, в том числе и на уровне социального психотипа. К примеру, в Луганске создан запас зерна на 400 тысяч тонн. И в Арцахе и в Луганске реализуют промышленную высокотехнологичную продукцию. Пока мы не научимся работать, чтобы люди приходили на работу и что-то делали, производили, чтобы на выходе получалась находящая спрос продукция, пока мы не войдем в такой ритм, у нас будут сложные экономические времена. Надеюсь, что ситуация в скором времени изменится к лучшему, потому что так дальше продолжаться не может.
Мари Джиоева
Какие задачи и планы у одного из ведущих министерств страны, проблемы, образовавшиеся в результате развала Советского Союза и последствий геноцида осетинского народа на рубеже веков и, главное, как и какими способами и направлениями необходимо развивать экономику страны в эксклюзивном интервью нашей газете рассказал сам министр.
– Геннадий Герсанович, если можно, начнем наш разговор об экономическом форуме, который недавно прошел в Арцахе. Как известно, Вы тоже были его участником. Расскажите несколько подробнее о нем и какие отличительные моменты Вы бы могли выделить, отметить для нашей страны?
– Если политические контакты между Нагорным Карабахом и Республикой Южная Осетия имеют свою историю, мы обмениваемся делегациями при государственных праздниках, участвуем в мониторинге выборов, то экономический блок фактически впервые принял участие в межгосударственных связях. Прошедший форум был посвящен 10-летию со дня образования Арцахского инвестиционного фонда, в ходе которого были показаны результаты деятельности фонда. И надо сказать, эти результаты впечатляют. У Нагорно-Карабахской республики серьезные достижения в экономике и Инвестиционный фонд играет в этом не последнюю роль. Думаю, что этот опыт заслуживает внимания и, в какой-то мере, заимствования.
С нашей стороны мы тоже пытаемся организовать что-то подобное, но немного скромнее по объему финансирования. На будущий год, и это уже определено, открывается фонд льготного кредитования малого предпринимательства, начнется поддержка этой сферы со стороны государства. Надеюсь, что данная поддержка будет максимально эффективной. Здесь будет использован, в том числе, и опыт Инвестиционного фонда Арцаха.
Несколько примеров. Во-первых, Республика Арцах на сегодняшний день уже закрывает свои потребности в продовольственном зерне, полностью обеспечивает себя своим хлебом и более того, вывозит излишки в Армению. Кроме того, Нагорный Карабах полностью обеспечивает себя электроэнергией. Несмотря на ограниченность мощностей гидроэнергоресурсов, здесь работает 15 ГЭС, и они строят еще 3 для того, чтобы стать даже экспортёром электроэнергии. Т.е. только уже это примеры заслуживают серьезного внимания, если учитывать, что мы не вырабатываем ни одного киловатта своей электроэнергии и не выпекаем ни одного килограмма хлеба из местного продовольственного зерна. Есть что позаимствовать у Арцаха и в горнорудной промышленности. В НКР работает предприятие «BS mettals», которое перерабатывает медную руду в концентрат и вывозит ее в на экспорт сначала в Армению, а потом через Армению в Китай. Доходность этой деятельности очень высокая. Кроме того, можно отметить развитый агропромышленный комплекс, это и виноградарство, и виноделие, производство коньяков и т.д.
Наша делегация встретилась с госминистром (председатель Правительства) Араиком Арутунян, приняла участие непосредственно в форуме, в пленарном заседании. Сразу оговорюсь, какого-либо документа подписано между нашими государствами не было, т.к. в Арцахе на сегодня новое руководство и правительство, и они пока только входят в курс дела. Но есть понимание упрочения контактов, в т.ч. и в экономической сфере, несмотря на то, что и в экономической и политической сфере логистические риски очень высоки. Но, насколько я понял, руководство Республики Арцах это не смущает. Здесь готовы к сотрудничеству, открытию торговых представительств, торговых домов.
– Не могут ли возникнуть трудности из-за определенной отдаленности Южной Осетии от Арцаха в реализации различных проектов и программ?
– От сложностей никто не застрахован. К тому же на большие расстояния можно перевозить те товары, которые имеют высокий уровень добавленной стоимости и которые доступны для перевозки на длинные расстояния. Это может быть, допустим, тоже виноградарство, кроме того, в Арцахе собирают наручные часы, ювелирные изделия. Словом здесь есть определённые наработки и в дальнейшем они будут развиваться.
– Вернемся в собственные экономические реалии. Как известно, Президент поставил задачу довести доходы бюджета в этом году до миллиарда рублей. Каким образом будет решаться данная задача? За счет инвестиции или есть другие возможности?
– Прежде всего, за счет организационных мероприятий. Инвестиции это долгосрочное вложение капитала, которое может дать поступления в бюджет только по истечении инвестиционной фазы. После этого заканчиваются «налоговые каникулы» и начинаются выплаты государству.
А здесь надо искать внутренние, скрытые резервы. В частности, интенсификация работы действующих предприятий и организаций, которые могли бы отдавать в бюджет гораздо больше, чем сейчас. И эти резервы есть. Касается это, прежде всего, повышения производительности труда, и налоговой сферы. Президент отдал распоряжения в основном двум ведомствам – министерству экономического развития и Комитету по налогам и сборам. Это задания, на которые мы должны быть ориентированы. Думаю, что Южная Осетия с этим справится. Более того, те 2% доходной части бюджета, которые мы планировали направить для формирования Фонда льготного кредитования малого предпринимательства, вырастут с 17 миллионов в текущем году до 20 миллионов в 2018 году. Для кого-то это может покажется не очень большой суммой, но относительно небольшие кредиты для многих фермеров, предпринимателей являются достаточно существенными.
Думаю, что со временем мы будем только наращивать поступления в бюджет, это в наших интересах. Я считаю, что это и способ экономического выживания Алании в создавшейся ситуации. У нас какого-то другого вектора развития нет.
– Вы упомянули внутренние резервы. Насколько министерство экономики помогает малому бизнесу, чтобы этот сектор развивался?
– Со стороны данной сферы в адрес руководства исполнительной власти республики имеются нарекания, смысл которых в том, что за последние 8-9 лет из государственных средств, каких-то других фондов, не было выделено ничего. Только средства на компенсацию малому предпринимательству тех потерь, которые были понесены в войне августа 2008-го года. После этого никакого внимания данной сфере не уделялось и в настоящее время мы пытаемся эту ситуацию переломить. Министерство экономики отдает себе отчет в том, что сфера малого предпринимательства совершенно необходимый фактор экономического развития страны. Это и способ решения проблем трудоустройства и сохранение социальной стабильности и в том числе способ разгрузки государственного бюджета. Мы будем в этом направлении работать и надеюсь, что результат будет достаточно серьезный.
Мировой опыт показывает, что после серьезных катаклизмов – войн, блокад, именно сфера малого предпринимательства всегда становилась тем фактором, который помог вытащить многие страны из экономического кризиса. Нам пока, к сожалению, похвастаться особо нечем. Ресурсов у Республики до этого не было, сейчас они, надеюсь, появятся.
– Вы раньше говорили, что у министерства экономического развития есть система регулирования цен. У нас всегда повышаются цены, исходя из курса доллара. Но когда доллар возвращается на прежний уровень, то цены не меняются, наоборот, они продолжают расти.
– Надо отдавать себе отчет в том, что прежней плановой экономики в том виде, в котором она была в советский период, уже нет. Мы живем в системе экономики рыночного плана и поэтому контролировать все цены и тарифы на товары и услуги мы не можем. Цена формируется исходя из себестоимости. Значительная часть тех товаров и услуг, которые мы получаем и оплачиваем, импортируемые.Соответственно, те организации, которые сюда их поставляют, диктуют свою ценовую политику.
Мы можем регулировать некоторые стратегические тарифы. Например, на электроэнергию и газ, на продукцию местного предприятия хлебобулочных изделий. Мы также в состоянии регулировать поставки продуктов питания в детские дома, дошкольные и школьные учреждения, министерство обороны. Там мы можем относительно воздействовать на ценообразование. У нас есть в этом и полномочия, и специалисты, которые в данном направлении работают. Насколько мне известно, Парламент тоже выработал проект Закона о государственном регулировании цен и тарифов.
Но, подчеркну, мы не можемполностью контролировать все цены. Тем более, Вы сами упомянули внешние факторы, рост курса доллара и это тоже влияет на нас. В значительной мере мы сможем определять цены, когда сможем производить те продукты и услуги, которые могли бы здесь вырабатывать. Это касается и хлебобулочных изделий. Так, у нас есть примеры, когда наши фермеры выращивают великолепное по количеству и качеству зерно. Эти примеры надо поощрять и обеспечить для таких фермеров и предприятий наиболее благоприятные условия, и обеспечить им также рынок сбыта, что является для них определяющим. К примеру, к нашему зерну, которое вырастили в с. Орчосан Ленингорского района, проявили интерес итальянцы, побывавшие у нас на праздновании Дня Республики 20 сентября. Все качественные характеристики произведенного зерна им абсолютно подошли. Более того, они сказали, что это зерно самого высокого качества, и они могут использовать его для производства муки и макарон. Будет немного нелогично, если мы будем экспортерами зерна, оставаясь при этом импортерами муки. Между тем итальянцы проявили твердое намерение в будущем покупать наше зерно. Они взяли несколько проб из Ленингорского района для лабораторного анализа.
Кроме зерна мы можем заниматься производством мясной и молочной продукции, овощей, фруктов, винограда... При этом их качественные характеристики будут превосходить завозимые сюда товары. В этом случае мы можем регулировать цены посредством наших внутренних рыночных механизмов, когда мы создадим конкуренцию ввозимой продукции. Тогда цены придут в соответствие с реальными доходами населения. Это стратегическая линия, по которой мы должны идти.
– Местная продукция зачастую более дорогая, чем привозная. В этом плане что-нибудь изменится?
– Ценообразование местной продукции в значительной степени связано с ценами на ввозимую продукцию. В объемах пока наше местное производство уступает тому потоку товаров, который идет сюда. Соответственно экспортный товар имеет преимущество в цене, т.е. цена более низкая. Чтобы компенсировать свои потери, местные производители идут на повышение цен, потому что их продукции немного. Известно, что когда продукции мало, цена на нее вырастает. И здесь бессмысленно взывать к совести или патриотизму продавцов. По сути, эти производители пытаются противостоять в конкуренции с внешними товарами.
В этой ситуации многие спрашивают, почему мы не занимаемся протекционизмом, повышением внешних пошлин для ввозимых товаров. Но мы не можем себе этого позволить, пока не удостоверимся в том, что те объемы, которые производятся местными производителями, полностью удовлетворяют нужды населения. После того, как это произойдет, имеет смысл говорить об установлении таможенных пошлин на экспортный товар.
Я уверен, что мы должны идти именно по пути обеспечения себя качественными, экологически чистыми продуктами, потому что от этого зависит не только экономическое благополучие граждан Алании, но и здоровье и долголетие жителей Республики.
Надо также понимать, что приоритет при завозе на территорию Южной Осетии отдается низкой цене. А низкие цены в северо-кавказском регионе – это цены со значительными скидками и, соответственно, невысоким качеством продукции. Ну а многократные примеры поступления некачественной продукции свидетельствуют о том, что наше здоровье подвергается очень серьезным испытаниям. Поэтому я уверен, что произведенная нами продукция, если она получит доступ на рынки России, сможет там конкурировать, только в случае маркирования как «ЭКО», т.е. экологически чистая продукция, или «БИО». Сейчас получить доступ на северо-кавказские рынки при вывозе нашей продукции можно только при соблюдении качества, которое соответствует этим двум маркировкам.
…Я побывал уже и в Луганской народной республике и в Республике Арцах и могу сказать одно – в Южной Осетии многое делается не так, как надо в экономической сфере. Многое надо менять, в том числе и на уровне социального психотипа. К примеру, в Луганске создан запас зерна на 400 тысяч тонн. И в Арцахе и в Луганске реализуют промышленную высокотехнологичную продукцию. Пока мы не научимся работать, чтобы люди приходили на работу и что-то делали, производили, чтобы на выходе получалась находящая спрос продукция, пока мы не войдем в такой ритм, у нас будут сложные экономические времена. Надеюсь, что ситуация в скором времени изменится к лучшему, потому что так дальше продолжаться не может.
Мари Джиоева
Источник - Газета Республика.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.