Сергей Арутюнов: «Игры в «Аланию» не опасны. Но есть риск заиграться»
11 марта 2017 История [версия для печати] [читать комментарии] [размер шрифта: a- | А+] [4645 просмотров]
Сегодняшняя рубрика «Гость недели» посвящена исторической полемике, связанной с правом называться Аланией – крупнейшим некогда государством на Северном Кавказе. Эта полемика обострилась на этой неделе в связи с митингом протеста в Северной Осетии, на котором собравшиеся довольно остро реагировали на подобные попытки со стороны соседней Ингушетии. О том, почему хочется считаться наследниками Алании, какие у кого есть на это основания и какие политические последствия может иметь подобная топонимическая полемика, мы побеседует с членом-корреспондентом РАН, известным этнологом Сергеем Арутюновым.
Вадим Дубнов: В последние годы, особенно в последнее время и дни, обострилось состязание за право называться Аланией: в Ингушетии Магас назвали в честь столицы Алании, Южную Осетию тоже предлагают назвать Аланией. Почему всем так хочется быть именно Аланией и какие основания считаться Аланией у кого есть?
Сергей Арутюнов: Если бы монголы не дошли до Кавказа, если бы их где-то остановили, то сегодня на Кавказе было бы четыре нации, четыре государства. Это были бы Грузия, Армения, Азербайджан и большое государство Алания на Северном Кавказе с осетинским языком. Но история распорядилась иначе.
Вадим Дубнов: И это этнически были бы предки современных осетин?
Сергей Арутюнов: Да, это этнически были бы потомки древнейшего населения Кавказа, смешавшегося с потомками скифов и сарматов и воспринявшего их язык.
Вадим Дубнов: Т.е. аланов к сарматам вы не относите изначально…
Сергей Арутюнов: Нет, это как матрешка: вы открываете киммерийскую куклу и вынимаете оттуда скифскую куклу, потом вы открываете скифскую и вынимаете оттуда сармата, потом вы открываете сармата и вынимаете оттуда алана, потом вы открываете алана и вынимаете оттуда уж совсем маленькую последнюю куколку – осетина.
Вадим Дубнов: А какие еще «куклы» мы можем вытащить из аланов?
Сергей Арутюнов: Больше никаких, потому что, возможно, часть восточных скифов и говорили на тюркском языке, кочевники всегда смешаны – это такой котел, в нем все варится, булькает, смешивается и заново порождается.
Вадим Дубнов: Означает ли это, что вайнахи тоже имеют право считать себя аланами?
Сергей Арутюнов: Категорически нет. Вайнахи – это вайнахи. Это люди, говорящие на нахско-дагестанских языках, это коренное население Кавказа. Уже восемь тысяч лет назад большая часть территории Кавказа говорила на северокавказских языках.
Вадим Дубнов: Т.е. упрощенно можем сказать, что вайнахи – это тоже матрешка, но совершенно другая…
Сергей Арутюнов: Нет, это не матрешка, потому что это такой, достаточно целый чурбанчик, стабильный, который сохранялся, только сокращался. Вайнахи занимали всю Восточную Грузию – грузин тогда там еще не было, всю Восточную Армению, в том числе и долину Аракса, потому что есть населенные пункты, которые носят типично вайнахские названия: крупное село Малишка, Арцах – армянское название Карабаха, но оно не армянское, а доармянское, доиндоевропейское, – и масса других вещей. Прородина армян находится на слиянии Мурата и Карасу, в Восточной Анатолии, а урарты были родственники как раз вайнахов и дагестанцев.
Вадим Дубнов: Т.е. мы можем сказать все-таки, что единственными нынешними кавказцами, которые имеют право примерять к себе название Алании, получаются только осетины, или это не совсем корректно?
Сергей Арутюнов: Нет, это не совсем корректно, потому что потомками алан являются балкарцы и карачаевцы, но они очень давно перешли на тюркский язык. Смешанное, конечно, там было население, но я думаю, что уже примерно тысячу лет тому назад и восточно-иранская, т.е. иронская или какая-то аланская речь, она же протоосетинская речь уже не звучала, а звучала в основном тюркская. Когда говорят: «Эй, дружище!», или когда по-грузински говорят: «Кацо», что означает просто «человек», «человече», так вот карачаевцы друг друга окликают: «Эй, алан!».
Вадим Дубнов: Черкесы имеют такое право?
Сергей Арутюнов: Нет, черкесы гораздо древнее. Черкесы существовали в бассейне Кубани, вообще на всем Северо-Восточном Кавказе до того, как там появились предки алан.
Вадим Дубнов: Тогда переходим ко второй части вопроса: почему так хочется быть Аланией?
Сергей Арутюнов: Потому что есть прекрасная книга Владимира Александровича Кузнецова «Очерки истории алан», и эта книга показывает, что аланы занимали весь Северный Кавказ, значительную часть, в свое время, Украины, до того, как там появились славяне. И одновременно с ранними славянами, в раннем Средневековье, значительную часть Европы. Во Франции 30 городов, которые имеют в своем названии корень «алан», и наиболее известен из них Алансон. Имя актера Алена Делона, наверное, вам известно, так вот его называют Аленом, потому что у европейцев сохраняется память, значительную роль в формировании которой у их предков тысячу или даже полторы тысячи лет тому назад играли аланы.
Вадим Дубнов: Аллен Даллес и Эдгар (Аллан) По из этого ряда?
Сергей Арутюнов: Эдгар Аллан По, конечно, из этого ряда. Алан-Ален – это все имена, восходящие к аланам. Есть книга, которая утверждает, что в формировании тех королей, которые дошли до нас в преданиях о рыцарях Круглого стола короля Артура, было не только кельтское участие и, может быть, даже не столько кельтское участие, сколько главное участие принимали аланы. Ну, какое-то, несомненно, принимали.
Вадим Дубнов: Насколько безобидной может быть такая игра в политическую топонимику?
Сергей Арутюнов: Понимаете, политические игры никогда не бывают безобидны. Надо отделять зерно исторической истины от обильной шелухи политических игр вокруг этого зерна.
Вадим Дубнов: Вот сейчас Южная Осетия пытается стать Аланией, Северная Осетия давно…
Сергей Арутюнов: Южная Осетия, так же как и Северная Осетия, поскольку они населены осетинами, говорящими на иронском языке, бесспорно, являются наследниками алан. Но, повторяю, наследниками алан являются балкарцы и карачаевцы тоже. Это, по существу, один народ, но все-таки именно у карачаевцев сохранилось больше памяти – на территории Карачаево-Черкесской Республики есть ряд крепостей и храмов, которым тысяча и более лет, но которые, в общем, конечно, аланские. Есть один бесспорный памятник, правда, чеченцы и ингуши утверждают, что надпись на этом памятнике можно и по-чеченски прочитать. Но это ненаучно. Где-то в районе Зеленчука обнаружен был этот памятник – каменный столб, на котором надпись греческими буквами, очень похожими, кстати, на кириллицу, на русские буквы. Надпись эта легко читается, и, конечно, эта надпись на языке, который можно назвать древнеосетинским, а можно назвать и аланским языком. Эта надпись на аланском языке.
Вадим Дубнов: Какие политические последствия, по-вашему, могут иметь эти топонимические претензии?
Сергей Арутюнов: Пока Ингушетией руководит такой человек, как (Юнус-Бек) Евкуров, человек достаточно трезвый и, в общем-то, с благими намерениями, которые, в отличие от многих других благих намерений, дорогу в ад, пожалуй, не мостят, а мостят дорогу к достаточно здоровому будущему. Я думаю, что эти игры в алан неопасны. Конечно, они, как любые игры, могут, заигравшись, доиграться до всякой беды. На это должны быть какие-то все-таки политики – трезвые и в меру честные, которые бы остановили… Ну, совсем честных политиков просто не бывает – политика сама по себе не очень честное занятие, но есть какая-то мера. Так вот, по-моему, эта мера пока соблюдается, и особой опасности здесь нет.
Вадим Дубнов
http://www.ekhokavkaza.com/a/28362665.html
Вадим Дубнов: В последние годы, особенно в последнее время и дни, обострилось состязание за право называться Аланией: в Ингушетии Магас назвали в честь столицы Алании, Южную Осетию тоже предлагают назвать Аланией. Почему всем так хочется быть именно Аланией и какие основания считаться Аланией у кого есть?
Сергей Арутюнов: Если бы монголы не дошли до Кавказа, если бы их где-то остановили, то сегодня на Кавказе было бы четыре нации, четыре государства. Это были бы Грузия, Армения, Азербайджан и большое государство Алания на Северном Кавказе с осетинским языком. Но история распорядилась иначе.
Вадим Дубнов: И это этнически были бы предки современных осетин?
Сергей Арутюнов: Да, это этнически были бы потомки древнейшего населения Кавказа, смешавшегося с потомками скифов и сарматов и воспринявшего их язык.
Вадим Дубнов: Т.е. аланов к сарматам вы не относите изначально…
Сергей Арутюнов: Нет, это как матрешка: вы открываете киммерийскую куклу и вынимаете оттуда скифскую куклу, потом вы открываете скифскую и вынимаете оттуда сармата, потом вы открываете сармата и вынимаете оттуда алана, потом вы открываете алана и вынимаете оттуда уж совсем маленькую последнюю куколку – осетина.
Вадим Дубнов: А какие еще «куклы» мы можем вытащить из аланов?
Сергей Арутюнов: Больше никаких, потому что, возможно, часть восточных скифов и говорили на тюркском языке, кочевники всегда смешаны – это такой котел, в нем все варится, булькает, смешивается и заново порождается.
Вадим Дубнов: Означает ли это, что вайнахи тоже имеют право считать себя аланами?
Сергей Арутюнов: Категорически нет. Вайнахи – это вайнахи. Это люди, говорящие на нахско-дагестанских языках, это коренное население Кавказа. Уже восемь тысяч лет назад большая часть территории Кавказа говорила на северокавказских языках.
Вадим Дубнов: Т.е. упрощенно можем сказать, что вайнахи – это тоже матрешка, но совершенно другая…
Сергей Арутюнов: Нет, это не матрешка, потому что это такой, достаточно целый чурбанчик, стабильный, который сохранялся, только сокращался. Вайнахи занимали всю Восточную Грузию – грузин тогда там еще не было, всю Восточную Армению, в том числе и долину Аракса, потому что есть населенные пункты, которые носят типично вайнахские названия: крупное село Малишка, Арцах – армянское название Карабаха, но оно не армянское, а доармянское, доиндоевропейское, – и масса других вещей. Прородина армян находится на слиянии Мурата и Карасу, в Восточной Анатолии, а урарты были родственники как раз вайнахов и дагестанцев.
Вадим Дубнов: Т.е. мы можем сказать все-таки, что единственными нынешними кавказцами, которые имеют право примерять к себе название Алании, получаются только осетины, или это не совсем корректно?
Сергей Арутюнов: Нет, это не совсем корректно, потому что потомками алан являются балкарцы и карачаевцы, но они очень давно перешли на тюркский язык. Смешанное, конечно, там было население, но я думаю, что уже примерно тысячу лет тому назад и восточно-иранская, т.е. иронская или какая-то аланская речь, она же протоосетинская речь уже не звучала, а звучала в основном тюркская. Когда говорят: «Эй, дружище!», или когда по-грузински говорят: «Кацо», что означает просто «человек», «человече», так вот карачаевцы друг друга окликают: «Эй, алан!».
Вадим Дубнов: Черкесы имеют такое право?
Сергей Арутюнов: Нет, черкесы гораздо древнее. Черкесы существовали в бассейне Кубани, вообще на всем Северо-Восточном Кавказе до того, как там появились предки алан.
Вадим Дубнов: Тогда переходим ко второй части вопроса: почему так хочется быть Аланией?
Сергей Арутюнов: Потому что есть прекрасная книга Владимира Александровича Кузнецова «Очерки истории алан», и эта книга показывает, что аланы занимали весь Северный Кавказ, значительную часть, в свое время, Украины, до того, как там появились славяне. И одновременно с ранними славянами, в раннем Средневековье, значительную часть Европы. Во Франции 30 городов, которые имеют в своем названии корень «алан», и наиболее известен из них Алансон. Имя актера Алена Делона, наверное, вам известно, так вот его называют Аленом, потому что у европейцев сохраняется память, значительную роль в формировании которой у их предков тысячу или даже полторы тысячи лет тому назад играли аланы.
Вадим Дубнов: Аллен Даллес и Эдгар (Аллан) По из этого ряда?
Сергей Арутюнов: Эдгар Аллан По, конечно, из этого ряда. Алан-Ален – это все имена, восходящие к аланам. Есть книга, которая утверждает, что в формировании тех королей, которые дошли до нас в преданиях о рыцарях Круглого стола короля Артура, было не только кельтское участие и, может быть, даже не столько кельтское участие, сколько главное участие принимали аланы. Ну, какое-то, несомненно, принимали.
Вадим Дубнов: Насколько безобидной может быть такая игра в политическую топонимику?
Сергей Арутюнов: Понимаете, политические игры никогда не бывают безобидны. Надо отделять зерно исторической истины от обильной шелухи политических игр вокруг этого зерна.
Вадим Дубнов: Вот сейчас Южная Осетия пытается стать Аланией, Северная Осетия давно…
Сергей Арутюнов: Южная Осетия, так же как и Северная Осетия, поскольку они населены осетинами, говорящими на иронском языке, бесспорно, являются наследниками алан. Но, повторяю, наследниками алан являются балкарцы и карачаевцы тоже. Это, по существу, один народ, но все-таки именно у карачаевцев сохранилось больше памяти – на территории Карачаево-Черкесской Республики есть ряд крепостей и храмов, которым тысяча и более лет, но которые, в общем, конечно, аланские. Есть один бесспорный памятник, правда, чеченцы и ингуши утверждают, что надпись на этом памятнике можно и по-чеченски прочитать. Но это ненаучно. Где-то в районе Зеленчука обнаружен был этот памятник – каменный столб, на котором надпись греческими буквами, очень похожими, кстати, на кириллицу, на русские буквы. Надпись эта легко читается, и, конечно, эта надпись на языке, который можно назвать древнеосетинским, а можно назвать и аланским языком. Эта надпись на аланском языке.
Вадим Дубнов: Какие политические последствия, по-вашему, могут иметь эти топонимические претензии?
Сергей Арутюнов: Пока Ингушетией руководит такой человек, как (Юнус-Бек) Евкуров, человек достаточно трезвый и, в общем-то, с благими намерениями, которые, в отличие от многих других благих намерений, дорогу в ад, пожалуй, не мостят, а мостят дорогу к достаточно здоровому будущему. Я думаю, что эти игры в алан неопасны. Конечно, они, как любые игры, могут, заигравшись, доиграться до всякой беды. На это должны быть какие-то все-таки политики – трезвые и в меру честные, которые бы остановили… Ну, совсем честных политиков просто не бывает – политика сама по себе не очень честное занятие, но есть какая-то мера. Так вот, по-моему, эта мера пока соблюдается, и особой опасности здесь нет.
Вадим Дубнов
http://www.ekhokavkaza.com/a/28362665.html
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.